Иммиграция русинов в Канаду на рубеже XIX - начала XX в.: формирование диаспоры и ее адаптация
Первая волна иммигрантов в 1896-1914 гг. была наиболее массовой и стала фундаментом формирования русинского сообщества в Канаде. Иммигранты первой волны происходили из областей, сильнее других испытывавших земельный голод, -Восточной Галиции, Закарпатья, Северной Буковины. Для принимающей стороны они выступали как «галичане», «буковинцы», «русины». Увеличение притока иммигрантов отвечало задачам сельскохозяйственного и промышленного роста Канады, что определяло сравнительную легкость въезда в страну, но не отменяло трудностей по первоначальной экономической, языковой и культурной адаптации переселенцев. Формой интеграции русинов в новое сообщество стали компактные анклавы, помогавшие сохранить и воспроизвести свою культурную идентичность через традиционный хозяйственно-бытовой уклад, привычную топонимику новых поселений, образование на национальном языке, собственные печатные органы, религиозные и общественные организации. Родственный исторической родине ландшафт и климатические условия позволили русинам быстро адаптироваться на новых территориях и внести свой вклад в экономический рост Канады.
Immigration of rusins to Canada in the late 19th - early 20th centuries: the diaspora formation and adaptation.pdf С 20-х гг. XX в. в научно-политическую лексику вошло понятие «канадская мозаика», характеризующее сосуществование в стране множества этнических групп и формирование на их основе «первой многокультурной нации мира» (Черкасов 2002: 222). Канадская политика поощрения многокультурности, проявляющаяся в финансовой поддержке разноязычной прессы, школ с преподаванием на языках различных национальностей, деятельности многочисленных культурных обществ, фольклорных фестивалей, поддерживает существование всех этнических групп в своей стране. Если в начале политики мультикультурализма акцент был сделан на сохранении культурных традиций этнических групп, то потом закреплялись такие положения, которые регулировали не только культурное равенство, но и равенство в социальной, экономической, политической сферах (Babuta et al. 2015). Русины сыграли в этом процессе немалую роль, принимая активное участие в жизни принимающей страны. На начало XX в. пришелся непростой период в истории русинов Австро-Венгрии. Вследствие тяжелого экономического положения многие русины во второй половине XIX в. вынуждены были иммигрировать в Америку. В 1891 г. в Канаду прибыли первые переселенцы из села Небылив Ивано-Франковской области (Австро-Венгрия) -крестьяне Иван Пилипов и Василь Елиняк (Ukrainian 1951: 13). Узнав о возможности при переселении в Канаду иметь свою землю, стать «вольным человеком», Иван Пилипов задумался об отъезде в эту страну. Этот его шаг привел к массовой иммиграции в Канаду (Шапка 2007: 146). Первая волна иммиграции пришлась на период с 1896 по 1914 г. и составила более 170 тыс. чел. (Евтух и др. 2000: 85; Украинцы 2016). В переселенческом потоке преобладание выходцев из Галиции было настолько явным, что все остальные славяне в представлениях принимающей стороны стали отождествляться с ними. Во многих канадских источниках они писались как галишенс - галичане (Сыч 1990: 177). К 1907 г. неанглоязычное население Канады составляло уже 28 %, и большая часть его была представлена переселенцами из Восточной Галиции, Закарпатья и Северной Буковины (Woodsworth 1909: 22; Mar-tinowych 1978: 12). Канадские власти поддерживали их под именем руснаци (Ruthenians), и они занимали среди других этнических групп третье место после немцев и словаков (Медеши 2007: 157). Основная причина отъезда с исторической родины - безземелье. Примерно 3/4 иммигрантов - люди трудоспособного возраста (от 15 до 40 лет), преимущественно мужчины, что было очень выгодно для канадского правительства, испытывавшего недостаток в трудовых ресурсах. К концу 90-х гг. XIX в. в галицких, буковинских и закарпатских селах действовало от 5 до 6 тыс. канадских эмиграционных агентов, получавших в качестве вознаграждения 5 долларов за завербованного мужчину и по 2 доллара за члена семьи (Черная 1988: 145). Канада вступила в период стремительного промышленного роста, и массовое строительство железных дорог, развитие лесной и горнодобывающей отрасли в Северном Онтарио, Квебеке и Британской Колумбии требовали большого количества рабочей силы. Чаще всего работодателями для иммигрантов становились подрядчики и субподрядчики, имевшие заказы от более крупных компаний на определенные виды работ. По закону 1908 г. , для того, чтобы быть допущенным в Канаду, иммигранту из любой европейской страны достаточно было пройти медицинское освидетельствование в порту высадки и иметь при себе в летнее время сумму в 25, а зимой - в 50 долларов. В 1913 г. правительство отменило и эти требования (Кукушкин 2002: 129). Характерная особенность расселения иммигрантов - компактные анклавы русинов-переселенцев в канадских провинциях Альберта (колония в долине реки Бивер-Крик (с 1894 г.), поселения в Брудер-гайме и Ребит Хилле (1896)), Саскачеван (поселения в Дак Лейк, Фиги Крик, Круккед Лейк (с 1895 г.)) и Манитоба (поселения в Стюартборне и Гоноре (с 1896 г.)) (Шлепаков 1972: 146). В этих трех провинциях к 1921 г. сосредоточилось около 90 % от общего количества переселенцев. Население таких городов, как Вегревилл и Стьюарборн, почти полностью было представлено русинами (Ukrainian 1951: 17). Канадское правительство предлагало переселенцам выгодные условия приобретения земельных участков - 10 долларов за 160 акров (около 60 десятин). Русины стали пионерами сельскохозяйственного освоения районов Западной Канады, которая из-за короткого лета и ранних заморозков ранее считалась неблагоприятной для развития зернового хозяйства. Родственные исторической родине ландшафт и климатические условия позволили быстро адаптироваться на новых территориях. Привезенные переселенцами культуры составили селекционную основу известных во всем мире западноканадских сортов, специально приспособленных к условиям канадских прерий. Так, пшеница сорта «Ред файф» обладала сокращенным вегетационным периодом; ее превзошел введенный в 1904 г. сорт «Маркиз», созревавший на 7-8 дней раньше. Культивирование новых сортов привело к увеличению урожайности зерновых в Западной Канаде, которая стала одним из основных районов производства пшеницы и других сельскохозяйственных продуктов, являвшихся важнейшими статьями канадского экспорта. Кроме успехов в земледелии, русины достигли положительных результатов в животноводстве и пчеловодстве, в выращивании овощей и плодовых культур, что не раз подтверждалось на сельскохозяйственных выставках (Yusyk 1967: 18). Земельные наделы (гомстеды) в труднодоступных лесистых и болотистых местностях требовали значительных трудовых затрат и капиталовложений для приобретения сельскохозяйственных орудий и рабочего скота. Новопоселенцам приходилось наниматься к ранее прибывшим фермерам, снимать у них жилье и жить до 10 человек в одной комнате или строить землянки (Вшнтег 1951: 14; Шлепаков 1972: 140). Поэтому значительная часть переселенцев пополняла население городов и пригородов, устраиваясь на работу в угледобывающую промышленность, лесную отрасль и на транспорт, особенно в провинциях Онтарио и Квебек. Если в 1911 г. только 15 % переселенцев были горожанами, то к 1921 г. эта цифра достигла 20 %, а к 1931 г. возросла до 30 % (Черная 1988: 145). В освоении обширных территорий канадского Запада были заинтересованы промышленные и транспортные компании, в особенности «Canadian Pacific». Строительство Канадской тихоокеанской железной дороги вынуждало владельцев компании не только обеспечивать строительные и эксплуатационные работы, но и заботиться о хозяйственном освоении и заселении прилегающих к дороге районов. В районах Гилкреста и Колгорста среди шахтеров иммигранты составляли большинство. Условия работы были тяжелыми: рабочий день длился 10-12, иногда и 16 часов, высокой была смертность на производстве (Вшнтег 1951: 14). На начало XX в. заработки русинов были самыми низкими - 14,39 доллара (при среднем доходе населения 28,95 доллара; у французов он составлял 86,18 доллара, у иммигрантов из скандинавских стран - 69,52, у немцев - 58,86, у чехов - 41,6, у поляков - 14,76 доллара) (Макар 1992: 98). В рамках этнических анклавов первые иммигранты-русины стремились сберечь и воспроизвести свое национальное своеобразие, культурные и бытовые особенности. Галичанин строил хату по образцу тех жилищ, которые были в его родном селе; буковинцы возводили хаты в «буковинском стиле» и т. д. Интерьеры комнат сохраняли черты национальной специфики не только в домах на фермах, но нередко и в городе: на постели лежали вышитые подушки, на стенах висели вышитые полотенца, на столах были скатерти, на полках - фарфор и керамика. Народное искусство - писанки, вышивание, ткачество и кулинария - передавалось из поколения в поколение. Во многих местностях народные оркестры играли прикарпатскую народную музыку на семейных праздниках (Шапка 2007: 153). Поселениям давались названия, вывезенные с исторической родины. В современной Канаде около 180 топонимов, связанных с географией (Киев, Галичина, Полтава, Одесса, Город Тернополь, Днепр, Днестр и т.д.). На карте Канады есть поселения с названиями Воля, Свобода, Правда, Згода («согласие»), Слава (Krawchuk 1980: 38). С 1897 г., когда количество русинов в Канаде выросло, переселенцы стали думать о духовных потребностях, собираться в общины. Иммигранты пытались открыть школу в каждом этническом анклаве, где наряду с английским языком дети изучали родной язык и историю. Первой такой школой была «Галичина» в Манитобе, действовавшая с 1899 г. C 1905 г. стали открываться частные ежедневные школы (Евтух, Ковальчук 1991: 43). С начала XX в. формируется переселенческая печать Канады. Первая газета под названием «Канадский фермер» вышла в 1903 г., затем последовали журналы «Слово» (1904), «Православие» (1907), «Свободная пресса» (1908), «Новини» (1913) (Евтух, Ковальчук 1991: 44). В 1913 г. была основана газета «Русский голос», а в 1914 г. в Виннипеге - газета «Русский народ» (Шапка 2007: 151). Всего в Канаде русины издавали 22 наименования газет и журналов, некоторые из них выходят и в настоящее время (Суляк 2007: 43). Одной из самых значимых форм культурной организации выходцев из Галичины и Буковины стала церковь, которая и по сей день остается символом и источником единства русинско-американского сообщества в Канаде. Русины Галицкой и Подкарпатской Руси были в основном униатами, хотя веру по-прежнему называли русской (Суляк 2008: 9). Большинство священнослужителей сопротивлялись окатоличиванию и проводимой политике полонизации. В конце XIX в. галицкие русины продолжали присоединяться к Русской православной церкви. Так, в 1897 г. русины поселения Восток (в провинции Альберта близ г. Эдмонтон) обратились к православному епископу Сан-Франциско, и к ним были направлены священник Дмитрий Камнев и псаломщик Владимир Александров (Шапка 2007: 147). П. Магочий писал, что «хождение в церковь каждое воскресенье и в праздничные дни превратилось в естественную необходимость, аналогичную приему пищи или ночному отдыху» (Евтух, Ковальчук 1991: 45). Схожую мысль высказал и канадский социолог В. Исаев: «Для подавляющего большинства иммигрантов, прибывших в Канаду до Второй мировой войны, в отличие от тех, кто переселился сюда после нее, религиозные организации становились главным корпоративным механизмом выражения жизненной активности, включая этническую, просветительную и культурную жизнь» (Игнатов 1991: 25). Церковная жизнь, которая регулировала отношения в семье, заключение браков, крещение и погребение, была способом организации этнокультурного воспроизводства (Martinowych 1991: 372). В число важных обязанностей священников входила организация читален, школ, обществ взаимопомощи. В созданных церковью организациях, обществах и средствах массовой информации иммигрант имел возможность прикоснуться к народным традициям и обычаям и сохранить их. Силами прихожан организовывались церковные хоры, которые украшали богослужения и церковные обряды (Шапка 2007: 153). Если церковь играла роль идеологического фактора в стабилизации русинского сообщества, то общества взаимопомощи, особенно на первых порах, выступали его материальной основой. Главную свою задачу эти общества видели в том, чтобы оказать новоприбывшим материальную помощь, помочь сориентироваться в новой среде, способствовать получению общего или профессионального образования. Итак, первая волна иммигрантов-русинов в 1896-1914 гг. была наиболее массовой и стала фундаментом для формирования русинской диаспоры в Канаде. Иммигранты первой волны происходили из областей, сильнее других испытывавших земельный голод, - Восточной Галиции, Закарпатья, Северной Буковины. Для принимавшей стороны они выступали как «галичане», «буковинцы», «русины». Увеличение притока иммигрантов отвечало задачам сельскохозяйственного и промышленного роста Канады, что определяло сравнительную легкость въезда в страну, но не отменяло трудностей по первоначальной экономической, языковой и культурной адаптации русинских переселенцев. Формой их интеграции в новое сообщество стали компактные анклавы, помогавшие сохранить и воспроизвести свою культурную идентичность через традиционный хозяйственно-бытовой уклад, привычную топонимику новых поселений, образование на национальном языке, собственные печатные органы, религиозные и общественные организации. Родственные исторической родине ландшафт и климатические условия позволили переселенцам быстро адаптироваться на новых территориях и внести свой вклад в экономический рост Канады.
Ключевые слова
русины,
диаспора,
Канада,
миграция,
идентичность,
Rusins,
diaspora,
Canada,
migration,
identityАвторы
Шевцов Вячеслав Вениаминович | Томский государственный университет | доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории | totLeben@yandex.ru |
Бабута Марина Николаевна | Томский политехнический университет | кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии науки и техники | babuta_m@rambLer.ru |
Всего: 2
Ссылки
Вшнтег - ворота на захщ // 60 рокив украшу в Канадi 1891-1951. Вшнтег: Видання «Укра'шського Слова», 1951. 59 с
Евтух В.Б., Ковальчук Е.А. Етнокультурна дiяльнiсть укра'нських канадцев: здобудки и проблеми // Укра'нський iсторичний журнал. 1991. № 9. С. 42-50
Евтух В.Б., Каминский Е.Е., Ковальчук Е.А. Украинцы в дальнем зарубежье // Украинцы. М.: Наука, 2000. С. 81-94
Игнатов В. На путях возрождения // Политика и время: массовый политический журнал ЦК Компартии Украины. Киев: Радянська Украша, 1991. № 17-18. С. 24-30
Кукушкин В.Е. Славянская трудовая эмиграция из Российской империи в Канаду в начале XX века // Этнографическое обозрение. 2002. № 4. С. 126-138
Макар 1992 - Макар В. Про стартовi можливостi соцiальноï мобiльностi украïнцiв в Канадi // Украïнська дiаспора. Киïв; Чикаго, 1992. С. 97-106.
Медеши Л. Америцки руснаци пред свою прессу // Русин. 2007. № 2 (8). С. 156-182
Суляк С.Г. Русины в истории: прошлое и настоящее // Русин. 2007. № 4 (10). С. 29-56
Суляк С.Г. Русины: уроки трагической истории // Русин. 2008. № 3-4 (13-14). С. 11-33
Сыч А.И. О роли славянской иммиграции в освоении канадского Запада (1896-1914 гг.) // Американский ежегодник. 1989 год. М.: Наука, 1990. С. 174-189
Украинцы в Канаде: от хлебного колоса до Уейна Грецки. URL: http://zarubegom.com/ukraintsy-v-kanade-ot-hLebnogo-koLosa-do-uejna-gretski (дата обращения: 11.01.2016)
Черкасов А.И. Этнокультурная мозаика и межэтнические отношения в Канаде // Канада: взгляд из России: Экономика, политика, культура. М.: Анкил, 2002. 288 с
Черная Н.В. Украинская иммиграция в Канаду в конце XIX -30-е гг. XX в. // Проблемы исторической демографии СССР. Киев: Наукова думка, 1988. С. 143-146
Шапка Р. Краткий очерк истории «твердых русинов» в Канаде // Русин. 2007. № 3 (9). С. 146-156
Шлепаков А.Н. Славянские группы Канады // Национальные проблемы Канады. М.: Наука, 1972. С. 133-171
Babuta M.N., Nguyen Thi Hong Bach Lien, Anisimov M.V. MuLticuLturaLism poLicy formation and reaLization in Canada // 2nd InternationaL MuLtidiscipLinary Scientific Conference on SociaL Sciences and Arts SGEM 2015, Aug 26-Sept 01, 2015 : Conference Proceedings. 2015. Book 1, voL. 1: PsychoLogy and Psychiatry, SocioLogy and HeaLthcare, Education. URL: http://sgemsociaL. org/ssgemLib/spip.php?articLe1306&Lang=en (дата обращения: 11.01.2016)
Krawchuk P. Ukrainian pLace names in Canada // Ukrainian Canadian. 1980. September
Martinowych O. ViLage RadicaLs and peasant immigrants: the sociaL roots of factionaLism among ukrainian immigrants in Canada, 1896-1918. A dissertation submitted to the FacuLty of Graduate studies of the University of Manitoba in partiaL FuLLfiLLments for the degree Master of Arts. Manitoba, 1978. 330 p
Martinowych O. Book Reviews. BasiL Rotoff, Roman Yere-niuk and SteLLa Hryniuk. Monuments to Faith. Ukrainian Churches in Manitoba // Canadian SLavonic Papers. 1991. VoL. 22, № 3-4. Р. 372-373
Ukrainian Canadian Jubi Lee. 1951. Toronto: NationaL Comitee of the Association of United Ukrainian Canadians, 1951. 79 p
Woodsworth J.S. Strangers within our gates or, coming Canadians. Toronto: University of Toronto Press, 1909. 279 p
Yusyk P. Ukrainian Canadians: Their PLace and RoLe in Canadian Life. Toronto: Ukrainian Canadian Business & ProfessonaL Federation, 1967. 104 p