Как писалась книга «Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири» | Сибирские исторические исследования. 2015. № 2.

Как писалась книга «Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири»

On how the book 'The traditional worldview of the Turks in South Siberia' was written.pdf Эта книга - главный итог научной работы Элеоноры Львовны Львовой и ее учеников-соавторов, которые участвовали в этнографических экспедициях и писали дипломные сочинения под ее руководством. М.С. Усманова, А.М. Сагалаев и И.В. Октябрьская после окончания исторического факультета Томского государственного университета продолжали научную работу в Томске и Новосибирске. Сначала идея написания книги пришла в голову мне, и ее цель была достаточно скромна: опубликовать материалы своей диссертации, в которой я подвергла системному анализу традиционное мировоззрение хакасов. К счастью, моя идея не нашла поддержки у руководства этнографического отдела проблемной лаборатории истории, археологии и этнографии Сибири при ТГУ, но меня «выручил» искушенный в научной политике выдающийся антрополог В.А. Дремов. Он предложил мне найти соавторов в Новосибирском Академгородке, имеющем большие издательские возможности. В этот же час я случайно встретила А. М. Сагала-ева, приехавшего из Новосибирска, и предложила соавторство, так как он также работал с хакасскими, а также алтайскими материалами. Он тут же заявил, что нельзя без Элеоноры Львовны Львовой, а она предложила в соавторы самую молодую свою ученицу И.В. Октябрьскую. Так сложился авторский коллектив и обозначилась тема. Каждый из авторов состоялся как ученый, защитил диссертацию, ездил в этнографические экспедиции к народам Алтая, Хакасии, Якутии, Западной Сибири. Солидный опыт издания своих монографий имел А. М. Сагалаев, я знала тюркские языки и работала с языком и фольклором, И.В. Октябрьская изучала семантику этнографических вещей. Книга рождалась нелегко, но главный результат тот, что она увидела свет. Системный (или структурный) анализ позволил нам дать иное описание народной культуры, например в первом томе «Пространство и время», в котором новый метод был противопоставлен обычному исследовательскому приему описания этнографических реалий. Стало понятно, например, что деление культуры на материальную и духовную часто эфемерно. Разумеется, такой новый подход достаточно формализован, хотя и был моден в 70-80-е гг. ХХ в. Тем не менее он дал новый инструмент для понимания нами всего богатства традиционной культуры тюркоязычных народов Южной Сибири. Это был еще один «авторский перевод» тюркской народной культуры на язык современной науки. Как же писалась эта книга? Самым счастливым в работе был первый этап. Это был своеобразный и яркий семинар, где каждая тема книги обсуждалась легко, без оглядки на научные авторитеты. Приветствовались самые «безумные» идеи и предложения. Знания и опыт каждого ложились в общую копилку, расцвечивали гармоничную картину традиционного мировоззрения тюркских народов Сибири. Главным «летописцем» был А.М. Сагалаев, старался стенографировать все наши обсуждения. Позднее именно на него ляжет бремя печатания на пишущей машинке и оформления полного текста книги, работа с редактором издательства «Наука». Следует сказать, что часть текстов была уже готова. Это были авторские диссертации и статьи. Однако без самоотверженной работы А.М. Сагалаева книга бы не вышла в свет. Позднее А.А. Сагалаеву помогала И.В. Октябрьская. Мы были молоды и полны энтузиазма, горели одним огнем и были счастливы. Обычно собирались в квартире Львовых в Томске, пили чай, говорили, смеялись, принимали или отвергали идеи, восхищались друг другом. Часто наши бурные обсуждения привлекали внимание Юрия Алексеевича - мужа Элеоноры Львовны. Он тоже был ученым, выдающимся ботаником, он прекрасно понимал всю необычность такого написания книги. Обычно Юрий Алексеевич заходил в комнату во время наших перерывов на чай, отпускал необидные, но язвительные замечания. А мы были добры и веселы и отвечали ему, что он нам просто завидует. Следует сказать, что и Элеонора Львовна, и мы, ее соавторы-ученики, прекрасно осознавали счастливую уникальность этого момента и знали, что будем позднее сами себе завидовать. Большинство наших коллег не могли понять, как могут четыре человека написать книгу, текст которой нельзя поделить на четыре авторские части. Это действительно трудно представить, но легко понять, если узнать, что нас объединила Элеонора Львовна. Она имела «нюх» на все новое и стоящее, была легка на подъем и потому слегка «авантюрна». Книга стала результатом чудесной авантюры и нашла много последователей. Примечания 1 Андрей Усманов - псевдоним А.М. Сагалаева. Образован от его имени и фамилии близкого ему коллеги-этнолога - Марьям Султановны Усмановой. 2 Александр Михайлович Решетов (1932-2009) - кандидат исторических наук, в 19752002 гг. заведующий отделом этнографии Восточной и Юго-Восточной Азии Ленинградской части Института этнографии АН СССР / Музея антропологии и этнографии РАН, один из крупнейших отечественных специалистов по истории этнографии. 3 Правильно - Институт этнографии АН СССР, именно так назывался нынешний Институт этнологии и антропологии РАН в период с 5.08.1937 по 18.09.1990 г. 4 Юрий Алексеевич Львов (1932-1994) - кандидат биологических наук, доцент биолого-почвенного факультета, заведующий отделом экологии НИИ биологии и биофизики ТГУ, выдающийся ученый в области геоботаники и экологии природных ресурсов.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Усманова Марьям СултановнаЗападно-Сибирский филиал Российского университета правосудия (г. Томск)кандидат исторических наук, доцентzsfrap@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Сагалаев А.М., Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Знак и ритуал. Новосибирск: Наука, 1990. 209 с
Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Человек. Общество. Новосибирск: Наука, 1989. 243 с
Сагалаев А.М. «Искренний привет незапланированным читателям!» (Подготовка документов к публикации и примечания О.Б. Беликовой, предисловие В.М. Крюкова) // Каменный мост: Литературно-художественный альманах. Томск: Part.com, 2005. С. 416-436
Костин В., Сагалаев А. Виват, Элеонора! // Томские новости. 2000. № 3. 21 апреля
Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск: Наука, 1988. 225 с
Андрей Усманов. Уроки Львовой // Томский вестник: Ежедневная областная газета. 1995. № 73 (991). 19 апреля
Беликова О.Б. Зырянский могильник конца XVI-XVII в. таежного Причулымья в свете археологии и археоботаники: (Опыт комплексного исследования одного кургана). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2010. 432 с., 91 ил
 Как писалась книга «Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири» | Сибирские исторические исследования. 2015. № 2.

Как писалась книга «Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири» | Сибирские исторические исследования. 2015. № 2.