МИССИЯ МИТРОПОЛИТАГЕДЕОНА:НЕОСУЩЕСТВЛЕННЫЙГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ | Rusin. 2006. № 2 (4).

МИССИЯ МИТРОПОЛИТАГЕДЕОНА:НЕОСУЩЕСТВЛЕННЫЙГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Download file
Counter downloads: 860

Keywords

Георгий Стефан, Москва, Яссы, Гедеон, Богдан Хмельницкий

Authors

NameOrganizationE-mail
Всего: 1

References

1 В войсках Хмельницкого еще в первый год восстания (1648 г.) при осаде Львова действовал молдавский полк, составленный из уроженцев Молдавс- кого княжества. В битве у Берестечка в 1651 г. на стороне казаков сражалось 4000 молдаван. (История Молдавии. Т I. Кишинев, 1951. С. 222). Многие уро- женцы Молдавии (волохи и русины) занимали в казацком войске руководя- щие посты: Сила Волошин, Мудренко и т.д (История Молдавской ССР. Т. I Кишинев, 1965. С. 246). В 1655 г. в Брацловском полку при полковнике Василии Дрозде, по сведению киевского воеводы, служило « много . волох (в данном случае имеется не национальная, а государственная принадлежность - выходцы из Молдавского княжества) и сербов». (Мохов Н.А. Дружба кова- лась веками (Молдавско-русско-украинские связи с древнейших времен до начала XIX в.) Кишинев, 1980. С. 115).
2 Бессарабия. Историческое описание. Посмертный выпуск исторических изданий П.Н. Батюшкова. СПб., 1892. С. 114-115. До избрания Иерусалимским патриархом Паисий был архимандритом Ус- пенского монастыря в Молдавии. До 1648 г. он дважды побывал в Москве по поручению Иерусалимского патриарха Феофана. После смерти Феофана был избран Иерусалимским патриархом (Воссоединение Украины с Россией. До- кументы и материалы в трех томах. Т. II. 1648-1651 годы. М., 1954. С. 499). В декабре 1648 г. Богдан Хмельницкий в Киеве обсуждал ряд вопросов с Паи- сием. В Киеве Паисий дал Хмельницкому титул светлейшего князя. Встреча с Паисием оказала большое влияние на Хмельницкого: он понял, что является защитником не только казачества, но и всего малоросского народа и должен использовать свой успех в интересах всего православия. Сам Хмельницкий называл патриарха Паисия отцом своим духовным (Макарий Булгаков, мит- рополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 7. М., 1996. С. 27, 440-441, 34). Паисия Хмельницкий просит вести в феврале-марте 1649 г. переговоры с русским правительством о присоединении Малороссии к России. В Москву Паисия сопровождал полковник Селуян Мужиловский (Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех томах. Т. II. 1648-1651 годы. С. 500).
3 Мохов Н.А. Дружба ковалась веками. С. 122.
4 Бессарабия. С. 115.
5 Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех то- мах. Т. III. 1651-1654 гг. М., 1954. С. 551.
6 8 января 1654 г. состоялось собрание малороссийских казаков в г. Пере- яславле, на котором было принято решение о переходе Малороссии под по- кровительство московского царя.
7 Воссоединение Украины с Россией. С. 545-546.
8 История Молдавской ССР. Т. 1. Кишинев, 1965. С. 248.
9 Шульман Е.Б. Русско-молдавские дипломатические сношения в 1654- 1656 гг. // Ученые записки Бельцкого Государственного педагогического ин- ститута. Вып. III (Исторический). Кишинев, 1958. С. 29-30.
10 Мохов Н.А. Молдавия эпохи феодализма (от древнейших времен до начала XIX в.). Кишинев, 1964. С. 334.
11 Шульман Е.Б. Указ соч. С. 32.
12 Там же. С. 34-35.
13 Там же. С. 36.
14 Бессарабия. С. 115.
15 Шульман Е.Б. Указ. соч. С. 36-37.
16 Мохов Н.А. Молдавия эпохи феодализма С. 335..
17 Шульман Е.Б. Указ. соч. С. 38-39
18 Там же. С. 39-42, 43, 45.
19 История Молдавской ССР. Т. I. С. 248-249.
20 Лаптева Т.А., Соловьева Т.Б. Присяга на подданство России. // Военно- исторический журнал. № 10. 1990. С. 40.
21 Макарий Булгаков, митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 7. М., 1996. С. 104-106.
22 Неронов Иван (1591, Вологодский уезд, - 1670, Переяславль-Залесский), один из первых вождей раскола, наставник и друг протопопа Аввакума. В 30-40-х гг. был священником в Нижнем Новгороде. Бывая в Москве, сбли- зился с царским духовником Стефаном Вонифатьевым и Ф. М. Ртищевым. При их содействии в 1649 г. переведен в Москву и поставлен протопопом Казанского собора на Красной площади. Стал одним из руководителей «Кружка ревнителей благочестия». После столкновений с патриархом Никоном в 1653 г. был сослан в Спасо-Каменный Вологодский монастырь, а затем - в Кандалакшский. В посланиях царю из ссылки Неронов обличал деспотизм Никона, указывал на превышение власти патриархом, требовал созыва пред- ставительного собора для коллегиального решения церковных дел. В 1656 г. Неронов бежал из ссылки и скрывался от Никона в Москве у С. Вонифатьева; в том же 1656 был заочно осужден церковным собором. После этого Неронов решил примириться с официальной церковью, но продолжал обличать Нико- на за его деспотизм. На соборе 1666 г. принес покаяние. В 1669 г. был постав- лен архимандритом Данилова монастыря в Переяславле-Залесском (Большая Советская энциклопедия. М., 1974. С. 512).
23 Макарий Булгаков, митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 7. С.113-114.
24 Мохов Н.А. Молдавия эпохи феодализма С. 336.
25 Макарий Булгаков, митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 7. С. 65-66.
26 Яцимирский А.Я. Николай Милеску Спафарий. Казань, 1908. C. III, V.
27 Урсул Д.Т. Николай Гаврилович Милеску Спафарий. М., 1980. С. 36.
 МИССИЯ МИТРОПОЛИТАГЕДЕОНА:НЕОСУЩЕСТВЛЕННЫЙГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ | Rusin. 2006. № 2 (4).

МИССИЯ МИТРОПОЛИТАГЕДЕОНА:НЕОСУЩЕСТВЛЕННЫЙГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ | Rusin. 2006. № 2 (4).

Download full-text version
Counter downloads: 3045