Родственные связи под влиянием цифровых технологий | Сибирские исторические исследования. 2020. № 2. DOI: 10.17223/2312461X/28/19

Родственные связи под влиянием цифровых технологий

Kinship and digital technologies.pdf Digitizing Family An Ethnography of Melanesian Smartphones > Geoffrey Hobbis Geoffrey Hobbis. The Digitizing Family. An Ethnography of Melanesian Smartphones. Switzerland, 2020. XI+225p. ISBN 978-3-030-34928-8 pafgrave macmiltan Рецензируемая работа («“Оцифровывая” семью: этнография меланезийских смартфонов») подводит итог полевого исследования, проведенного антропологом Джеффри Хоббисом на Соломоновых Островах, в северо-восточной части провинции Малаита, в деревне Гвуулу (Gwouulu). Тематика книги Хоббиса включена в проблемную область цифровой антропологии и касается повседневных практик использования цифровых технологий и их (взаимо)влияния на социальную структуру и социальные связи. Несмотря на сравнительную новизну этого научного направления, уже издано немало работ, тематически близких рецензируемой (например, Horst, Miller 2006; Chayko 2008; Chan 2013). Основные вопросы, поднимаемые автором, таковы: как технологии влияют на социальные и особенно родственные связи - укрепляют или разрушают их? Как, в более широком контексте, использование смартфонов соотносится со стремлением жителей Соломоновых Островов сохранить устоявшиеся родственные отношения, противостоя модерно-сти с ее преобладающим индивидуализмом? Автор проводит исследование в рамках «технографического» подхода, или «этнографии техно- Рецензии 310 логий», описывающей и анализирующей использование технологий в повседневной жизни и их включенность в социальную и культурную среды (p. 17). Смартфон является системообразующим элементом исследования и повествования. Анализируя использование данного технического средства, автор поднимает несколько основных проблем, связанных с соотношением модерности и традиционности, локальными особенностями потребления глобальных цифровых технологий и трансформации родственных связей под воздействием последних. Эти сюжеты раскрываются благодаря изучению повседневной жизни деревни Гвуулу и фиксации обыденных и постоянно повторяемых манипуляций, совершаемых жителями деревни со смартфонами. Книга состоит из десяти глав, в которых представлены: основной исследовательский вопрос, дизайн исследования, общие вопросы проблематики и методологии цифровой антропологии, организация собственно полевой работы и, наконец, внешние факторы, определяющие взаимодействие с технологиями: качество мобильной связи на Соломоновых Островах (и конкретно в Гвуулу), природные условия, влияющие на срок жизни смартфонов, и функционал доступных местным жителям аппаратов. После решения основных методологических вопросов и определения рамок исследования Хоббис анализирует воздействие цифровых (мобильных) технологий на повседневные практики, родственные связи и на моральные и социальные нормы, регулирующие общественные отношения. Автор вслед за Брайаном Фейганом (Fagan 2010) использует метафору швейцарского ножа, понимая смартфон как многофункциональный инструмент, предоставляющий доступ к разнообразной информации, позволяющий преодолевать огромные расстояния и расширять пространство частной жизни. Во многом именно в многофункциональности заложена способность влиять на повседневные практики и преобразовывать социальные связи. Как следует из текста монографии, огромные возможности, появляющиеся благодаря цифровым технологиям, двойственно влияют на изучаемое сообщество. С одной стороны, они дают свободу и открывают перспективы, с другой стороны, их использование сопряжено с рисками, отмечаемыми самими пользователями (p. 101). Смартфон позволяет информировать широкий круг родственников о значимых семейных событиях, помогает занять детей в то время, когда родители работают, и т.п. Риски же, по мнению жителей Гвуулу, связаны с тем, что смартфоны способствуют распространению добрачных и внебрачных сексуальных отношений, а также делают человека уязвимым перед магическим воздействием. Влияние смартфона на родственные связи также двойственно. Смартфон помогает сохранить их, поддерживая контакт с далеко жи- Рецензии 311 вущими родственниками (p. 98). В то же время пользователь смартфона может ограничить нежелательные контакты, тем самым ослабляя и даже прерывая их. Хоббис приводит пример: жители деревни, часто приезжающие в город по делам (или проводящие там много времени), нередко игнорируют звонки деревенских родственников или вовсе приобретают отдельный телефонный номер для использования в городе, который не сообщают им, зная, что эти звонки будут связаны с просьбами купить продукты, пополнить счет мобильного телефона и проч. (p. 115). Смартфон изменяет социальные отношения и повседневные практики. Так, до массового появления смартфонов жители Гвуулу смотрели фильмы в импровизированных кинотеатрах (muvi haos), и перечень фильмов, приемлемых по определенным параметрам (в первую очередь моральным), определялся людьми, имеющими авторитет в деревенском сообществе. Теперь же, когда смартфон есть почти у каждого взрослого человека, сообщество не может контролировать объем и содержание потребляемого контента, доступ к фильмам нежелательного характера (т. е. содержащим эротические сцены или сцены грубого насилия) практически не ограничен, что порождает общественную дискуссию (p. 145-158). Некоторые утверждения автора могут стать поводом для дискуссии. Так, автор экстраполирует свои выводы на культуру цифровой повседневности Меланезии в целом. Несмотря на то что результаты исследования Хоббис подкрепляет наблюдениями предшественников, работавших в Меланезии, на мой взгляд, эмпирический материал, накопленный автором монографии, недостаточен для масштабных обобщений. Также не вполне оправданным видится акцент на частностях, например детальном описании sim-карт или sd-карт (вмещающих список необходимых респондентам телефонных номеров и весь потребляемый респондентом аудио- и видеоконтент соответственно) как значимых материальных объектов цифровой культуры; или фиксации банальных актов повседневности вроде использования базовых функций мобильного телефона, например калькулятора или фонаря (pp. 12-15, 85-90). Подробное описание комплектующих смартфона и его функционала недостаточно связано с основными вопросами исследования, и потому осложняет восприятие текста, отвлекая от основной линии. Несмотря на неуместную экстраполяцию и слабую связь некоторых смысловых фрагментов книги с основным ее содержанием, книга Хоб-биса интересна и своей многослойностью, и тем, как органично и непротиворечиво традиционная антропологическая проблематика в ней сочетается с трендовой. Эта книга может восприниматься как качественная научно-популярная работа, предназначенная для широкого круга читателей, и в то же время она способна быть ориентиром для Рецензии 312 молодого специалиста, задумавшего многоплановое и / или междисциплинарное исследование.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Илизарова Валерия ВладимировнаАссоциация антропологов и этнологов России; Институт этнологии и антропологии РАНкандидат исторических наук, исполнительный директорv.ilizarova@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Chan A. Networking peripheries: Technological futures and the myth of digital universalism. MIT Press, 2013
Chayko M. Portable Communities: The Social Dynamics of Online and Mobile Connectedness. Albany: State University of New York Press, 2008
Fagan B.M. Cro-Magnon: How the Ice Age Gave Birth to the First Modern Humans. New York: Bloomsbury Press, 2010
Horst H.A., Miller D. The cell phone: an anthropology of communication. Oxford, New York: Berg Publishers, 2006
 Родственные связи под влиянием цифровых технологий | Сибирские исторические исследования. 2020. № 2. DOI: 10.17223/2312461X/28/19

Родственные связи под влиянием цифровых технологий | Сибирские исторические исследования. 2020. № 2. DOI: 10.17223/2312461X/28/19