О. Кассиан Богатырец на втором венском процессе | Библиотека журнала «Русин». 2016. № 1 (4).

О. Кассиан Богатырец на втором венском процессе

Среди многочисленных карательных мер против русинского населения Австро-Венгрии, предпринятых австро-венгерскими властями в годы Первой мировой войны, Первый и Второй Венские процессы выделяются тем, что на них судили известных деятелей русинского движения за идею единства русского народа. На Втором Венском процессе было предъявлено обвинение и в принадлежности к православию. Одним из главных фигурантов этого процесса был православный священник из Буковины, лидер русинского движения о. Кассиан Богатырец. Он выступил на процессе с аргументированной речью и заключительным словом. Его слова о том, что «легко можно предвидеть, что нас военный суд приговорит к смертной казни, но я убежден, что ту Австрию, которая нас сегодня приговорит к смертной казни, я, наверно, переживу», оказались пророческими. Действительно, из 24 участников процесса только семеро были оправданы, один обвиняемый умер в тюрьме. Остальных, в их числе и о. Кассиана, приговорили к смертной казни. Благодаря амнистии весной 1917 г. все приговоренные были освобождены. После войны и распада Австро-Венгрии о. Кассиан Богатырец стал настоятелем прихода в Кицмане и благочинным районов Кицмань и Заставна. Помогал возрождению православия на Закарпатской Руси. Выйдя на пенсию в 1940 г., поселился в Черновцах, где с 1944 по 1953 г. занимал должность духовника Свято-Введенского женского монастыря. Занимался научной работой. Написал труд по истории Буковинской епархии, который был издан в «Библиотеке журнала "Русин"» (2015, № 1).

Father Kassian bogatyrets at the second viennese trial.pdf С началом Первой мировой войны в Австро-Венгрии начались репрессии против русинского населения Галичины и Буковины. Были арестованы тысячи крестьян и почти вся русинская интеллигенция. Австро-венгерские власти создали первые в Европе концентрационные лагеря - Талергоф в Штирии, Терезин в Северной Чехии и др. Только через Талергоф прошло, как свидетельствует В.Р. Ваврик, не менее 20 тыс. галичан и буковинцев (Ваврик 2001: 97). Репрессии коснулись и армии (Казанский 2004: 523-524). Нередко расправы осуществлялись на месте, без суда и следствия. Так, 15 сентября 1914 г. венгерские гонведы убили в Перемышле 44 гражданских лица (Ваврик 2001: 73-75; Мадьярск гонведи 1937). Среди многочисленных карательных мер против русинского населения Австро-Венгрии, предпринятых австро-венгерскими властями в годы Первой мировой войны, Первый и Второй Венские процессы выделяются тем, что на них судили известных деятелей русинского движения за идею единства русского народа и русского литературного языка. Первый Венский процесс проходил с 21 июня по 21 августа 1915 г. Его вел военный дивизионный суд. «Вина» подсудимых, согласно обвинительному акту, заключалась в том, что после объявления всеобщей мобилизации они состояли членами «Русского народного совета» и других русских обществ и в качестве основателей «Карпаторусского освободительного комитета» занимались подстрекательством и вели «русофильскую агитацию», что якобы грозило отделением Галичины, Буковины и части Венгрии, населенной «рутенами», от Австро-Венгерской империи. В качестве «улик» в суде фигурировали российские газеты и журналы, выписывавшиеся легально через австрийскую государственную почту, а также открытки с видами России. Обвиняемыми в государственной измене выступали 7 чел.: 1. доктор Дмитрий Андреевич Марков, депутат австрийского парламента; 2. Владимир Михайлович Курылович, депутат австрийского парламента; 3. доктор Кирилл Сильвестрович Черлюнчакевич, адвокат из Пе-ремышля; 4. доктор Иван Николаевич Дрогомирецкий, адвокат из Золочева; 5. Дмитрий Григорьевич Янчевецкий, журналист, корреспондент газеты «Новое время»; 6. Фома Дьяков, крестьянин из с. Вербища; 7. Гавриил Мулькевич, кузнец из Каменки-Струмиловой (Талегоф-ский альманах 2: 142-143). В своем последнем слове Д.А. Марков сказал (процессы велись на немецком языке. Выступления обвиняемых здесь и далее даются в переводе на русский язык. - С.С.): «Культуру нельзя насаждать циркулярами галицких уездных старост или даже наместников, развитие культуры - это я подчеркиваю, это я должен подчеркнуть - развитие культуры какого бы то ни было племени, какого бы то ни было народа нельзя приостановить посредством мук и жертв отдельных личностей. Наоборот, муки и жертвы все способное к жизни только укрепляют. Я позволю себе в связи с моими словами привести здесь слова одного из величайших поэтов: "Ни время, ни сила не разобьют отлитой формы, которая живая развивается"» (Марков 2005: 208). В ходе процесса было исписано 40 с лишним томов стенографических отчетов, и все подсудимые были приговорены к смертной казни через повешение. Только благодаря ходатайству испанского короля (Испания в ходе войны представляла интересы России в Германии и Австро-Венгрии) казнь заменили на пожизненное заключение (Талергофский альманах 2: 146). Второй Венский процесс проходил с 4 сентября 1916 по 17 февраля 1917 г. Его вел тот же дивизионный военный суд. В качестве обвиняемых выступили 24 галицко-русских общественных деятеля: 1. священник Кассиан Богатырец, православный священник в Ве-ренченке (Буковина); 2. Илларион Цурканович, редактор из Черновиц; 3. доктор Семен Булик, адвокат из Мушина; 4. священник Гавриил Гнатышак, настоятель прихода в Кринице; 5. священник Роман Прислопский, настоятель прихода в Жегес-тове; 6. доктор Александр Гассай, кандидат в адвокаты из Мушина; 7. доктор Иван Черлюнчакевич, адвокат из Скалата; 8. доктор Александр Савюк, адвокат из Сянока; 9. доктор Ярослав Сьокало, кандидат в адвокаты из Галича; 10. священник Николай Винницкий, настоятель прихода в Галиче; 11. священник Корнилий Сеник, настоятель прихода в Бережнице Королевской; 12. священник Маркелл Роставецкий, настоятелъ прихода в Гром-не; 13. Дмитрий Вислоцкий, студент университета, из Лабовой; 14. священник Иоанн Мащак, настоятель прихода в с. Липица Горная; 15. священник Иоанн Станчак, настоятель прихода в с. Высоцко; 16. Евстафий Цюк из Самбора; 17. Иван Андрейко, студент университета, из с. Тылич; 18. Феодор Мохнацкий, помещик из с. Мохначка; 19. Алекс. Милянич, учитель в с. Поворозник; 20. Мефодий Трохановский, учитель в с. Криница; 21. священник Феодосий Дуркот, настоятель в с. Ждыня; 22. Николай Громосяк, крестьянин из Криницы; 23. Лука Старицкий, псаломщик из с. Знесенье возле Львова; 24. Яков Гадзюк, крестьянин из с. Шипоте. «Преступление» обвиняемых состояло в том, что они, как и участники Первого Венского процесса, после всеобщей мобилизации являлись членами различных русофильских обществ Галичины и Буковины и своей деятельностью и русофильской пропагандой якобы подготавливали отторжение этих областей и части Венгрии. Это преступление совершили, по мнению обвинения, первые 15 чел., которые, являясь лидерами партии и подстрекателями, были агитаторами и шпионами. Кроме того, подсудимые обвинялись в нанесении вреда австро-венгерской и немецкой армиям во время войны, т. к. входили в контакт и поддерживали связь с врагом - русской императорской армией (Талергофский альманах 2: 146-147). Также на процессе было предъявлено обвинение и в принадлежности к православию, хотя православие было одной из официально разрешенных религий в Австро-Венгрии, и большинство населения Буковины было православным. Одним из главных фигурантов процесса стал православный священник из Буковины, видный деятель русинского движения о. Кас-сиан Богатырец. О. Кассиану был посвящен ряд материалов, опубликованных в наших изданиях, в т. ч. и биографического характера (Чучко, Суляк 2014; Чучко, Суляк 2015). Он выступил на процессе с аргументированной речью и заключительным словом. Его слова о том, что «легко можно предвидеть, что нас военный суд приговорит к смертной казни, но я убежден, что ту Австрию, которая нас сегодня приговорит к смертной казни, я, наверно, переживу» (Пашаева 2007: 116), оказались пророческими. Действительно, из 24 участников процесса 16 чел. , в их числе и о. Кассиана, приговорили к смертной казни через повешение (кроме Я. Сьокало, Е. Цюка, Ф. Мохнацкого, А. Милянича, М. Трохановского, о. Ф. Дуркота и Я. Гадзюка). О. Гавриил Гнатышак умер в тюрьме (Талер-гофский альманах 2: 147). В результате амнистии весной 1917 г. все приговоренные были освобождены. После войны и распада Австро-Венгрии о. Кассиан Богатырец стал настоятелем прихода в Кицмане и благочинным районов Кицмань и Заставна. Помогал возрождению православия на Закарпатской Руси (Мирович 2009: 94). В текущем номере «Библиотеки журнала "Русин"» впервые публикуются «Защитительная речь» и «Последнее слова» о. Кассиа-на Богатырца на Втором Венском процессе. Материал в свое время подготовлен был к публикации Р.Д. Мировичем с написанной им вступительной частью «Защитительная речь и заключительное слово д-ра Кассиана Дмитриевича Богатырца перед Венским военным судом - замечательный исторический документ». Во второй и третьей частях приводятся полные тексты переведенных с немецкого языка «Защитительной речи д-ра Кассиана Дмитриевича Богатырца, произнесенной 6, 7 и 8 сентября 1916 года перед Венским военным судом в процессе о государственной измене» и «Последнего слова д-ра К.Д. Богатырца перед вынесением приговора, произнесенного перед Венским военным судом 25 января 1917 года». Данная работа Р. Мировича публикуется впервые. Машинописный экземпляр ее хранится в Музее украинской культуры в Свид-нике (Словакия) (Музей украУнськоУ культури у Свиднику. 1нв. № HN. Поряд. № 82/93. II /5/198. Strojopis Obhaloba a zavercne slovo Kasijana Bohatyrca). Машинопись обнаружил доцент УжНУ Ю. Дани-лец в 2010 г. Также впервые публикуется рецензия Н.М. Пашаевой, написанная в 1963 г. Р. Мирович направил свой материал в «Славянский архив», издававшийся Институтом славяноведения Академии наук СССР. Несмотря на в целом положительную рецензию Н. Пашаевой, он так и не увидел свет. Дополнительно размещены написанная Р. Мировичем заметка к юбилею о. Кассиана Богатырца, краткие биографии Р. Мировича и Н. Пашаевой.

Ключевые слова

Ruthenian, Rusyn, Rusin, Bukovina, Orthodoxy, Austro-Hungary, Second Viennese Trial, Kassian Bogatyrets, Ruthenian, Rusyn, Rusin, Bukovina, Orthodoxy, Austro-Hungary, Second Viennese Trial, Kassian Bogatyrets, русин, Буковина, православие, Австро-Венгрия, Второй Венский процесс, Кассиан Богатырец

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Суляк Сергей ГеоргиевичПриднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченкокандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной историиsergei_suleak@rambler.ru
Данилец Юрий ВасильевичУжгородский национальный университеткандидат исторических наук, доцент кафедры истории Украиныjurijdanilec@rambler.ru
Всего: 2

Ссылки

Чучко, Суляк 2015 - Чучко М.К., Суляк С.Г. История Буковинской православной епархии архипресвитера Кассиана Богатырца // Библиотека журнала «Русин». 2015 № 1 С. 6-28.
Чучко, Суляк 2014 - Чучко М.К., Суляк С.Г. Архипресвитер Кассиан Богаты-рец - исследователь церковной истории Буковинской Руси // Русин. 2014. № 1. С. 143-164.
Талергофский альманах 2 - Талергофский альманах. Пропамятная книга австрийских жестокостей, изуверств и насилий над карпаторусским народом во время Всемирной войны 1914-1917 гг. Вып. 2. Террор в Галичине. Террор в Буковине. Отзвуки печати. Терезин, Гминд, Гнас и др. Беллетристика. Издание «Талергофского комитета». Львов: типография Ставропигий-ского института, 1925. 153 с.
Пашаева 2007 - Пашаева Н.М. Очерки истории русского движения в Га-личине XIX - XX вв. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Имперская традиция, 2007. 192 с.
Мирович 2009 - Мирович Р. Апологет православия перед австрийским военным судом. К 100-летию со дня рождения митрофорного протоиерея д-ра Кассиана Дмитриевича Богатырца (1868 - 1968) // Русин. 2009. № 1. С. 90-94.
Марков 2005 - Марков Д.А. Последнее слово перед австрийским судом (По стенографическому судебному протоколу) // Русская Галиция и «мазе-пинство» / Составитель М.Б. Смолин. М.: Имперская традиция. C.193-208.
Ваврик 2001 - Ваврик В.Р. Терезин и Талергоф. К 50-летней годовщине трагедии галицко-русского народа. М.: Издательский дом «Софт Издат», 2001. 144 с.
Казанский 2004 - Казанский П.Е. Современное положение Червонной Руси // «Украинская» болезнь русской нации. М.: Имперская традиция, 2004. С. 506-525.
Мадьярск гонведи 1937 - Мадьярск гонведи убiйцi 44-ох в Перемишлi в 1914 р. Львов, 1937.
 О. Кассиан Богатырец на втором венском процессе | Библиотека журнала «Русин». 2016. № 1 (4).

О. Кассиан Богатырец на втором венском процессе | Библиотека журнала «Русин». 2016. № 1 (4).