Современный якутский кинохоррор: репрезентация и социокультурный контекст | Сибирские исторические исследования. 2025. № 2. DOI: 10.17223/2312461X/48/4

Современный якутский кинохоррор: репрезентация и социокультурный контекст

Проводится антропологическое исследование современного якутского кинохоррора через призму его преемственности от якутских тюбэлтэ - фольклорных мистических рассказов о встрече с потусторонним. Хтонические сюжеты и визуальные решения, используемые в якутском региональном фильме ужасов, рассматриваются с точки зрения функционального и семиотического анализа. Исследовательской оптикой в нарративе настоящей работы выступает восприятие страха как функциональной части рассматриваемых сюжетов, которые отражают социальное напряжение и являются частью общественной коммуникации. Таким образом инфернальные мотивы, которые кодируются в ужасном, в рамках исследования выступают не просто частью художественного или эстетического творчества, но и как средства выражения социальной тревожности. В качестве источников использовались якутские киноленты, относящиеся к жанру ужасов, отдельные экземпляры опубликованных якутских тюбэлтэ, а также этнографические данные о традиционной духовной культуре якутов. Статья разделена на две смысловые части: семиотический анализ визуальных образов и системный анализ сюжетных нарративов, что обусловлено специализацией каждого автора и позволяет разносторонне рассмотреть две важные смысловые части кинокартины - визуальное и сюжетное. Сделан вывод, что современный якутский кинохоррор, как и фольклор, на котором он базируется, отражает коллективные переживания потери традиционного образа жизни, рефлексии событий прошлого и также может выступать средством общественной коммуникации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

якутское кино, страшные истории, фолк-хоррор, инфернальный ландшафт, топосы страха, воображение пространства, хтонические образы, современная культура

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Федорова Айталина РодионовнаИнститут гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАНмладший научный сотрудник Лаборатории «Человек в Арктике»aytap@mail.ru
Данилова Наталия КсенофонтовнаИнститут гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАНкандидат исторический наук, старший научный сотрудник Центра интеллектуальной истории и культурыdan_nataliksen@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX - начале ХХ в. Новосибирск: Наука, 1975.
Балалаева О.Э., Плужников Н.В. Миф о Мировом древе в шаманстве народов Сибири // Этнографическое обозрение. 2019. № 3. С. 80-122.
Богданов К.А. Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности. СПб.: Искусство-СПБ, 2001.
Борук-сорук: тубэлтэтэ кэпсэтиэх : [«Куо» сурунаалтан хомуурунньук / бэлэмнээтэ Елена Кузнецова ; Алдан Лукачевскай ойуулара]. Дьокуускай: Удьуор, 2013.
Бравина Р.И. Концепция жизни и смерти в культуре этноса. На материале народа саха. Новосибирск: Наука, 2005.
Введение // Искусство кино. 2021. № 1-2. С. 1.
Гоголев А.И., Федорова А.Р. Современная якутская страшная история как жанр городского постфольклора // Человек и культура. 2022. № 2. С. 38-48. doi: 10.25136/2409-8744.2022.2.37822.
Данилова Н.К. Концепт «север/хоту» в представлениях народа саха и долган // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. 2015. № 2. С. 121-126.
Данилова Н.К. «Ландшафт - sacrum» в метагеографическом измерении // Ландшафт и культура. Сакрализация, символические стратегии, геокультурные образы. Новосибирск: Наука, 2023. С. 9-44.
Жуковская Н.Л. Пространство и время в мировоззрении монголов // Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. М.: Наука, 1986. С. 118-134.
Иванилова Е. Ужас белого листа: история якутского хоррора // Искусство кино. 2019. 27 дек. URL: https://kinoart.ru/texts/uzhas-belogo-lista-istoriya-yakutskogo-horrora.
Кирзюк А., Архипова А. Опасные советские вещи: городские легенды и страхи в СССР. 2-е изд. М.: Новое литературное обозрение, 2021.
Ксенофонтов Г.В. Хрестес. Шаманизм и христианство: факты и выводы. Иркутск: Власть труда, 1929.
Кулаковский А.Е. Материалы для изучения верований древних якутов. Якутск: (Б.и.), 1923.
Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск: Кн. изд-во, 1979.
Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. Т. 3, вып. 10. Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1927. 2509-3858 стб.
Попов А.А. Камлания шаманов / сост. Р.И. Бравина. Новосибирск: Наука, 2005. 464 с. (Материалы по истории религии якутов бывшего Вилюйского округа. Ч. Ш).
Полевые материалы автора (ПМА). Данилова Н.К. Никифоров К.Н. 1926 г.р. Верхневилюйский р-он, зап. от 2005 г.
ПМА. Федорова А.Р. Интервью Костас Марсаан, режиссер (48 лет), Zoom Якутск-Москва. 10.07.2024.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000.
Романова Е.Н., Добжанская О.Э. Антропология холода: методология, концепты, образы (на примере культурных традиций коренных народов Севера и Арктики) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 35. С. 255-263.
Романова Е.Н. «Ландшафтное» кино: топосы якутской визуальности // Ландшафт и культура. Сакрализация, символические стратегии, геокультурные образы. Новосибирск: Наука, 2023. С. 276-292.
Романова Е.Н., Данилова Н.К. Концепт «леса» у периферийных групп северных тюрков // Общество: философия, история, культура. 2015. № 6. С. 75-77.
Серошевский В.Л. Якуты: опыт этнографического исследования. 2-е изд. М., 1993.
Сивцева С.И. Региональная демографическая история: население Якутии в XX в. (общее и особенное) // Регионология. 2010. № 4. С. 294-301.
Станюкович М.В. Белая дама и ее либрета // Фольклор и антропология города. 2018. № 1. С. 298-315.
Страшные истории Якутии : [сб. / сост. Дмитрий Михайлов (Trimid)]. Якутск: Б. и., 2017.
Стручкова Н.А. Мотив дороги в традиционной картине мира якутов // Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. С. 134-137.
Трощанский В.Ф. Эволюция чёрной веры (шаманства) у якутов. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1902.
Фрейд З. Тотем и табу: Психология первобытной культуры и религии. Москва; Петроград: Государственное издательство, 1923.
Чубаров И. Исключенные: логики социальной стигматизации в массовом кинематографе // Логос. 2014. № 5 (101). С. 97-129.
Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974.
Britton A., Wood R. American Nightmare: Essays on the Horror Film. Festival of Festivals. Wayne State University Press, 1979.
Dundes A. On the Psychology of Legend // American Folk Legend: A Symposium / ed. by W. Hand. Berkeley; Los-Angeles: University of California Press, 1971. P. 21-36.
 Современный якутский кинохоррор: репрезентация и социокультурный контекст | Сибирские исторические исследования. 2025. № 2. DOI: 10.17223/2312461X/48/4

Современный якутский кинохоррор: репрезентация и социокультурный контекст | Сибирские исторические исследования. 2025. № 2. DOI: 10.17223/2312461X/48/4