Образ русской земли в Галицко-Волынской летописи
Download file
Counter downloads: 322
Keywords
Authors
Name | Organization | |
References
1. Полную библиографию см.: Галицко-Волынская летопись. СПб., 2005. С. 412-421 (далее ГВЛ, страница, затем в скобках - номер столбца по Ипатьевской летописи). 2. См., в частности: Седов В.В. Древнерусская народность // Седов В.В. Славяне. С. 576-580. М., 2005 3. Полную библиографию см. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Т. 1. Л., 1989. С. 251. 4. Там же. С. 240.
ГВЛ С. 89 (Кол. 640).
ГВЛ С. 100 (Кол. 660).
ГВЛ. С. 103 (Кол. 664).
ГВЛ. С. 108 (Кол. 673).
ГВЛ. С. 107 (Кол. 671).
ГВЛ. С. 78 (Кол. 622).
ГВЛ. С. 109 (Кол. 674). См. также: «Иде изо Угоръ во Ляхы на Бардуевъ и приде во Судомирь. Слыша о брат? си и о дѣтех и о княгини своей, яко вышли суть из Руское землѣ в Ляхы предъ безбожными татары, и потосьнуся взискати ихъ, и обрѣте ихъ на рѣцѣ рекомѣй Полцѣ, и возрадовашася о совокупьленьи своемь, и жалишаси о побѣдѣ землѣ Руское и о взятьи град от иноплеменьникъ множьства». Там же. С. 110. Кол. 675.
ГВЛ. С. 89. (Кол. 640).
ГВЛ. С. 78. (Кол. 622).
ГВЛ. С. 82. (Кол. 629).
Под культуронимом автор имеет в виду термин, определяющий религиозную, этническую и культурную идентичность одновременно, например: крящен, в отличие от татарина, босняк в отличие от серба и т.д.
ГВЛ. С. 90. (Кол. 643).
ГВЛ. С. 78. (Кол. 622).
См.: Майоров А.В. Ангел из Галича // Византийский временник (в печати). Версию о византийском происхождении супруги Романа Мстиславовича разделял ряд других ученых - Майлат, Баумгартен, Граля. См. ГВЛ. С. 185-186.
ГВЛ. С. 119 (Кол. 689).
Термин «царь» в ГВЛ постоянно употребляется только применительно к императору Священной Римской Империи. Единственный раз - по отношению к Великому хану (Менгу). О титуле см., в частности: Успенский Б.А. Царь и патриарх. М, 1996.
ГВЛ. С. 119 (Кол. 689).
ГВЛ. С. 98-99. (Кол. 656).
ГВЛ. С. 92.
Интересно, что бунтовщик именуется Каином за шесть веков до возникновения революционной «каинической» традиции - до Байрона, Бодлера и Эжена Потье.
ГВЛ. С. 98. (Кол. 655-656).
Указание на помощь архангела Михаила также связано с темой Израиля: архангел Михаил встречает Иисуса Навина перед входом в Землю обетованную (Ис. Нав. 5, 13-15). Кроме того, согласно преданию, ангелом Господним, поразившим войско царя Синахериба, был именно Михаил. Наконец, потопление войска Белы силою архангела Михаила является своеобразной инверсией чуда архистратига Михаила в Хонех, где тот предотвратил потопление христианского храма. Отметим, что архангел Михаил является покровителем князя Даниила, как гласит известие за 6758 (1249) г., именно ему молится князь перед поездкой в Орду, «чуя беду страшну и грозну». См. ГВЛ. С. 118. (Кол. 688).
ГВЛ. С. 90-91 (Кол. 643).
Там же.
Вероятно, Даниил мог узнать об этом во время поездки в Орду. См. Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968. С. 355.
См., в частности: Насонов А.Н. История русского летописания. М.,1969. С. 236-242.
ГВЛ. С. 168-169. (Кол. 772-773).
См.: Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. М., 2005. С. 255.
Одно из последних исследований с исчерпывающей библиографией см.: Акентьев К.К. Мозаики Киевской св. Софии и «Слово» митрополита Иллариона в византийской литургической традиции // Византинороссика. Т. 1. Литургия. Архитектура и искусство византийского мира. СПб., 1995. С. 74-95.
ГВЛ. С. 134. (Кол. 715).
См.: Иордан Заимов. Битолска надпис на Иван Владислав самодържец български. София, 1970. С. 33.
ГВЛ. С. 134-135. (Кол.716).
ГВЛ. С. 148. (Кол. 738).

Образ русской земли в Галицко-Волынской летописи | Rusin. 2009. № 4 (18).
Download full-text version
Counter downloads: 2399