Sous la direction de Katia Buffetrille, Jean-Luc Lambert, Nathalie Luca et Anne de Sales. D 'une anthropologie du c.pdf В 2013 г. Центром изучения Монголии и Сибири (Centre d'Etudes Mongoles et Siberiennes) в сотрудничестве с Практической школой высших исследований (Ecole Pratique des Hautes Etudes) был издан масштабный коллективный труд «От антропологии шаманизма к антропологии веры. Посвящается работам Роберты Амайон». Книга разделена на 4 части - «Взгляд на шаманизм», «Животные, шаманы и сверхъестественное», «Формирование веры и убеждения», «Тибетские и центральноазиатские вариации» - и включает в общей сложности 37 статей. Географический спектр книги очень широк - Сибирь, Монголия, Средняя Азия, Китай, Мексика, Канада, Тибет и др. Работы затрагивают исторические, филологические и этнографические темы. Все статьи написаны франкоязычными антропологами, на исследования которых в той или иной степени оказали влияние работы известного монголоведа и сибиреведа, специалиста по шаманизму Роберты Амайон. Во вступлении, написанном редакторами сборника К. Баффетриль, Ж.-Л. Ламбером, Н. Люка и А. де Саль, кратко рассказывается об академической карьере Роберты Амайон и ее идеях, повлиявших на развитие французской антропологии и мирового дискурса о шаманизме. Р. Амайон начала свои исследования с изучения монгольского языка и полевой работы в Монголии. Среди ее учителей - Клод Леви-Стросс и Андре Леруа-Гуран. Одновременно она принялась за изучение русского, а в 1967 г. совершила первую поездку в СССР в Бурятию. Обычно, когда затрагивают вопрос о работе западных ученых в Советской Сибири, упоминают как исключительные случаи полевые исследования Каролин Хамфри, попавшей в 1967 г. в Бурятию, и Марджори Мандельштам Блейзер, оказавшейся в 1976 г. у хантов (Gray, Vakhtin, Schweitzer 2003: 198). Однако не стоит забывать и других исследователей. Одна из них - Роберта Амайон, которая, благодаря своей целеустремленности и заинтересованности, не только сумела поработать в Советском Союзе, но и заложила основу всего французского сибиреве-дения. И когда с 1990 г. французские антропологи смогли поехать в сибирское поле, они имели уже впечатляющую теоретическую и этнографическую базу, подготовленную Амайон. В 1990 г. Роберта Амайон опубликовала свой труд «Охота за душой. Очерк по теории сибирского шаманизма» («La Chasse a l'ame. Esquisse d'une theorie du chamanisme siberien»), ставший хрестоматийным для всех сибиреведов и специалистов по шаманизму. Сибирские исторические исследования. 2016. № 1 В фокусе ее исследования находилась тесная взаимосвязь охоты и шаманизма, а точнее таежных охотников, фигуры местного шамана и духов, которые через шамана помогают охотникам. Меня в данной книге более всего заинтересовали статьи с сибирской тематикой. Первая из таких работ, «Без бубна и костюма. От шаманизма обских угров к фигуре шамана» (p. 65-86), написана специалистом по духовной культуре хантов и нганасан Жан-Люк Ламбером. Автор предлагает альтернативную точку зрения на динамику шаманских практик среди обских угров. Он не соглашается с тем, что под влиянием православного миссионерства царского времени и антирелигиозных репрессий советского периода, хантыйский и мансийский шаманизм был уничтожен. Шаманские практики трансформировались и адаптировались в тяжелых условиях, стали более закрытыми. Две статьи посвящены понятию игры в современных сибирских обществах. Александра Лаврилье в статье «От вкуса добычи к играм духов. Или как разделяются понятия игры, ритуального действия и поступка» (p. 261-282) рассуждает о взаимосвязи игры и эвенкийского понятия onnir - определенной способности, которой обладает каждый человек и с которой в рамках ритуального пространства он должен играть. Шаманы отличаются от остальных людей лишь тем, что они умеют играть лучше других. В связи с тем, что шаманов становится все меньше и меньше, каждый человек начинает «играть» по-своему или обращается к знающим людям, которые не являются шаманами, но имеют определенную связь с духами. Убеждение, что можно «играть», т.е. проявлять активность в ритуальной сфере, и без шамана, а также, что игра, как и onnir, присутствует повсюду и проявляется повсеместно, мотивирует людей на творчество и самостоятельность в религиозном поле. Статья Патрика Платтета, Виржини Вате и Тьерри Вендлинга «Захват дара. Ритуальные игры и призы на северо-востоке Сибири» (p. 483-514) посвящена играм, конкурсам и соревнованиям среди чукчей и коряков. В фокусе исследования авторов находятся не просто абстрактные правила игры. Их интересует, как соревнование и конкурс воспринимаются акторами, интересуют правила игры в контексте взаимодействий ее участников. По мнению авторов, люди принимают участие в соревновании не ради приза, а призом оказывается не номинальная награда, а социальный успех. Не менее насыщены этнографическим материалом и размышлениями статьи, посвященные другим регионам. В исследовании «Способ действовать. Шаманизм Амазонии» (p. 109-134) Жан-Пьер Шомей затрагивает проблемы, актуальные не только для южноамериканского региона - «шаманизация» политики, мистический туризм, соотношение локального и привнесенного в шаманских практиках. Автор приходит к заключению, что новая шаманская традиция Амазонии не является ни репликой прошлой, ни продуктом привнесенных моделей. На южноамериканском примере Шомей показывает, как формируются новые шаманские практики, новый образ шамана и новая шаманская идентичность. В фокусе исследования Фредерика Леотара и Сейдина Амирлана «Синкретические концепции потустороннего у бухарских каракалпаков» (p. 673-692) находятся ритуальные практики каракалпаков Узбекистана, связанные с рождением ребенка. В данной статье также на региональном примере раскрывается вопрос столкновения шаманизма с иной традицией, в данном случае с исламом. И опять же авторы показывают гибкость шаманизма, который абсорбирует новое, «переосмысливает» старое и формирует свое. Данный масштабный коллективный труд представляет собой своеобразный ридер по шаманизму, вернее по франкоязычной антропологической мысли в сфере изучения шаманизма. Здесь собраны статьи одних из самых ярких современных франкоязычных антропологов, занимающихся тем, что как во Франции, так и в Квебеке всегда исследовали с особенной тщательностью и незаурядностью - традиционной духовной культурой неевропейских народов. Этот сборник является не просто мозаикой исследований, а собранием работ, перекликающихся друг с другом и объединенных наследием Роберты Амайон. Каждый читатель сможет сделать собственный ридер из этих 37 статей. Кто-то выберет для себя труды, посвященные одному региону, будь то Монголия или Сибирь, кто-то скомпонует теоретическую хрестоматию. Но всякий получит огромное удовольствие от качественной этнографии.
Опарин Дмитрий Анатольевич | Московский государственный университет | кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры этнологии исторического факультета | dimaoparin@hotmail.com |