Славянский культурный код в трансмедийной метавселенной «Ведьмак» | Русин. 2025. № 79. DOI: 10.17223/18572685/79/15

Славянский культурный код в трансмедийной метавселенной «Ведьмак»

Рассматриваются особенности функционирования славянского культурного кода в трансмедийной метавселенной «Ведьмак». Анализируется, как культурные элементы славянского происхождения реализуются в литературных текстах Анджея Сапковского, в видеоигре «Ведьмак 3: Дикая охота» и в телесериале от Netflix, выявляется степень их адаптации и трансформации в зависимости от медиаплатформы, а также признаки медаиконвергенции - взаимодействий внутри трансмедийной метавселенной. Исследование показывает, что в литературных текстах славянский миф и фольклор выступают как богатый, заранее структурированный и семантизированный материал, позволяющий писателю создать напряженный полифонический фон для своего героя и приглашающий читателя к участию в интертекстуальной игре; в видеоигре - как максимально вовлекающие, активные и геймплейно значимые элементы, структурирующие мир и действия игрока; в сериале - как декоративная составляющая, подчинённая жанровым клише. Особое внимание уделяется тому, как мифологические образы (полуденница, леший, стрыга и др.) получают различные формы воплощения: от упоминаний имён до детально проработанных интерактивных художественных образов. Используя семиотический и интертекстуальный анализ, авторы прослеживают, как знаки переносятся, трансформируются и переживаются в цифровой медиасреде, делая видеоигру наиболее насыщенной формой трансляции славянской культуры, в которой миф проявляет свою истинную природу - эмоционально окрашенного событийного осмысления мира.

Ключевые слова

культурный код, миф, мифология, славянский фольклор, фэнтези, «Ведьмак», медиаконвергенция, семиотика искусства, геймстадис

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Рапота Данила АндреевичТомский государственный университетмагистрант кафедры общей, компьютерной и когнитивной лингвистикиrapota.danil@yandex.ru
Новикова Элеонора ГеннадьевнаТомский государственный университеткандидат филологических наук, доцент кафедры общей, компьютерной и когнитивной лингвистикиlinx@rambler.ru
Всего: 2

Ссылки

Галанина Е.В., Батурин Д.А. Мифологические структуры в видеоиграх: архетипы // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 36. С. 31-48. doi: 10.17223/22220836/36/4.
Дженкинс Д. Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа. М.: Группа компаний «РИПОЛ классик», 2019. 384 с.
Дуванов А. Читать, играть, смотреть: полный гид по культовой вселенной «Ведьмака» // Кинопоиск. 19 мая 2025 г. URL: https://www.kinopoisk.ru/media/article/4011211.
Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. 247 с.
Заврумов З.А, Страусов В.Н., Моногарова А.Г Славянские языческие коды в современной русской лингвокультуре // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2022. Вып. 1 (57). С. 28-42. doi: 10.47388/2072-3490/Lunn2022-57-1-28-42.
Изотова Н.Н. Культурный код: семиотический аспект // Культура и цивилизация. 2020. Т. 10, № 1А. С. 122-127. doi: 10.34670/AR.2020.47.1.016.
Кристева Ю. Семиотика: Исследования по семанализу. М.: Академический проект, 2013. 285 с.
Кузнецова Е.В. Культурный код восточных славян: особенности формирования и проявления (на примерах из белорусской и русской культур) // Искусство и культура. 2023. № 2 (50). С. 51-55.
Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. М.: Языки русской культуры, 1996. 464 с.
Люка Р Ведьмак. История франшизы. От фэнтези до культовой игровой саги / [пер. с фр. А.А. Полуниной]. М.: Эксмо, 2023. 240 с.
Миронова П.Б. Проблемы перевода названий славянских мифологических персонажей в «Саге о Ведьмаке» А. Сапковского // Славянский мир: общность и многообразие. 2019. № 1. С. 268-270. doi: 10.31168/2619-0869.2019.3.11.
Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т / гл. ред. С.А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1980. Т. 1. 672 с.
Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т / гл. ред. С.А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1982. Т. 2. 720 с.
Михайлин И.А. Топонимия компьютерных игр (на материале игры «Ведьмак 3: Дикая охота») // Русский язык в образовательном пространстве Юга России и Северного Кавказа. II Намитоковские чтения: материалы Междунар. науч. конф. по общей и регион.й ономастике. Майкоп, 22-24 мая 2023 г. Майкоп : Электронные издательские технологии, 2023. С. 128-131.
Сапковский А. Последнее желание. Меч предназначения : [фантаст. романы] / пер. с пол. Е. Вайсброта. М.: АСТ; Астрель, 2011. 631 с.
Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т / под общ. ред. Н.И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 1995. Т. 1. 578 с.
Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н.И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 1999. Т. 2. 697 с.
Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т / под общ. ред. Н.И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 2004. Т. 3. 697 с.
Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т / отв. ред. С.М. Толстая. М.: Междунар. отношения, 2009. Т. 4. 649 с.
Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т / отв. ред. С.М. Толстая. М.: Междунар. отношения, 2012. Т. 5. 728 с.
Эко У Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Симпозиум, 2006. 544 с.
Gawronski S., Kinga B. A Real Witcher-SLavic or Universal; from a Book, a Game or a TV Series? // Arts. 2020. Vol. 9, № 4. Article 102. doi: 10.3390/ arts9040102.
Obertová Z. Slavic Mythology Lost in Fantasy: Literary Adaptations of Slavic Beliefs in Andrzej Sapkowski’s and Juraj Červenák’s Novels // Narodna umjetnost. 2022. Vol. 59, № 2. Р. 119-132.
Purchese R. Meeting Andrzej Sapkowski, the writer who created The Witcher // Eurogamer. 24 марта 2017. URL: https://www.eurogamer.net/meeting-andrzej-sapkowski-the-writer-who-created-the-witcher.
Toss a Coin to Your Author: PW Talks with Andrzej Sapkowski // Publishers Weekly. 28.01.2020. URL: https://www.publishersweekly.com/pw/by-topic/authors/interviews/article/82269-toss-a-coin-to-your-author-pw-talks-withandrzej-sapkowski.html (дата обращения: 05.06.2025).
Wiedzmin by Andrzej Sapkowski // OceanofPDF. 10 June 2023. URL: https://oceanofpdf.com/authors/andrzej-sapkowski/pdf-epub-wiedzmindownload (дата обращения: 05.06.2025).
 Славянский культурный код в трансмедийной метавселенной «Ведьмак» | Русин. 2025. № 79. DOI: 10.17223/18572685/79/15

Славянский культурный код в трансмедийной метавселенной «Ведьмак» | Русин. 2025. № 79. DOI: 10.17223/18572685/79/15