Типы билингвизма в несбалансированных языковых ситуациях Узбекистана и Таджикистана
Анализируются типы билингвизма, формирующиеся в условиях несбалансированных языковых ситуаций г. Ургенча (Республика Узбекистан) и г. Душанбе (Республика Таджикистан). Исследование основано на широком междисциплинарном понимании билингвизма, охватывающем лингвистические, социальные и психологические аспекты. Особое внимание уделяется времени усвоения второго языка (ранний и поздний билингвизм), а также различным функциональным типам языкового использования - координативный и субординативный, активный и пассивный, аддитивный и субтрактивный. Рассматриваются механизмы формирования билингвизма в условиях асимметрии языковых статусов и функционального распределения языков между институциональными и персональными дискурсами. Показано, что возраст начала освоения второго языка и характер социокультурной среды определяют не только уровень языковой компетенции, но и тип билингвизма, а также динамику взаимодействия языков в индивидуальной и групповой коммуникации. В работе отмечается значимость комплексного подхода к типологизации билингвизма с учётом социолингвистических и когнитивных факторов, а также актуальность перехода от бинарных к континуальным моделям классификации билингвизма для регионов с многоязычным населением.
Ключевые слова
поздний билингвизм,
координативный и субординативный билингвизм,
активный и пассивный билингвизм,
аддитивный и субтрактивный билингвизм,
узбекско-русский билингвизм,
таджикско-русский билингвизмАвторы
| Диброва Вероника Сергеевна | Томский государственный университет | аспирант кафедры общей компьютерной и когнитивной лингвистики | klobukova-veronika@list.ru |
Всего: 1
Ссылки
Aminov K., Jensen V., Juraev S. et al. Language Use and Language Policy in Central Asia // Central Asia Regional Data Review. 2010. Vol. 2, № 1. Р 1-29.
Anderson R. Language attrition in progress: Language acquisition and language loss. Groos, 1982. 272 p.
Benmamoun E., Montrul S., Polinsky M. Heritage languages and their speakers: Challenges and opportunities // Linguistic Approaches to Bilingualism. 2013. Vol. 3, № 1. Р 1-40. doi: 10.1515/lab-2013-0001.
Bialystok E. Bilingualism in Development: Language, Literacy, and Cognition. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 288 p. doi: 10.1017/ CBO9780511605963.
Bourdieu P Language and Symbolic Power. Cambridge: Harvard University Press, 1991. 302 p.
Fishman J.A. Bilingualism with and without diglossia // Journal of Social Issues. 1967. Vol. 23, № 2. Р 29-38. doi: 10.1111/j.1540-4560.1967.tb00573.x.
Gardner R.C. Social Psychology and Second Language Learning: The Role of Attitudes and Motivation. London: Edward Arnold, 1985. 208 p.
Giles H., Johnson P. Ethno-Linguistic identity theory: A social psychological approach to language maintenance // International Journal of the Sociology of Language. 1987. Vol. 68. Р 69-100. doi: 10.1515/ijsl.1987.68.69.
Grichkovtsova I. Bilingual Minds: Emotional Experience, Expression and Representation, Aneta Pavlenko (Ed.) // Studies in Second Language Acquisition. 2007. Vol. 29, № 4. Р 625-627. doi: 10.1017/S0272263100007634.
Herdina P.,Jessner U. Dynamic systems theory and multilingualism // The Cambridge Handbook of Language Learning / ed. by J.W. Schwieter. Cambridge: Cambridge University Press, 2023. Р 145-168. doi: 10.21832/9781853598746.
Lambert W.E. Culture and language as factors in learning and education // Cultural Diversity and Canadian Education: Issues and Innovations / eds. by J. Mallea, J. Young. Montreal: McGill-Queen's University Press, 1984. Р 91-122.
Marian V., Blumenfeld H.K., Kaushanskaya M. Language Experience and Proficiency Questionnaire (LEAP-O) // Speech, Language, and Hearing Research. 2007. Vol. 50, № 4. P 940-967. URL: http://www.bilingualism.northwestern.edu/leapq (дата обращения: 29.09.2022).
McLaughlin B. Second-Language Acquisition in Childhood. Vol. 1: Preschool Children. Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1984. 317 p.
Meisel J.M. The bilingual child // The Handbook of Bilingualism, 2006. Р 90-113. doi: 10.1017/CB09780511611780.003.
Spolsky B. Language Policy. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. 262 p.
Valdes G. Heritage language students: Profiles and possibilities // Heritage Languages in America: Preserving a National Resource / eds. by J.K. Peyton, D.A. Ranard, S. McGinnis. Washington: Center for Applied Linguistics, 2001. Р 37-77.
Казакевич О.А. Документация исчезающих языков Сибири (на материале двух поселков Красноярского края) // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2006. № 3 (44). С. 221-231.
Першуткина С.П., Макушин М.А., Федорко В.Н. Русский язык в геокультурном пространстве Узбекистана: факторы, тенденции, территориальные и социальные особенности развития // Центральноазиатский журнал географических исследований. 2022. № 1-2. С. 61-76.