Церковное служение верного сына Галицкой Руси архиепископа Пантелеимона (Рудыка). К 50-летию учреждения Эдмонтонско-Канадской епархии Московского патриархата
Download file
Counter downloads: 254
Keywords
Пантелеимон (Рудык), архиепископ, епархия Московского патриархата, русины, православная церковь, КанадаAuthors
Name | Organization | |
References
1. К сожалению, до сих пор, кроме небольших заметок cправочного характера и кратких упоминаний о служении владыки в монографиях, посвященных разным периодам истории Русской православной церкви ХХ в., нет отдельного биографического труда, повествующего о сложном жизненном пути этого, безусловно, выдающегося иерарха Русской православной церкви.
Киреев Александр, протодиакон. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 годах. М., 2002. С. 314-316.
Выпускники богословского (православного) факультета Варшавского университета 1928-1935 гг. http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/warszawa.html
Освящение храма состоялось 14 (27) октября 1901 г.
В миру Новицкий Сергей Васильевич (25.09.1900-14.10.1976), уроженец Минской губернии, в будущем архиепископ Автономной церкви и затем Московского патриархата. См. Исповедники: верность служению (Непридуманные рассказы о войне). http://www.world-war.ru/article_948.html
См. ЖМП. 1968. № 12. С. 27-28.
Николаев К.Н. Восточный обряд. Париж, 1950. С. 169. Цит. по: Смолин М.Б. Украйнская «Русь подъяремная» // Русская Галиция и «мазепинство». М., 2005. С. 17.
Скурат К.Е. История Православных Поместных Церквей. Гл. VIII. Польская Православная Церковь. http://www.sedmitza.ru/text/441222.html
Свято-Успенская Почаевская Лавра. Глава 19. Воссоединение. Война. Послевоенные годы (1939-1959). www.pochaev.org.ua /?p=history/history_19
Міненко Тимофій, протопресвітер. Православна Церква в Україні під час Другої світової війни (1939-1945). Вінніпег-Львів, 2000. Т. 1 (Волинський період). С. 189. 11. Там же. С 192. Григорій Борис, протоиерей. Світлий образ владики архієпископа Пантелеймона. // Канадський Православний вісник. Меморіяльне видання в память упокоївшогося архиєпископа Пантелеймона. 1968, ч.4, с.4.
Петрушко Владислав. О попытках униатского прозелетизма в Советском Союзе накануне Великой Отечественной войны. 2002. www.pravoslavie.ru/.../uniatprozelit.htm 14/02/ 13. Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Церкви 1917-1997. Гл. VI. Русская Православная Церковь при местоблюстителе Патриаршего престола митрополите Сергии. http://kds.eparhia.ru/bibliot/istorserkvi/cupin/glava6/2/
Цыпин Вл., протоиерей. Указ. соч.
Алексеев В.И., Ставру Ф. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории. Гл. 5. Украина. // Русское Возрождение. № 16. 1981 г. (IV) - ricolor.org/arhiv/russkoe_vozrojdenie/1981/7/
До схимы архиепископ Димитрий (в миру князь Абашидзе Давид Ильич); родился 2.10.1867 г. - скончался 1.11.1942 г. в Киево-Печерской лавре и погребен у входа в Ближние пещеры Киево-Печерской лавры.
Шкаровский В.М. Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на территории СССР). М.: Крутицкое подворье; Общество любителей церковной истории, 2002.
Воспоминания архиепископа Николаевского и Вознесенского Питирима о владыке Пантелеимоне, который тогда рукоположил в сан священника его отца, впоследствии убиенного протоиерея Петра Старинского. В ризнице домового храма в честь Явления Божией Матери на Почаевской горе - архиерейской резиденции в Эдмонтоне - имеется напечатанный по благословению Святейшего Болгарского Синода в начале 1940-х гг. антиминс со следующей надписью «Освятися священнодействием Преосвященнаго Пантелеимона, епископа Львовскаго, управ. Кіевской епархіей, в лето Господне 1943, месяца марта, день 21», и в архиве Управления патриарших приходов в Канаде сохранилась печать архиепископа Пантелеимона с оттиском «+Архиепископ Киевский Пантелеимон».
Шкаровский М.В. Православная Церковь в рейхскомиссариате «Украина». Часть 2. http://portal-credo.ru/site/index.php?act=lib&id=1473; Фотиев К, Свитич А. Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии 1917-1950 гг. М, 1997. С.72, 271.
Алексеев В. И., Ставру Ф. Указ. соч. ricolor.org/arhiv/russkoe_vozrojdenie/1981/7/; Шкаровский М.В. Православная Церковь в рейхскомиссариате «Украина».
Из воспоминаний об архимандрите Предиславе (Каменяко; 23.09.1906 - умер 25.03.2006 г. в сане архимандрита в братстве Виленского Свято-Духова монастыря) настоятельницы Кременецкого Богоявленского женского монастыря игумении Херувимы (Афанасии Мироновны Бенещук, 3.12.1918-4.2.1996).
К большому сожалению, Варшавский митрополит Дионисий, которого немцы не допустили к управлению церковью на Украине, принял сторону раскольников и самочинно возвел в сан архиепископа викарного Луцкого епископа Поликарпа (Сикорского), в прошлом петлюровского чиновника, и 24 декабря 1941 г. назначил его администратором (управляющим) церковными делами на Украине. Тот начал созидать автокефальную церковь, опираясь на поддержку немецких властей и настроенного националистически и прогермански «землячества Украины», обосновавшегося в Польше. «Автокефальная церковь» была официально восстановлена на соборе, состоявшемся 7-10 февраля 1942 г. в Пинске. Именно на нем автокефалисты второй волны постановили принимать в общение с собой «священников» липковской «хиротонии» без нового посвящения.
Племянник Симона Петлюры Степан Скрыпник (10.04.1898-11-06.1993), принявший 14 мая 1942 г. сан «епископа» Переяславского с именем Мстислав; с 18.11.1990 г. - первый лжепатриарх на Украине. Лжемитрополит Харьковский и Полтавский Феофил (Булдовский) говорил о Мстиславе: «О, это страшный человек. Это бандит в епископском клобуке. Он из тех, что могут убить, удавить человека, если он станет им препятствием... Епископ Мстислав - доверенное лицо гестапо и администратора Поликарпа Сикорского. Это племянник Петлюры, его адъютант по фамилии Скрипник. В келейном разговоре с Мстиславом я с какой-то боязнью спросил его об унии с римо-католической церковью. А он мне отвечает: «Уния? А почему бы и нет? Разве те, кто пошли на унию с Римом, что-либо потеряли? Пусть с чертом, лишь бы не с Москвой. Но об этом еще рано говорить...» См. Феодосий (Процюк), архиепископ (ныне митр.). Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943). Т. 5. С. 254.
Шкаровский М.В. Православная Церковь в рейхскомиссариате «Украина». Ч. 2. http://portal-credo.ru/site/index.php?act=lib&id=1473
Раневский С. Украинская Автокефальная Церковь. Jordanville, 1948. С.14 (примечание).
В сентябре того же года сторонниками Поликарпа Сикорского убит был еще один архиерей Автономной церкви - епископ Владимиро-Волынский Мануил (Тарновский). Не желавших изменить присяге и присоединиться к украинской автокефалии старших священников «самостийныкы» беспощадно ликвидировали, а молодых избивали до полусмерти и выгоняли из прихода. Погибло много священников старой хиротонии, стоявших на страже православия и принявших мученическую смерть. С. Раевский в качестве примера говорит о мученической кончине старца-протоиерея Мелетия Рыжковского в селе Малой Мощанке Дубенского уезда, который не согласился служить на украинском языке. «Самостийныкы» прибыли к нему в дом, беспощадно избили, искололи ножами и ещё полуживым бросили головой в колодец (Раевский С. Указ. соч. С. 15).
Выражение церковного историка из Канады Дмитрия Поспеловского. См. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995. Капитуляция Автономной церкви была только временной и на бумаге.
Фотиев Кирилл, протоиерей. Попытки украинской церковной автокефалии в ХХ веке // «Украинская» болезнь русской нации. М., 2004. С. 283-284; http://www.orthedu.ru/books/fotiev.htm
Шкаровский М.В. Православная Церковь в рейхскомиссариате «Украина». Часть 2. http://portal-credo.ru/site/index.php?act=lib&id=1473
[OCA Archives, Box 20.] - См.: Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь и власовское движение. http://ricolor.org/history/roa/rp/
Ростислав (Колупаев), игумен. Русские в Северной Африке Диссертация. Глава 3. Приходская жизнь в Тунисе. http://www.teolog.ru/lib/t2.php?pid=83#_ednref142 32. Архиерейский собор Зарубежной церкви, состоявшийся в Нью-Йорке 18 октября - 14 ноября 1959 г., в связи с возведенным против него тяжелом обвинением, исключил владыку, отстраненного от должности и бывшего под запрещением, из состава иерархии РПЦЗ. Архиепископ Пантелеимон заявил, что это обвинение несправедливо. Мне представляется, что этот прискорбный случай владыка использовал как предлог для возвращения в юрисдикцию Московского патриархата, в котором принял архиерейскую хиротонию. Вероятно, и Архиерейский собор РПЦЗ, разбиравший это, подозревал ложность показаний, потому что отнесся снисходительно к обвиненному, не засудил его строго. См.: Из деяний Архиерейского собора Русской Православной Церкви за границей (состоявшагося 18 октября - 14 ноября 1959 г. в г. Нью-Йорке, США). Jordanville, 1960. С. 134-135.
Без указания автора. Возвращение в лоно Матери-Церкви архиепископа Пантелеимона // Журнал Московской Патриархии (ЖМП), М., 1959. № 6. С.40-42. 34. Обзор жизни экзархата Московской Патриархии в Америке за 1959 год // ЖМП, 1960. № 3. С. 23. Первый скромный деревянный храм-часовня появился в Эдмонтоне благодаря усердным миссионерским трудам священника Иакова Корчинского и его матушки Варвары в 1902 г. В 1908 г. был построен деревянный типовый храм, просуществовавший полвека. 1 октября 1946 г. общее собрание прихожан постановило войти в юрисдикцию Московского патриархата. 18 декабря 1955 г. архиепископ Херсонский Борис (Вик) совершил архиерейское богослужение в Свято-Варваринском храме и установил полное общение прихода с матерью-церковью. Строительство нового кирпичного семикупольного здания собора в псевдороманском стиле, с начала Х1Х в. распространенном в Галиции, было начато 15 июня 1956 г.
Русская Православная Церковь и христианский мир в 1959 году // ЖМП, 1960. № 1. С. 18.
При описании служения архиепископа Пантелеимона в юрисдикции Московского патриархата в 1959-1968 гг. использованы документы из Архива Управления патриарших приходов в Канаде (Протоколы заседаний Епархиального Управления, Епархиального Cовета и Епархиального Собрания Канадской епархии Патриаршего Американского Экзархата ) и материалы из раздела хроники «Канадського Православного вісника» за 1962-1968 гг. Все номера «Канадського Православного вісника» («Canadian Orthodox Messenger») хранятся в фондах музея-библиотеки при Свято-Варваринском соборе.
Канадський Православний вісник, 1964. Ч. 3. С. 20. Ч. 4. С. 17.
В воскресенье 31 июля 1960 г. вместе с патриаршим экзархом Северной и Южной Америки митрополитом Херсонским и Одесским Борисом (Вик; 1906-1965). См.: Пребывание Патриаршего Экзарха митрополита Бориса в Америке. // ЖМП, 1960. №11. С. 15; A Century of Faith. St. Barbara's Russian Orthodox Cathedral (1902-2002). Edmonton, Alberta, 2002. РР. 34-38, 68, 70.
Зарубежные гости в Московской Патриархии // ЖМП, 1961. №10. С. 3-4.
Архиєпископ Пантелеімон. Моя поїздка до Патриархії // Канадський Православний вісник, 1963. Ч. 1. С. 12-15.
Владыка Феодосий (Дикун) в сане архиепископа Полтавского стал известным всему православному миру благодаря своему исповедническому письму генсеку компартии Л. Брежневу о гонениях на православную церковь в его епархии во второй половине 1970-х гг. ХХ в.
Чин наречения и хиротонию также совершали митрополиты Крутицкий и Коломенский Пимен и Ленинградский и Ладожский Никодим, архиепископы Иркутский и Читинский Вениамин, Ивано-Франковский и Коломыйский Иосиф, Херсонский и Одесский Сергий, Львовский и Тернопольский Николай. См.: ЖМП, 1967. № 8. С. 12.
Митрополит Стефан (в миру Стефан Рудык) родился в 1891 г. в Майдане Липовецком Перемышлянского уезда Австро-Венгерской империи. Гимназию закончил во Львове, а духовную семинарию - в Орле. В сан священника был рукоположен в 1915 г. епископом Дионисием. Пастырское служение проходил в разных приходах, некоторое время был военным священником. Во время Второй мировой войны находился в лагерях для военнопленных в Германии. По освобождении состоял благочинным Александро-Невского округа в сане архимандрита (овдовел в начале войны). В 1953 г. был хиротонисан во епископа Польской православной церкви. В 1965 г. избран предстоятелем Польской православной церкви. Скончался 26 марта 1969 г. 44. Обрання Предстоятеля Польської Православної Церкви. // Канадський Православний вісник. 1965 р. Ч. 2. С. 16. 45. Награждения архиереев Русской Православной Церкви. // ЖМП, 1963. № 6. С. 10. 46. Встречающаяся в некоторых публикациях другая дата - 3 октября - является неверной. Скорее всего, эта ошибка связана с тем, что некролог о смерти владыки, опубликованный в ЖМП, начинается предложением «3 октября 1968 года в Москве было получено сообщение из Канады о кончине архиепископа Эдмонтонского и Канадского Пантелеимона...» См.: Ионафан, архиеп., Соколовский А., прот. Архиепископ Пантелеимон (некролог) // ЖМП, 1968. № 12. С. 26-30; Соколовский А. прот. Кончина и погребение Высокопреосвященнейшего Пантелеимона, архиепископа Эдмонтонского и Канадского // Канадський Православний вісник. Меморіяльне видання в память упокоївшогося архиєпископа Пантелеймона. 1968. Ч. 4. С. 5-10.
Шапка Р. Краткий очерк истории «твердых» русинов в Канаде // Международный исторический журнал «Русин». [Кишинёв]. 2007. № 3 (9). С. 146-156. 48. ЖМП, 1968. № 12. С. 26.
Григорій Борис, протоиерей. Світлий образ владики архієпископа Пантелеймона. // Канадський Православний вісник. Меморіяльне видання в память упокоївшогося архиєпископа Пантелеймона. 1968. Ч. 4. С. 4.

Церковное служение верного сына Галицкой Руси архиепископа Пантелеимона (Рудыка). К 50-летию учреждения Эдмонтонско-Канадской епархии Московского патриархата | Rusin. 2009. № 3 (17).
Download full-text version
Counter downloads: 4096