Образ Родины-Матери в гражданской лирике Александра Павловича | Русин. 2019. № 58. DOI: 10.17223/18572685/58/14

Образ Родины-Матери в гражданской лирике Александра Павловича

В статье рассматриваются особенности художественного воплощения в гражданской поэзии русинского будителя Александра Ивановича Павловича архетипического образа Родины-Матери - малой родины поэта (Маковицы), общеславянской Родины - Славии, исконной Родины (Руси). Олицетворение Родины как Матери в лирике А. Павловича характеризуется разнообразными апелляциями к историко-культурном наследию русинского народа, помогает автору раскрыть для читательской аудитории сущность проблемных вопросов (языковой политики, национального самосознания, эмиграции, исторической памяти), с которыми его соотечественники неоднократно сталкивались в действительности. В статье доказывается, что использование А. Павловичем олицетворения Родины в образе Матери как одного из самых значимых для каждого человека субъектов позволяет русинскому будителю воздействовать на читательское восприятие поднимаемых в гражданских стихотворениях проблем не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне, что в значительной степени усиливает эффект влияния художественной литературы на аудиторию. В заключении делается вывод о том, что олицетворение Родины-Матери в гражданской лирике А. Павловича следует рассматривать как условие генезиса национальной русинской литературы, как факт ее включения не только в славянский, но и мировой литературный процесс (в т. ч. и русскоязычный), а также как эффективный способ сохранения и трансляции историко-культурного наследия русинов.

The image of Motherland in the civil lyrics by Aleksandr Pavlovich.pdf Творческое наследие русинского будителя, публициста, поэта и общественного деятеля Александра Ивановича Павловича (1819-1900), славный 200-летний юбилей которого отмечался 19 сентября 2019 г., представлено многочисленными лирическими произведениями, вошедшими в сборник поэта «Венецъ стихотворений» [12: 12-249], житейско-бытового («Весенная жура», «Една бідна мати», «Свидницки школяры», «Свадьба еи»), любовно-романтического («Милого ждаю-щая дівушка», «БарвЬнокъ», «Думки русскихъ красавицъ»), нравственно-поучительного («Учся мое дитя», «Умініе, разумность», «Блудъ, нечистота», «Лінь», «Родителямъ нерадивымъ о дЬтяхъ», «Пянство»), историко-культурного («Думки», «Добра русиновъ», «Стародавная 218 JFveciIC-II 2019. Т. 58 пЬснь Маковици», «Начало исторіи Угорщины», «Давно а днесь»), автобиографического («Тужба», «Вотъ я состарЬлся», «Въ чужині») и религиозного («Непоколебимость церкви», «Воздыханіе», «Милуй Бога твого, зо сердца цілого») содержания. Однако среди тематического разнообразия стихотворений А. Павловича обращает на себя внимание именно гражданская лирика поэта, пронизанная искренней любовью к родному краю, призывающая к истинному патриотизму, наполненная размышлениями об историческом прошлом русинов и переживаниями о будущем Отечества. Так, анализируя творчество А. Павловича, Е. Недельский в монографии «Очеркъ карпаторусской літературы» подчеркивает: «Павлович начал свою литературную деятельность совершенно самостоятельно, проникнутый любовью к своему народу и краю» [11: 169]. При этом, как демонстрируют результаты идейно-художественного анализа лирических произведений русинского будителя, одним из ярчайших ключевых образов в гражданской поэзии А. Павловича является образ Родины, который олицетворяется автором в сакральной фигуре Матери - прародительницы и защитницы обездоленных ее детей-русинов, хранительницы общего для них Дома-Отчизны, слова и деяния которой должны сплотить ее сыновей и дочерей вокруг общей идеи народного единства и национального возрождения. Стихотворение «Прощаніе», написанное А. Павловичем в 1900 г. во время продолжительной болезни, практически перед самой смертью, можно назвать духовным завещанием автора, что в значительной степени гарантирует отсутствие в анализируемом тексте излишней пафосной торжественности и неуместной патетической возвышенности, зачастую присущих гражданской лирике. Академик Ю.М. Лотман подчеркивал, что «чем поэт глубже погружается в субъект, в мир внутренних переживаний, тем безусловней, однозначнее его поэтический мир. Законами творчества становятся простота и правда. Сердечные переживания и добродетели вечны, понятны для всех и не допускают множественности точек зрения» [8: 294]. В анализируемом произведении русинский будитель перед кончиной обращается с последним «простым и правдивым» словом к своей малой родине - Маковице, называя себя ее благодарным сыном. Исследователи творчества А. Павловича отмечали: «Это не случайность, что Павловича называют “маковицким соловьем”, родной округ он не только любил, но и жил его особым бытовым укладом и воспевал его в своих стихах» [11: 170]. Олицетворенный образ Родины в стихотворении «Прощаніе» [12: 17] актуализируется набором описательных характеристик, присущих фигуре Матери не как биологическому, а как социальному субъекту Литература и литературоведение 219 - женщине, не только зачавшей, выносившей и родившей ребенка, но и воспитавшей, взрастившей, давшей образование: «МнЬ насущный хлЬбъ давала, // Кормила и пріодЬла, // Сына учтила, любила». Русинский будитель - любящий сын Маковицы - в последнем своем прощальном письме благодарит Родину-Мать, просит помолиться о спасении его души, как просил бы ребенок свою родительницу: «Прійми благодареніе! // Желай души спасеніе!». Олицетворение образа Родины как Матери в контексте анализируемого поэтического произведения подтверждается и перечислением ряда других актов-действий, исполнение которых возможно только по отношению к субъекту (физическому лицу - Матери), а не объекту повествования (территориальной единицей - Маковице): «Не увижу твои лица, // Перестану тя обіймати, // ТебЬ пЬсеньки спЬвати». Таким образом, в данном случае олицетворение в дихотомии Родина - Мать осуществляется на основе классического переноса качеств субъекта (Матери) на объект (Родину), отражает «процесс наделения всего сущего - Вселенной, природы, животных и растений, неодушевленных предметов и т. д. - свойствами и чертами, присущими человеку и характеризующими его деятельность» [4: 123], что демонстрирует личностное отношение А. Павловича к своей Родине. Как отмечает И. Сандомирская, «неотъемлемой частью дискурса о малой родине является тема детства, дискурс о начале сознательной жизни и о первом опыте любви, прежде всего - любви между матерью и сыном» [17: 59], что в полной мере представлено в гражданской поэзии русинского будителя. При этом Родина для А. Павловича - это не только место, где он был рожден, не территориальная единица определенного государства. Прежде всего, Родина в его стихотворениях предстает перед глазами читателей как архетипический образ Великой Матери, который, по мнению О.А. Бойко, наделяется «такими качествами, как забота, сочувствие, магическая власть женщины; мудрость и духовное возвышение, доброта, поддержка, плодородие, рождение, превращение, воскрешение» [5: 20]. Малая родина русинского будителя, Маковица, олицетворяется А. Павловичем в образе Матери и в других стихотворениях поэта: «Маковица» - «Я сынъ Маковицы, ей народъ милую, // О ей минуло-сти писати спробую» [12: 63-65], «Думка надъ Маковицоградомъ» -«Слухайте славики! Слухайте горлици! // ВЬрный русинъ спЬватъ матки Маковици» [12: 65-66], «БЬдство Маковицы» - «БЬдна, бЬдна Маковица, // Зо сЬротами вдовица, // Несчастлива вдова мати, // Трудно дЬточки ховати» [12: 100-101]. При этом можно предполагать, что прецедентность самой личности А. Павловича для русинов как будителя национального самосознания, значимой исторической, 220 JFveciIC-II 2019. Т. 58 религиозной и общественной фигуры будет являться неоспоримым фактором, опосредующим и формирующим у них при чтении этих произведений подобное же отношение к Родине, восприятие ее как одного из самых значимых субъектов в жизни каждого человека -матери (родительницы, кормилицы, заступницы, учительницы), которую необходимо свято чтить, любить, оберегать, заботиться о ней, что становится общегражданским неукоснительным долгом, непременной обязанностью, национально-идеологическим императивом. Модель построения семейно-родственных отношений в дихотомии «мать - ребенок (дети)» (Родина - русины) наблюдаем и в других поэтических произведениях автора. Так, в стихотворении «Піснь подкарпатского русина» [12: 43-44] А. Павлович снова актуализирует не биологические, а социальные функции Матери при олицетворении образа Родины: «О Русь Подкарпатска земля для всЬхъ братска! // Ты меня выкормила, // Меня воспитала, // Сердцу віру дала, // Здравствуй, мати моя мила!». Также автор демонстрирует читателям эталонное отношение благодарного сына (ребенка) к матери, что должно восприниматься как сентенциозный призыв к подобному же действию русинов по отношению к Родине: «И помолюсь Богу // За милость премного // И за тебя, руска моя мати!». В стихотворении «Піснь карпаторусская» он опять же акцентирует внимание на физическом выражении чувств и эмоций Родины-Матери по отношению к ее чадам-русинам (объятия, поцелуи, поздравления): «Святым звукомъ русска земля // Свои чадца поздравляеть // Святымъ чувством свое племя // Обимая лобызаетъ» [12: 38-39]. Отметим, что в рассматриваемых примерах олицетворение образа Родины-Матери настолько стилистически и эстетически органично включено в авторское произведение, оправданно коммуникационной целью воздействия на аудиторию, что у потенциальных читателей не должно возникать смыслового отторжения и непонимания данного средства выразительности художественной речи. В отличие от ранее рассмотренных примеров, в стихотворении «Думки» А. Павлович напрямую называет Родину Матерью («Радуйся же отчизна мати! // Цілуй и привитай сыновъ!»), а себя и своих соплеменников-русинов - ее детьми («Радуйся подбескидска земле Счастливы ужъ твои чада»; «Свята Подкарпатска земля Любитъ тебе наше племя // Любитъ сердцем вЬрныхъ сыновъ»; «Я сынъ Бескидовъ») [12: 30-32]. В данном примере на первый план выходит отношение детей к матери (русинов к своей Родине), что характеризует представителей данного лингвокультурного сообщества, изображаемых автором анализируемых произведений как благодарных, верных, преданных, Литература и литературоведение 221 любящих Отчизну людей. Показательно, что в данном стихотворении А. Павлович актуализирует образ Родины-Матери через призму не только внутрисемейной дихотомии «мать - ребенок» («Родина - я»), но и родственных отношений между братьями и сестрами - детьми одной матери («Мать - я - другие дети (братья и сестры))» («Родина -я - соплеменники»): «На Маковиці // Братя, сестрицы! // Вамъ пою // Духъ народности // Со мною». Можно констатировать, что таким образом русинский будитель экстраполирует личностное, субъективное восприятие Родины как Матери на весь русинский народ - на своих братьев и сестер не по родству, а по национальной принадлежности. Своим творчеством А. Павлович переводит факт патриотических чувств к Родине в объективную реальность, опять же в силу своего прецедентного статуса, вводит его в национальную картину мира русинов. Подобный художественный перенос можно наблюдать и в других лирических произведениях А. Павловича, например, в стихотворении «ПЬснь народная» - «Вотъ Карпатской земли діти// Патріарха окружаютъ» [12: 32-33]; «Францу Деаку» - «Прими Вожатой маститой // Въ Карпатахъ прозябшій цвЬтъ // Кой Угорской Руси дітей // Благодарность прино-ситъ» [12: 69-71]; «Коломейка» - «Ликуй, ликуй веселися мила родна мати, // Мы пооремъ, мы посЬемъ внуки будутъ жати» [12: 55] и др. Многовековая история русинов, разнообразные ее собственно исторические, а также демографические, социологические, культурологические и лингвистические аспекты изучаются современными исследователями различных научных направлений и школ. Результаты этих изысканий публикуются, в частности, в международном историческом журнале «Русин». Из новейших работ по истории русинов обращают на себя внимание статьи Д.Е. Алимова [2: 179-197], С.В. Бирюкова [3: 193-209], Р.И. Майора [9: 154-176], Е.В. Никольского и Н.Л. Юган [10: 72-89], С.Г. Суляка и В.П. Зиновьева [16: 372-388]. В контексте нашего исследования отметим, что в ряде стихотворений А. Павлович при помощи образа Родины-Матери актуализирует факты драматической истории русинского народа, нашедшие свое отражение в перечисленных научных работах. Например, в стихотворении «Воспоминованіе» русинский будитель сравнивает ситуацию многовекового иноземного угнетения русинов с тяжелой болезнью Матери-Родины: «Тысящь годовъ: якъ ся стала // Для русиновъ ночь окрутна, // Легла мати и не встала, // Мертвожива лежитъ смутна: // Странный народъ напалъ на насъ, // И заточилъ нашу Маму, // Не внимающь на страстный гласъ, // Бросилъ насъ во темну яму» [12: 36-37]. Подобный художественный образ позволяет автору стихотворения воздействовать на читательское восприятие не только на 222 JFveciIC-II 2019. Т. 58 рациональном, но и на эмоциональном уровне, что в значительной степени усиливает влияние литературного произведения на аудиторию. Павлович всего в нескольких строфах смог настолько тонко отразить в стихотворении «Воспоминованіе» болезненную для каждого представителя русинского народа историко-культурную ситуацию, что ее осознание читателями, ее переживание через ряд персональных ассоциаций становятся предельно чувственными, максимально личностными. Подобным образом русинский будитель использует олицетворение Родины в образе Матери и в стихотворении «ПЬснь подкарпатского русина», когда поднимает проблемы функционирования родного языка на территории проживания русинов, их исторической памяти и национального самосознания: «Твое слово родно тутъ людямъ холодно; // Не хотятъ тя знати, // Хулятъ, да ругаютъ, // Твой родъ оскорбялютъ, - // Чимъ же согрЬшила ты имъ Мати?!» [12: 43-44]. При помощи художественного слова, олицетворяя образ Родины в фигуре Матери, А. Павлович в конце XIX в. хотел донести до своего народа ту же мысль, что и в начале XXI в. сформулировал главный редактор журнала «Русин» С.Г. Суляк в своей статье «Русины: прошлое, настоящее, будущее»: «Имея общих предков, потомки русинов сегодня относят себя к украинцам, русским, русинам (как к отдельному восточнославянскому народу), румынам, молдаванам, словакам, венграм, полякам, американцам, канадцам, сербам^ Но, независимо от того, кем мы, потомки русинов, считаем себя сегодня, мы не имеем права забывать о своем происхождении и должны чтить память предков» [14: 68]. Как отмечают исследователи, со второй половины XIX в. происходила массовая эмиграция русинов в Соединенные Штаты Америки и Канаду. Так, Н.А. Глущенко подчеркивает: «Карпаторусины начали иммигрировать в Северную Америку в начале 1870-х гг. из региона Карпатских гор, став одним из потоков славянских иммигрантов из Европы в Америку. В начале 1880-х гг. многие русины-мигранты, которые приезжали в США из Австро-Венгрии в поисках работы на угольных шахтах, обосновались в антрацитовом регионе штата Пенсильвания» [6: 193]. К.В. Корсаков замечает, что русины покидали родину и переселялись в Соединенные Штаты Америки «с начавшейся в 90-е гг. XIX в. и продолжавшейся до начала мировой войны 1914 г. первой волной русинских и украинских эмиграций, большинство представителей которых были выходцами из Карпатской Руси - Закарпатья, Северной Буковины, Лемковщины, Холмщины и Галиции» [7: 200]. Об этом же пишут также Ю.Г. Акимов и К.В. Минкова: «Первые эмигранты-русины появились в странах западного полушария еще в 1860-е гг. В последующие несколько десятилетий отток населения из Литература и литературоведение 223 Закарпатья и Лемковщины за океан неуклонно усиливался. Тысячи измученных нищетой русинов покидали "Старый край" в поисках лучшей доли. Кто-то ехал в Канаду, кто-то - в экзотическую Бразилию, однако большая часть направлялась в Соединенные Штаты, где уже в 1890-е гг. образовалась достаточно крупная русинская диаспора» [1: 128]. Данная социальная проблема также раскрывается А. Павловичем в его гражданской поэзии через образ Родины-Матери. Русинский будитель в своих произведениях показывает обездоленную, осиротевшую Мать, которая лишилась своих детей, покинувших ее: «Бідство Маковицы» - «Маковица опущена, // Плаче, вздыхатъ розжалена - // Діточки ей охабляютъ,// Пречь за море утЬкаютъ» [12: 100-101], «Думка сына Маковицы, тамъ за моремъ въ Америці» - «Я русскій сынъ Маковицы // Раскошую въ Америці, // Что чрезъ тыждень запрацую, // Та въ неделю прогайную» [12: 102-106]. При этом в своих стихотворениях А. Павлович осуждает русинов-эмигрантов; автор показывает их как людей, которые совершили самый страшный грех, предав самого дорого человека - Мать, из-за чего на чужбине они не могут найти себе покоя, испытывают моральные терзания, страдают от бытовой и финансовой неустроенности, как герои стихотворения «Думка сына Маковицы, тамъ за моремъ въ Америці»: «Ахъ тамъ бідны отецъ, мати // Ждутъ, не можутъ ся дождати, // О нихъ я вцалі забывамъ, // Не пишу имх, не посыламъ», «Такъ про тоту Америку, // Терпятъ нужду превелику, // Ужъ никто имъ не споможе, // Змилуйся надъ ними Боже!» [12: 102-106]. Кроме олицетворения образа малой родины через фигуру Матери, в поэзии А. Павловича находим несколько примеров актуализации образа Славии (общеславянской Родины) и Руси (исконной Родины) как Матери. Е. Недельский, анализируя его творческое наследие, справедливо подчеркивал: «От подражания народной песне он восходил к темам национальным и общеславянским; от поучения для простого народа до призыва к русским и славянам; от шаришского говора - к литературным языкам» [11: 175]. Павлович рассматривал общеславянское единство как основу для защиты национальных интересов русинов, как гарантию их избавления от многолетнего чужеродного господства, о котором писал в стихотворении «Воспоминованіе»: «Благородны діти Славы // Избилъ, изгналъ въ темны горы // Изъ луговъ въ пусты дубравы, // И оставилъ безъ подпоры» [12: 36-37]. В стихотворении «Піснь русскославянская» русинский будитель констатирует, что «Десятую часть земнаго мира // Діти матушки Славы занимаютъ, Плачевно гремитъ славянска лира: // Враги свободы славянъ оскорбляютъ. // О люде братя! честны народы // Соединитесь въ храмі свободы!» [12: 37]. Именно в сплочении с другими славян- 224 JFveciIC-II 2019. Т. 58 скими народами видел поэт будущее своих соотечественников, о чем писал в стихотворении «Радость о свободі»: «Изъ сердецъ цв^товъ // Уплетемъ віночки // Народной мамі, // Славянской державі // Блаженны діточки» [12: 34-35]. Явные русофильские настроения, призывы к единению с русским народом прослеживаются в других лирических произведениях А. Павловича, в которых он использует олицетворение Руси в образе Матери. Например, в стихотворении «Дума карпатоборца» Русь (Святую Русь) он напрямую называет Матерью: «О родительно мила // Святая Русь мати»; «О Русь мати помолися // Съ твоими сынами» [12: 57-58]. Подобное олицетворение можно наблюдать и в стихотворении «Русска мама», в котором Павлович апеллирует к истории русинского народа: «По лісахъ, по горахъ - по темныхъ по дубравахъ // Діти розпуджено, помощи не дано // Ой плакала русска мати» [12: 46-47]. И снова подтверждение историко-культурных фактов, актуализированных Павловичем в своих поэтических произведениях, находим в современных исследованиях по истории русинского народа. Так, С.Г. Суляк в статье «Русины: уроки трагической истории» подчеркивает, что «история русинов (руснаков) показательна тем, что, несмотря на многовековое проживание в составе других государств, полонизацию, мадьяризацию, румынизацию, коренное русское население Карпатской Руси (Галичины, Буковины, Подкарпатской (Угорской) Руси) долгое время сохраняло не только свою русскость, но и осознание своей принадлежности к единому русскому народу и единой русской культуре» [15: 7]. Олицетворение Родины в образе Матери не является неординарной художественной находкой А. Павловича. Подобный прием можно назвать классическим, он неоднократно воплощался в различных произведениях изобразительного и монументального искусства, а также в литературе разных эпох и народов. Однако тут, безусловно, следует учитывать тот неоспоримый факт, что «любой художественный образ не представляет собой механического копирования, в него вносится активное авторское пристрастно-избирательное отношение к изображенному» [13: 27]. В выявлении и анализе субъективных идейно-художественных рефлексий, которые опосредуют формирование в творчестве конкретного автора определенных художественных образов и воздействуют на потенциальную аудиторию не столько эмоционально, как идеологически, и заключается целесообразность подобных исследований. Применительно к изучению творческого наследия А. Павловича необходимо учитывать и прецедентность самой личности русинского будителя, значимость влияния на представителей русинского лингвокультурного сообщества его произведений. Литература и литературоведение 225 Подводя итог нашим наблюдениям, отметим, что наличие в гражданской поэзии А. Павловича олицетворения Родины в образе Матери можно расценивать, во-первых, в качестве одного из обязательных признаков формирования и становления самодостаточной национальной (в данном случае - русинской) литературы; во-вторых, как маркер вхождения самобытной русинской поэзии в общеславянский и общемировой литературный дискурс; в-третьих, как свидетельство развития и бытования русскоязычной лирики за пределами России; и, наконец, в-четвертых, как действенный способ экспансивного отражения и фиксации в художественном творчестве русинского будителя богатейшего историко-культурного наследия русинского народа, а также прием его трансляции как современникам автора, так и будущим поколениям.

Ключевые слова

Aleksandr Pavlovich, enlightener, national revival, Rusins, buditel, Rusinian poetry, civic lyrics, image of Motherland, Александр Павлович, национальное возрождение, будитель, русины, русинская поэзия, гражданская лирика, образ Родины

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Зеленко Сергей ВикторовичБелорусский государственный университеткандидат филологических наук, доцент кафедры медиалингвистики и редактирования факультета журналистикиsiarhejzelianko@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Сандомирская И. Книга о Родине. Опыт анализа дискурсивных практик. Wien: Wiener slawistischer almanach, 2001. 282 с.
Суляк С.Г. Русины: прошлое, настоящее, будущее // Русин. 2009. № 3 (17). С. 61-70.
Суляк С.Г. Русины: уроки трагической истории // Русин. 2008. № 3-4 (13-14). С. 7-34.
Суляк С.Г., Зиновьев В.П. Г.А. Де-Воллан и Угорская Русь // Русин. 2018. № 4 (54). С. 372-388. DOI: 10.17223/18572685/54/2217.
Семенова Е.В, Ростова М.Л., Петрова Е.В. Идейно-художественный анализ произведения (на примере литературы Англии и США). Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. 90 с.
Недзѣльскій Е. Очеркъ карпаторусской літературы. Ужгородъ: Типографія «Школьной помощи», 1932. 290 с.
Павловичъ А.И. Венецъ стихотворений. Ужгородъ: Кнігопечатня «УНІО», 1920. 258 с.13.
Майор Р.І. Русофільство на Закарпатті в другій половині ХІХ - на початку ХХ ст.: ґенеза, розвиток та ідеологія // Русин. 2017. № 1 (47). C. 154-176. DOI: 10.17223/18572685/47/13
Никольский Е.В., Юган Н.Л. Русофильство как проявление русинского национального движения в среде униатского духовенства Галичины первой половины XIX в. // Русин. 2018. № 4 (54). C. 72-89. DOI: 10.17223/18572685/54/5
Корсаков К.В. Энди Уорхол - выдающийся представитель русинской эмиграции // Русин. 2017. № 4 (50). С.198-206. DOI: 10.17223/18572685/50/13
Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство, 1996. 846 с.
Глущенко Н.А. Устав Русского православного кафолического общества взаимопомощи как источник для изучения русинской иммиграции в Соединенных Штатах Америки // Русин. 2016. № 4 (46). С. 191-204. DOI: 10.17223/18572685/46/12
Бирюков С.В. Австро-Венгерская империя, генезис национальных движений и русинский вопрос // Русин. 2018. № 3 (53). C. 193-209. DOI: 10.17223/18572685/53/11
Блинова О.И. Размышления о лингвокультурологических пометах в словаре // Вопросы лексикографии. 2014. № 2 (6). С. 122-129.
Бойко О.А. Проявления архетипа Великой Матери в модернистском изобразительном искусстве XX века // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 34. С. 19-35. DOI: 10.17223/22220836/34/2
Алимов Д.Е. Между миграционизмом и автохтонизмом: вопрос происхождения русинов Закарпатья в дискурсивном пространстве национального нарратива // Русин. 2017. № 4 (50). C. 179-197. DOI: 10.17223/18572685/50/12
Акимов Ю.Г., Минкова К.В. Особенности формирования русинской диаспоры в США в конце XIX в. // Русин. 2016. № 1 (43). С. 128-144. DOI: 10.17223/18572685/43/9
 Образ Родины-Матери в гражданской лирике Александра Павловича | Русин. 2019. № 58. DOI: 10.17223/18572685/58/14

Образ Родины-Матери в гражданской лирике Александра Павловича | Русин. 2019. № 58. DOI: 10.17223/18572685/58/14