Очерки о европейской идентичности и многокультурности: сб. / под ред. М.Ю. Мартыновой. М., ИЭА РАН, 2013.-480 с. ISBN 978-5-4211-0084-3
Martynova M. (ed.) Essays on European identity and multiculturalism: Collection. Moscow, IEA RAS, 2013. 480 p. ISBN 978-.pdf Проблемы европейской идентичности в контексте мультикультурных проблем уже не одно десятилетие привлекают внимание исследователей в области социальных и гуманитарных наук. Опыт Европейского союза представляется интересным и полезным и для России, которая как многонациональное государство не только сталкивается с аналогичными ЕС проблемами, но и находится в поиске выработки адекватной реалиям дня стратегии национальной политики. Сотрудниками Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН подготовлен солидный сборник статей, ставший итогом работы по теме НИР «Этнокультурные трансформации в зарубежном мире». В первой части сборника, названной «Идентичность», затрагиваются проблемы коллективного самосознания в ФРГ, Шотландии, Латвии, на Сицилии и в Финляндии. Вторая часть, озаглавленная как «Многокультурность», содержит статьи, преимущественно основанные на полевых исследованиях. Среди них изучение польского этнонационального феномена, особенности современной культуры бретонцев, исландский опыт реконструкции традиционных верований, положение русских на Кипре и мигрантов в Сицилии. Сборник открывает статья главного редактора, М.Ю. Мартыновой, которая выдвигает важный тезис о том, что преждевременно говорить об унификации и устранении культурных различий в глобализованном мире (С. 6). В представленных статьях прослеживается несколько магистральных направлений. К первому можно отнести сюжеты по проблемам национальной идентичности и государственности. Так, статья В.В. Руднева дает ответ на вопрос о том, какие факторы и когда оформили шотландскую идентичность и государственность, на каком этапе и под влиянием каких факторов эта часть Великобритании стала претендовать на самостоятельную роль. Как известно, в сентябре 2014 г. в Шотландии должен состояться референдум, в ходе которого населением будет решен вопрос, останется ли страна в Соединенном Королевстве или выйдет из его состава. Дискурс национальной идентичности в послевоенной Германии достаточно подробно представлен в статье Е. Л. Кауганова. Автор, изучив немецкую историографию после Второй мировой войны (речь прежде всего идет о публикациях западногерманских ученых, в ГДР, как известно, национал-социализм как явление считали порождением капиталистической системы и изучали не в полном объеме), отмечает, что современная идентичность ФРГ неотделима от проблемы преодоления нацистского прошлого (С. 64), до сих пор остающейся в центре общественно-политического дискурса страны. Германия, по сути, дважды в XX в. пережила глубокие сломы национального самосознания - с установлением нацистского режима в 1930-е гг. и после Второй мировой войны, когда на массовом уровне стало возможно (как тогда казалось) считать 1945 г. «годом ноль» (С. 32), точкой отсчета новой истории государства и его национальной идентичности. Второе направление представлено работами по истории повседневности и городской антропологии. В статье О.Д. Фаис, написанной на широком круге источников, включая полевые исследования, изучена роль «исторических рынков» Сицилии как фактора сохранения традиционной культуры. «Исторические рынки действуют в режиме "non-stop", - подчеркивает автор, - являя собой постоянную составляющую повседневного существования населения» (С. 175). Феномен городской культуры рассматривается в статье М.К. Любарт на примере праздника «фес-ноз» в современной культуре бретонцев. Опираясь на полевые материалы, автор представила картину изменения роли и места этого праздника в культуре Бретани в длительной ретроспективе. Особое внимание было уделено феномену «городского фес-ноза», формирование которого началось с 1960-х гг. Исландский опыт реконструкции традиционных верований рассмотрен в статье И.А. Кучеровой на материалах изучения неоязыческой организации «Исландское общество верящих в асов». Права и положение национальных меньшинств рассматриваются в третьем блоке статей. Этим сюжетам посвящены статьи М.Я. Устиновой, Н.В. Шлыгиной и И.Ю. Заринова. В первой статье идет речь о соблюдении прав национальных меньшинств в Латвии. Основной проблемой в заявленном контексте автор считает то, что «неграждане не могут в полной мере влиять на решения властных структур путем участия в выборах» (С. 121). Статья Н.В. Шлыгиной посвящена этническим меньшинствам Финляндии. Нельзя не согласиться с тем, что «научному изучению меньшинств в Финляндии долгое время уделялось относительно мало внимания...» (С. 261), в то время как в стране проживают шведы, русские, татары, евреи, цыгане. Особое внимание Н.В. Шлыгина уделяет актуальной для Финляндии проблеме - вопросам дискриминации и расизма в связи с тем, что в стране «немало новых мигрантов разного статуса - это и политические беженцы, и репатрианты, а также лица, прибывшие на правах граждан, входящих в ЕС» (С. 259). И в том, и в другом случае авторы указывают на неоднозначность и сложность латвийского и финляндского опыта национальной политики. Польский этнонациональный феномен XX в., начиная с оформления польского государства по итогам Первой мировой войны, обсуждается в статье И.Ю. Заринова. Автор исследует феномен на примере польской культуры и достижений поляков в спорте, живописи, литературе, кинематографе, музыке. Довольно значительное место в работе уделено социалистической Польше, во времена которой шла борьба двух противоположных векторов развития - «построение по официальной доктрине нового социалистического общества и неприятие этой доктрины на уровне массовой ментальности» (С. 308). Впрочем, отдельные положения статьи вызывают некоторые возражения. Так, автор указывает, что «на мирной конференции 1918 г. (речь, вероятно, идет о Парижской мирной конференции, но она состоялась в 1919-1920 гг. - Е.Х.) был провозглашен принцип "права наций на самоопределение"» (С. 300). Однако провозглашенный принцип не был введен в действие, и оформление европейских границ проходило, мало с ним согласуясь. Следовательно, сложно согласиться с тем, что «межвоенная Польша, как и другие европейские страны, неукоснительно следовали этому принципу.» (С. 300). Подобное утверждение представляется спорным и в связи с тем, что после Мюнхенской конференции 1938 г. территориальные приращения от оккупированной Чехословакии получила не только Германия, но и Польша и Венгрия. Поляки получили область, на которую претендовали еще после Первой мировой войны - Тешинскую Силезию (о чем автор не упоминает), что вряд ли можно считать «неукоснительным» следованием принципу «права наций на самоопределение». В Тешинской Силезии проживало смешанное, как и в некоторых других частях Европы, население - поляки, силезцы и чехи, что уже априори затрудняло реализацию этого принципа. И, наконец, еще одно - четвертое - направление представлено статьями, в которых затрагиваются миграционные проблемы, в том числе вопросы интеграции мигрантов в принимающее сообщество с анализом соответствующих усилий властей на государственном уровне. В статье Е.А. Сорокиной через призму мультикультурных проблем рассматривается современное школьное образование в Швеции. Надо заметить, что Швеция переживает в последние годы обострение миграционных проблем и рост популярности праворадикальных партий. Несмотря на это, власти страны уделяют особое внимание сохранению культурной идентичности иммигрантов. Решение этой задачи осуществляется через деятельность различных национальных культурных обществ, в том числе работу воскресных школ. В общеобразовательных школах создавались так называемые «культурные классы», в которых дети этнических меньшинств Швеции (например, цыган) изучали родной язык и культуру, и специализированные классы для детей-иммигрантов (С. 472). Однако классы для детей из семей мигрантов оказались провалившимся экспериментом: «Такие дети практически изолированы от шведских сверстников и не имели достаточных возможностей для общения с ними, что значительно затрудняло их успешную интеграцию в шведское общество» (С. 473). Проблемы интеграции мигрантов, их положения и отношения к ним со стороны принимающего сообщества рассмотрены также в статьях И.Г. Остроух и О.Д. Фаис. В статье первого автора идет речь о русских на Кипре -начиная от мотивов их приезда на остров и отношений с местным населением и заканчивая их намерениями относительно дальнейшего пребывания в Республике Кипр. С привлечением статистических данных и на основании социологических опросов автор делает вывод о том, что «русские почти не включены в местную действительность, жизнь россиян и киприотов проходит параллельно» (С. 375). О.Д. Фаис, изучавшая положение мигрантов в Палермо - административном центре Сицилии, - приходит к выводам, которые смело можно назвать парадоксальными. Сицилия, одна из слабейших частей Италии, да еще и с репутацией криминальной области, не только является «лидером по абсолютной численности мигрантов и их доли на душу местного населения», но и наиболее толерантной из всех итальянских областей по отношению к иммигрантам (С. 391). Выводы, к которым приходят авторы статей, подтверждают выдвинутый во вступительном слове тезис М.Ю. Мартыновой - процессы интеграции Европейского союза не только не привели к унификации культурной жизни, но и, наоборот, способствовали возрождению и/или трансформации почти забытых традиций и укреплению региональной идентичности. Такие процессы, как убедительно показано в ряде статей, в том числе являются защитной реакцией на попытки Евросоюза сформировать общеевропейскую идентичность. Данный сборник, несомненно, может быть полезен не только антропологам, но и всем специализирующимся на мультикультурных и миграционных вопросах и проблемах коллективного самосознания в государствах Европейского союза исследователям.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 335
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Хахалкина Елена Владимировна | Томский государственный университет | кандидат исторических наук, доцент | kev394@rambler.ru |
Ссылки

Очерки о европейской идентичности и многокультурности: сб. / под ред. М.Ю. Мартыновой. М., ИЭА РАН, 2013.-480 с. ISBN 978-5-4211-0084-3 | Сибирские исторические исследования. 2014. № 1.
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 1526