М.А. Качковский - патриот и меценат | Библиотека журнала «Русин». 2017. № 2 (7). DOI: 10.17223/23451734/7/1

М.А. Качковский - патриот и меценат

Галицко-русский общественный деятель М.А. Качковский (1802-1872) большую часть жизни, с 1829 по 1872 гг., проработал простым судейским чиновником. Лишь после выхода на пенсию ему присвоили звание советника высшего краевого суда. Он вел скромный образ жизни, был лоялен австрийским властям, честно исполнял свой служебный долг. Увлекался чтением литературы по истории Галицкой Руси и произведений современных ему авторов-русинов. Может быть, история и не сохранила бы для нас его имя. М. Качковский, ограничивая себя во всем, смог скопить, несмотря на свою небольшое жалование, довольно крупную сумму. Эти деньги он использовал для русинского возрождения. В 1861 г. Качковский основал во Львове газету «Слово». Свое состояние он завещал на народные цели. На эти средства по инициативе И.Г. Наумовича (1826-1891) было основано «Общество имени М. Качковского». Благодаря помощи Качковского в Галиции окрепло русское движение. Как отмечал М.С. Грушевский, «в руках москвофилов находились все национальные организации и в Галиции, и на Буковине, не говоря уже о Закарпатской Украине, а народовство конца 1860-х и затем 1870-х годов представлено было небольшими лишь кружками, бедными и материальными средствами, и культурными силами».

M.A. Kachkovskii - patriot i metsenat [M.A. Kachkovskii - Patriot and Patron].pdf В 2017 г. исполнилось 215 лет со дня рождения и 145 лет со дня смерти Михаила Алексеевича Качковского (1802-1872), патриота и мецената, деятельность которого немало способствовала становлению и укреплению русского движения Галичины. К сожалению, эта дата осталась незамеченной как украинской, так и российской общественностью (последней, вероятно, по незнанию). История русского движения Галиции, Буковины и Угорской Руси в советские времена была строго табуирована. Сегодня, когда исчезли, как хочется надеяться, прежние идеологические запреты, ситуация не слишком изменилась. К примеру, по-прежнему в российских учебниках истории нет ни слова о русских галичанах и буковинцах, которые боролись за единство русского народа и русского языка, о репрессиях по отношению к ним со стороны австро-венгерских властей. Так же не говорится и о первых в Европе концлагерях (Талергоф, Терезин и др.), созданных для жителей Галичины и Буковины, считавших себя частью единого русского народа. Еще больше удивления вызывает то, что видные деятели русского движения Галичины именуются украинскими. Родился М. Качковский, как писал автор самой обширной его биографии Б.А. Дедицкий, в с. Дубно Решовского округа Канчужского деканада Галиции (Дедицкий 1876: 9). Сегодня это с. Дембно Лежай-ского повята Подкарпатского воеводства Польши. В составе воеводства входят древнерусские города Перемышль (сегодня - Пшемысль) и Ярослав. Воеводство граничит на юге с Пряшевским краем Словакии, на востоке - с Львовской и Закарпатской областями Украины. К сожалению, после послевоенного обмена населением с СССР (1944-1946), массовой депортации польскими властями в западные районы Польши русинов Лемковщины, Надсанья, Подляшья и Холмщины (операция «Висла», 1947) и ассимиляции, потомков древнерусского населения в этих краях почти не осталось. Отец Михаила был приходским униатским священником с. Дубно (Перемышльская епархия), мать - дочерью священнослужителя с. Чиж-ки, что возле Самбора (ныне село в Старосамборском районе Львовской области Украины). В семье было шесть детей (Дедицкий 1876: 9-10). Качковский учился в школе г. Лежайска, затем в гимназии г. Ре-шов (Жешув). Занимался репетиторством, а на заработанные деньги покупал книги. Закончив в 1820 г. гимназию, продолжил обучение на философском факультете Львовского университета (подготовительное училище для поступления на один из трех факультетов). Со второго года обучения вновь занялся репетиторством. В 1827 г. закончил изучение права во Львовском университете (Дедицкий 1876: 23-25, 29, 30, 34, 39). С 1829 г. начал работать практикантом в канцелярии краевого суда во Львове, с 1830 г. - в Жешуве. В 1832 г. он стал судейским акцесистом (стажером) в Жешуве (до 1833 г. - без жалования), затем - в апелляционном суде Львова. Позже получил должность авскультанта (низшее должностное лицо в судах). В 1833 г. работал в этой должности в Сам-борском окружном суде (Дедицкий 1876: 45, 49, 51). В Самборе Качковский сблизился с молодыми униатскими священниками Иоанном Дудкевичем, Илларионом Ильницким и др. (Дедицкий 1876: 56). Здесь он ознакомился с историческими трудами Д. Зубрицкого, «Русалкой Днестровой» и др. изданиями, написанными на русинском наречии (Дедицкий 1876: 63, 64). В 1840 г. М. Качковский стал судебным актуарием (регистратором) (Дедицкий 1876: 68). В то время он изучал работы по истории церкви Галичины, знакомился с произведениями русинских поэтов (Дедицкий 1876: 75-77). В 1847 г. его назначили криминальным советником. Направляясь на новое место службы - в мазурское местечко Виснич, он заехал в Перемышль, где познакомился с видным религиозным и политическим деятелем Галицкой Руси епископом Иоанном Снегурским (Дедицкий 1876: 89, 91, 93). В 1855 г. Качковский стал советником краевого суда при окружном суде Самбора. В 1872 г. он вышел на пенсию с полным жалованием в должности советника высшего краевого суда (Дедицкий 1876: 95). После выхода на пенсию М. Качковский отправился в путешествие по Италии, а затем - в Россию. В Кронштадте он заболел и скончался в военном госпитале. Был похоронен по католическому обряду на католическом кладбище в Кронштадте. Долгое время на могиле не было креста. Позже там был поставлен памятник, освященный в 1885 г. православным священником (Васильев 1895: 104-195). Галицко-русский историк Ф.И. Свистун (1844-1916) писал о М.А. Качковском: «Михаил Качковский представляет первый тип самоотверженного австро-русского патриота, развившегося под влиянием национальной идеи. Видя, что для какого-нибудь труда во имя общего блага необходимы материальные средства, он скопил их, отказывая себе в самых необходимых удобствах жизни, лишь чтобы сбереженное принести в жертву народу. Он сам ел картофель, черный хлеб, не знал другого напитка, кроме воды, жил в самой скромной квартире - жалование же сберегал, чтобы помогать учащейся молодежи, помогать литературе и народным учреждениям». Качковский создал первую русскую независимую политическую газету «Слово» во Львове, назначил ее главным редактором Б. Дедицкого, внес требуемый законом залог и выплачивал редактору постоянное жалованье. «Слово» издавалось 27 лет, и уже в первый год издания у нее было до 1 500 подписчиков (Свистун 1970: 229-230). Все свое состояние - около 60 000 гульденов -Качковский завещал на народные цели. На эти средства по инициативе Иоанна Григорьевича Наумовича (1826-1891) в 1874 г. было основано «Общество имени М. Качковского». Целью организации была просветительская работа среди городского и сельского населения «в религиозном, нравственном, умственном, хозяйственном и гражданском отношениях путем распространения в нем полезных знаний и внушения любви к родному обряду, трудолюбия, трезвости, бережливости и прочих добродетелей» (Васильев 1895: 104, 106). Общество просуществовало до 1939 г. и было закрыто советскими властями.

Ключевые слова

Rusins, Carpathian Rus', Russia, Austro-Hungary, Galicia, M. Kaczkowskyj, M.A. Kachkovskii, русины, Карпатская Русь, Россия, Австро-Венгрия, Галиция, М.А. Качковский

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Суляк Сергей ГеоргиевичСанкт-Петербургский государственный университетдоцент кафедры истории народов стран СНГ Института историиsergei_suleak@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Свистун Ф.И. Подкарпатская Русь под владением Австрии. Trumbull, Connecticut, 1970. C. 1-467
Васильев А. М.А. Качковский и общество его имени на Галицкой Руси // Русская беседа. 1895. Август. С. 99-108
Дедицкий Б.А. Михаил Качковский и современная галицко-русская литература. Очерк биографический и историко-литературный. Ч. 1. Львов: Типография Ставропигийского института, 1876. 125 с
 М.А. Качковский - патриот и меценат | Библиотека журнала «Русин». 2017. № 2 (7). DOI:  10.17223/23451734/7/1

М.А. Качковский - патриот и меценат | Библиотека журнала «Русин». 2017. № 2 (7). DOI: 10.17223/23451734/7/1