Squatting scene' through the lens of the ethical turn.pdf Grohmann S. The Ethics of Space: Homelessness and Squatting in Urban England. Chicago: HAU Books, 2020. 281 p. ISBN 9781912808380 В монографии Штеф Громан «Этика пространства: бездомность и сквоттинг в городах Англии» идет речь о сквоттинге как форме коллективной борьбы с бездомностью. А кроме того, о сквоттинге как политическом действии, этической системе, образе жизни, этнографическом поле - любой из вариантов тематического описания будет уместным. Основные события книги разворачиваются в Бристоле, где с 1970-х гг. функционирует одна из крупнейших и заметных в Великобритании ассоциаций сквоттеров. Заголовок книги обещает работу с темой, которая для российского академического поля остается крайне маргинальной и незаметной. В британской же литературе бездомности посвящено значительное число работ, тема институционализирована в виде исследовательских центров и коллективных проектов (в одном из таких в университете Эдинбурга работает сейчас автор рецензируемой монографии). «Этика пространства» - это этнографическое исследование, которое Громан осуществляла в течение 18 месяцев 2010-2011 гг., будучи сама бездомной. В этой работе соединились две формы аутсайдерства - аутсайдера-этнографа, который знакомится с правилами коллектива, и аутсайдера-бездомного, который в сложной жизненной ситуации ищет сколько-нибудь безопасное место. Выселение из квартиры стало отправной точкой для долговременного участия аспирантки, приехавшей из Австрии и находившейся в крайне прекарном положении, в жизни нескольких групп сквоттеров. События разворачивались на фоне обсуждения закона о криминализации сквоттинга в Великобритании, которое, в свою очередь, сопровождалось многоуровневой борьбой между консерваторами и либералами, между обладателями собственности и заселяющими их пустые помещения политическими активистами, между носителями буржуазных и антикапиталистических ценностей. «Этика пространства» выводит на первый план те вопросы трудно переводимой на русский язык области housing studies, на которые прежде мало обращали внимание. Один из них - социальные смыслы сквоттинга. Даже при наличии в Великобритании разветвленной системы государственной поддержки бездомных (хостелов, шелтеров и других сервисов), сквоттинг дает нечто более важное, чем материальные ресурсы, - это чувство общности и пространство для самоопределения (p. 68). Вместе с самоопределением появляются многочисленные проекты самоорганизации и взаимопомощи, безденежного обмена, сквот-терских магазинов и общественных пространств. Групповая идентичность, которая опирается на исторические нарративы диггерства и поисков справедливости, выражается и в самоназвании «сцена». Громан напоминает, что сквоттерские сцены (несмотря на глобальные масштабы распространения) - очень локальное и культурно укорененное явление. Так, сквоттинг в виде захвата земель в Эквадоре имеет выраженный деколониальный подтекст (Alsayyad 1993), а британские сквоттеры борются за свое право на дом и безопасность в условиях преобладания рыночной логики. Как убедительно показано в книге, политическая борьба - это не форма и не цель, а прямой результат сквоттинга. Сквотирование пространств - это коллективное действие, которое бездомные и политические противники капитализма предпринимают для сопротивления неолиберальным порядкам. Громан фокусируется на том, что составляет невидимую часть этой борьбы: жизнь сообща и условные «правила внутреннего распорядка», превращающие сквот в «дом». Шаг за шагом исследовательница описывает способы нахождения нового места проживания, привыкание к совместности, решение бытовых конфликтов, осмысление каждой новой общности, а также соотносимость личных границ и коллективных задач. Все эти вопросы складываются в этическую систему коммунальной жизни и в практики превращения новой локации в безопасное и «домашнее» место. Жизнь в сквоте требует от каждого балансирования между разными социальными ролями. Соотнесение социальных ролей тем важнее, что среди наблюдаемых британских сообществ сквоттеров сохраняются привычные читателю паттерны социального неравенства. Например, с попаданием в ряды бездомных, женщины продолжают страдать от повседневного сексизма и насилия. Кроме гендера, значимы статус в обществе и обладание нужными документами: на сквотирование пространств часто решаются бездомные с британским гражданством и очень редко - люди с миграционным опытом и расовыми отличиями от белого большинства (pp. 72-73). По мнению Громан, возможная причина такой диспропорции - полицейский произвол в отношении черных британцев, который при условии участия в сквоттерском движении сделал бы их главными мишенями полицейского насилия. Книга подкупает структурой и стилем. Кроме академически выверенных введения, отдельных глав и заключения, книга содержит этнографические виньетки. Эти виньетки включают эпизоды из исследовательского дневника и вводят этнографический материал, который анализируется в следующей за виньеткой главе. Это рассказы от первого лица о поисках крыши над головой, знакомстве с будущими единомышленниками, перемещении от сквота к жизни в трейлере с сопутствующими фазами дискомфорта, стыда, депрессии. Кроме содержательного перехода от локации к локации и ввода нового эмпирического материала, виньетки также позволяют лучше понять настроение и эмоции человека, оказавшегося в ситуации бездомности. Читателю с академическим бэкграундом может показаться знакомым эпизод с «караваном» Громан в городском парке («караваном» называют трейлер, приспособленный для проживания). Описывая чувства от найденного на двери трейлера «объявления войны» (ультимативного требования от лица горожан покинуть парк), исследовательница делится испытанным в тот момент восторгом: «Отличный материал! Прикреплю его в приложение к диссертации как наглядное свидетельство!» (p. 202). Осмысление того, что теперь снова придется искать новое место для парковки дома на колесах, пришло к исследовательнице гораздо позже, чем радость от обнаружения полевого артефакта. Кроме насыщенного описания повседневности сквотов и тщательной этнографической проработки темы неравенства, исследовательница обсуждает принципы антропологии этики. Согласно позиции авторов, работающих в русле этического поворота в антропологии, например школы ординарной этики (Lambek 2010), моральная чувствительность является неотъемлемым элементом человеческого существования. Штеф Громан показывает, что способы осмысления себя как моральных субъектов внутри коллектива позволяют сквоттерам структурировать собственную повседневность, быть эффективными в политической борьбе и в других способах выражения агентности.
Вятчина Мария Васильевна | Казанский (Приволжский) федеральный университет | научный сотрудник, НИЛ Междисциплинарных инновационных и научно-практических археологических и этнологических исследований | maria.vyatchina@gmail.com |
Lambek M. (ed.). Ordinary ethics: Anthropology, language, and action. Fordham Univ Press, 2010
Alsayyad N. Squatting and culture: A comparative analysis of informal developments in Latin America and the Middle East // Habitat International. 1993. № 17 (1). С. 33-44