Влияние институциональных дискурсов на языковое самоопределение в условиях полиэтнического социума | Русин. 2022. № 70. DOI: 10.17223/18572685/70/13

Влияние институциональных дискурсов на языковое самоопределение в условиях полиэтнического социума

Анализируется ситуация взаимодействия родного языка (татарского) и второго языка (русского) в языковом сознании татарско-русских билингвов, проживающих в Южной Сибири в условиях поликультурного социума с русским языком, выполняющим роль языка-макропосредника, по данным, собранным при помощи социолингвистического анкетирования. Для сбора данных использовалась социолингвистическая анкета, разработанная ОА. Казакевич, и языковая анкета билингва (разработчики Мариан, Блюменфельд и Каушанская), адаптированная сотрудниками Лаборатории лингвистической антропологии ТГУ. Анкетирование проводилось на территории г. Томска и Томского района (деревни Эушта, Чёрная речка), Новосибирской области - в местах компактного проживания татарско-русских билингвов. Количество татарско-русских билингвов, опрошенных в ходе анкетирования, составляет 133 человека. Социолингвистическая информация, предоставленная респондентами, позволяет выделить три группы факторов, определяющих взаимодействие татарского и русского языков в разные периоды их жизни. Татарско-русские билингвы в большинстве своем считают родным (L1) татарский язык, несмотря на то что он превращается в эритажный язык с ограниченной сферой употребления. Русский язык занимает доминирующее положение в общественном и профессиональном общении, татарский становится языком межличностного общения членов семьи. Тем не менее татарский язык, похоже, играет ключевую роль в определении билингвами своей национальной идентичности.

Ключевые слова

несбалансированный билингвизм, татарско-русские билингвы, взаимодействие языков, институциональный дискурс, язык внутрисемейного общения

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Темникова Ирина ГеннадьевнаТомский государственный университеткандидат филологических наук, старший научный сотрудник лаборатории лингвистической антропологииtemnikova196@mail.ru
Диброва Вероника СергеевнаТомский государственный университетаспирант кафедры общей, компьютерной и когнитивной лингвистики, младший научный сотрудник лаборатории лингвистической антропологииklobukova-veronika@list.ru
Всего: 2

Ссылки

Словарь социолингвистических терминов / гл. ред. В.Ю. Михальченко. М.: Российская академия наук; Институт языкознания; Российская академия лингвистических наук, 2006. URL: https://rus-soc-lingvo-terms.slovaronline.com/ (дата обращения: 02.10.2022).
Резанова З.И., Темникова И.Г., Некрасова Е.Д. Динамика социолингвистических процессов в Южной Сибири в зеркале билингвизма (русско- шорское и русско-татарское языковое взаимодействие) // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 436. С. 56-68.
Резанова З.И., Дыбо А.В. Языковое взаимодействие в речевых практиках шорско-русских билингвов Южной Сибири // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные. науки. 2019. Т. 21, № 2 (187). С. 195-211.
Новожилов А.Г. Сохранение языков коренных малочисленных народов в условиях глобализации (опыт Северо-Запада России) // Русин. 2022. № 67. С. 361-374.
Нагель О.В., Темникова И.Г. Интерферентное влияние татарского языка в речевых практиках татарско-русских билингвов // Русин. 2019. № 56. С. 213-225.
Казакевич О.А. Документация исчезающих языков Сибири (на материале двух поселков Красноярского края) // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2006. № 3 (44). С. 221-231.
Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. URL: https://rus-lingvistics-dict.slovaronline.com/ (дата обращения: 02.10.2022).
Ortega L. The Study of Heritage Language Development From a Bilingual ism and Social Justice Perspective // Language Learning. 2020. № 70 (S1). P. 15-53.
Wei R., Reynolds B.L., Kong M. et al. Is bilingualism linked to national identity? Evidence from a big data survey // Journal of Multilingual and Multicultural Development. 2022. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/ (дата обращения: 09.10.2022).
Marian V., Blumenfeld H.K., Kaushanskaya M. Language Experience and Proficiency Questionnaire (LEAP-Q) // Speech Language and Hearing Research. 2007. № 50 (4). Р. 940-967. URL: http://www.bilingualism.northwestern.edu/leapq (дата обращения: 29.09.2022).
Kašćelan D., Prévost P., Serratrice L. et al. A review of questionnaires quantifying bilingual experience in children: Do they document the same constructs? // Bilingualism: Language and Cognition. 2022. № 25. P. 29-41.
Benmamoun E., Montrul S., Polinsky M. Heritage languages and their speakers: Opportunities and challenges for linguistics // Theoretical Linguistics. 2013. № 39. P. 129-181.
 Влияние институциональных дискурсов на языковое самоопределение в условиях полиэтнического социума | Русин. 2022. № 70. DOI: 10.17223/18572685/70/13

Влияние институциональных дискурсов на языковое самоопределение в условиях полиэтнического социума | Русин. 2022. № 70. DOI: 10.17223/18572685/70/13