Российско-украинские отношения на современном этапе | Русин. 2015. № 4 (42).

Российско-украинские отношения на современном этапе

В статье анализируется состояние российско-украинских отношений. Авторы убеждены, что главным условием стабильного развития Украины являются добрососедские отношения с Россией, которой страна обязана своей территорией и суверенитетом. Вместе с тем авторы отмечают, что с первых дней независимости в 1991 г. украинская правящая элита взяла курс на свертывание связей с Россией и дискриминацию русских на Украине. Этот политический курс, диктуемый националистами, привел к современному кризису украинской государственности и экономики, гражданской войне в Донбассе, потере Крыма. Русские осуществляют свое право уйти из Украины со своей землей. Существенную роль в этом играет политика США, использующих Украину для ослабления геополитического положения России.

Modern relations between Russia and Ukraine.pdf Славянская общность сейчас объединяется только на этническом языковом принципе. Конфессионально и культурно-исторически славяне разделены и образуют 12 государств, имея крупные диаспоры в странах Европы, Азии, Америки и Австралии. Большая часть славян ранее объединялась в рамках Российской империи (позднее - Советского Союза и созданного им после Второй мировой войны социалистического лагеря), они успешно противостояли экспансии Запада. СССР осуществил мечту Н.К. Леонтьева о Великой Македонии во главе с Россией. С распадом СССР и мировой системы социализма исчезло и славянское единство. Сейчас реально нельзя говорить даже о единстве восточных славян (русских), которые являются наследниками Древнерусского государства и основным населением России, Белоруссии и Украины. Решающими для судеб СНГ и славянского единства являются отношения России и Украины (Зиновьев 2000; Зиновьев 2004; Зиновьев, Троицкий 2009; Зиновьев, Суляк 2015). Отношения эти далеко не просты. С одной стороны, Украина обязана прежнему союзу с Россией своей нынешней территорией и статусом европейской державы, с другой стороны, никак не может пережить припадок русофобии, связанный с вновь обретенной незалежностью. Украина - страна с мерцающим суверенитетом, поэтому правящая элита весьма болезненно относится к покушениям на недавно обретенную самостийность. На самом деле южные русские, включенные в Русско-Литовское княжество в XIV в., а с XVI в. - в Речь Посполитую, смогли заявить о политической самостоятельности в середине XVII в., но Богдан Хмельницкий был вынужден тогда просить защиты у Москвы. Великое княжество русское - так тогда называлась Малороссия - после Переяславской Рады 1654 г. возвращалось затем в Речь Посполитую, признавало себя частью Османской империи, вновь подчинялось Москве, делилось между Москвой, турками и поляками. При Петре I И. Мазепа пытался опереться в борьбе за независимость на шведскую помощь. Екатерина II окончательно ликвидировала малороссийскую автономию в 1764 г. Новый проблеск надежды для украинской независимости (сам термин Украина стал употребляться для обозначения Малороссии и Галиции украинофилами в середине XIX в.) связан с революцией 1917 г. и гражданской войной. На территории современной Украины возникло множество государственных образований, существовавших от нескольких дней до нескольких месяцев: Западно-Украинская Народная Республика, Донецко-Криворожская советская республика, Одесские советская, а затем - народная республика, Крымские республики, Украинская Народная Республика, Украинская Советская Республика, Украинская Народная Республика Советов и т. д. В 1922 г. Украинская Советская Социалистическая Республика, одна оставшаяся после гражданской войны, вошла в СССР. В ее состав большевики включили не только коренные малороссийские земли, но и юг России - Екатеринославскую, Харьковскую, Херсонскую, Одесскую губернии, часть Таврической и часть Области Войска Донского. Перед Второй мировой войной добавили к ним Южную Бессарабию, Буковину, Галицию и Волынь, а после войны - Закарпатскую область. В 1954 г., видимо, в знак вечной дружбы, луганский выходец Н.С. Хрущев презентовал Украине с широкого плеча Крым. Современная Украина заявила о независимости 24 августа 1991 г., а в декабре 1991 г. стала независимой реально, уйдя в свободное плавание вместе с русскими землями и русским населением на юге и востоке, с русинским западом, болгарской Бессарабией. Современная Украина, как и Украина XVII в., вновь колеблется в выборе исторического партнера: Россия или Запад? Правящая политическая элита склонилась к союзу с США, НАТО и ЕС, где можно получить кредиты, технологии и гарантии безопасности от России. Однако проводить откровенно прозападную политику президентам Украины не давали экономическая зависимость от России и прорусские симпатии электората востока и юга Украины. Кандидаты в президенты Украины спекулировали на прорусских настроениях во время президентских выборов и проводили прозападную политику в случае их избрания. Это обычная ситуация в странах со значительным процентом русского населения (Молдова, Казахстан, Украина). Отсутствие взаимопонимания между украинским и российским руководством привело к ослаблению геополитических позиций обоих стран. Это происходило на фоне возрастающей агрессивности внешнеполитического курса США, стремящихся извлечь максимум дивидендов из современного геополитического расклада. В отношениях с Россией Украина ведет себя примерно так же, как Мексика с США: экономическая зависимость, требование преференций в сочетании с постоянными обвинениями в империализме. Украинская экономика зависит от поставок российских энергоносителей и комплектующих в машиностроении. Однако украинское руководство из политических соображений взяло курс на сокращение связей с российской экономикой. В 1994 г. Украина вышла из единой энергосистемы, затем отказалась войти в Таможенный союз и ввела пошлины на российские товары, ограничила инвестиционную деятельность российских компаний на Украине. Обычным делом стал отбор газа при его транзите через Украину, отказ платить по счетам. В апреле 2000 г. во время визита В.В. Путина в Киев президент Украины Л.Д. Кучма был вынужден признать, что украинские организации воровали российский газ, который транзитом идет в Европу. Виновной в этом была объявлена бывший вице-премьер Ю.В. Тимошенко. Только под угрозой постройки газопровода в обход Украины удалось договориться о создании для реконструкции и эксплуатации транзитных газопроводов Украины акционерного общества со смешанным российско-украинским капиталом. В январе 2003 г. государственная компания «Нафтогаз Украины» и российская компания «Газпром» в Киеве зарегистрировали консорциум по управлению газотранспортной сетью Украины в форме общества с ограниченной ответственностью. В последние годы пребывания у власти правительство Кучмы пошло на более тесное экономическое сотрудничество с РФ. В феврале 2003 г. на встрече в Москве президенты России, Украины, Белоруссии и Казахстана заявили о начале переговоров по формированию Единого экономического пространства и намерении создать четырехстороннее интеграционное объединение. Администрации Кучмы удавалось балансировать между Западом и Россией. Новый украинский президент В.А. Ющенко объявил об ориентации на США и ЕС. Основным приоритетом внешней политики стала евроатлантическая интеграция (Арель 2005). Хотя первый после избрания визит В.А. Ющенко нанес в Москву, это не спасло российско-украинские отношения от похолодания. Киев свернул участие в переговорах о формировании Единого экономического пространства, усилились ограничения в отношении российских инвестиций, застопорилось создание консорциума по совместному управлению газопроводами. В начале января 2006 г., ввиду отказа Украины заключать новый договор на поставки российского газа и оплачивать их по более высокой цене, «Газпром» прекратил поставки газа Украине. В ответ последняя начала отбирать часть газа, предназначенного для европейских потребителей. Конфликт был разрешен созданием на паритетных началах акционерного общества «РосУкрЭнерго», которое стало поставлять Украине газ из центральноазиатских стран по 95 долл. за тысячу кубометров, тогда как цена, установленная «Газпромом», составляла 230 долл. за тысячу кубометров. В начале 2008 г. отношения в газовой сфере вновь обострились в связи с отказом правительства Ю.В. Тимошенко как от посредничества «РосУкрЭнерго», так и от закупок газа по цене, установленной «Газпромом». Подписанный в итоге с Украиной газовый контракт 2009 г. был, по мнению оппозиции, невыгодным, и когда к власти в 2010 г. пришел В.Ф. Янукович, он отдал Ю. Тимошенко под суд. На этом фоне Россия была вынуждена построить газопроводы в обход Украины. «Северный поток» по дну Балтийского моря до Германии проектировался и строился с 1997 по 2012 г. В 2015 г. Россия и Турция достигли предварительной договоренности о строительстве газопровода «Турецкий поток» по дну Черного моря, который практически лишит Украину транзитного значения. Проблемой, отравляющей отношения между двумя странами, является также статус русского языка на Украине. Сокращение образования и телерадиовещания на русском языке вызывает протест русских и негативную реакцию российской общественности, что не может не сказываться на взаимоотношениях сторон. Не способствуют улучшению отношений и практика притеснения Украинской православной церкви Московского патриархата, которую проводят официальные власти. Несмотря на подписание в январе 2003 г. российско-украинского договора о границе, неразделенной остается акватория Азовского моря. Важным полем сотрудничества и соперничества Москвы и Киева была военно-политическая сфера. Украина - первая страна в СНГ, которая после провозглашения независимости стала создавать национальные вооруженные силы. В 2007 г. их численность составляла около 225 тыс. чел., в 2011 г. - 143 тыс. чел. Гражданская война продемонстрировала низкую боеспособность этой армии. В 2015 г. Верховная Рада Украины приняла закон об увеличении численности вооруженых сил до 250 тыс. чел. (Poroshenko). После провозглашения независимости Украина потребовала от Москвы передать ей часть бывшего советского Черноморского флота, что привело к обострению двусторонних отношений. Недальновидные решения 1991-1992 гг. об установлении отношений с Украиной и о признании ее территориальной целостности без учета особого статуса Севастополя и Крыма сделали флот украинским по месту дислокации. Претензии России на флот обострили вопрос о юридическом статусе Севастополя и о законности передачи Крыма Украине в 1954 г. Конфликт вызвал всплеск эмоций у националистов обеих стран. «Игры патриотов» затянули решение вопроса, хотя верное направление было нащупано еще в 1992 г., когда на встрече в Дагомысе Б.Н. Ельцин и Л.М. Кравчук пришли к выводу о необходимости раздела флота. Россия твердо придерживалась ранее заявленного принципа территориальной целостности Украины, несмотря на серьезные дискуссии в парламенте и в СМИ. В июне 1995 г. в Сочи был парафирован договор о разделе флота. Однако под давлением националистов Л.М. Кучма отозвал подпись уже на следующий день. Понадобилось еще два года переговоров для заключения соглашения 0 разделе и базировании флота. 31 мая 1997 г. был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной. Перед этим, 28 мая, председатели правительств В.С. Черномырдин и П.И. Лазаренко подписали десять соглашений о параметрах раздела флота, статусе и условиях пребывания российского Черноморского флота на территории Украины, о взаиморасчетах, связанных с разделом флота и его пребыванием в Украине. По этим соглашениям Черноморский флот России получил три бухты - Севастопольскую, Казачью, Карантинную и часть Стрелецкой бухты, а также береговую инфраструктуру в аренду на 20 лет. Помимо севастопольских объектов, были арендованы испытательный центр в Феодосии, десантный полигон, два военных аэродрома, объекты в Черноморске, Карадаге, Прибрежном - всего 1 020 военных объектов. Стоимость аренды за 20 лет составила в итоге 2,5 млрд долл. При долге Украины за энергоносители в 3 млрд долл. Киев фактически обменял Севастополь на долги (Экономика 1997). Соглашения вызвали противодействие как в Верховной Раде, где Кучму обвинили в уступках Москве, так и в российском парламенте (Государственная дума ратифицировала соглашения только в декабре 1998 г., Совет Федерации - в марте 1999 г.). Администрация В.А. Ющенко дала понять, что не хотела бы видеть Черноморский флот России в Севастополе по истечении срока соглашения в 2017 г. Избрание президентом В.Ф. Януковича, казалось, позволило найти долгосрочное решение проблемы. В апреле 2010 г. в Харькове было подписано двустороннее Соглашение по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на Украине, предусматривавшее продление срока действия Соглашения 1997 г. до 2042 г. в обмен на снижение Россией цены на газ для Украины на 100 долл. за 1 000 кубометров (Соглашение). В апреле 2014 г., в связи с возвращением Крыма в состав России, Харьковское соглашение было денонсировано. Важным внешнеполитическим приоритетом Украины являются отношения со странами Европы и США, с НАТО и Европейским союзом. Цель Запада - не допустить возвращения Украины в сферу влияния России, что существенно упрочило бы геостратегические позиции РФ. В 1992-1993 гг. США главное внимание уделяли ядерному разоружению Украины. В соответствии с соглашениями между США, Россией и Украиной с территории страны было вывезено в Россию сначала тактическое, а затем и стратегическое ядерное оружие. Вывоз ядерного оружия был завершен к середине 1996 г. Украина стала активным участником программы НАТО «Партнерство во имя мира» (май 1994 г.). Администрация Кучмы стремилась к соблюдению баланса в отношениях с Россией и НАТО. Заключив с Россией Договор о дружбе и сотрудничестве и Соглашение об аренде Севастополя в конце мая 1997 г., президент Кучма уже 9 июля подписал Хартию об особом партнерстве с НАТО. Украина участвовала в миротворческой операции в Боснии, в Силах по стабилизации Косово, поддержала агрессию США в Ираке, сейчас украинский контингент находится в Афганистане. В 1999 г. во время операции НАТО против Югославии Украина отказалась допустить переброску российского контингента в Югославию до достижения соглашения России с Североатлантическим альянсом. Осудив бомбардировки Югославии, украинская дипломатия безуспешно пыталась сыграть посредническую роль в разрешении конфликта на Балканах. Украинские власти при В.А. Ющенко фактически отказались от политики лавирования, проводившейся Л.Д. Кучмой, и развернули внешнюю политику страны в сторону Запада. В апреле 2005 г. отношения между НАТО и Украиной вступили в стадию «интенсифицированного диалога». В декабре 2007 г. президент, премьер-министр и председатель Верховной Рады Украины направили руководству НАТО письмо с предложением перевести отношения с Украиной в стадию Плана действий по членству в НАТО. В феврале 2008 г. сенат Конгресса США принял резолюцию в поддержку присоединения Украины к этому плану. Однако в украинской политической элите не было единства по вопросу о членстве в Североатлантическом альянсе. Партия регионов настаивала на том, чтобы вопрос о присоединении к НАТО решался всенародным референдумом, а опросы общественного мнения показывали, что большинство населения не поддерживало эту идею. В самом Североатлантическом альянсе ряд стран, прежде всего Франция и Германия, считали преждевременным начало процесса присоединения Украины к блоку. В итоге на саммите НАТО в апреле 2008 г. было обещано, что в будущем Украина станет членом альянса, но решение о Плане действий принято не было. Администрация В. Януковича законодательно зафиксировала вне-блоковый статус Украины. При новых киевских властях этот закон был отменен, а сотрудничество с НАТО с целью достижения критериев членства в данной организации было официально объявлено основным принципом украинской внешней политики (Верховная Рада). Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Украиной вступило в силу в марте 1998 г. Попытки Украины добиться от ЕС установления даты начала переговоров о вступлении в ЕС не принесли результата. Как и другим соседним с Евросоюзом странам, Украине было предложено только участие в политике добрососедства, не сулящей перспектив присоединения к ЕС. После вступления Украины во Всемирную торговую организацию в феврале 2008 г. ЕС и Украина начали переговоры о заключении Соглашения об ассоциации. Правительство В. Януковича до ноября 2013 г. продолжало следовать курсом на сближение с ЕС, хотя выдвинутые Брюсселем условия экономически были невыгодны для Украины. Еще один важный приоритет в политике Украины - отношения со странами СНГ, особенно с теми из них, которые являются поставщиками энергоресурсов. В рамках СНГ она не участвует в большинстве соглашений и предпочитает двусторонние договоренности. В экономическом плане Украина стремилась создать блок стран, которые смогли бы обеспечить ее энергоносителями в обход России. Украина стала лидером блока ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова), поддерживаемого Соединенными Штатами. В мае 2005 г. состоялся саммит ГУАМ в Кишиневе, на котором В.А. Ющенко сделал амбициозную заявку на превращение Украины в регионального лидера и экспорт демократии в другие страны. В декабре 2005 г. в Киеве состоялась первая встреча в верхах Сообщества демократического выбора - объединения девяти стран Балто-Черноморского региона, призванного «поддерживать распространение демократических ценностей и стандартов» (Корреспондент.нет). Сейчас ГУАМ существует только на бумаге: встречи на высшем уровне не проводились с 2008 г. Нельзя, однако, исключить, что организация будет реанимирована (возможно, без участия Азербайджана) для реализации планов сдерживания России. Непоследовательная политика украинского руководства не снимала противоречия внутри страны и в отношениях с Россией, а их накапливала. Перетягивание украинского каната Россией и Европейским союзом при провокационной позиции США кончилось политическим кризисом на Украине в конце 2013 г. После заявления руководства России о предоставлении кредита Украине в 15 млрд долл. (реально было выделено 3 млрд долл.) и неожиданного для Брюсселя и украинских оппозиционных сил отказа В. Януковича подписать Соглашение об ассоциации с ЕС на саммите в Вильнюсе в ноябре 2013 г. (формально со стороны Украины речь шла не об отказе, а об отсрочке) стало понятно, что чаша весов в борьбе за влияние на Киев склоняется в сторону России. Именно тогда Госдепартамент США, сыграв на накопившемся в украинском обществе раздражении коррумпированностью и неэффективностью правительства Януковича, включил машину «цветной революции», начались беспорядки в Киеве, закончившиеся бегством и отставкой В. Януковича и узурпацией власти коалицией проамериканских и крайне националистических политических сил 22 февраля 2014 г. Это привело к гражданской войне в Донбассе, переходу Крыма в Россию. Русские на Украине воспользовались правом уйти со своей землей. Гражданский конфликт на Украине изображается западной и украинской прессой, российской оппозицией как российская агрессия. Позиция России такова: это внутренний конфликт на Украине, но геноцида и ущемления прав русского населения она не допустит. Официально оказывается только гуманитарная помощь, но добровольцы через границу пропускаются. Украинские власти взяли курс на сворачивание любых связей с Россией, вытеснение русского языка, на террор против политической оппозиции и повстанцев. В мае 2014 г. новым президентом Украины был избран крупный бизнесмен П.А. Порошенко, занимавший высокие посты и в администрации В. Януковича, и в администрации В. Ющенко. На общем фоне националистической вакханалии П.А. Порошенко являлся наиболее умеренным и трезво мыслящим кандидатом, фигурой, олицетворяющей наименьший общий знаменатель интересов России и ЕС. Российское руководство признало легитимность администрации Порошенко. П.А. Порошенко вынужден делить реальную власть на Украине с рядом олигархов и политических фигур, напрямую зависимых от Вашингтона, прежде всего с премьер-министром А. Яценюком. Администрация Порошенко - Яценюка подписала в 2014 г. многострадальное Соглашение об ассоциации с ЕС, но вступление в силу экономической части документа, предусматривающей создание «глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли между ЕС и Украиной», было отложено до 2016 г. Россия неоднократно заявляла, что введение в действие этого документа приведет к отмене режима свободной торговли между Россией и Украиной (Медведев). Ведущиеся в Брюсселе по этой проблеме консультации между ЕС, Россией и Украиной пока не дали результатов. В геополитическом плане конфликт на Украине - серьезная победа США, которым удалось зажечь войну у границ России, внести раскол между Россией и Евросоюзом, ввести санкции против России. Против России сейчас ведется так называемая гибридная война - сочетание экономических, политических, идеологических, информационных действий, цель которых - свержение существующей власти. Россия и Европейский союз несут серьезные экономические и политические потери. США также заставляют Европу расплачиваться за сирийский кризис, агрессию НАТО в Ливии и Ираке, адаптироваться к нашествию мигрантов с Ближнего Востока. Украинское население находится под мощным прессом националистической пропаганды и террора, а сама Украина - под властью конкурирующих олигархических группировок, общие рамки соперничества которых определяются в Вашингтоне. Украинская экономика -на грани коллапса, а страна - на грани распада,так как Украина нарушила главное условие своего существования как государства -поддержание отношений добрососедства и сотрудничества с Россией. Выход из ситуации, на наш взгляд, связан только с изменением политических настроений на Украине, приходом к власти национально ориентированной части украинской элиты. Именно в этом направлении должны работать информационная машина и дипломатия России - твердо, но осмотрительно, не задевая национальной гордости украинцев и стараясь не переводить политические противоречия в плоскость отношений между народами.

Ключевые слова

Россия, Украина, национализм, кризис, дипломатические отношения, Russia, Ukraine, nationalism, crisis, diplomatic relations

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Зиновьев Василий ПавловичТомский государственный университетдоктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории, декан исторического факультетаvpz@tsu.ru
Троицкий Евгений ФлорентьевичТомский государственный университетдоктор исторических наук, профессор кафедры мировой политики исторического факультетаeft@rambler.ru
Всего: 2

Ссылки

Арель 2005 - Арель Д. Украина выбирает Запад, но без Востока // Pro et Contra. 2005. № 1. С. 39-51.
Верховная Рада - Верховная Рада отменила внеблоковый статус Украины. URL: http://www.bbc.com/russian/international/2014/12/141223_ukraine_ nato_status (дата обращения: 2.10.2015).
Зиновьев 2000 - Зиновьев В.П. Славянское единство и судьбы СНГ // Славянское единство. Международная научная конференция, посвященная 2000-летию Рождества Христова: тез. докл. и сообщ. Омск, 2000. С. 25-29.
Зиновьев 2004 - Зиновьев В.П. Страны СНГ и Балтии: учеб. пособие. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. С. 118-133.
Зиновьев, Троицкий 2009 - Зиновьев В.П, Троицкий Е.Ф. Страны СНГ и Балтии: учеб. пособие. 2-е изд., доп. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009. С. 141-160.
Зиновьев, Суляк 2015 - Зиновьев В.П, Суляк С.Г. Российский патриотизм сегодня // Русин. 2015. № 2 (40). С. 7-20.
Корреспондент.нет - Корреспондент.нет. 2005. 2 дек. URL: http:// correspondent.net/Ukraine/politics/137935 (дата обращения: 2.10.2015).
Медведев - Медведев: Россия отменит режим свободной торговли с Украиной. URL: http://regnum.ru/news/economy/1981201.html (дата обращения: 2.10.2015).
Соглашение - Соглашение по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины. URL: http://www.unian.net/ politics/352205-soglashenie-po-voprosam-prebyivaniya-chf-rf-na-territorii-ukrainyi-tekst.html (дата обращения: 2.10.2015).
Экономика 1997 - Экономика и политика России и государств Ближнего Зарубежья. М., 1997. Июнь. С. 18-22.
Poroshenko - Poroshenko Signs Law to Increase Size of Ukraine's Army to 250,000 Men. URL: http://www.unian.info/politics/1059739-poroshenko-signs-law-to-increase-size-of-ukraines-army-to-250000-men.html (дата обращения: 2.10.2015).
 Российско-украинские отношения на современном этапе | Русин. 2015. № 4 (42).

Российско-украинские отношения на современном этапе | Русин. 2015. № 4 (42).