Slav'sia, universitet! Illiustrirovannye stranitsy istorii TGU [Be glorious, university! Illustrated pages of the TSU h.pdf Новая публикация по истории и современному состоянию Томского государственного университета (далее - ТГУ) не совсем обычна, это иллюстрированное научно-популярное издание с охватом «от корней до кроны», т.е. от момента зарождения идеи сибирского университета (начало XIX в.) до его воплощенной деятельности в лице ТГУ начала века XXI. Издание выбивается из общего, стандартного ряда, будучи симбиозом сразу нескольких интеллектуальных жанров - здесь и элементы строго исторического, событийного повествования с его фактографической основой, и громадный объем изобразительного и фотографического материала, и биографика, демонстрирующая «человеческое измерение» университетской жизни, и официальная документалистика с ее указами и приказами. Вместе с тем издание привлекает своей неординарностью и с точки зрения сплава формы и содержания, научности в подходе и популярности в изложении информации. Строгость и лаконичность подачи материала - это, безусловно, индикатор научности. В то же время авторам удалось избежать «занаученности», в которую нередко впадают юбилейные академические издания: здесь текст прочитывается и усваивается с большим интересом. И этот уровень заинтересованности выдержан на протяжении всей книги, что, возможно, и есть приоритетный признак ее качества. Несколько слов о слагаемых упомянутого качества. Оно достигнуто усилиями весьма квалифицированного коллектива авторов текстов и редакционной группы. Документы и материалы по истории университета многие десятилетия собирались, систематизировались, хранились и использовались гуманитарными структурами - музейными и архивными подразделениями, специализированными кафедрами, сотрудники которых доминируют в составе авторского коллектива. Среди авторов также физики, палеонтологи, биологи, что в совокупности дало творческий сплав «физиков» и «лириков». Данное издание опирается на достижения нескольких поколений историков университета, начиная от работ П. А. Зайченко (1960) через коллективный труд под руководством М.Е. Плотниковой (1980) и завершая многотомным биографическим словарем «Профессора Томского университета» под редакцией С.Ф. Фоминых (1996-2014). Важную роль в создании книги сыграли Э.И. Черняк (научный редактор и автор статей) и Н.М. Дмитриенко (руководитель авторского коллектива, автор текстов к иллюстрациям и многих статей). Основная трудность, которая встала перед создателями книги, - это не столько сбор информации, сколько ее тщательный отбор и структурное выстраивание, компоновка изобразительной и текстовой информации. Данная работа по профилю сродни энциклопедической, где требуются строгость и ответственность отбора и подачи текстов без права на ошибки и небрежности, отчасти простительные для других научных жанров. Извечная проблема репрезентативности выборки из многообразия событий более чем векового университетского бытования здесь решена, на наш взгляд, вполне оптимальным образом: две трети отдано истории («корни» и «ствол»), треть - это современная «визитная карточка» Томского университета («крона»). Историческая часть посвящена становлению Томского университета как классического российского, далее советского университета. ТГУ в этом отношении есть плоть от плоти отечественной научнообразовательной системы со всеми ее сильными, прорывными сторонами и немалыми издержками, привнесенными прежде всего социально-политическими коллизиями первой половины ХХ в. Здесь очень рельефно прослеживаются крайне важные для понимания трансформации науки и образования разнонаправленные тенденции преемственности и разрывов в интеллектуальной сфере. В издании находит отражение отмеченная разнонаправленность, имевшая место вследствие государственной политики и практики ее реализации, когда безусловно позитивные и прогрессивные программы и планы развития университетского образования сопровождались уроном и невозвратными потерями «человеческого капитала»: вначале в эпоху войн и революций (19141921 гг.), затем в периоды Большого террора (1930-1937 гг.) и кампаний позднесталинского времени (достаточно назвать одно только «дело геологов» 1949 г., погромное для томской геологической науки, осколком которого стала помещенная в книге акварель (с. 126), написанная профессором В.А. Хахловым в заключении в Норильлаге в 1951 г.). В то же время стержневая тенденция состояла в обеспечении преемственности научно-образовательного процесса через формирование и развитие научных школ и направлений. В книге представлены знаменитые школы, сформировавшиеся в первой половине - середине ХХ в., - ботаническая, геологическая, физическая, историческая, филологическая, связанные с именами таких ученых, как П.Н. Крылов, В.Д. Кузнецов, И.М. Разгон, В.В. Палагина. Принципиально важно и то, что ТГУ стал научно-образовательным «донором» для возникновения целой сети вузов не только Томска (медицинский, педагогический), но и ряда других сибирских городов: достаточно сказать, что в условиях «взрывного роста» новых университетов в 1970-е гг. десанты преподавателей Томского университета стали ядром формирования факультетов Алтайского, Омского, Кемеровского университетов. То же справедливо и в отношении создания сети академической науки в регионе. И хотя Томск в 1943 г. проиграл в споре с Новосибирском о месте размещения Западно-Сибирского филиала АН СССР, реально вплоть до 1949 г. научно-педагогические кадры из ТГУ и Томского индустриального (с 1944 г. - политехнического) института составляли костяк трех из четырех действовавших в филиале институтов (горногеологического, медико-биологического и транспортно-энергетического). Да и в дальнейшем справедливо говорить о существенном вкладе научно-педагогических кадров и выпускников ТГУ в становление и развитие Сибирского отделения АН СССР / РАН за пределами собственно Томска (Новосибирский и другие научные центры). Данные аспекты, как представляется, могли бы получить в рецензируемом издании более рельефное отражение. Обращает на себя внимание и то, что создатели книги не использовали возможности и приемы компьютерной графики для более наглядной подачи статистической информации о ТГУ (в частности, для представления данных о структурной и кадровой динамике), т.е. средства инфографики. Приходится сожалеть и о том, что если ректоры университета в той или иной степени удостоились внимания авторского коллектива, то представители таких номинаций, как «почетный доктор ТГУ» и «заслуженный профессор ТГУ» в издании системного отражения не нашли. Еще один из аспектов, возможно, заслуживающий своего отражения на страницах издания, - это протестные формы социальнополитической активности преподавателей и студентов в послесталин-скую эпоху, характеризуемые нередко как «диссидентство». Информационно насыщен завершающий издание раздел, посвященный современности и перспективам развития ТГУ. Безусловно, что в условиях возросшей конкуренции в научно-образовательной сфере принципиально важно обозначать «точки роста», конкурентные преимущества каждого вуза. Представляется, что для Томского университета, который уже изначально обладал качествами и образовательной, и исследовательской структуры, важно сохранить достигнутый баланс этих двух начал, оставаясь в рамках модели классического университета: качественность модерна обеспечивается классикой. А у классики есть такие базовые черты, как традиции, престиж и репутация. Вся эта «триада» у Томского университета налицо. И авторы рецензируемой работы хорошо это показывали. Перечисленные достоинства позволяют смело рекомендовать книгу самой широкой читательской аудитории, проявляющей интерес к истории первого вуза на территории Сибири.