Обработка эмоциональных текстов на русском языке носителями русского и якутско-русскими билингвами: разведочный анализ экспериментальных данных | Русин. 2025. № 79. DOI: 10.17223/18572685/79/13

Обработка эмоциональных текстов на русском языке носителями русского и якутско-русскими билингвами: разведочный анализ экспериментальных данных

Исследование является первым этапом экспериментального проекта по изучению процесса когнитивной обработки эмоциональных текстовых стимулов на L2 тюркско-русскими билингвами (в сравнении с носителями русского как родного). Используется специальный экспериментальный дизайн: информанту предлагается прочитать короткий эмоциональный текст и провести его эмоциональную разметку с помощью шести шкал. В процессе выполнения задания движения глаз информанта записываются с помощью айтрекера. В статье описаны результаты эксплораторного анализа данных, полученных в двух группах испытуемых - группе якутско-русских билингвов (n = 10) и носителей русского как родного (n = 10). Результаты анализа эмоциональной разметки текстов и окуломоторного поведения информантов позволили сделать следующие наблюдения. Согласованность эмоциональных оценок в группе монолингвов оказалась заметно выше, чем в группе билингвов, однако, несмотря на это, статистически значимых отличий между средними оценками билингвов и монолингвов выявлено не было, т. е. информанты в двух группах идентифицировали в текстах аналогичные эмоции. Что касается окуломоторного поведения, то у носителей русского как родного выявились закономерности, согласующиеся с другими исследованиями: на основе показателей средней длительности фиксации и времени первого прочтения текста можно судить о более быстрой обработке позитивных текстов по сравнению с негативными и нейтральными. Однако в группе якутско-русских билингвов мы не обнаружили статистически значимых отличий между параметрами глазодвигательной активности при чтении текстов разной валентности. Предположительно, эти отличия могли нивелироваться под влиянием межиндивидуальной вариативности экспериментальных наблюдений, полученных от информантов-билингвов. Для группы билингвов также было сделано наблюдение, касающееся количества саккад из зоны разметки в зону текста при проведении разметки: они возвращались к тексту значительно реже, чем монолингвы. Полученные наблюдения будут в дальнейшем проверены на расширенной выборке информантов - носителей как якутского, так и других тюркских языков.

Ключевые слова

тюркско-русский билингвизм, якутско-русский билингвизм, эмоциональная обработка, эмоциональная разметка, эмоциональный текст, чтение, айтрекинг

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Колмогорова Анастасия ВладимировнаНациональный исследовательский университет «Высшая школа экономики»доктор филологических наук, профессор, профессор департамента филологии факультета Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств, заведующая лабораторией языковой конвергенцииakolmogorova@hse.ru
Куликова Елизавета РомановнаНациональный исследовательский университет «Высшая школа экономики»младший научный сотрудник лаборатории языковой конвергенции, аспирант школы лингвистикиkulikova.e.r@hse.ru
Всего: 2

Ссылки

Клобуков П.Е. Эмоции, сознание, культура (особенности отражения эмоций в языке) // Язык, сознание, коммуникация: сб. статей / ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. М.:' Филология, 1998. Вып. 4. С. 110-123.
Колмогорова А.В., Маликова А.В. Субъективные и объективные факторы билингвизма в эмоциональном восприятии текста (на материале тувинско-русского билингвизма) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2022. Т 24, № 6. С. 735-743. doi: 10.21603/2078-8975-2022-24-6-735-743.
Коряков Ю.Б., Давидюк Т.И., Харитонов В.С. и др. Список языков России и статусы их витальности: монография-препринт. М., 2022. 80 с.
Старостина Е.Г, Тэйлор Г.Д., Квилти Л.К. и др. Торонтская шкала алекситимии (20 пунктов): валидизация русскоязычной версии на выборке терапевтических больных // Социальная и клиническая психиатрия. 2010. № 4. С. 31-38.
Шаховский В.И. Эмоции как объект исследования в лингвистике // Вопросы психолингвистики. 2009. № 9. С. 29-42.
Alenezi R.K.,AlBader Y.B. Emotional Resonance of Arabic-English Bilinguals // World Journal of English Language. 2023. № 13 (5). P 247-353. doi: 10.5430/ wjel.v13n5p347.
Altarriba J. Expressions of emotion as mediated by context // Bilingualism: Language and Cognition. 2008. № 11 (02). P. 165-167.
Ballenghein U., Megalakaki O., Baccino T. Cognitive engagement in emotional text reading: concurrent recordings of eye movements and head motion // Cognition and Emotion. 2019. № 33 (7). P. 1448-1460. doi: 10.1080/02699931.2019.1574718.
Barriga-Paulino C.I., Guerreiro M., Faísca L. et al. Does emotional valence modulate word recognition? A behavioral study manipulating frequency and arousal // Acta Psychologica. 2022. № 223. 103484. doi: 10.1016/j.actpsy.2021.103484.
Eckstein M.K., Guerra-Carrillo B., Singley A.T.M. et al. Beyond eye gaze: What else can eyetracking reveal about cognition and cognitive development // Dev. Cogn. Neurosci. 2017. Vol. 25. P. 69-91.
Elster J. Rationalité émotions et normes sociales // La couleur des pensées, Raisons pratiques. 1995. № 6. P. 33-64.
Estes Z., Verges M. Freeze or flee? Negative stimuli elicit selective responding // Cognition. 2008. № 108 (2). P. 557-565. doi: 10.1016/j.cognition.2008.03.003.
Haro J., Hinojosa J.A., Ferré P. The role of individual differences in emotional word recognition: Insights from a large-scale lexical decision study // Behav Res. 2024. № 56. P. 8501-8520. doi :10.3758/s13428-024-02488-z.
Harris C.L., Ayçiçegi A., Gleason J.B. Taboo words and reprimands elicit greater autonomic reactivity in a first than in a second language // Appl. Psycholinguist. 2003. № 4. P. 561-578. doi: 10.1017/S0142716403000286.
Kaushanskaya M., Blumenfeld H.K., Marian V. The Language Experience and Proficiency Questionnaire (LEAP-Q): Ten years later // Biling (Camb Engl). 2020. № 23 (5). P. 945-950. doi: 10.1017/s1366728919000038.
Kolmogorova A., Kalinin A., Malikova A. Semiotic Function of Empathy in Text Emotion Assessment // Biosemiotics. 2021. Vol. 14, № 2. P. 329-344. doi: 10.1007/s12304-021-09434-y.
Kousta S.T., Vinson D.P., Vigliocco G. Emotion words, regardless of polarity, have a processing advantage over neutral words // Cognition. 2009. № 112 (3). P. 473-481. doi: 10.1016/j.cognition.2009.06.007.
Kuperman V., Estes Z., Brysbaert M., Warriner A.B. Emotion and language: valence and arousal affect word recognition // J Exp Psychol Gen. 2014. № 143 (3). P. 1065-1081. doi: 10.1037/a0035669.
Morawetz C., Oganian Y., Schlickeiser U. et al. Second Language Use Facilitates Implicit Emotion Regulation via Content Labeling // Front Psychol. 2017. № 8. Р. 366. doi: 10.3389/fpsyg.2017.00366.
Pavlenko A. Affective processing in bilingual speakers: disembodied cognition? // Int J Psychol. 2012. № 47 (6). P. 405-428. doi: 10.1080/00207594.2012.743665.
Pavlenko A. Emotion and emotion-laden words in the bilingual lexicon // Bilingualism: Language and Cognition. 2008. № 11 (02). P. 147-164.
Pratto F., John O.P. Automatic vigilance: The attention-grabbing power of negative social information // Journal of Personality and Social Psychology. 1991. № 61 (3). P. 380-391. doi: 10.1037/ 0022-3514.61.3.380.
Schmuck J., Schnuerch R., Voltz E. et al. The influence of lexical word properties on selective attention to emotional words: Support for the attentional tuning of valent word forms // Psychophysiology. 2025. № 62 (1). doi: 10.1111/psyp.14748.
Sendek K., Herzmann G., Pfeifer V. et al. Social acquisition context matters: Increased neural responses for native but not nonnative taboo words // Cogn Affect Behav Neurosci. 2022. № 22 (2). P. 362-382. doi: 10.3758/s13415-021-00951-4.
Sharif H., Mahmood S. Emotional processing in bilinguals: a systematic review aimed at identifying future trends in neurolinguistics // Humanit Soc Sci Commun. 2023. № 10. doi: 10.1057/s41599-023-01926-1.
Sheikh N.A., Titone D.A. Sensorimotor and linguistic information attenuate emotional word processing benefits: an eye-movement study // Emotion. 2013. № 13 (6). P. 1107-1121. doi: 10.1037/a0032417.
Talanov M., Leukhin A., Lövheim H. et al. Modeling Psycho-Emotional States via Neurosimulation of Monoamine Neurotransmitters // Blended Cognition. 2019. Vol. 12. P. 127-156.
Walter K., Bex P. Cognitive load influences oculomotor behavior in natural scenes // Sci. Rep. 2021. Vol. 11, № 1. Р. 12405.
 Обработка эмоциональных текстов на русском языке носителями русского и якутско-русскими билингвами: разведочный анализ экспериментальных данных | Русин. 2025. № 79. DOI: 10.17223/18572685/79/13

Обработка эмоциональных текстов на русском языке носителями русского и якутско-русскими билингвами: разведочный анализ экспериментальных данных | Русин. 2025. № 79. DOI: 10.17223/18572685/79/13