В ноябре 1941 г. по решению ЦК ВКП(б) в машинно-тракторных станциях и совхозах страны были созданы чрезвычайные органы - политические отделы. Политотделам надлежало усилить политическую работу в деревне, нейтрализовать возможные выступления против власти и колхозного строя, мобилизовать колхозное крестьянство на выполнение повышенных заданий военного времени и любыми мерами обеспечить поставки сельскохозяйственной продукции государству. Действовали политотделы машинно-тракторных станций и совхозов до конца мая 1943 г. В статье раскрываются причины ликвидации чрезвычайных органов
Liquidation of political departments of MTS and sovkhozes.pdf В условиях Великой Отечественной войны обеспечение фронта и тыла продовольствием, а промышленности сырьем приобретало оборонно-стратегическое значение. Между тем аграрный сектор был одним из наиболее уязвимых мест социалистической экономики. Выполнение повышенных заданий военного времени требовало серьезного усиления партийно-политического влияния в деревне. Сельские партийные организации, оказавшиеся малочисленными в результате мобилизаций коммунистов на фронт, не могли осуществлять требуемого политического руководства. Осенью 1941 г. немецко-фашистские войска находились на подступах к Москве. Факты лояльного отношения к оккупантам в западных районах страны не могли не вызывать тревогу руководства партии и государства. В верхних эшелонах власти знали и помнили, какое насилие было совершено над крестьянством при проведении коллективизации и раскулачивания. В условиях войны в партийных кругах не исключалась возможность оживления антисоветских настроений в крестьянских массах. Для усиления руководства сельским хозяйством 17 ноября 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление о создании в машинно-тракторных станциях (МТС) и совхозах страны чрезвычайных органов-политических отделов. Решение опиралось на действовавший устав партии, утвержденный XVIII съездом в 1939 г. В параграфе 40 устава было записано: «В целях усиления большевистского руководства и политической работы Центральный комитет ВКП(б) (ЦК ВКП(б)) имеет право создавать политические отделы и выделять партийных организаторов ЦК ВКП(б) на отстающих участках социалистического строительства, приобретающих особо важное значение для народного хозяйства и страны в целом. Политотделы работают на основе особых инструкций, утверждаемых ЦК ВКП(б)» (КПСС 1985: 101). Политотделы военного времени должны были взять под контроль политическую ситуацию в деревне, нейтрализовать возможные выступления против советской власти, мобилизовать колхозное крестьянство на выполнение плановых заданий и любыми мерами обеспечить поставки сельскохозяйственной продукции государству. В МТС и совхозах были созданы политотделы со штатом: начальник политотдела, заместитель по партийно-массовой работе, помощник по ВЛКСМ. В крупных совхозах предусматривались должности помощников начальника политотдела на отделениях. Начальников политотделов назначал ЦК ВКП(б) по представлению первых секретарей обкомов (крайкомов) партии. Они являлись по положению заместителями директоров МТС и совхозов по политической работе и отвечали, наряду с руководителями, за выполнение плановых заданий. Образование политотделов повлекло за собой формирование особой системы политических органов в сельском хозяйстве с вертикалью подчинения: ЦК ВКП(б) - политуправления Наркомзема и Наркомсовхозов СССР и союзных республик - политсекторы областных (краевых) земельных отделов и совхозных трестов. Всего в стране было создано 14 политуправлений, более 200 политсекторов и 7 200 политотделов, в том числе 4 490 - в МТС (История крестьянства 1987: 148). Для работы в чрезвычайных органах были направлены около 20 тыс. коммунистов и комсомольцев. Политотделы МТС и совхозов являлись партийно-государственными органами мобилизационного типа. Решение о формировании политотделов приняло руководство ВКП(б), а содержались эти структуры за государственный счет. Они сочетали в себе одновременно политические, административные и хозяйственные функции, выступали как средоточие власти в совхозах и зонах действия МТС. Чрезвычайный характер политотделов дополнялся прямым назначением их начальников ЦК ВКП(б). Это обстоятельство придавало политотделам известную независимость от сельских райкомов партии и райисполкомов. Деятельность компартии в годы Великой Отечественной войны в целом и политотделов в частности нуждается в дальнейшем и объективном изучении. В современных условиях политического плюрализма, отсутствия цензуры для этого есть необходимые условия. Прежде всего, по нашему мнению, исследователям необходимо выявить действительную степень партийного воздействия на колхозное крестьянство без идеологических клише - «под руководством Коммунистической партии...», но и без голословного отрицания или умалчивания вообще какой-либо организаторской роли коммунистов в годы войны. Конечно, резкого осуждения заслуживают административно-репрессивные мероприятия политотделов МТС и совхозов в деревне, в которых не было объективной необходимости даже по меркам «революционной бдительности» и «социалистической законности», и лучшие сотрудники политотделов это понимали. Труженики села в массе своей делали для фронта все возможное и сверх того. Репрессии в отношении руководящих кадров и рядовых колхозников, рабочих и служащих МТС и совхозов только усиливали и без того тяжелое положение сельского хозяйства и крестьянства. Партийно-организационная работа политотделов была направлена на усиление влияния ВКП(б) в деревне. В годы войны чрезвычайные органы развернули довольно интенсивную деятельность по вовлечению в ряды партии и комсомола представителей колхозного крестьянства, стремясь заполнить тот вакуум, который образовался в результате мобилизации членов ВКП(б) и ВЛКСМ в армию. Состав сельских коммунистов стабилизировался. Через партийные и комсомольские организации компартии удавалось контролировать положение дел в сельском хозяйстве и политические настроения колхозников, рабочих и служащих МТС и совхозов. Политотделы активно проводили массово-политические мероприятия. Эффект этой деятельности нельзя не учитывать, ибо колхозный строй держался не только на принуждении, но и на постоянно поддерживаемой вере в справедливость и торжество социализма, в победу над врагом. Результативность коммунистической пропаганды и агитации определялась тем, что лозунг «Все для фронта, все для победы» накладывался на исконно российский патриотизм крестьянства. Организационно-хозяйственная деятельность политотделов может быть объективно оценена только в рамках советской экономической модели и в первые годы Отечественной войны. Конечно, политотделы не только не достигли подъема сельского хозяйства, но и не смогли удержать производство на довоенном уровне. Они и не могли этого сделать в рамках советской политико-экономической системы, которая была ориентирована на неэквивалентные отношения промышленности и сельского хозяйства, города и деревни, тем более в условиях войны. С первых месяцев войны село стало источником, из которого государство черпало непрерывным потоком людские, материально-технические, финансовые и другие ресурсы. Деревня работала на износ. Отдавая фронту и тылу почти все, колхозное крестьянство обрекало себя на тяжелейшие послевоенные годы. Политотделы МТС и совхозов по характеру своей деятельности являлись чрезвычайными и временными органами. 31 мая 1943 г., когда в большинстве регионов страны весенне-полевые работы были завершены, ЦК ВКП(б) принял решение о ликвидации политических отделов в МТС и совхозах. Среди исследователей нет единой точки зрения на причины упразднения политотделов. В советской исторической литературе преобладающим было мнение о том, что перестройка сельского хозяйства на военный лад к лету - осени 1942 г. явилась главной причиной ликвидации политотделов. Такой подход к объяснению причин ликвидации политотделов являлся удобным, но не соответствовал действительности, ибо уже тогда благодаря крупным работам историков (Ю.В. Арутюня-на, В.Т. Анискова и др.) было доказано, что 1942 г. и особенно 1943 г. были самыми трудными в сельском хозяйстве. Хлебородные районы находились под фашистской оккупацией, в тыловых областях падала урожайность, снижался уровень хлебозаготовок. В работах некоторых историков указывалось, что одной из основных причин упразднения политотделов была острая нехватка командных и политических кадров в армии, и ЦК ВКП(б) решил перебросить партийных работников из политотделов МТС и совхозов в войска. К примеру, итальянский ученый Дж. Боффа, рассуждая о политотделах МТС и совхозов в годы войны, пишет: «Воссозданные в 1941 г., они были распущены лишь в мае 1943 г., когда их персонал был направлен назад в ряды армии» (Боффа 1944: 128). Кстати, приведенная цитата демонстрирует полную убежденность автора в том, что осенью-зимой 1941 г. политотделы формировались за счет армейских (фронтовых) коммунистов. Это не так. В начале войны политотделы в аграрном секторе укомплектовывались в основном силами местных (тыловых) партийных организаций. Действительно, в постановлении ЦК ВКП(б) от 31 мая 1943 г. указывалось, что мужчины-политотдельцы будут направляться на командные и политические должности в армию. Однако направление сотрудников политотделов в войска являлось не столько причиной, сколько следствием ликвидации политотделов. Для такого утверждения есть основания. Разумеется, ЦК ВКП(б) отдавал себе отчет в том, что в армии будут использованы далеко не все политотдельские кадры. Среди начальников политотделов по стране 3,8 % составляли женщины, среди заместителей начальников - 15 %, среди помполитов по комсомолу -58 % (Арутюнян 1963: 393). В Алтайском крае из 192 помощников начальников политотделов военнообязанными являлись только 38 чел. (19,8 %), в Новосибирской области - соответственно 82 пом-полита из 185 (44,4 %) (Арутюнян 1963: 394). Часть начальников политотделов и их заместителей (мужчин) не подлежала призыву в армию как невоеннообязанные. Кроме того, когда возникала необходимость, партийные организации направляли сотрудников политотделов в войска и в период деятельности чрезвычайных органов. Летом 1942 г. при формировании в Новосибирской области 150-й Сибирской Сталинской добровольческой стрелковой дивизии в нее вошли около 50 сотрудников политотделов МТС и совхозов (Андреев 1960: 32). Для укомплектования политического аппарата 74-й добровольческой бригады, формировавшейся в Алтайском крае, в нее направили 39 работников политотделов (Гаврилов 1977: 26). Наконец, в постановлении ЦК ВКП(б) о ликвидации политотделов специально оговаривалось, что местным партийным органам разрешается «.отобрать из числа подлежащих призыву в Красную Армию часть работников политотделов для назначения их директорами МТС и совхозов, редакторами и сотрудниками районных и областных газет, секретарями сельских райкомов» (КПСС 1985: 413). Естественно, партийные организации тыловых областей, испытывая острый дефицит квалифицированных работников, стремились восполнить пробелы в штатах партийных аппаратов и советских органов за счет кадров политотделов. К лету 1943 г. в Иркутской области не хватало 16 директоров МТС и совхозов, 9 секретарей сельских райкомов партии, 10 редакторов районных газет. В Новосибирской области требовалось 15 председателей райисполкомов, 19 директоров МТС, 7 сотрудников в областную газету «Советская Сибирь». При обсуждении на бюро обкома ВКП(б) вопроса о ликвидации политотделов секретарь обкома М.В. Кулагин подчеркнул, что если не укрепить партийное руководство сельским хозяйством за счет политотдельских кадров, то «мы будем иметь вместо усиления - ослабление руководства МТС и первичными партийными организациями в колхозах и совхозах» (Шевляков 2000: 186). Бюро обкома поручило отделу кадров подготовить предложения в ЦК ВКП(б) об использовании сотрудников на указанных в постановлении ЦК партии должностях. Кроме того, обком предлагал использовать политотдельцев в качестве заведующих отделами и инструкторами в сельских райкомах ВКП(б). Аналогичные решения были приняты в начале июня 1943 г. и в других регионах. В Омской области 16 политотдельских работников стали секретарями и заведующими отделами сельских райкомов ВКП(б). По решению Иркутского обкома партии в июне 1943 г. 35 политотдельцев (32 начальника и три заместителя) распределялись на должности, указанные в постановлении ЦК ВКП(б) от 31 мая 1943 г., 18 помпо-литов поступали в распоряжение обкома ВЛКСМ для использования на руководящей комсомольской работе, 8 чел. направлялись на учебу (Шевляков 2000: 189) и т.д. Таким образом, направление только части политотдельских кадров в армию не могло быть главной причиной ликвидации политотделов МТС и совхозов. Авторы многотомной «Истории Коммунистической партии Советского Союза» связывали ликвидацию политотделов с общим изменением ситуации в ВКП(б) к лету 1943 г. Партийные мобилизации на фронт больше не проводились, состав сельских организаций ВКП(б) стабилизировался. Деревенские организации партии, районные комитеты окрепли, приобрели опыт работы в военных условиях. Добавим, что к весне 1943 г. в деятельности политотделов все заметнее стали проявляться отрицательные стороны, вызванные чрезвычайным характером этих органов. Усиливался централизм, происходило свертывание и без того ограниченной внутрипартийной демократии, политотделы все чаще осуществляли подмену и дублирование хозяйственных руководителей. Выполнение политотделами непосредственных административных и хозяйственных функций переросло из средства оперативного решения вопросов в прочно укоренившийся метод партийного руководства сельским хозяйством. Сельские же райкомы ВКП(б), полагаясь на политотделы и, передоверив им всю работу в МТС и совхозах, сами по-настоящему не вникали в нужды хозяйств, своевременно не оказывали им необходимой помощи и мало уделяли внимания партийно-политической работе. Говоря о причинах ликвидации политотделов МТС и совхозов в мае 1943 г., следует учитывать и еще одно важное обстоятельство, несомненно, побудившее руководство ВКП(б) к принятию решения. Чрезвычайные органы создавались для усиления политического влияния на колхозное крестьянство и предупреждения в его среде антисоветских выступлений в тыловых районах. Тревожные ожидания правящей партии, принявшей было превентивные меры в отношении колхозников, не подтвердились. К весне 1943 г. уже стало ясно, что открытых проявлений антисоветизма не будет, несмотря на беды, связанные с коллективизацией и раскулачиванием. В этих условиях параллельное существование обычных и чрезвычайных органов действительно становилось нецелесообразным. Все имущество политсекторов и политотделов безвозмездно передавалось областным (краевым) земельным отделам, совхозным трестам, МТС и совхозам. Документы политотделов с начала их деятельности и до упразднения в обработанном виде по инвентаризационным описям передавались на хранение в партийные архивы горкомов и райкомов ВКП(б). Указав на недостатки, нередко проявлявшиеся в деятельности политотделов, ЦК ВКП(б) в постановлении от 31 мая 1943 г. отметил, что политотделы МТС и совхозов сыграли положительную роль в деле улучшения работы сельского хозяйства. Следовательно, с точки зрения руководства ВКП(б), политотделы выполнили задачи, поставленные перед ними партией.
Андреев 1960 - АндреевД.В. Работа партийных организаций по мобилизации людских резервов и созданию воинских формирований // Новосибирская областная партийная организация в годы Великой Отечественной войны. Новосибирск, 1960. Вып. 2. С. 30-39.
Арутюнян 1963 - Арутюнян Ю.В. Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. 458 с.
Боффа 1944 - Боффа Дж. История Советского Союза. Т. 2: От Отечественной войны до положения второй мировой державы. М.: Международные отношения, 1994. 631 с.
Гаврилов 1977 - Гаврилов Н.С. Коммунисты Алтая во главе подготовки боевых резервов для фронта // Сибирь в Великой Отечественной войне. Новосибирск, 1977. С. 24-28.
История крестьянства 1987 - История крестьянства СССР. М.: Наука, 1987. Т. 3. 613 с.
КПСС 1985 - КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1985. Т. 7. 573 с.
Шевляков 2000 - Шевляков А.С. Политотделы МТС и совхозов Сибири в годы Великой Отечественной войны. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. 194 с.