Хрестология лемков-русинов: исторический аспект | Русин. 2022. № 70. DOI: 10.17223/18572685/70/3

Хрестология лемков-русинов: исторический аспект

Лемковина - это край, где сохранилось много памятников сакрального искусства. Особое место среди них занимают кресты. Они свидетельствуют о принадлежности лемков-русинов к церкви восточного обряда. Это очень важно, поскольку помогло лемкам-русинам сохранить свой обряд, обычаи, язык и культуру в иноконфессиональном и иноязычном окружении. На сегодняшний день через территорию Лемковщины пролегают туристические маршруты, где много крестов, как деревянных, так и каменных, нуждаются в обследовании, исследовании, реставрации. Поэтому тему исследования считаем актуальной. В результате разделения церкви лемки-русины оказались в лоне церкви восточного обряда. Именно логос, проповедь креста восточного обряда, сыграл большую роль в историческом сохранении русинов от ассимиляции. Большую роль в этом играли ручные кресты. По нашему мнению, резные ручные кресты - это продолжение средневековой мелкой пластики традиции восточной церкви из металла, камня, дерева, кости, керамики. Типичные ручные деревянные кресты церкви восточного обряда семиконечны, однако случаются и восьмиконечные с косой нижней перемычкой. Их украшают изображения под влиянием византийской иконописи, а также надписи кириллическим шрифтом. Отдельную группу составляют лемковские каменные кресты. Они отчетливо выделяются, как принадлежащие к церкви восточного обряда, и отражают историю и культуру русинов. Хрестология лемков-русинов - это отдельный малоисследованных пласт истории и мировой сакральной культуры. В перспективах дальнейших исследований следует шире изучить историю и значение креста в истории и церковной жизни других этнокультурных групп русинов: гуцулов, бойков, подолян и др.

Ключевые слова

история креста, история культуры, восточный обряд, крест, лемки-русины, Лемковина

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Одрехивский Роман ВасильевичЛьвовского государственного университета физической культуры имени Ивана Боберскогодоктор искусствоведения, профессор кафедры хореографии и искусствоведения факультета педагогического образованияodre2010@ukr.net
Всего: 1

Ссылки

Шеґда М. о. Ex oriente Lux - свiтло зi Сходу // Греко-католицький церковний календар. 988-1988. Ювiлей хрещення Русi-України. Варшава: Генеральний вiкарiат для вiрних греко-католицького обряду в Польщi, 1998.
Феноменологiя та герменевтика. URL: http://helpiks.org/4-107288.html (дата зверенння: 10.06.2020).
Хома I. о. Нариси iсторiї Вселенської церкви. Львiв: Стрiм, 1995.
Тищенко О. Р. Iсторiя декоративно-прикладного мистецтва України ХIII-ХVIII ст. Київ: Либiдь, 1992.
Тарнович Ю. Лемкiвщина. Матерiальна культура. Кракiв: Українське видавництво, 1941.
Суляк С. Русины в истории: прошлое и настоящее // Русин. 2007. № 4 (10). С. 29-56.
Тарнович Ю. Iлюстрована iсторiя Лемкiвщини. Львiв: накладом видавництва "На сторожi", 1936.
Словник iншомовних слiв / за ред. О.С. Мельничука. Київ: Головна редакцiя УРЕ, 1974.
Одрехiвський Р.В. Рiзьбярство Лемкiвщини. Львiв: Сполом, 1998.
Свєнцiцька В. Рiзьбленi ручнi хрести ХVII-ХХ вв.: у 2 частинах. Львiв, 1939. Ч. 1.
Одрехiвський Р. Мистецтво рiзьблення як один iз проявiв нацiонального та культурного вiдродження лемкiв-Русинiв (кiнець ХIХ - перша третина ХХ столiття) // Русин. 2021. № 64. С. 43-51.
Крип'якевич I. Iсторiя України. Львiв: Свiт, 1990.
Новий тлумачний словник української мови: в 4 т. / уклад.: В. Яременко, О. Слiпушко. Київ: Аконiт, 2000. Т. 4.
Красовський I. Камiнь i дерево в народних промислах лемкiв // Народна творчiсть та етнографiя. 1987. № 5. С. 21-28.
Iсторiя української культури. Навчальний посiбник / Британ В.Т., Пiдлiсна Л. С., Савич А.В. та iншi. 1.3. Типологiя культури. URL: http://www.studfiles.ru/preview/5994740/page:3/#3 (дата зверенння: 10.06.2020).
Iсторiя українського мистецтва: в 6 т. /гол. ред. М.П. Бажан. Київ: УРЕ, 1968. Т. 3.
 Хрестология лемков-русинов: исторический аспект | Русин. 2022. № 70. DOI: 10.17223/18572685/70/3

Хрестология лемков-русинов: исторический аспект | Русин. 2022. № 70. DOI: 10.17223/18572685/70/3