Как изучать глобальные религиозные движения? | Сибирские исторические исследования. 2019. № 3. DOI: 10.17223/2312461X/25/9

Как изучать глобальные религиозные движения?

How to study global religious movements?.pdf Eriksen Annelin, Blanes Ruy Llera, MacCarthy Michelle. Going to Pentecost: An Experimental Approach To Studies In Pentecostalism. Berghahn Books, 2019. 238 p. ISBN 978-1-78920-140-6* Annelin Eriksen, Ruy Uera Blanes and Michelle MacCarthy Going to Pentecost An Experimental Approcrcn to Studies гл Pentecostofrsm Вторая половина ХХ в. ознаменовалась, помимо прочего, впечатляющим ростом числа последователей пятидесятнических и харизматических церквей по всему миру (Robbins 2014: 161). Такое стремительное увеличение числа верующих заставило усомниться в идее о роли религии в обществе как неизбежно все менее значительной. В том числе и антропологи на стыке текущего и прошлого веков обратили особое внимание на христианство. Рецензируемая книга Аннелин Эриксен, Руй Бланес и Мишель МакКарти Going to Pentecost: An Experimental Approach To Studies In Pentecostalism пытается найти новые подходы в антропологическом изучении глобальных религиозных движений. Книга * Книга находится в открытом доступе на сайте издательства. Рецензии 169 издана в рамках серии Ethnography, Theory, Experiment, задача которой заключается в переосмыслении основ этнографии как метода в социальных науках. Все авторы - антропологи, имеющие опыт исследований (в том числе совместных) таких феноменов, как гендер, урбанизация, колдовство в контексте стремительно распространившихся в регионах «Глобального Юга» пятидесятничества и харизматического христианства (Eriksen, MacCarthy 2016: 139-148; Pentecostalism^ 2017). Книга состоит из четырех частей и двенадцати глав. Первая часть -вводная, вторая представляет собой собранный в «полях» (Ангола, Вануату, Папуа-Новая Гвинея) и тематически разделенный этнографический материал, третья - теоретическое осмысление представленных данных, а четвертая - комментарии экспертов, каждый по определенной микротеме. Интересен «вертикальный» вариант чтения книги, который предлагают авторы (с. 42) - не в привычном порядке, страница за страницей, а как бы сквозь, выстраивая порядок чтения по темам: от этнографического описания через теоретические рассуждения к комментарию приглашенного антрополога. Все главы, кроме комментариев в четвертой части, не имеют указанного авторства. Однако сопоставив преобладающее в главе этнографическое описание и региональную специализацию авторов, можно догадаться о написавшем большую часть текста человеке. Как правило, региональный фокус совпадает и с теоретическим. Авторы определяют два главных направления своего исследования: выработка нового понимания метода сравнения в социальной антропологии и поиск неизбитых подходов к изучению глобальных религиозных движений. Эриксен, Бланес и МакКарти позиционируют свой труд не просто как сравнительное исследование пятидесятничества в Меланезии и Африке с фокусом на исцелениях, экономике и городской социальности (urban sociality), а как содержащий экспериментальный подход. Что же экспериментального видят авторы в своей работе? Во введении ясно указаны три цели, которые должны быть достигнуты, а именно: выход за пределы региональной (или территориальной) методологии в антропологическом понимании религии; изучение религиозных движений в холистическом ключе; переосмысление антропологических способов связывания контекстов, т.е. сравнения (с. 6). Думаю, что проблема привязанности антропологии к территории как контексту особенно актуальна при изучении таких глобальных религиозных течений, как пятидесятничество и харизматическое христианство, которые всегда приходят «извне», но при этом закрепляются в данном сообществе. Как отмечают авторы (с. 6-7), обычно исследователи фокусируются на оппозиции глобального и локального, однако Эриксен, Бланес и МакКарти предлагают другую оппозицию - территориальное / нетерриториальное. Утверждая, со ссылкой на Оливье Руа (с. 3), что религия в современности больше не территориальна, они предлагают сосредо- 170 Рецензии точиться на едином, но не территориальном, поле. В этом и состоит главный аспект «экспериментальности» данной книги. Эриксен, Бланес и МакКарти создают аналитическую конструкцию - место-контекст для своего исследования - Pentecost. Это нововведение позволяет авторам воспринимать рассматриваемые в книге локации как одно «поле», обращая внимание на нетерриториальные черты пятидесятничества. Они противопоставляют Pentecost не только «местам» в региональном смысле, но и отдельным религиозным организациям, нарекая действие Святого Духа определяющей чертой (объяснительной конструкцией) повседневной жизни людей. Другими словами, авторы в аналитических целях принимают точку зрения пятидесятников: «внутри» Pentecost Святой Дух воздействует на все, в том числе и на «неверующих» (с. 9). В качестве цели эксперимента указывается не только пересмотр устоявшихся традиций в науке, но и приближение к точке зрения самих верующих, для которых мир, согласно авторам, прежде всего не столько местный (например, тробрианский), сколько определенный этой религией (pentecostalized) (с. 12-13). Таким образом, введенный в обращение концепт единого поля должен не только способствовать решению проблемы лучшего понимания мировоззрения верующих-пятидесятников или членов какого-либо другого глобального религиозного движения, но и переосмыслить понятия места и поля в антропологии вообще. Такое стремление соответствует духу ряда классических работ 1980-1990 гг. и последующего времени (Writing Culture 1986; Appadurai 1988; Gupta, Ferguson 1997), пересматривающих основы дисциплины и, в частности, жесткую связь между регионом и якобы содержащейся в нем определенной цельной культурной «сущностью». В стремлении обнаружить в пятидесятничестве общие нетерриториальные черты авторы разбивают вторую, этнографическую, часть книги на три главы, центральными темами которых стали понятие и роль границ в Pentecost, пересмотр отношения верующих к жизни и смерти и антиреля-тивистская направленность (стремление каждой отдельной церкви провозгласить «истинными» только ею декларируемые нормы) этого течения христианства. Такое деление отражает, по мнению авторов, главные отличительные черты пятидесятничества. В третьей части книги эти же темы рассматриваются подробнее в теоретическом ключе. После прочтения введения читатели могут ожидать последовательного описания единого поля и раскрытия каждой из черт во всех трех локациях. Также и в построении текста восприятию Pentecost как действительно целостного поля способствует то, что авторы никогда (после обозначенной во введении позиции) прямым называнием не акцентируют на этом единстве внимание, но рассказывают о жизни, определяемой Святым Духом в трех географически разных местах, как о сравнимых явлениях одного порядка. Однако, как Рецензии 171 мне кажется, есть один момент, который позволяет усомниться в существовании Pentecost как единого пространства-места исследования. Дело в том, что внимание регионам в главах уделено не равнозначно: в первой главе о границах мы заметим преобладание этнографии Вануату, в меньшей степени освещена Ангола, совсем малое место занимает описание ситуации на Тробрианских островах; во второй главе абсолютно преобладает меланезийский контекст; в третьей - ангольский. Непропорциональное распределение внимания в данном случае выглядит так, будто авторы в одной локации с трудом находят что-то похожее на происходящее в двух других. Так, переосмысление отношения к понятиям «жизнь» и «смерть» очень ярко и подробно показано в тробрианской среде через радикальное изменение практики посмертного родового обмена sagali; при ознакомлении с ангольским контекстом читатели будут довольствоваться общими словами о снижении значения похорон для членов токоистской церкви и парой примеров менее сочувственного, чем было принято раньше, отношения к умершему. Некоторые сомнения вызывает гипотеза авторов, что Pentecost можно найти только на «Глобальном Юге» (с. 23-24) - она не выглядит достаточно обоснованной и больше походит на оправдание включения в книгу материалов только из соответствующих регионов. Тем более это смотрится странным на фоне троекратного упоминания в книге церкви «Виноградник» из Калифорнии (с. 11, 125, 129). На мой взгляд, такое радикальное ограничение местопребывания Pentecost только на «Глобальном Юге» противоречит самим же авторам, утверждавшим нетерриториальный, хотя и локальный, характер этого концепта. Конечно, наиболее интенсивно пя-тидесятнические и харизматические церкви растут и завоевывают место в обществе именно на «Глобальном Юге» (Robbins 2010: 159), но при указанном подходе к Pentecost нет оснований исключать вообще никакие общины подобного рода. Можно вспомнить о немалом присутствии подобных церквей и в Северной Америке, и в Скандинавии, в России и Украине (Filatov 2000; European Pentecostalism 2011). В целом рецензируемая книга может быть интересна исследователям, которые используют этнографию как метод, но особенно антропологам и антропологам религии и христианства в частности. Эриксен, Бланес и МакКарти удалось поднять вопрос о переосмыслении исследовательских традиций в антропологии, и прежде всего о понимании места-контекста в полевой и постполевой аналитической работе. Идея сконструированного «места» Pentecost не предполагает полного разрушения «исконной» привязанности антропологии к конкретному географическому полю, а лишь раскрывает новые возможности для анализа. Особенно такое переосмысление может быть применимо к исследованиям глобальных религиозных движений, где уровни глобального и локального тесно переплетены и требуют, видимо, нового, неклассиче- 172 Рецензии ского, нетерриториального подхода. Книга сильна и своим эмпирическим материалом, фиксирующим масштабные изменения в религиозном ландшафте Анголы, Вануату и Тробрианских островов начала XXI в., с особым акцентом на урбанизированной местности. Но остаются и вопросы, на которые в рецензируемом труде не нашлось ясных ответов. Прежде всего, непонятно, почему авторы настаивают на ограниченности Pentecost географией «Глобального Юга», тем более что было заявлено о внетерриториальности этого концепта. Также видим мы и диспропорциональное использование полевых данных в сопряженных с теоретическими построениями главах. Однако главная, экспериментальная цель данного труда, - попытка переосмысления методологических основ полевого исследования, - безусловно, достигнута. Going to Pentecost: An Experimental Approach To Studies In Pentecostalism разрешает и ряд задач, поставленных одним из основателей направления антропологии христианства Дж. Роббинсом (Robbins 2003: 192-193): налаживание общения антропологов христианства, занимающихся разными регионами; поиск адекватного принципа сравнения и сведение категории христианства или отдельной деноминации к общему основанию внутри дисциплины.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Пушин Артем АлексеевичМосковский государственный университет имени М.В. Ломоносовавыпускник кафедры этнологии исторического факультетаortyom@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Appadurai A. Place and Voice in Anthropological Theory // Cultural Anthropology. 1988. Vol. 3, № 1. P. 16-20
Eriksen A., MacCarthy M. Introduction to Special Issue of TAJA: Gender and Christianity in Melanesia: Towards a Unified analysis // The Australian Journal of Anthropology. 2016. Vol. 27:2. P. 139-148
European Pentecostalism / ed. by William K. Kay, Anne E. Dyer. Brill, 2011
Filatov S. Protestantism in Postsoviet Russia: An Unacknowledged Triumph // Religion, State & Society. 2000. Vol. 28, № 1. P. 93-103. DOI: 10.1080/713694744
Gupta A., Ferguson J. Discipline and Practice: “The Field” as Site, Method, and Location in Anthropology // Anthropological Locations. Boundaries and Grounds of a Field Science / ed. by A. Gupta, J. Ferguson. University of California Press, 1997. P. 1-46
Pentecostalism and Witchcraft: Spiritual Warfare in Africa and Melanesia / ed. by K. Rio, R. Blanes, M. MacCarthy. Palgrave Macmillan, 2017
Robbins J. Introduction to the Symposium What is a Christian? Notes toward an anthropology of Christianity // Religion. 2003. Vol. 33. P. 191-199
Robbins J. Anthropology of Religion // Studying Global Pentecostalism: theories and methods / ed. by A. Anderson, M. Begrunder, A. Droogers, C. van der Laan. University of California Press, 2010. P. 156-178
Robbins J. The Anthropology of Christianity: Unity, Diversity, New Directions. An Introduction to Supplement 10 // Current Anthropology. 2014. Vol. 55, № S.10. P. 157-171. DOI: 10.1086/678289
Writing Culture: The Politics and Poetics of Ethnography / ed. by J. Clifford, G.E. Marcus. University of California Press, 1986
 Как изучать глобальные религиозные движения? | Сибирские исторические исследования. 2019. № 3. DOI: 10.17223/2312461X/25/9

Как изучать глобальные религиозные движения? | Сибирские исторические исследования. 2019. № 3. DOI: 10.17223/2312461X/25/9