МОЛДАВАНЕ И РУСИНЫ:ВМЕСТЕ ЧЕРЕЗ ГОРЫ И ВЕКА
Download file
Counter downloads: 658
Keywords
молдавский язык, русинские диаспоры, волохиAuthors
Name | Organization | |
References
1 Мигович И.И. Макара Н.П. Закарпатский социум. Ужгород, 2000. С. 10.
2 Цит. по: Мигович И. И. Закарпатский социум. Румуны-волохи. С. 21. ПВЛ 1950: 11.
3 У русинов до сих пор часто встречается фамилия Угрин. Известны и имена святых преподобного Моисея и Георгия Угринов.
4 Нарочницкая Н.А. Россия и русские. М., 2005. С. 96.
5 Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М., 1996. С. 106-107; 111-114; 282-300;
6 Нарочницкая Н.А. Россия и русские. С. 88.
7 Суляк С. Русины: этапы этнической истории. Часть 1 // Русин. 2005. № 1 (1). С. 54, 59.
8 См.: Сiobаnu St. Basarabiа. Моnоgrafie. Chişinău. 1993; Idem. Problema ucraineană in lumina istoriei. Radauţi, 1997.
9 Шорников П.М. Русские люди Молдавского княжества // Русин. 2005. № 1.
10 См.: Boldur A. Istoria Basarabiei. Bucureşti. 1992.
11 См.: Грушевський М. Исторiя України-Руси. Том I. До початку XI вiка. Львiв. 1904; Его же. Iллюстрирована iсторiя України. Донецьк. 2003.
12 Это делается на Галичине и до сего дня.
13 История Украины. К., 1979.
14 См.: Icторiя Української РСР. Том 2. Київ, 1979.
15 См.: Субтельний О. Україна. Iсторiя. Київ, 1993.
16 Полонська-Василенко Н. Iсторiя України вiд середини XVII столiття до 1923 року. Т.2. Київ, 2002.
17 См.: Украинцы. Народы Европейской части СССР. М.,1964 (Серия: «Народы мира»); Украинско-молдавские этнокультурные взаимосвязи в пе- риод социализма. Киев, 1987; Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.
18 Полевой Л.Л. Очерки исторической географии Молдавии XIII-XV вв. Кишинев, 1979. C. 113.
19 До сих пор часто встречающаяся фамилия только у русинов Закарпатья.
20 Покутье - чисто древнерусинское наименование поселений. Осталось до сегодняшнего дня сохраненным в Закарпатье и в горных районах Прикар- патья.
21 Мохов Н.А. Молдавия эпохи феодализма. Кишинев, 1964. С.147.
22 Волошин - распространенная фамилия у русинов. Таковыми являются потомки волохов, которые проживают компактно только в Закарпатье в при- вычной для них среде среди русинов.
23 Зубрицкий Д. Критико-историческая повесть временных лет Червонной и Галицкой Руси. М., 1845. С. 409 // По: Мохов Н.А. Указ. соч., С.150.
24 Зубрицкий Д. Критико-историческая повесть временных лет Червонной и Галицкой Руси. М., 1845. С. 409-410 // По: Мохов Н.А. Указ. соч., С.150.
25 Шпет Густав. Внутренняя форма слова. С. 5.
26 Нарочницкая Н.А. Россия и русские. С. 97.
27 В древнерусинской традиции написания эта фамилия имела вид «Кориатович».
28 Но получила уния полный перевес над православием в том русинском крае только через 130-150 лет, уже при имп. Марии Терезии, которая первая вводит вместо пустого холостого «униаты» другое название «греко-католи- ки», взятое с древних православных книг и символов веры, где у святого Афанасия Великого православие именуется «греко-кафолической верой», т.е. греко-соборной. Только спустя много лет в католичестве термин «кафоликос»- соборный (по переводу святых Кирилла и Мефодия) приобретет новое натя- нутое значение «вселенский».
29 Петр Могила поддержал и возродил дух православия на Киевской Руси, которая очень пострадала от католической Польши.
30 Венелин Ю. З наукової спадщини визначного славіста. Ужгород. 2002. Кстати, Венелин утверждал, что даки были славяне.
31 Венелин-Гуцу Ю. Мысли объ истории вообще и русской въ частности. М. Университетская типография. 1847. С. 24.
32 Там же. С. 25.
33 Хотя русины согласны с другой, лучшей теорией: Москва - новый град Константина или новый Царьград.
34 Cм.: Шорников П. Эхо Прутского похода.//Русский альбом. Кишинев, 2003. Вып. 10/11; Его же. Политический стратег и государственный деятель// «Мысль». Кишинев, 2003. N 4 (22).
35 Махнач В.Л. Он победил. Очерк православной традиции. М., 1999. С. 32.
36 Cм.: Шорников П. Молдаване и русские: опыт взаимодействия в XVIII - начале XIX вв. // Славянские чтения: Материалы научно-теоретической кон- ференции. Славянский ун-т Республики Молдова. Кишинев. 2004.
37 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб. ,1995. С. 268-269.
38 В сравнении с Россией как, по высказываниям европейцев, «тюрьмой народов», Европа вырисовалась в истории как могила малых народов.
39 А с ним лютеранство, пуританство и мессианство Англии и Америки, которые, с позиции религиозной доктрины пуритан, являются предызбран- ными Богом и имеют не только право, но и задачу управлять всем миром. Непослушание им - великое зло, наказуемое военным вторжением.
40 Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. С. 113.
41 Вернадский Г. Два подвига св. Александра Невского // Евразийский временник. Берлин. Кн.IV. 1925.
42 Суляк С. Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии. Кишинев, 2003. С. 120, 122. Австрийцы позже добили русинов, пропустивши их через Галицкую этнолабораторию. Там поляки сменили им веру православную на униатскую, а австрийцы помогли сменить этноним «русины» на «украинцев».
43 Русины Галиции и Северной Буковины после 1772 года вошли в состав Австро-Венгрии как единой монархии, а с 1867 года подпали уже только под власть Австрии. Русины, живущие на южных склонах гор Карпат, так и оста- лись в составе Венгрии. Хотя все они считались уже жителями двуединой Австро-Венгерской империи.
44 Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 100.
45 Распад Австро-Венгрии привел к созданию Автономной Республики Подкарпатская Русь в составе Чехословакии (1918-1946).
46 См.: Ваврик В.Р. Терезин и Талергоф. Москва. 2001; Суляк С.Русины в период первой мировой войны и Русской Смуты // Русин. 2006. № 1 (3). С. 50- 53.
47 Поп Д. Iсторiя Подкапатськоi Руси. Ужгород, 2005. С. 152-159. Независимость тогда провозгласили и некоторые регионы русинской Лемковщины.
48 См.: Хотинское восстание. Сб. документов и материалов. Кишинев. 1976.
49 Суляк С. Русины в период первой мировой войны и Русской Смуты // Русин. 2006. № 1 (3). С. 61, 62.
50 Мальгин А. Украина: соборность и регионализм. Симферополь, 2005. С.85. Но 15 июля 1920 г. Советы Восточной Галиции провозгласили в Тернополе создание Галицийской Социалистической Советской Республики. Это можно расценить как признание большевиками галицко-русской этнокультурной идентичности. Однако ГССР также была разгромлена польскими войсками.
51 Поп И.И. Энциклопедия Подкарпатской Руси. Ужгород, 2006.
52 Русин. 2005. № 2 (2). С. 155,156.
53 Похожее положение было и с русинами Закарпатья.
54 Cм.: Молдавское национально-культурное сопротивление (1918-1940 гг.) // Мысль. 2001. № 4 (14).
55 От 300 тысяч русинов Словакии официально осталось всего 50-60 ты-сяч. В Закарпатье - 800 тысяч сегодняшних русинов. Украина сфальсифицировала данные переписи, записав русинами всего 10 тысяч, на сравнение с цыганами - 15 тысяч. Русины цыганского языка не знают, а вот цыгане владеют региональным русинским языком до сегодняшнего дня.
56 Премьер-министр Подкарпатской Руси в 1938 году даже фамилию имеет Волошин Августин. (Мишанич О. Життя і Творчість Августина Волошина. Ужгород, 2002.)
57 Изготовителей традиционной деревянной посуды, столь ценимой се- годня, во времена пластмассового ширпотреба.
58 Ткачук Н. Этносы. К., 1996. С.157.

МОЛДАВАНЕ И РУСИНЫ:ВМЕСТЕ ЧЕРЕЗ ГОРЫ И ВЕКА | Rusin. 2006. № 2 (4).
Download full-text version
Counter downloads: 3045