Дом культуры ойротки: раннесоветская модерность в Ойротской (Горно-Алтайской) автономной области
О деятельности Домов культуры ойротки или Домов алтайки, как их сокращенно называли/ют как в документах и литературе, так и в устной речи, написано немного. Изучение научной литературы и изданных извлечений из архивов, хранящих документы о деятельности партийных (органов идеологической власти) и советских (органов исполнительной власти) организаций, наглядно демонстрирует черно-белую картину раннесоветской истории Ойротской области. Было все плохо - стало все хорошо. Абсолютно ясно, что такой подход был обусловлен идеологическими задачами, стоявшими как перед работниками структур власти, так и перед исследователями, работавшими в советский период. Изучение исследовательских работ, специально посвященных, прежде всего, истории просвещения и образования, здравоохранения и культуры в современной Республике Алтай, появившихся в текущем столетии, к сожалению, показывает продолжение использования вышеуказанного подхода. Последнее, как мне представляется, не только сужает исследовательское поле, но и дает неполное, а порой и искаженное представление об истории периода установления советской власти в регионе и деятельности людей того времени. Вместе с тем следует отметить, что именно в текущем столетии, спустя век после тех событий, именовавшихся ранее «периодом советского и партийного строительства», все же стали появляться работы, комплексно освещающие вопросы первых шагов советской власти, Гражданской войны и бандитизма, репрессий. Автор делает попытку поиска иных, не только черно-белых, цветов в картине раннесоветской истории Ойротии, в том числе с опорой на полевые материалы путем использования теории модерности. При всем имеющемся многообразии методологий и подходов, объясняющих модерность, автор придерживается мнения, что модерность относится к такому обществу, в котором новые формы социального порядка массово доминируют над традиционными формами. И, соответственно, рассматривает деятельность Домов культуры ойротки как один из ярких проектов раннесоветской модерности. Важную роль для формулирования подхода автора к анализу материалов сыграли работы М. Дэвида-Фокса «Пересекая границы.» и дискуссия по теме «Модерность в России и СССР.», а также Л.Б. Четыровой и Н.М. Сергеевой «Советская модерность...». В статье предпринята попытка рассмотреть Дом культуры ойротки как один из аспектов модерности, реализованных советской властью. Часть этих инспираций была действительно рациональным и необходимым требованием времени. Часть была важна как символический акт «отречения от старого мира», но не более того. Визуальным результатом символического акта стало, к примеру, исчезновение специальной одежды замужней 'женщины, чегедек. Однако, вместе с тем, эмансипируя и преобразуя ойротку/алтайку в «нового человека», идеологически стигматизировав ее традиционную одежду, советская власть оставила как литературную норму идиому уй кижи - женщина, во мн. ч. уй улус - женщины. Буквально идиомы переводятся как «жилища человек» и во мн. ч. - «жилища люди», и в этом смысле они явно, на взгляд автора, имеют дискриминационные коннотации.
Ключевые слова
модерность,
алтайцы,
Дом культуры ойротки/алтайки,
Азиатская РоссияАвторы
Тюхтенева Светлана Петровна | Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева | доктор исторических наук, старший научный сотрудник | kerel63@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Полевые материалы автора (ПМА), собранные в феврале-апреле 2023 г. в г. ГорноАлтайске, Онгудайском, Шебалинском, Улаганском, Усть-Канском районах Республики Алтай.
Алтай в конце XVII - начале XX в. T. 2: История Алтая: в 3 т. / под ред. В. А. Скубнев-ского. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та; Белгород: Константа, 2019.
Бакаева Э.П. О семантике кроя и декора женского платья типа цегдег у калмыков и ойратов (древние знаки в семиотической системе костюма) // Oriental Studies. 2017. № 10 (4). С. 49-69.
Волошина С. Ликвидация безграмотности в СССР // Живая история. 25 декабря 2017. URL: https://lhistory.ru/statyi/likvidaciya-bezgramotnosti-v-sssr.
Гончарова О.А. Методы культурно-просветительной работы в Горном Алтае в 19201930-е годы // Этносоциальные проблемы регионов Сибири. Вып. 20. ГорноАлтайск: Горно-Алт. гос. ун-т, 2014. С. 31-34.
Градскова Ю.В. "Раскрепощение националки" - социально-культурная политика советской власти в отношении женщин этнических меньшинств (на примере ВолгоУральского региона в 1920-е годы) // Журнал исследований социальной политики. 2011. Т. 9, № 1. С. 45-58.
Демидов В.А. Переход алтайцев на оседлость. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1968.
Дэвид-Фокс М. Пересекая границы: модерность, идеология и культура в России и Советском Союзе / пер. Татьяны Пируской. М.: НЛО, 2020.
Дэвид-Фокс М. Модерность в России и СССР. Отсутствующая, общая, альтернативная или переплетенная? // Новое литературное обозрение. 2016. № 140. С. 19-44.
Захарова Т.В., Яковлева М.А. Женщины Ойротии в советском государственном строительстве (1917-1956 гг.). Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2019.
Каташев М.С. Политические репрессии в Горном Алтае в 1935-1936 гг. // История и культура народов юго-западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай): материалы междунар. науч.-практ. конф. Горно-Алтайск: Горно-Алт. гос. ун-т, 2017. С. 125-136.
Кыдыева В.Я. Чегедек - эпши кижинин кеби [Чегедек - одежда замужней женщины]. Горно-Алтайск: Алтын Туу, 2010. (На алт. яз.).
Минаева О.Д. Журналы "Работница" и "Крестьянка" в решении "женского вопроса" в СССР в 1920-1930-е гг.: модель пропагандистского обеспечения социальных реформ. М.: МедиаМир, 2015.
Ойротско-русский словарь. 2-е изд. Горно-Алтайск: Ак Чечек, 2005.
Панова Е.А. Маала ажы кижинин jуртын онжидер. Переводчик С. Кумандин. Литературная коллегия Ойротской области. Г. Улалу. 1928. (На алт. яз.).
Потапов Л.П. Одежда алтайцев // Сборник Музея антропологии и этнографии. Вып. 13. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. С. 5-59.
Саруева М.Ф. Горный Алтай за годы советской власти (в цифрах и фактах) // 40 лет советскому Горному Алтаю. Горно-Алтайск, 1957. C. 67-112.
Стейнберг М. Пролетарское воображение. Личность, модерность, сакральное в России, 1910-1925. Бостон; СПб.: Academic Studies Press / БиблиоРоссика, 2022.
Тарбанакова С.Н. Культпросветучреждения Горного Алтая в 1920-е годы // Архивный документ - основа социогуманитарного знания: сб. материалов конф., посвящ. 85-летию архивной службы в Горном Алтае. Горно-Алтайск, 2011.
Тощакова Е.М. Женщина в обществе и семье у современных алтайцев. Новосибирск: СО Наука, 1973.
Функ Д.А. Семейно-родовые покровители у телеутов. Кемерово: Музей-заповедник "Томская писаница", 2012.
Хоффманн Д.Л. Взращивание масс. Модерное государство и советский социализм. 1914-1939 / пер. с англ. А. Терещенко. М.: Новое лит. обозрение, 2018.
Черняева Н.А. Воображая Советский Восток: нарративы популярной этнографии в серии брошюр "Труженица Востока", 1927-1929 // Этнография. 2022. № 3 (17). С. 149-178.
Четырова Л. Б., Сергеева Н. М. Советская модерность в визуальной перспективе (на примере ойрат-калмыков и тувинцев) // Новые исследования Тувы. 2022. № 2. С. 239-262.
Шатинова Н.И. Семья у алтайцев. Горно-Алтайск: Горно-Алт. отд. Алт. кн. изд-ва, 1981.
Яковлева М. А. Дома алтайки как социокультурный феномен Республики Алтай // Женское движение в Горнорм Алтае: история и современность. К 100-летию женского движения в Горном Алтае. Горно-Алтайск, 2022. С. 37-42.