Количество военных трибуналов железнодорожного транспорта в период Великой Отечественной войны постоянно увеличивалось; их компетенции существенно расширились. К ведению военных трибуналов транспорта были отнесены практически все дела, связанные с транспортом или работниками транспорта, а в случае отсутствия в местности других судов - и дела гражданских лиц. Однако отсутствовала четко определенная компетенция военных трибуналов железнодорожного транспорта, нередко - нормативные правовые акты в действующей редакции. Была высока доля лиц без юридического образования в системе военных трибуналов железнодорожного транспорта. Автор приходит к выводу о существовании особого «указного» правосудия в СССР и наличии в советском законодательстве «двойного дна».
On the role of the military tribunals of rail transport in the victory over Nazism.pdf В истории Великой Отечественной войны (ВОВ) Военные трибуналы железнодорожного транспорта (далее ВТ ж.д.) сыграли очень важную роль. Однако их деятельность до настоящего времени остается нераскрытой. Во многом это связано с секретностью материалов, хранящихся в архивах. С началом Великой Отечественной войны было введено в действие Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении и в районах военных действий. Согласно данному документу линейные суды железнодорожного и водного транспорта, оказавшиеся на военной территории, реорганизовывались в военные трибуналы. Вопрос, связанный с подсудностью ВТ ж.д., в литературе не раскрыт. Дело в том, что в самом Положении о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий данный вопрос четко не прописан. Указанное Положение отсылает к ст. 27 УПК РСФСР, ст. 8 Положения о военных трибуналах и военной прокуратуре, ст. 7 Указа Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении», Постановлению ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. («О рассмотрении дел о преступлениях, расследуемых народным комиссариатом внутренних дел СССР и его местными органами»). Статья 27 УПК РСФСР в редакции 1928 г. отсылает к ст. 8 Положения о военных трибуналах и военной прокуратуре (СУ 1928: ст. 81). Согласно ст. 8 Положения о военных трибуналах и военной прокуратуре военным трибуналам подсудны дела: а) о воинских преступлениях; б) преступлениях государственных, должностных и имущественных, предусмотренных ст. 58-62, 64, 65, 68-70, 72, 73, 76, 97 ч. 2, 109, 111-117, 180 п. п. «д», «е» и «ж» и 180а Уголовного кодекса РСФСР и соответствующими статьями уголовных кодексов других союзных республик, если притом преступления эти совершены военнослужащими и угрожали крепости и мощи Рабоче-крестьянской Красной армии или воинской дисциплине; в) иных преступлениях, угрожающих крепости и мощи Рабоче-крестьянской Красной армии, рассмотрение которых будет поручено военным трибуналам в порядке примечания 1 к ст. 21 Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик; г) всех преступлениях, совершенных кем бы то ни было в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не функционируют общие суды. При наличии в доле нескольких обвиняемых (исполнителей преступления), из которых одни или несколько подсудны военному трибуналу, а другие - общим судам, дело, при невозможности его разделения, рассматривается в отношении всех обвиняемых военным трибуналом. При наличии в деле обвинения по нескольким преступлениям, из которых одно или несколько подсудны общим судам, а другие - военному трибуналу, дело в отношении всех преступлений, связанных между собой единством действия или намерения, рассматривается военным трибуналом. В противном случае преступления эти подлежат отдельному рассмотрению общих судов и военного трибунала по принадлежности (СЗ 1926: ст. 413). Статья 7 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22.06.1941 г. «О военном положении» передала на рассмотрение военных трибуналов все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, а именно: а) дела о государственных преступлениях; б) дела о преступлениях, предусмотренных законом от 7 августа 1932 г. об охране общественной (социалистической) собственности; в) все дела о преступлениях, совершенных военнослужащими; г) дела о разбое (ст. 167 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик); д) дела об умышленных убийствах (ст. 136-138 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик); е) дела о насильственном освобождении из домов заключения и из-под стражи (ст. 81 УК РСФСР и соответствующие ей статьи УК других союзных республик); ж) дела об уклонении от исполнения всеобщей воинской обязанности (ст. 68 УК РСФСР и соответствующие ей статьи УК других союзных республик) и о сопротивлении представителям власти (ст. 73, 731 и 732 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик); з) дела о незаконной покупке, продаже и хранении оружия, а также о хищении оружия (ст. 164а, 166а и 182 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик) (Указ 1941: 29). Статьи 2, 3 Постановления ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. относили дела, «расследуемые НКВД СССР об измене родине, о шпионаже, терроре, взрывах, поджогах и иных видах диверсий рассмотрению военной коллегии Верховного суда СССР и военных трибуналов округов по подсудности. .дела, расследуемые НКВД СССР, о преступлениях на железнодорожном и водном транспорте - рассмотрению транспортной и водной коллегией Верховного суда СССР и линейных железнодорожных и водных судов, по принадлежности» (СЗ 1934: ст. 284).. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1943 г. «О введении военного положения на всех железных дорогах» ввел воинскую дисциплину на всех железных дорогах; все рабочие и служащие железнодорожного транспорта объявлялись на период войны мобилизованными на железнодорожном транспорте. По ответственности за преступления по службе работники железнодорожного транспорта были приравнены к военнослужащим Красной армии. Дела о них рассматривались в военных трибуналах железных дорог по законам военного времени. С мая 1943 г. действие этого Указа было распространено и на весь морской и речной транспорт (Кожевников 1948: 347). В период ВОВ функции транспортных трибуналов расширялись. Постановление Государственного комитета обороны от 28 марта 1942 г. ограничило передвижение граждан на транспорте. За его нарушение следовала уголовная ответственность, а дела рассматривались ВТ транспорта. Постановление Пленума Верховного Совета СССР № 43/25/у от 13 ноября 1941 г. обязало суды квалифицировать трудовые преступления на транспорте по ст. 59-3 «в» УК РСФСР. В августе 1942 г. действие указа Пленума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 г., которое вводило уголовную ответственность за преступления, совершенные на военных предприятиях, было распространено на рабочих и служащих железнодорожного транспорта, а в октябре - на работников и служащих речного и морского флота. Таким образом, к ведению военных трибуналов транспорта были отнесены практически все дела, связанные с транспортом или работниками транспорта, а в случае отсутствия в местности других судов - и дела гражданских лиц. Военные трибуналы должны были рассматривать дела в составе трех постоянных членов по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения. Их приговоры кассационному обжалованию не подлежали (могли быть отменены или изменены в порядке надзора). По данным А.Я. Кодинцева, на 1939 г. в системе специальных судов существовали 34 линейных железнодорожных суда. В период ВОВ военные трибуналы железнодорожного транспорта составляли на 1943 г. - 35, на 1944 г. - 42, на 1945 г. - 52, на 1946 г. - 53. Кадровый состав в ВТ ж.д. был довольно низкоквалифицированным: 31,1 % председателей, 23,5 % заместителей, 46,1 % членов ВТ не имели юридической подготовки (табл. 1) (ГАРФ a: 39). Т а б л и ц а 1 Состав сотрудников ВТ ж.д. по образованию на 1 января 1944 г. Имеющие юридическое образование Не име- Наименование ВТ Должность По списку высшее незаконченное высшее среднее (юр. школа) ВАК краткосрочные юридические курсы ющие юридической подготовки чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % Председатель ВТ 42 9 21,4 3 7,1 3 7,1 9 21,4 5 11,9 13 31,1 ВТ ж.д. Зам. председателя 34 11 32,5 3 8,8 3 8,8 1 2,9 8 23,5 8 23,5 Член ВТ 254 45 18,1 2 0,8 32 12,6 12 4,7 45 17,7 118 46,1 ИТОГО 330 65 19,7 8 2,4 38 11,5 22 6,6 58 17,6 139 42,2 Таким образом, в период ВОВ компетенция военных трибуналов расширяется. К их ведению были отнесены практически все дела, связанные с транспортом или работниками транспорта, а в случае отсутствия в местности других судов - и дела гражданских лиц. Кадров с высшим юридическим образованием в системе ВТ было очень мало. Чем же занимались военные железнодорожные трибуналы в период войны? Общие показатели судимости за 1941-1945 гг. представлены в табл. 2. Т а б л и ц а 2 Общие показатели судимости за 1941-1945 гг. (ГАРФ b: 4) Наименование ВТ Год Всего осуждено лиц В том числе работников транспорта ВТ ж.д. Второе полугодие 1941 г. 27 927 27 088 1942 г. 59 759 45 397 1943 г. 72 703 60 370 1944 г. 79 613 67 143 Первое полугодие. 1945 г. 43 529 36 279 Всего 283 531 236 277 Основную массу дел, рассматриваемых ВТ ж.д., составляли дела по трудовым преступлениям по указам от 15.04.1943 г., 26.06.1940 г., 26.12.1941 г. (42,1%), хищения (27,5%), контрреволюционные преступления (7,5%), по ст. 59.3 «в» УК РСФСР (7,5%). Однако ВТ ж.д. занимались в том числе и разбором контрреволюционных преступлений (ст. 58-10, 59-3 «в» УК РСФСР), преступлений по Указу от 15.04.1943 г. («О введении военного положения на всех железных дорогах»); по Указу от 26.06.1940 г. («О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений»), по Указу от 28.12.1940 г. («Об ответственности учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за нарушение дисциплины и за самовольный уход из училища (школы)»), по Указу от 26.12.1941 г. («Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий») (табл. 3). Т а б л и ц а 3 Количество осужденных по видам преступлений на железнодорожном транспорте за 1942-1945 гг. (ГАРФ b: 5) Вид преступления 1942 1943 1944 Первое полугодие 1945 Всего Всего контрреволюционных преступлений 4 495 4 548 6 421 3 706 19 170 В том числе: ст. 58-10 3 273 2 785 3 332 1 646 11 036 Измена Родине По стат. форме не учитывалась 1 522 1 102 2 624 Всего по ст. 59-3 «в» и простои 8 490 4 145 4 159 2 547 19 341 В том числе крушения и аварии 1 954 1 392 1 233 625 5 204 Всего по Указу от 15.04.1943 - 18 790 35 078 18 622 72 490 В том числе дезертирство - 12 939 29 552 15 226 57 717 Указ от 26.06.1940 г. 14 413 4 671 По стат. форме не учитывалась 19 084 Указ от 28.12.1940 г. По стат. форме не учитывалась 854 1 466 570 2 890 Указ от 26.12.1941 г. 5 991 9 551 260 30 15 832 Хищения 16 760 17 937 23 278 12 376 70 451 Другие 9 610 12 207 8 951 5 308 36 076 Итого 59 769 72 703 79 613 43 259 255 334 Общие тенденции в назначении мер наказания сводились к следующему. Военные трибуналы железнодорожного транспорта в 1942-1945 гг. сокращают применение высшей меры наказания (ВМН) с 4,1 % от всех осужденных в 1942 г. до 0,7 % в первом полугодии 1945 г.; исправительно-трудовых работ (ИТР) с 23,1 % в 1942 г. до 3,9 % в первом полугодии 1945 г.; направление на фронт с 10,2 % в 1942 г. до 8,1 % в первом полугодии 1945 г. Вместе с тем увеличивается доля осужденных к реальному лишению свободы с 55,3 до 64,6 %; к лишению свободы условно с 1,5 до 9,2 %; к оставлению на транспорте с 5,7 до 13,4 % (в 1944 г. - 18,8 %) (ГАРФ b: 9). Кроме этого, следует отметить, что ВТ ж.д. применяли меры наказания, отсутствующие в УК РСФСР, - направление на фронт и оставление на транспорте. Общие сведения о мерах наказания, применяемых ВТ транспорта приведены в табл. 4. Т а б л и ц а 4 Меры наказания, применяемые ВТ транспорта за 1942-1945 гг., % (ГАРФ b: 9) Наиме Лишение свободы Направ Оставлено нование ВТ Год ВМН Условно ИТР ление на фронт на транспорте 1942 4,1 55,3 1,5 23,1 10,2 5,7 1943 1,1 54,7 4,6 11,1 16,7 11,6 1944 0,8 57,8 5,7 2,9 13,7 18,8 ВТ ж.д. Первое полугодие 0,7 64,6 9,2 3,9 8,1 13,4 1945 Всего 1,7 57,4 5 10,1 12,7 12,8 Отдельного внимания требует анализ мер наказания за контрреволюционные преступления в течение рассматриваемого периода. В качестве наказания по данному виду преступлений также применялась мера, не указанная в УК РСФСР, - каторжные работы. Применение ВТ транспорта каторжных работ связано с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. № 39 «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников». Этот документ не был опубликован, так как являлся секретным. Согласно п. 2 этого указа «пособники из местного населения, уличенные в оказании содействия злодеям в совершении расправ и насилий над гражданским населением и пленными красноармейцами, караются ссылкой в каторжные работы на срок от 15 до 20 лет» (Указ 1943 г. № 39) (табл. 5). Таким образом, компетенция ВТ транспорта в период ВОВ была достаточно широка. Это определялось отсутствием четко определенной компетенции, недостатком или отсутствием нормативных правовых актов в действующей редакции во многих ВТ транспорта, невысоким уровнем подготовки сотрудников трибуналов транспорта. К ведению ВТ транспорта были отнесены практически все дела, связанные с транспортом или работниками транспорта, а в случае отсутствия в местности других судов - и дела гражданских лиц. Достаточно сложно судить о роли ВТ в период ВОВ. Исследователями приводятся различные статистические сведения о работе данных органов юстиции (Папков). о оо Таблица 5 Наименование ВТ Год Кол-во, о/ /о Кол-во оправданных Кол-во осужденных Из них Дополнительные меры наказания ВМН каторжные работы лишение свободы Лишение избирательных прав Конфискация имущества свыше 10 лет 6-9 лет до 5 лет ВТ ж.д. 1942 Кол-во 130 4 495 1 003 - 1 742 1 620 130 3 169 Статформой не учитывалось о/ /о 2,8 22,3 38,8 36 2,9 40,5 1943 Кол-во 234 4 548 426 74 2 340 1 378 330 4 007 2 879 о/ /о 5,1 9,4 1,6 51,4 30,3 7,3 88,1 63,3 1944 Кол-во 299 6421 349 297 2 862 2 394 519 5 950 4 299 о/ /о 4,6 5,4 4,6 44,6 37,3 8,1 92,7 67 Первое полугодие 1945 Кол-во 205 3 706 187 241 1 587 1 391 300 3 457 2 537 о/ /о 5,5 5Д 6,5 42,8 37,5 8,1 93,3 68,5 Меры наказания за контрреволюционные преступления (1942-1945 гг.) (ГАРФ Ь: 10) 5' о с 3 ш ш 3 SJ о 1/1 SJ По этому поводу примечательно замечание А.С. Смыкалина: «Думается, это связано с отсутствием правильной и единой методологии в расчетах и особой формой секретности... Автор однажды столкнулся с материалом, когда по заданию И.В. Сталина было поручено Л.П. Берии и В.М. Молотову произвести, каждому по своему ведомству, подсчет количества иностранных военнопленных в СССР, разница получилась в 153 тыс. человек!» (Смыкалин 2012: 240). Тем не менее представляется, что военные трибуналы внесли значительный вклад в дело Победы над нацизмом, обеспечив бесперебойную работу транспорта в период войны. ВТ транспорта развивались в период ВОВ по несколько иным принципам, нежели ВТ вооруженных сил. Если ВТ вооруженных сил с 1944 г. снизили уровень репрессии, то показатели ВТ транспорта демонстрируют явный рост репрессий на протяжении всего периода войны вплоть до 1945 г. ВТ ж.д. занимались рассмотрением в основном контрреволюционных преступлений и трудовых преступлений, закрепленных в различных Указах Президиума Верховного Совета СССР, что позволяет говорить об особом «указном» правосудии. В целом ВТ транспорта в своей деятельности в течение ВОВ опирались на секретные приказы, что позволяет согласиться с выводом А.С. Смыкалина «о том, что в СССР помимо официального законодательства использовалось секретное, закрытое. Что подчеркивает наличие в СССР своеобразного "двойного дна" в нормативно-правовой базе» (Смыкалин 2012: 252).
ГАРФ a - Государственный архив Российской Федерации. Ф. 9492. Оп. 4. Д. 246. Доклад о работе отдела кадров ГУВТТ за 1945 г. и справочник о состоянии и движении кадров военных трибуналов транспорта.
ГАРФ b - ГАРФ. Ф. 9492. Оп. 4. Д. 257. Статистические отчеты ГУВТТ о судимости на транспорте за годы Отечественной войны (1941-1945 гг.) и 1946 г.
Кожевников 1948 - Кожевников М.В. История Советского суда. М., 1948. 350 с.
СУ 1928 - Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 9 января 1928 г. «Об изменении статей 27 и 108 УПК РСФСР» // СУ. 1928 г. № 9. Ст. 81.
СЗ 1934 - Постановление ЦИК СССР от 10.07.1934 г. «О рассмотрении дел о преступлениях, расследуемых Народным комиссариатом внутренних дел Союза ССР и его местными органами» // СЗ СССР. 1934. № 36. Ст. 284.
СЗ 1926 - Постановлением ЦИК СССР от 17.02.1927 г. «Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре» // СЗ СССР. 1926. № 57. Ст. 413.
Папков - Папков С.А. Карательное правосудие в СССР в годы Второй мировой войны [Электронный ресурс]. URL: http://memoriaL.krsk.ru/ ArticLes/2000Papkov.htm
Смыкалин 2012 - Смыкалин А.С. Смертная казнь в форме повешения в СССР (историко-юридический анализ) // Институты государства и права в их историческом развитии. М., 2012. С. 230-242.
Указ 1943 - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. № 39 «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://base.consuLtant.ru/cons/cgi/onLine.cgi?req=doc; base=ESU;n=9446;div= LAW;mb=LAW; opt =;ts=66B93F0C19599C707DB69CB1FA53D3B5
Указ 1941 - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22.06.1941 г. «О военном положении» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1941. № 29.