В статье рассматриваются особенности художественного воплощения в гражданской поэзии русинского будителя Александра Ивановича Павловича архетипического образа Родины-Матери - малой родины поэта (Маковицы), общеславянской Родины - Славии, исконной Родины (Руси). Олицетворение Родины как Матери в лирике А. Павловича характеризуется разнообразными апелляциями к историко-культурном наследию русинского народа, помогает автору раскрыть для читательской аудитории сущность проблемных вопросов (языковой политики, национального самосознания, эмиграции, исторической памяти), с которыми его соотечественники неоднократно сталкивались в действительности. В статье доказывается, что использование А. Павловичем олицетворения Родины в образе Матери как одного из самых значимых для каждого человека субъектов позволяет русинскому будителю воздействовать на читательское восприятие поднимаемых в гражданских стихотворениях проблем не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне, что в значительной степени усиливает эффект влияния художественной литературы на аудиторию. В заключении делается вывод о том, что олицетворение Родины-Матери в гражданской лирике А. Павловича следует рассматривать как условие генезиса национальной русинской литературы, как факт ее включения не только в славянский, но и мировой литературный процесс (в т. ч. и русскоязычный), а также как эффективный способ сохранения и трансляции историко-культурного наследия русинов.
The image of Motherland in the civil lyrics by Aleksandr Pavlovich.pdf Творческое наследие русинского будителя, публициста, поэта и общественного деятеля Александра Ивановича Павловича (1819-1900), славный 200-летний юбилей которого отмечался 19 сентября 2019 г., представлено многочисленными лирическими произведениями, вошедшими в сборник поэта «Венецъ стихотворений» [12: 12-249], житейско-бытового («Весенная жура», «Една бідна мати», «Свидницки школяры», «Свадьба еи»), любовно-романтического («Милого ждаю-щая дівушка», «БарвЬнокъ», «Думки русскихъ красавицъ»), нравственно-поучительного («Учся мое дитя», «Умініе, разумность», «Блудъ, нечистота», «Лінь», «Родителямъ нерадивымъ о дЬтяхъ», «Пянство»), историко-культурного («Думки», «Добра русиновъ», «Стародавная 218 JFveciIC-II 2019. Т. 58 пЬснь Маковици», «Начало исторіи Угорщины», «Давно а днесь»), автобиографического («Тужба», «Вотъ я состарЬлся», «Въ чужині») и религиозного («Непоколебимость церкви», «Воздыханіе», «Милуй Бога твого, зо сердца цілого») содержания. Однако среди тематического разнообразия стихотворений А. Павловича обращает на себя внимание именно гражданская лирика поэта, пронизанная искренней любовью к родному краю, призывающая к истинному патриотизму, наполненная размышлениями об историческом прошлом русинов и переживаниями о будущем Отечества. Так, анализируя творчество А. Павловича, Е. Недельский в монографии «Очеркъ карпаторусской літературы» подчеркивает: «Павлович начал свою литературную деятельность совершенно самостоятельно, проникнутый любовью к своему народу и краю» [11: 169]. При этом, как демонстрируют результаты идейно-художественного анализа лирических произведений русинского будителя, одним из ярчайших ключевых образов в гражданской поэзии А. Павловича является образ Родины, который олицетворяется автором в сакральной фигуре Матери - прародительницы и защитницы обездоленных ее детей-русинов, хранительницы общего для них Дома-Отчизны, слова и деяния которой должны сплотить ее сыновей и дочерей вокруг общей идеи народного единства и национального возрождения. Стихотворение «Прощаніе», написанное А. Павловичем в 1900 г. во время продолжительной болезни, практически перед самой смертью, можно назвать духовным завещанием автора, что в значительной степени гарантирует отсутствие в анализируемом тексте излишней пафосной торжественности и неуместной патетической возвышенности, зачастую присущих гражданской лирике. Академик Ю.М. Лотман подчеркивал, что «чем поэт глубже погружается в субъект, в мир внутренних переживаний, тем безусловней, однозначнее его поэтический мир. Законами творчества становятся простота и правда. Сердечные переживания и добродетели вечны, понятны для всех и не допускают множественности точек зрения» [8: 294]. В анализируемом произведении русинский будитель перед кончиной обращается с последним «простым и правдивым» словом к своей малой родине - Маковице, называя себя ее благодарным сыном. Исследователи творчества А. Павловича отмечали: «Это не случайность, что Павловича называют “маковицким соловьем”, родной округ он не только любил, но и жил его особым бытовым укладом и воспевал его в своих стихах» [11: 170]. Олицетворенный образ Родины в стихотворении «Прощаніе» [12: 17] актуализируется набором описательных характеристик, присущих фигуре Матери не как биологическому, а как социальному субъекту Литература и литературоведение 219 - женщине, не только зачавшей, выносившей и родившей ребенка, но и воспитавшей, взрастившей, давшей образование: «МнЬ насущный хлЬбъ давала, // Кормила и пріодЬла, // Сына учтила, любила». Русинский будитель - любящий сын Маковицы - в последнем своем прощальном письме благодарит Родину-Мать, просит помолиться о спасении его души, как просил бы ребенок свою родительницу: «Прійми благодареніе! // Желай души спасеніе!». Олицетворение образа Родины как Матери в контексте анализируемого поэтического произведения подтверждается и перечислением ряда других актов-действий, исполнение которых возможно только по отношению к субъекту (физическому лицу - Матери), а не объекту повествования (территориальной единицей - Маковице): «Не увижу твои лица, // Перестану тя обіймати, // ТебЬ пЬсеньки спЬвати». Таким образом, в данном случае олицетворение в дихотомии Родина - Мать осуществляется на основе классического переноса качеств субъекта (Матери) на объект (Родину), отражает «процесс наделения всего сущего - Вселенной, природы, животных и растений, неодушевленных предметов и т. д. - свойствами и чертами, присущими человеку и характеризующими его деятельность» [4: 123], что демонстрирует личностное отношение А. Павловича к своей Родине. Как отмечает И. Сандомирская, «неотъемлемой частью дискурса о малой родине является тема детства, дискурс о начале сознательной жизни и о первом опыте любви, прежде всего - любви между матерью и сыном» [17: 59], что в полной мере представлено в гражданской поэзии русинского будителя. При этом Родина для А. Павловича - это не только место, где он был рожден, не территориальная единица определенного государства. Прежде всего, Родина в его стихотворениях предстает перед глазами читателей как архетипический образ Великой Матери, который, по мнению О.А. Бойко, наделяется «такими качествами, как забота, сочувствие, магическая власть женщины; мудрость и духовное возвышение, доброта, поддержка, плодородие, рождение, превращение, воскрешение» [5: 20]. Малая родина русинского будителя, Маковица, олицетворяется А. Павловичем в образе Матери и в других стихотворениях поэта: «Маковица» - «Я сынъ Маковицы, ей народъ милую, // О ей минуло-сти писати спробую» [12: 63-65], «Думка надъ Маковицоградомъ» -«Слухайте славики! Слухайте горлици! // ВЬрный русинъ спЬватъ матки Маковици» [12: 65-66], «БЬдство Маковицы» - «БЬдна, бЬдна Маковица, // Зо сЬротами вдовица, // Несчастлива вдова мати, // Трудно дЬточки ховати» [12: 100-101]. При этом можно предполагать, что прецедентность самой личности А. Павловича для русинов как будителя национального самосознания, значимой исторической, 220 JFveciIC-II 2019. Т. 58 религиозной и общественной фигуры будет являться неоспоримым фактором, опосредующим и формирующим у них при чтении этих произведений подобное же отношение к Родине, восприятие ее как одного из самых значимых субъектов в жизни каждого человека -матери (родительницы, кормилицы, заступницы, учительницы), которую необходимо свято чтить, любить, оберегать, заботиться о ней, что становится общегражданским неукоснительным долгом, непременной обязанностью, национально-идеологическим императивом. Модель построения семейно-родственных отношений в дихотомии «мать - ребенок (дети)» (Родина - русины) наблюдаем и в других поэтических произведениях автора. Так, в стихотворении «Піснь подкарпатского русина» [12: 43-44] А. Павлович снова актуализирует не биологические, а социальные функции Матери при олицетворении образа Родины: «О Русь Подкарпатска земля для всЬхъ братска! // Ты меня выкормила, // Меня воспитала, // Сердцу віру дала, // Здравствуй, мати моя мила!». Также автор демонстрирует читателям эталонное отношение благодарного сына (ребенка) к матери, что должно восприниматься как сентенциозный призыв к подобному же действию русинов по отношению к Родине: «И помолюсь Богу // За милость премного // И за тебя, руска моя мати!». В стихотворении «Піснь карпаторусская» он опять же акцентирует внимание на физическом выражении чувств и эмоций Родины-Матери по отношению к ее чадам-русинам (объятия, поцелуи, поздравления): «Святым звукомъ русска земля // Свои чадца поздравляеть // Святымъ чувством свое племя // Обимая лобызаетъ» [12: 38-39]. Отметим, что в рассматриваемых примерах олицетворение образа Родины-Матери настолько стилистически и эстетически органично включено в авторское произведение, оправданно коммуникационной целью воздействия на аудиторию, что у потенциальных читателей не должно возникать смыслового отторжения и непонимания данного средства выразительности художественной речи. В отличие от ранее рассмотренных примеров, в стихотворении «Думки» А. Павлович напрямую называет Родину Матерью («Радуйся же отчизна мати! // Цілуй и привитай сыновъ!»), а себя и своих соплеменников-русинов - ее детьми («Радуйся подбескидска земле Счастливы ужъ твои чада»; «Свята Подкарпатска земля Любитъ тебе наше племя // Любитъ сердцем вЬрныхъ сыновъ»; «Я сынъ Бескидовъ») [12: 30-32]. В данном примере на первый план выходит отношение детей к матери (русинов к своей Родине), что характеризует представителей данного лингвокультурного сообщества, изображаемых автором анализируемых произведений как благодарных, верных, преданных, Литература и литературоведение 221 любящих Отчизну людей. Показательно, что в данном стихотворении А. Павлович актуализирует образ Родины-Матери через призму не только внутрисемейной дихотомии «мать - ребенок» («Родина - я»), но и родственных отношений между братьями и сестрами - детьми одной матери («Мать - я - другие дети (братья и сестры))» («Родина -я - соплеменники»): «На Маковиці // Братя, сестрицы! // Вамъ пою // Духъ народности // Со мною». Можно констатировать, что таким образом русинский будитель экстраполирует личностное, субъективное восприятие Родины как Матери на весь русинский народ - на своих братьев и сестер не по родству, а по национальной принадлежности. Своим творчеством А. Павлович переводит факт патриотических чувств к Родине в объективную реальность, опять же в силу своего прецедентного статуса, вводит его в национальную картину мира русинов. Подобный художественный перенос можно наблюдать и в других лирических произведениях А. Павловича, например, в стихотворении «ПЬснь народная» - «Вотъ Карпатской земли діти// Патріарха окружаютъ» [12: 32-33]; «Францу Деаку» - «Прими Вожатой маститой // Въ Карпатахъ прозябшій цвЬтъ // Кой Угорской Руси дітей // Благодарность прино-ситъ» [12: 69-71]; «Коломейка» - «Ликуй, ликуй веселися мила родна мати, // Мы пооремъ, мы посЬемъ внуки будутъ жати» [12: 55] и др. Многовековая история русинов, разнообразные ее собственно исторические, а также демографические, социологические, культурологические и лингвистические аспекты изучаются современными исследователями различных научных направлений и школ. Результаты этих изысканий публикуются, в частности, в международном историческом журнале «Русин». Из новейших работ по истории русинов обращают на себя внимание статьи Д.Е. Алимова [2: 179-197], С.В. Бирюкова [3: 193-209], Р.И. Майора [9: 154-176], Е.В. Никольского и Н.Л. Юган [10: 72-89], С.Г. Суляка и В.П. Зиновьева [16: 372-388]. В контексте нашего исследования отметим, что в ряде стихотворений А. Павлович при помощи образа Родины-Матери актуализирует факты драматической истории русинского народа, нашедшие свое отражение в перечисленных научных работах. Например, в стихотворении «Воспоминованіе» русинский будитель сравнивает ситуацию многовекового иноземного угнетения русинов с тяжелой болезнью Матери-Родины: «Тысящь годовъ: якъ ся стала // Для русиновъ ночь окрутна, // Легла мати и не встала, // Мертвожива лежитъ смутна: // Странный народъ напалъ на насъ, // И заточилъ нашу Маму, // Не внимающь на страстный гласъ, // Бросилъ насъ во темну яму» [12: 36-37]. Подобный художественный образ позволяет автору стихотворения воздействовать на читательское восприятие не только на 222 JFveciIC-II 2019. Т. 58 рациональном, но и на эмоциональном уровне, что в значительной степени усиливает влияние литературного произведения на аудиторию. Павлович всего в нескольких строфах смог настолько тонко отразить в стихотворении «Воспоминованіе» болезненную для каждого представителя русинского народа историко-культурную ситуацию, что ее осознание читателями, ее переживание через ряд персональных ассоциаций становятся предельно чувственными, максимально личностными. Подобным образом русинский будитель использует олицетворение Родины в образе Матери и в стихотворении «ПЬснь подкарпатского русина», когда поднимает проблемы функционирования родного языка на территории проживания русинов, их исторической памяти и национального самосознания: «Твое слово родно тутъ людямъ холодно; // Не хотятъ тя знати, // Хулятъ, да ругаютъ, // Твой родъ оскорбялютъ, - // Чимъ же согрЬшила ты имъ Мати?!» [12: 43-44]. При помощи художественного слова, олицетворяя образ Родины в фигуре Матери, А. Павлович в конце XIX в. хотел донести до своего народа ту же мысль, что и в начале XXI в. сформулировал главный редактор журнала «Русин» С.Г. Суляк в своей статье «Русины: прошлое, настоящее, будущее»: «Имея общих предков, потомки русинов сегодня относят себя к украинцам, русским, русинам (как к отдельному восточнославянскому народу), румынам, молдаванам, словакам, венграм, полякам, американцам, канадцам, сербам^ Но, независимо от того, кем мы, потомки русинов, считаем себя сегодня, мы не имеем права забывать о своем происхождении и должны чтить память предков» [14: 68]. Как отмечают исследователи, со второй половины XIX в. происходила массовая эмиграция русинов в Соединенные Штаты Америки и Канаду. Так, Н.А. Глущенко подчеркивает: «Карпаторусины начали иммигрировать в Северную Америку в начале 1870-х гг. из региона Карпатских гор, став одним из потоков славянских иммигрантов из Европы в Америку. В начале 1880-х гг. многие русины-мигранты, которые приезжали в США из Австро-Венгрии в поисках работы на угольных шахтах, обосновались в антрацитовом регионе штата Пенсильвания» [6: 193]. К.В. Корсаков замечает, что русины покидали родину и переселялись в Соединенные Штаты Америки «с начавшейся в 90-е гг. XIX в. и продолжавшейся до начала мировой войны 1914 г. первой волной русинских и украинских эмиграций, большинство представителей которых были выходцами из Карпатской Руси - Закарпатья, Северной Буковины, Лемковщины, Холмщины и Галиции» [7: 200]. Об этом же пишут также Ю.Г. Акимов и К.В. Минкова: «Первые эмигранты-русины появились в странах западного полушария еще в 1860-е гг. В последующие несколько десятилетий отток населения из Литература и литературоведение 223 Закарпатья и Лемковщины за океан неуклонно усиливался. Тысячи измученных нищетой русинов покидали "Старый край" в поисках лучшей доли. Кто-то ехал в Канаду, кто-то - в экзотическую Бразилию, однако большая часть направлялась в Соединенные Штаты, где уже в 1890-е гг. образовалась достаточно крупная русинская диаспора» [1: 128]. Данная социальная проблема также раскрывается А. Павловичем в его гражданской поэзии через образ Родины-Матери. Русинский будитель в своих произведениях показывает обездоленную, осиротевшую Мать, которая лишилась своих детей, покинувших ее: «Бідство Маковицы» - «Маковица опущена, // Плаче, вздыхатъ розжалена - // Діточки ей охабляютъ,// Пречь за море утЬкаютъ» [12: 100-101], «Думка сына Маковицы, тамъ за моремъ въ Америці» - «Я русскій сынъ Маковицы // Раскошую въ Америці, // Что чрезъ тыждень запрацую, // Та въ неделю прогайную» [12: 102-106]. При этом в своих стихотворениях А. Павлович осуждает русинов-эмигрантов; автор показывает их как людей, которые совершили самый страшный грех, предав самого дорого человека - Мать, из-за чего на чужбине они не могут найти себе покоя, испытывают моральные терзания, страдают от бытовой и финансовой неустроенности, как герои стихотворения «Думка сына Маковицы, тамъ за моремъ въ Америці»: «Ахъ тамъ бідны отецъ, мати // Ждутъ, не можутъ ся дождати, // О нихъ я вцалі забывамъ, // Не пишу имх, не посыламъ», «Такъ про тоту Америку, // Терпятъ нужду превелику, // Ужъ никто имъ не споможе, // Змилуйся надъ ними Боже!» [12: 102-106]. Кроме олицетворения образа малой родины через фигуру Матери, в поэзии А. Павловича находим несколько примеров актуализации образа Славии (общеславянской Родины) и Руси (исконной Родины) как Матери. Е. Недельский, анализируя его творческое наследие, справедливо подчеркивал: «От подражания народной песне он восходил к темам национальным и общеславянским; от поучения для простого народа до призыва к русским и славянам; от шаришского говора - к литературным языкам» [11: 175]. Павлович рассматривал общеславянское единство как основу для защиты национальных интересов русинов, как гарантию их избавления от многолетнего чужеродного господства, о котором писал в стихотворении «Воспоминованіе»: «Благородны діти Славы // Избилъ, изгналъ въ темны горы // Изъ луговъ въ пусты дубравы, // И оставилъ безъ подпоры» [12: 36-37]. В стихотворении «Піснь русскославянская» русинский будитель констатирует, что «Десятую часть земнаго мира // Діти матушки Славы занимаютъ, Плачевно гремитъ славянска лира: // Враги свободы славянъ оскорбляютъ. // О люде братя! честны народы // Соединитесь въ храмі свободы!» [12: 37]. Именно в сплочении с другими славян- 224 JFveciIC-II 2019. Т. 58 скими народами видел поэт будущее своих соотечественников, о чем писал в стихотворении «Радость о свободі»: «Изъ сердецъ цв^товъ // Уплетемъ віночки // Народной мамі, // Славянской державі // Блаженны діточки» [12: 34-35]. Явные русофильские настроения, призывы к единению с русским народом прослеживаются в других лирических произведениях А. Павловича, в которых он использует олицетворение Руси в образе Матери. Например, в стихотворении «Дума карпатоборца» Русь (Святую Русь) он напрямую называет Матерью: «О родительно мила // Святая Русь мати»; «О Русь мати помолися // Съ твоими сынами» [12: 57-58]. Подобное олицетворение можно наблюдать и в стихотворении «Русска мама», в котором Павлович апеллирует к истории русинского народа: «По лісахъ, по горахъ - по темныхъ по дубравахъ // Діти розпуджено, помощи не дано // Ой плакала русска мати» [12: 46-47]. И снова подтверждение историко-культурных фактов, актуализированных Павловичем в своих поэтических произведениях, находим в современных исследованиях по истории русинского народа. Так, С.Г. Суляк в статье «Русины: уроки трагической истории» подчеркивает, что «история русинов (руснаков) показательна тем, что, несмотря на многовековое проживание в составе других государств, полонизацию, мадьяризацию, румынизацию, коренное русское население Карпатской Руси (Галичины, Буковины, Подкарпатской (Угорской) Руси) долгое время сохраняло не только свою русскость, но и осознание своей принадлежности к единому русскому народу и единой русской культуре» [15: 7]. Олицетворение Родины в образе Матери не является неординарной художественной находкой А. Павловича. Подобный прием можно назвать классическим, он неоднократно воплощался в различных произведениях изобразительного и монументального искусства, а также в литературе разных эпох и народов. Однако тут, безусловно, следует учитывать тот неоспоримый факт, что «любой художественный образ не представляет собой механического копирования, в него вносится активное авторское пристрастно-избирательное отношение к изображенному» [13: 27]. В выявлении и анализе субъективных идейно-художественных рефлексий, которые опосредуют формирование в творчестве конкретного автора определенных художественных образов и воздействуют на потенциальную аудиторию не столько эмоционально, как идеологически, и заключается целесообразность подобных исследований. Применительно к изучению творческого наследия А. Павловича необходимо учитывать и прецедентность самой личности русинского будителя, значимость влияния на представителей русинского лингвокультурного сообщества его произведений. Литература и литературоведение 225 Подводя итог нашим наблюдениям, отметим, что наличие в гражданской поэзии А. Павловича олицетворения Родины в образе Матери можно расценивать, во-первых, в качестве одного из обязательных признаков формирования и становления самодостаточной национальной (в данном случае - русинской) литературы; во-вторых, как маркер вхождения самобытной русинской поэзии в общеславянский и общемировой литературный дискурс; в-третьих, как свидетельство развития и бытования русскоязычной лирики за пределами России; и, наконец, в-четвертых, как действенный способ экспансивного отражения и фиксации в художественном творчестве русинского будителя богатейшего историко-культурного наследия русинского народа, а также прием его трансляции как современникам автора, так и будущим поколениям.
Сандомирская И. Книга о Родине. Опыт анализа дискурсивных практик. Wien: Wiener slawistischer almanach, 2001. 282 с.
Суляк С.Г. Русины: прошлое, настоящее, будущее // Русин. 2009. № 3 (17). С. 61-70.
Суляк С.Г. Русины: уроки трагической истории // Русин. 2008. № 3-4 (13-14). С. 7-34.
Суляк С.Г., Зиновьев В.П. Г.А. Де-Воллан и Угорская Русь // Русин. 2018. № 4 (54). С. 372-388. DOI: 10.17223/18572685/54/2217.
Семенова Е.В, Ростова М.Л., Петрова Е.В. Идейно-художественный анализ произведения (на примере литературы Англии и США). Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. 90 с.
Недзѣльскій Е. Очеркъ карпаторусской літературы. Ужгородъ: Типографія «Школьной помощи», 1932. 290 с.
Павловичъ А.И. Венецъ стихотворений. Ужгородъ: Кнігопечатня «УНІО», 1920. 258 с.13.
Майор Р.І. Русофільство на Закарпатті в другій половині ХІХ - на початку ХХ ст.: ґенеза, розвиток та ідеологія // Русин. 2017. № 1 (47). C. 154-176. DOI: 10.17223/18572685/47/13
Никольский Е.В., Юган Н.Л. Русофильство как проявление русинского национального движения в среде униатского духовенства Галичины первой половины XIX в. // Русин. 2018. № 4 (54). C. 72-89. DOI: 10.17223/18572685/54/5
Корсаков К.В. Энди Уорхол - выдающийся представитель русинской эмиграции // Русин. 2017. № 4 (50). С.198-206. DOI: 10.17223/18572685/50/13
Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство, 1996. 846 с.
Глущенко Н.А. Устав Русского православного кафолического общества взаимопомощи как источник для изучения русинской иммиграции в Соединенных Штатах Америки // Русин. 2016. № 4 (46). С. 191-204. DOI: 10.17223/18572685/46/12
Бирюков С.В. Австро-Венгерская империя, генезис национальных движений и русинский вопрос // Русин. 2018. № 3 (53). C. 193-209. DOI: 10.17223/18572685/53/11
Блинова О.И. Размышления о лингвокультурологических пометах в словаре // Вопросы лексикографии. 2014. № 2 (6). С. 122-129.
Бойко О.А. Проявления архетипа Великой Матери в модернистском изобразительном искусстве XX века // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 34. С. 19-35. DOI: 10.17223/22220836/34/2
Алимов Д.Е. Между миграционизмом и автохтонизмом: вопрос происхождения русинов Закарпатья в дискурсивном пространстве национального нарратива // Русин. 2017. № 4 (50). C. 179-197. DOI: 10.17223/18572685/50/12
Акимов Ю.Г., Минкова К.В. Особенности формирования русинской диаспоры в США в конце XIX в. // Русин. 2016. № 1 (43). С. 128-144. DOI: 10.17223/18572685/43/9