Рецензия на книгу В.В. Василика «Церковь и империя в византийских церковно-поэтических памятниках» (СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2016. 640 с.) | Русин. 2016. № 3 (45). DOI: 10.17223/18572685/45/18

Рецензия на книгу В.В. Василика «Церковь и империя в византийских церковно-поэтических памятниках» (СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2016. 640 с.)

В рецензии рассматривается содержание работы санкт-петербургского историка В.В. Василика «Церковь и империя в византийских церковно-поэтических памятниках». В монографии исследуются церковно-поэтические тексты конца I - X в. Ставится проблема историзма в византийской гимнографии, описываются разные стороны жизни церкви и империи. Работа состоит из двух частей: «Отражение церковной жизни в византийской гимнографии» и «Отражение жизни Византийской империи и византийского общества в восточнохристианских поэтических памятниках». В последней автор проводит параллели с Древней Русью. Он сравнивает двух реформаторов церкви - св. Константина и св. Владимира, храм св. Апостолов и Десятинную церковь.

Review: Vasilik V.V. The church and empire in the byzantine ecclesiastic poetry. St. Petersburg: ALETEYYA, 2016. 640 p.pdf Книга В.В. Василика «Церковь и империя в византийских церков-но-поэтических памятниках», изданная в этом году издательством «Алетейя», является, безусловно, значимым событием в современной византинистике - и не только в литургических и богословских, но и в исторических исследованиях, хотя бы в силу того факта, что подобного монографического исследования нет ни на русском, ни на других языках. Она аккумулирует его труды более чем за десятилетний период и является своего рода новым словом в исследовании византийской церковной поэзии. Конечно, вспоминаются труды его предшественников - Аверинцева (Аверинцев 1977; Аверинцев 1988), Веллеша (Wellesz 1961), Митцакиса (Мптоак^д 1986). Русскому читателю особо близки труды С.С. Аверинцева, чьим учеником считает себя автор (Василик 2006: 4). Именно Аверинцеву он стремится подражать как в методологии, так и в переводческом мастерстве. И все же здесь ощущается разница времен и разница подходов. Во-первых, отпадает необходимость эзопова языка и бытия «между изъяснением и прикровением», согласно удачному выражению того же Аверинцева (Аверин-цев 1983: 223). Во-вторых, может быть, мы не увидим у Василика столь широких параллелей с новой европейской немецкой культурой и философией, как у С.С. Аверинцева, зато у него присутствует мощный патристический базис и проверенный исторический подход. Методология автора весьма разносторонняя. Особенно ему удается герменевтический метод, который он блестяще демонстрировал на страницах «Русина» (Василик 2013a: 136-148). Метод библейскихтематических ключей, впервые предложенный Пиккио, также удачно применяется автором, особенно в главе, посвященной гимнографии Апокалипсиса и восстанию Ника. Отметим, что этот же метод автор успешно использовал на совершенно ином материале - Галицко-Волынской летописи, практически доказав его универсальность (Василик 2013b: 121-130). Автор умеет выдвигать дерзкие гипотезы и достаточно аргументированно их обосновывать. Так, смелой и в то же время доказательной является его теория относительно того, что у истоков восстания Ника стояли нехристианские общины и сообщества в Константинополе -иудеи, самаритяне, манихеи (Василик 2016: 431-446). Особо следует отметить разнообразие тем, которых касается автор. Это образы правителей, правовая традиция, войны, мятежи, землетрясения. В то же время следует отметить их удачный выбор и перспективность. Так, изучение землетрясений способно пролить свет на целый ряд катастроф как Средневековья, так и Нового времени. Многие ученые считают, что именно великие землетрясения VI - начала VII в. подготовили появление и торжество ислама (Guidoboni 1994: VII-XII). Среди более близких нам по времени примеров стоит привести Лиссабонское землетрясение 1755 г., подготовившее кризис католицизма во второй половине XVIII в. и Великую Французскую революцию. И те наблюдения, которые сделал автор касательно землетрясения 551 г., в особенности относительно «греховного инфантилизма» жителей Финикии, устремившихся за добычей из разбитых кораблей, когда надо было бежать подальше от моря (Василик 2016: 470-475), действительно обладают подлинной научной новизной и характеризуются реальным проникновением в византийскую ментальность. НОВАЯ ВИЗАНТИИСКАЯ БИБЛИОТЕКА В. В. БАСИЛИ К ЦЕРКОВЬ И ИМПЕРИЯ В ВИЗАНТИЙСКИХ ЦЕРКОВНО-ПОЭТИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКАХ Лично для меня особый интерес представляет раздел, посвященный образу святого равноапостольного Владимира как нового царя Константина в богослужебных текстах, тем более что он является продолжением статьи, недавно опубликованной в журнале «Русин» (Василик 2015: 321-333). Автору удалось провести доказательные параллели между двумя великими религиозными реформаторами. Они особо убедительны, поскольку опираются не только на богослужебные тексты, но и на гомилетические - на «Слово о законе и благодати». Важно, что автор не останавливается на формально-функциональном сходстве Константина и Владимира как крестителей своих стран, но выделяет общность их духовных характеристик как искренне уверовавших христиан, отечески относившихся к своим подданным. Заслуживают внимания сопоставления храма Святых апостолов в Константинополе и Десятинной церкви, образ нового Давида и Соломона, примененный и к св. Владимиру, и св. Константину. Следует признать, что книга В.В. Василика является весьма солидным и глубоким исследованием. Пожелаем автору дальнейших успехов в его научном творчестве, а читателям - приятного и полезного чтения.

Ключевые слова

церковь, империя, Византия, святой Владимир, святой Константин, church, Empire, Byzantium, St. VLadimir, St. Constantine

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Суляк Сергей ГеоргиевичТомский государственный университет; Общественная ассоциация «Русь»кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории междисциплинарных исследований; президентsergei_suleak@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977. 1977.
Аверинцев С.С. Между «изъяснением» и «прикрове-нием»: ситуация образа в поэзии Ефрема Сирина // Восточная поэтика: Специфика художественного образа / Отв. ред. П.А. Гринцер. М.: ГРВЛ «Наука», 1983. С. 223-260.
Аверинцев С.С. От берегов Босфора до Евфрата. М.: Наука, 1988.
Василик В.В. Происхождение канона. История. Богословие. Поэтика. Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.
Василик В.В. Эсхатологические представления в Галиц-ко-Волынской летописи // Русин. 2013. № 1 (32). С. 136-148.
Василик В.В. Тема Нового Иерусалима в Галицко-Волын-ской летописи // Русин. 2013. № 2 (32). С. 121-130.
Василик В.В. Святой равноапостольный Владимир как новый Константин // Русин. 2015. № 4 (42). С. 321-333. DOI: 10.17223/18572685/42/21
Василик В.В. Церковь и империя в византийских церков-но-поэтических памятниках. СПб: Алетейя, 2016.
Guidoboni E. Catalogue of Ancient Earthquakes in the Mediterranean Area up to the 10th Century. Rome: Istituto Nazionale di Geofisica, 1994.
Μητσακης Κ. Βυζαντινη υμνογραφια και ποιησις. Θεσσαλονικη: 1986.
Wellesz E. The Byzantine hymnography and music. Oxford: Oxford University Press, 1961.
 Рецензия на книгу В.В. Василика «Церковь и империя в византийских церковно-поэтических памятниках» (СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2016. 640 с.) | Русин. 2016. № 3 (45). DOI: 10.17223/18572685/45/18

Рецензия на книгу В.В. Василика «Церковь и империя в византийских церковно-поэтических памятниках» (СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2016. 640 с.) | Русин. 2016. № 3 (45). DOI: 10.17223/18572685/45/18