МОЛДАВСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬИ РУССКАЯ ПЕЧАТЬ БЕССАРАБИИв 20-30-е гг. ХХ в.
Download file
Counter downloads: 811
Keywords
Гедеон, Голос Тигины, Сфатул цэрийAuthors
Name | Organization | |
References
1. Подробно см.: Шорников П. Молдавский национальный проект // Мысль. Кишинев, 2001. № 2; Его же. Стефан Великий и формирование Молдавского геополитического проекта// Мысль. 2004. № 2 (24); Его же. Политический стратег и государственный деятель // Мысль. 2003. № 4 (22); Его же. Миссия митрополита Гедеона // Мысль. 2006. № 2 (32); Его же. Эхо Прутского похода // Русский альбом. Исторический и литературный журнал. Кишинев, 2003. Вып. 10/11
2. См.: Шорников П. Молдаване и русские: опыт взаимодействия в XVIII - начале XIX вв. // Славянские чтения: материалы научно-теоретич. конференции. Славянский ун-т Респ. Молдова. Вып. 2. Кишинев, 2004
3. См.: Шорников П. Идеологические диверсии начала ХХ века // Мысль. 1999. №2; Его же. Молдавська нацiональна iдея в Бессарабii XIX ст. // Украiна- Молдова: Iсторична спадщина I перспективи розвитку спiвробiтництва. Матерiали науково-практичноi конференцii за мiжнародною участю 26-27 червня 2002 року. Одеса, 2003. Его же. Секретная миссия Константина Стере // Вестник Славянского университета. Вып. 8. Кишинев, 2003.
4. См.: Фьодоров Г.К. Режим де репресий сынжероасе. Кишинэу, 1973; Лунгу В.Н. Политика террора и грабежа в Бессарабии. Кишинев, 1978.
5. Левит И. Молдавская Республика. Кишинев, 2000. С. 263.
6. Stere C. Domentări politice. Chişinău, 2002. PP. 508-514.
7. Подробно см.: Шорников П.М. Молдавское национально-культурное сопротивление (1918-1940 гг.) // Мысль. 2001. № 4 (14)
8. Красная Бессарабия. 1936. №3. С.26.
9. НАРМ. Ф. 680. Оп. 1. Д. 3389. Л.4-7.
10. Recensământul general al provinciei Basarabia. Bucureşti. 1939. P. 6. Позднее, в ноябре 1942 г., на Буковине, в основном в Хотинском уезде, румынской администрацией были учтены 21338 гуцулов, 3437 русских (вероятно, русинов) и 2283 липованина (русского старообрядца) ( НАРМ. Ф. 706. Д. 1123. Л. 444)
11. Cuvîntul Moldovenesc. 1928. 22 iulie.
12. Cuvîntul Moldovenesc. 1928. 29 iulie.
13. В действительности - эсеровская.
14. НАРМ. Ф. 680. Оп. 1. Д. 3428. Л. 100.
15. Там же. Л.99.
16. Universul. 1924. 1 martie.
17. Cuvîntul Moldovenesc. 1928. 16 septembrie.
18. НАРМ. Ф. 680. Оп. 1. Д. 3428. Л. 333.
19. Набатъ. 1928. №1. 25 ноября.
20. Подробнее о нем и о движении в защиту богослужения по старому стилю см.: Шорников П.М. Кризис православной церкви Бессарабии (1918-1940) // Труды Современного гуманитарного института. Вып.3. Кишинев, 2006.
21. Разъясним некоторые термины. «Регатул Векь» («Старое Королевство») бессарабцы, да и румынские функционеры, называли Румынию в историчес- ких границах 1912 г., без захваченной в ходе второй Балканской войны (1913 г.) Южной Добруджи, а также Бессарабии, оккупированной румынскими войсками в январе 1918 г., и Трансильвании (румынское название - Ардял), Баната и Северной Буковины, полученных Румынией после окончания первой мировой войны. «Регацянами» жители Бессарабии именовали собственно румын, уроженцев «Регата».
22. Т.е. выходящих на языках национальных меньшинств.
23. Так в тексте. Видимо, «упоминания».
24. А.Н. Крупенский - глава рода молдавских бояр, бывший депутат Государственной Думы, губернский предводитель дворянства; В.К. Шмидт - бессарабский немец, врач, городской голова Кишинева в 1917-1918 гг. В январе 1918 г., когда Бессарабия была оккупирована румынскими войсками, они вместе с митрополитом Анастасием создали общественную организацию «Комитет Спасения Бессарабии». После расстрела оккупантами 24 января 1918 г. пятерых членов «Сфатул цэрий» бежали из Кишинева за Днестр. В 1919 г., накануне Версальской мирной конференции, А.Н. Крупенский и В.К. Шмидт выехали во Францию и организовали в прессе кампанию протеста против ан- нексии Бессарабии Румынией.
25. К вящей славе (лат.).
26. По данным сигуранцы, «директора [газеты «Свободное слово»]: Г. Блок, немецкого происхождения, уроженец Крыма, известный румынофоб, сотруд- ник различных русских и немецких газет за рубежом, которые пишут против Румынии, Юлиус Клигман, еврей, уроженец России, оба питают коммунисти- ческие идеи, Д. Ременко, русофил». (НАРМ. Ф.680. Оп.1. Д. 3428. Л. 249).
27. По сведениям сигуранцы, Д.А. Ростовский-Брюхатов был «главой движения монархической русской патриотической молодежи, корреспондентом английской газеты «Дейли мейл», где пишет ругательные статьи против Румынии». (НАРМ. Ф.680. Оп.1. Д. 3428. Л. 249). Согласно другой сводке тай- ной полиции (январь 1929 г.), «Дмитрий Андреевич Ростовский-Брюхатов - русский патриот, сторонник преобразования Российской империи, бывший королевский комиссар при штабе Деникина». (Там же. С. 349).
28. Всеволод Демченко - «русский, бывший примар (градоначальник - П.Ш.) Киева, бежал [из СССР в Румынию] в 1923 году. В 1926 году добился в Галаце финансового успеха, занимаясь торговлей. Основал в Бухаресте «Банк общего кредита». Здесь начинает совсем любопытную деятельность. Под видом банка там начинают собираться только русские и другие подозрительные лица. Связан с Александровским, редактором «Последних новостей» и другими лицами, питающими антирумынские чувства». [] «В настоящее время гене- ральный директор «Бухарестского банка общего кредита», связан с русскими журналистами в Париже и Берлине, ведущими кампанию против Румынии». Главным редактором газеты «Наша речь» был Юрий Александрович, одним из ведущих сотрудников - Гурлянд, якобы бывший сотрудник царской охранки, а секретарем редакции - Петр Алексеевич, «фанатичный русский», в прошлом активный эсер (Там же. С.249, 349).
29. По данным сигуранцы, «экстремистская коммунистическая газета, печатаемая в Риге» (Там же).
30. Газету «Дни» издавал в Берлине бывший глава Временного правительства А.Ф. Керенский.
31. Имеется ввиду Бухарест.
32. Неделю спустя сигуранца оценила число читателей русских газет в Бессарабии в 150 тыс. чел.
33. НАРМ. Ф.680. Оп.1. Д. 3428. ЛЛ. 351-353.
34. Там же.Ф.1571. Оп.4. Д.9. Л. 32. 22.Universul. 1931. 9 ianuarie
35. Свободное слово. 1928. 8 декабря.
36. НАРМ. Ф. 680. Оп.1. Д. 328. Л. 349.
37. В действительности - Константин Сырбу.
38. НАРМ. Ф. 679. Оп.1. Д. 5458. Л. 26.
39. Там же. Ф. 680. Оп.1. Д. 328. Л. 242.
40. Cuvîntul. 1930. 10 februarie
41. Ghibu O. Pe baricadele vieţii: In Basarabia revoluţionară (1917-1918): Amintiri. - Chişinău, 1992. PP. 590, 598, 599
42. НАРМ. Ф. 680. Оп.1. Д.328. Л. 353.
43. Universul. 1929. 1 martie; Cuvîntul. 1929. 10 februarie.
44. НАРМ. Ф. 680. Оп.1. Д.328. Л.348.
45. Cuvîntul. 1929. 10 februarie.
46. Curentul. 1929. 28 februarie
47. НАРМ. Ф. 680. Оп. 1. Д. 3485. ЛЛ. 4,8,9.
48. Подробнее см.: Шорников П. Концепция забвения.// Мысль. 2000. № 1
49. Porunca vremii. 1935. 7 ianuarie.
50. НАРМ. Ф. 680. Оп. 1. Д. 3428. Л. 100.
51. Бессарабское слово. 1929. 8 ноября.
52. Бессарабское слово. 1929. 2 декабря.
53. НАРМ. Ф. 680. Оп. 1. Д. 3428. Л. 228.
54. Porunca vremii. 1936. 21 octombrie.
55. НАРМ. Ф. 680. Оп.1. Д. 3401. Л. 271.
56. Там же. Л. 219.
57. Брысякин С.К. Культура Бессарабии. 1918-1940. Кишинев, 1978. С. 93, 94.
58. Viaţa Basarabiei. 1938. № 1-2. Р. 112.
59. НАРМ. Ф. 679. Оп. 1. Д. 6271. Л. 5.

МОЛДАВСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬИ РУССКАЯ ПЕЧАТЬ БЕССАРАБИИв 20-30-е гг. ХХ в. | Rusin. 2006. № 2 (4).
Download full-text version
Counter downloads: 3045