Что опять не так с «алтайской принцессой»? Новые факты из ньюслорной биографии Ак Кадын | Сибирские исторические исследования. 2016. № 1.

Что опять не так с «алтайской принцессой»? Новые факты из ньюслорной биографии Ак Кадын

С момента обнаружения в 1993 г. мумии женщины пазырык-ской археологической культуры начинает развиваться корпус разнородных по происхождению современных мифологических текстов о так называемой алтайской принцессе. В разные годы к созданию этих текстов оказываются причаст-ны различные акторы - археологи, алтайские национальные лидеры, деятели культуры, журналисты. Появление новых текстов и актуализация прежних чаще всего вызываются очередным катастрофическим событием - падением вертолета, землетрясением или войной на Украине, на основании этого автором статьи используется понятие «ньюслор». Статья посвящена обзору основных этапов формирования ньюслора об «алтайской принцессе», рассмотрены главные мифологические мотивы, «нарративные войны» и мотивы акторов, конструирующих эту мифологию. Описаны ситуации порождения новых текстов о «принцессе» в (нео)шаманских практиках, впервые введен в научный оборот ряд таких текстов.

What is wrong again with the "Altai princess"? New facts from newslore biography of Ak Kadyn.pdf Конечно, проблема передачи имеет уже не только свою историю, но и мифологию Академик В.И. Молодин (ФП 2012б) «Алтайская принцесса»: рождение из пены конфликта За последние годы в России вышло несколько монографических исследований и журнальных подборок, посвященных тому, как различные социальные группы используют археологические объекты в качестве символического ресурса для конструирования своего исторического наследия (Шнирельман 2003, 2013, 2015а, 2015б; Водясов 2015). Данная статья посвящена одному из таких ярких случаев - взаимодействию научного, эзотерического и националистического дискурсов в спорах и конфликтах вокруг так называемой алтайской принцессы. В этих спорах археологический артефакт, 2500-летняя мумия скифского времени, обрастает шлейфом из мифологических представлений -причудливой смеси традиционных алтайских верований, фантазий журналистов и эзотерических «откровений». Мы попробуем разобраться в пестроте этих нарративов, контекстах и логике их развития, а также попытаемся ответить на вопрос, почему вдруг безымянная мумия становится «принцессой»? Всякий раз, высказываясь об «алтайской принцессе», археологи, журналисты или алтайские национальные лидеры не просто производят нейтральные тексты, но создают и транслируют своеобразный корпус квазибиографических нарративов. Помимо реальной, но неизвестной никому биографии «принцессы», создается ее «посмертная биография», которая, насчитывая уже 23 года, начинается с момента раскопок кургана Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок в 1993 г. и с первых конфликтов алтайцев с археологической группой Вячеслава Молодина и Натальи Полосьмак (Михайлов 1996). За это время у нее возникает много имен - «принцесса Алтая», «принцесса Укока», «укокская принцесса», «княжна с Укока», «принцесса Кыдын», «Ак Кадын», «княжна Кадын», «леди Кадын», «Оочы Бала», «ледяная Владычица», «ледяная принцесса», «леди Укока», «алтайская леди». Благодаря творчеству национальных лидеров, ученых, журналистов и визионеров, появляются новые данные о ее статусе, прижизненной и посмертной деятельности, подробности о ее родственниках. Основная масса текстов, в которых оформляется данное знание, - это газетные и интернет-публикации, сообщения чатов, а также научные статьи (Вяткина 2004; Самушкина 2009; Кнорре 2011; Михайлов 2013; Broz 2008, 2011), авторские легенды и сказки, шаманские наставления, записанные сны и полученные в состоянии транса тексты, документальные фильмы и даже стихи. В совокупности это наиболее яркий случай ньюслора в Республике Алтай (РА), уже вышедший за рамки алтайской культуры, хотя и возникший внутри нее. Очевидно, что первые тексты 1993-1994 гг. о найденной мумии не имели отношения к ньюслору, поскольку были рассказами и научными записями, бытовавшими в профессиональной археологической среде. Довольно быстро они перестают быть текстами «археологической субкультуры», во многом благодаря действиям самих же археологов, популяризовавших свое открытие через СМИ внешнему миру (ФП 2012б; Михайлов 2013). Появление ньюслора, как и рождение самой «принцессы», определяется не событием ее находки, а, как будет показано ниже, развитием нескольких противоборствующих позиций на Алтае. Поэтому большинство собственно ньюслорных текстов полемически и экспрессивно окрашены, подчинены общей иллокутивной цели - доказать, что «принцесса» является именно тем-то (просто скифской мумией или жрицей, воительницей, прародительницей алтайцев, хранительницей врат Нижнего мира), а не кем-то иным. Многие из них написаны в стиле образцов пророческой речи. Кроме того, ряд исследователей отмечает значение этого конфликта для «национально-культурного возрождения» алтайцев - в процессах присваивания ландшафта и «вписывания Алтая в мистическую историю Земли» (Арзютов 2015; Broz 2008, 2011). Исторически первыми конфликтующими позициями вокруг «принцессы» были позиция новосибирских археологов, отстаивавших свое право на находку, и позиция алтайских национальных лидеров, требовавших вернуть мумию на Алтай. Именно в процессе этого конфликта, а также благодаря интерпретации катастрофических событий, мумия из ценной археологической находки становится персонажем алтайского ньюслора - «принцессой», «госпожой», «матерью», «хранительницей». Достоверно можно указать время появления одного из первых ньюслорных текстов: 14 сентября 1994 г. публикуется и распространяется «Обращение к руководителям РА, Президиуму СО РАН и сотрудникам института археологии и этнографии» от объединения алтайских буддистов «Ак Буркан», общества «Эне Тил», «Торгоо зайсанов Алтая», фонда «Эл Алтай» и Союза писателей РА. В этом тексте, со ссылкой на алтайский религиозно-нравственный принцип байлу, формулируется требование захоронения мумии, однако ни какого-то ее имени, ни мифологических текстов о ней пока нет. Речь идет всего лишь о «теле молодой женщины» (Родник 2004а). Первые ньюслорные тексты о мумии как о «принцессе» возникают благодаря деятельности СМИ, специализирующихся на публикациях эзотерического, мистического характера, столь популярных в 1990-е гг. (ГР 2012). Это довольно широкий и разнородный круг авторов, и для того, чтобы обозначить их позицию по отношению к алтайской мумии, я использую слово «ньюэйджеры» (от New Age - Нью Эйдж, общего названия для совокупности различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера (Melton 2014)). В экспедиции 2003 г. мне неоднократно приходилось слышать скептические высказывания алтайцев о подобных статьях, как о фантазиях людей, плохо знакомых с алтайской культурой. О таком скепсисе свидетельствуют и публикации в республиканской прессе начала 2000-х гг. Так, например, алтайской газетой «Родник» дается жесткая насмешливая оценка статье Елены Притуповой из «Комсомольской правды». Ее повествование о «ледяной леди», ее «черных всадниках, несущих болезнь и смерть», о мести «белой женщины» названы корреспондентом «Родника» «очередными страшилками накануне туристского сезона» и «жалкими потугами» (Родник 2004в). Однако в это же время, судя по статьям и обращениям общественности, алтайцы успешно осваивают термины и сюжеты «ньюэйд-жеров» (Родник 2004а, 2004б). В эти годы оформляются две позиции сторонников возвращения мумии: светская интеллигенция Алтая выступает за возвращение объекта культурного наследия в республиканский музей, а радикально настроенные шаманисты требуют захоронения (Родник 2004а; Филимонов 2004; Регнум 2005). «Алтайская принцесса»: интерпретация катастроф Дальнейший импульс к развитию биографии «алтайской принцессы» дает катастрофическое землетрясение 2003 г. с чередой самоубийств в разрушенных районах. Именно тогда в текстах коллективных обращений о захоронении мумии важнейшим становится мотив «проклятья "алтайской принцессы" / "возмездия ледяной Владычицы"» (Филимонов 2004). Строго говоря, мотив типа «ларца Пандоры» - один из ранних в ньюслоре о «принцессе», однако до землетрясения он был периферийным: согласно воспоминаниям участника раскопок 1993 г. представители «желтой прессы» описывали, как упал вертолет, а потом все участники раскопок умерли, сраженные проклятьем (Филимонов 2004; Регнум 2014б). После землетрясения возникает чрезвычайно актуальная устойчивая сюжетная конструкция, в которой мотив «мести принцессы» связан с требованием ее возвращения / погребения (Вяткина 2004). Напомним, до 2003 г. основные аргументы этих требований были другими: соблюдение нравственных принципов погребения предков и возвращение культурного наследия народа. Вопрос о возвращении мумии в республику поднимается в текстах коллективных обращений в феврале 2004 г., феврале 2005 г. (собрано около 5 000 подписей), марте 2006 г. (Регнум 2004, 2005, 2006). Наибольшее тиражирование получает «Обращение к полпреду Президента РФ» в Сибирском федеральном округе и другим уровням власти, подписанное главой Кош-Агачского района Ауэльханом Джаткам-баевым (ВН 2004). Здесь мы имеем типично фольклорную ситуацию: казах Джаткамбаев, вероятнее всего, не мог быть автором шаманист-ского по своим идеям текста, авторство этого коллективного документа приписывается ему как наиболее статусной фигуре, подписавшей документ. Затем авторство становится еще более размытым: «Обращение Джаткамбаева» (ОД) начинает жить в интернете собственной жизнью, разнообразно членясь, цитируясь, дополняясь новыми текстами. Помимо «мести принцессы» ОД вводит еще три важных элемента: мотив опасного «неуспокоенного мертвеца», мотив «неуспокоенной земли» и мотив «близнеца / супруга» - «принц Укока» (ВН 2004). Возникновение «принца Укока» было связано с попыткой «ввести в игру» еще одну укокскую мумию - скифского воина, найденного академиком В.И. Молодиным в 1995 г. на памятнике Верх-Кальджин-2. В последовавшем за ОД обращении жителей села Ороктой сообщалось, что душа Алтайской принцессы бунтует и требует упокоить наконец ее прах (Филимонов 2004). Впоследствии эти три мотива станут периферийными, но с момента возвращения «принцессы» на Алтай закономерно актуализируется мотив ее неуспокоенности и опасности: в 2012-2014 гг. на Укоке и в музейном мавзолее «укокской принцессы» проводятся специальные шаманские обряды, на которых просят, чтобы она успокоилась (НР 2014; Регнум 2014б). Про мумию «принца Укока» забывают на долгое время. Кроме того, ОД - яркое свидетельство того, что границы между «националистами» и «ньюэйджерами» становятся проницаемыми: алтайцы начинают активно пользоваться конструкциями журналистов типа «принцесса и принц Укока», «принцесса Кыдын» и «проклятье принцессы». Сами же авторы ОД проводят параллель с «проклятием фараонов» и вскрытием гробницы Тамерлана (ВН 2004; АП 2014). Так возникает основная объяснительная модель «мести потревоженной принцессы», в соответствии с которой будут трактоваться все последующие крупные негативные события в республике, стране и на планете: аномальные град и наводнение, обстрел Белого дома в 1993 г., войны в Югославии, Чечне и на Украине, землетрясение в РА 2012 г. (ФП 2012а; АП 2014). В частности, в «обращении алтайских старейшин к руководству России», инициированном в октябре 2014 г. главным идеологом кампании по захоронению «принцессы» Акаем Кине (Сергеем Кыныевым) и растиражированном большинством основных российских новостных сайтов, были обозначены следующие идеи: Принцесса стояла на страже врат подземного мира, не допуская проникновения Зла из низших миров. Однако после того, как мумию извлекли археологи, она, как считают алтайцы, лишилась своих сил и теперь не может выполнять свои защитные функции. На Землю стало проникать Зло. Ведающие люди Алтая убеждены: если захоронить мумию, то перестанут сейчас враждовать два кровных брата. Остановится война между Западом и Востоком. Те природные катаклизмы, которые происходят у нас сейчас (паводок, град, землетрясение), связаны с тем, что наша прародительница не захоронена по человеческим обычаям. Кроме того, у нас высокий уровень суицидов и другие беды. Пока не произошло еще более страшных вещей, нужно ее захоронить (НР 2014). Заметим, что в ньюслоре о «принцессе» с помощью пророческих текстов особо подчеркивается катастрофичность 2014 г. Так, в 2006 г. шаманка Клара Кыпчакова, общающаяся с принцессой через сновидения, предсказывает: Если Принцессу не похоронят, в 2014 году случится страшная катастрофа, которая затронет не только Алтай, но и всю Россию! (Тельнов 2006). Также широко было растиражировано новостными сайтами послание самой «принцессы», полученное шаманами во время обряда 2012 г.: Я даю вам еще два года отдохнуть, а потом меня нужно перезахоронить на плато Укок (Регнум 2014а), иначе ненависть захлестнет сердца людей, мир заполнит зло (Тельнов 2006). Уже по истечении этих двух лет, в начале 2015 г. мне удалось взять интервью у Акая Кине и поговорить с ним о «принцессе». Важно, что в этой беседе такие события, как война на юго-востоке Украине или экономические санкции против России, не просто интерпретировались Акаем как катастрофа, наступающая после истечения отпущенного срока, но также выводились им из алтайских пророчеств начала ХХ в. о «тройном перевороте России». (Соб.) - Уже прошли два года, и, может быть, будут какие-то плохие события теперь? Боятся ли на Алтае каких-то дальнейших катастроф? Какое-то новое наводнение, град, война? (А.К.) - Да. Боятся. (Соб.) - И что может быть теперь? (А.К.) - Но мы же наблюдаем: война вокруг, что-то творится непонятное, и никто не может понять. Весь мир как сейчас на Россию вздыбился! (Соб.) - И санкции тоже поэтому? (А.К.) - Ну, конечно! Потому что есть же предсказание о том, что три раза перевернется Россия. Это в 1904 году когда разогнали, это один ]арлыкчы - сказал, что Россия «трижды перевернется». Один раз -это в 1917 году, потом - в 1991, сейчас вот - третий (Инф. 1). На этом примере хорошо заметны свойства ньюслора о «принцессе», которые метафорически можно назвать его «экспансией» и «агглютинацией». В порождении новых текстов ньюслор «нацелен» на поглощение и преобразование более ранних фольклорных текстов, на их реин-терпретацию и «склеивание» с текстами о событиях сегодняшнего дня, недавнего и далекого исторического прошлого в новые «химерные» единства. В этом заключается одна из основных функций алтайского ньюслора - постоянное создание и поддержание новой альтернативной (квази)истории Алтая. В данном случае ньюслором поглощаются тексты эсхатологических предсказаний, бытовавшие в алтайском бурха-нистском фольклоре, а история «принцессы», найденной только в 1993 г., «склеивается» с историей и мифологией Ак ]анг - «Белой веры», бурханизма - алтайского религиозного движения начала ХХ в. - с текстами о грядущей истории всей России. «Агглютинация» и «экспансия» характерны и для других ньюслорных текстов о катастрофе: так же легко могут «склеиваться» представления о скифской эпохе, заимствованные из научного дискурса, с мифологическими представлениями о «прародительнице алтайцев»: Нам нужно уважительно относиться к мировоззрению скифской эпохи, и прародительница алтайцев должна быть предана земле по всем правилам. Многие не могут нас понять, но нам действительно грозит беда, если этого не произойдет (НР 2014). С распространением мифологических интерпретаций катастроф, связанных с «принцессой», за пределы Алтая на максимально широкое пространство, модель «проклятия мумии» заменяется моделью «предохранителя». «Принцесса» более не опасный мстящий мертвец, а Оочы Бала - девушка-воин, страж врат подземного мира, одна из жриц, охранявших пуповину Земли, она для защиты Земли в сакральном плане добровольно расстались со своей жизнью (Озерск 2014). Как повествуется в наиболее одиозных «ньюэйджевых» текстах, только такая жертва способна была еще раз спасти человечество - закрытие своим телом щели в миры низшего астрала (Озерск 2014). «Предохранитель» перестал действовать, «принцесса» лишилась своих сил и теперь не может выполнять свои защитные функции после того, как мумию извлекли археологи (НР 2014). В беседе с Акаем Кине подтверждается это «смещение объяснительной модели»: катастрофические события происходят не из-за мести или наказания «принцессы», а подобно «закономерному ходу вещей», предрешенному ее волеизъявлением: (Соб.) - После землетрясения, с руки журналистов, это назвали «местью принцессы». Но сейчас так уже не говорят, мне кажется, а просто - что потревожен некий миропорядок? (А.К.) - Да. Она же постоянно говорила о том, «что если меня не вернете, то я буду сама действовать». Я думаю, это даже не месть, но просто ее волеизъявление - как она говорила, так и идет. (Соб.) - Она говорила, и Вы тоже об этом писали, что «я вам даю два года», и эти два года уже прошли. (А.К.) - Она подняла народ, и сейчас народ поддерживает это. А то, что от меня зависело - я поднял шум, собрал подписи, написал письмо и отправил (Инф. 1). Ряд текстов о катастрофах акцентирует совпадение дат: 31 июля 1993 г. - обнаружение мумии и начало правительственного кризиса в РФ (Дмитриева 2014; Озерск 2014), в этот же день, но в 2012 г., происходит землетрясение, а республиканская делегация, выехавшая в Новосибирск для обсуждения порядка транспортировки мумии в Горно-Алтайск, попадает в автомобильную аварию (Регнум 2012). Транспортные аварии, связанные с «принцессой», - ранний мотив местного ньюслора, при этом чаще воспроизводится текст о заглохшем двигателе и даже крушении вертолета, перевозившем в 1993 г. мумию в Новосибирск (Михайлов 2013: 45; Регнум 2014а). В реальности двигатель действительно заглох, и вертолет совершил аварийную посадку между Барнаулом и Новосибирском (Тельнов 2006). Этот, в общем-то периферийный, мотив актуализируется, когда на Алтае случаются новые крушения: за последние шесть-семь лет таких случаев было два (в 2009 г. и в начале 2015 г.) и оба они были связаны с наказанием духом Алтая за охоту в священных местах (Тельнов 2006). «Вертолетная тема» ньюслора о «принцессе» актуализировалась также в текстах 2012 г., когда для благополучного вертолетного перелета мумии из Новосибирска в Горно-Алтайск были проведены специальные шаманские обряды (НР 2014). Помимо описанных элементов ньюслора о «принцессе» можно упомянуть также: благословение тем, кто почитает ее как прародительницу (ФП 2014а); обваривание ее живого тела археологами-варварами кипятком из чайника при попытках растопить ледяную линзу, после чего она мгновенно истлела (Озерск 2014); разлучение «принцессы» с возлюбленным; паломничество политиков (Хилари Клинтон и премьер-министр Кореи) к ее мумии (Роговая 2010); недопустимость музейного саркофага как кладбища в центре города (ФП 2012б); обсуждения постройки на Укоке электрифицированного мавзолея на деньги «Газпрома» (ФП 2014б). «Алтайская принцесса»: метатекст ньюслора Ньюслор содержит не только тексты о «принцессе», но и метатексты о том, как появляются новые тексты. Прежде всего, это рассказы алтайских визионеров, позже появляются тексты «ньюэйджеров». Наиболее известны рассказы о визионерском опыте шаманки из Кырлыка Клары Кыпчаковой (рис. 1): Ее душа произносит слово «маата!», что якобы означает «спаси!» Для верующих алтайцев важно, что подобные слова услышала и английский медиум Линн Макью, разобрав их как «ману» и «мар ал», что значит «оградите» и «победить беду» (Тельнов 2006). Существует городская легенда о том, что «принцесса» приснилась смотрителю музея и сказала: Если не вернете меня на место, я приплыву! Это было истолковано как предостережение и предсказание наводнения (Озерск 2014). Рис. 1. Листовка, призывающая к захоронению «принцессы», воспроизводит образы из видений шаманки Клары Кыпчаковой. Распространялась через сетевые сообщества летом 2014 г. при сборе подписей к митингу 6.10.2014 г. Наконец, в блогосфере рунета встречаются записанные сновидения «ньюэйджеров» из разных регионов РФ, вот, например: Была на даче и приснился мне сон Я нахожусь за спиной девушки и заплетаю косы принцессе, причем три, тщательно, каким-то особым образом... Она молода, в длинной юбке с красным поясом, на голове убор сложной для описания конфигурации - она смотрит на меня и я чувствую близкое родство и понимание... нужно куда-то идти, спешить - иду и... осознаю что она это я... алтайская принцесса (Роговая 2010). Помимо сновидений существуют тексты, полученные алтайцами и «ньюэйджерами» от общения с «принцессой» в состоянии транса (Михайлов 2013: 46). В блогосфере можно прочитать: когда мумия находилась в Новосибирске, в археологический музей Академгородка иногда приходили люди - поговорить с мертвой «алтайской княжной», попросить ее о помощи (Роговая 2010). Как мне удалось выяснить, Акай Кине поддерживает связь с многими из таких визионеров, в том числе с не-алтайцами, живущими в других регионах РФ. Для обозначения подобных визионерских практик Акай использует термин «контактерство», заимствованный алтайцами из «ньюэйджерского» дискурса: (Соб.) - А кому-то еще приходило видение? (А.К.) - Есть вот Маргарита Суучакова - ей приходило. Она крещеная, крещение сейчас приняла. (Соб.) - А сейчас она с кем-то говорит, «принцесса»? Есть какие-то такие люди? (А.К.) - Есть. Контактеров много, и не только на Алтае, но и в Томске есть, там где-то еще, там, в Калмыкии. Ну, они периодически мне пишут. (Соб.) - А есть какая-то разница между контактерами алтайскими и чужими? Русскими, там, или еще кем-то? (А.К.) - Да нет. Короче, их сейчас очень много стало. И те, которые на меня выходят - там какого-то такого различия особо нет. (Соб.) - А в чем состоят сейчас ее послания? (А.К.) - Вернуться [Инф. 1]. Это множество визионерских текстов о «принцессе», постоянно создаваемых далеко за пределами Алтая, является метатекстом, своего рода «питательным бульоном», из которого развивается, постоянно обогащаясь новыми мотивами, ньюслор о ней. Кроме того, при желании можно записать множество рассказов алтайских шаманов об их общении с «принцессой», о чем и будет рассказано ниже. Биография «алтайской принцессы» в шаманских текстах Как уже было сказано, ньюслор о «принцессе» постоянно создает и поддерживает альтернативные версии истории Алтая, мифологическую историю или (квази)историю алтайского народа. В частности, у шаманов и других ритуально-магических специалистов Алтая существует альтернативная версия обнаружения и биографии «принцессы». Прежде всего, из беседы с шаманами можно узнать о том, что в начале 1990-х гг. существовали предсказания о ее находке: Каким образом это вообще возникло: есть племянница у моей супруги, она еще была вообще маленькая, и ей пришло некое предсказание о том, что вот сейчас наступит. И пришло предсказание, что сейчас раскопают некий серьезный курган. И вот с этого момента, как раз приходит Джана Алексеева, тоже из деревни, она встречается с этой девочкой, она тоже все это видит, и вот она начинает ходить по нашим закоулкам, Кыдыев и все остальные участвовали в этом (Инф. 1). Соответственно, на волне национально-культурного подъема начала 1990-х гг. находка пазырыкской мумии была проинтерпретирована в духе этого предсказания. В общем-то, все последующие тексты о роли «принцессы» в судьбе алтайского народа появляются по причине того, что находка была увезена археологами в Новосибирск, поэтому визионерские тексты шаманов о «принцессе» до ее возвращения на Алтай в 2012 г. представляли собой в основном ее призывы и требования о возвращении на родину и предупреждения о возможных несчастьях, которые обрушатся на Алтай, если археологи не отдадут «принцессу». Когда решение о возвращении было принято, большее развитие в шаманских текстах приобретает «онтология принцессы»: шаманы получают подробные сведения о детстве, родственниках, правлении Ак Кадын, ее войнах за алтайскую землю. Такая детализация определяется, по всей видимости, новыми задачами, стоящими перед сторонниками возвращения «принцессы». Первая цель - вернуть Ак Кадын на Алтай -достигнута, теперь необходимо предпринять действия для достижения новой цели - добиться ее погребения в мавзолее на плато Укок. Как обоснование необходимости этого шага возникают новое знание и новый ньюслор о «принцессе», и это знание, как и ранее, приходит, с точки зрения сторонников возвращения, от духов. Вот несколько примеров такого «шаманского знания», обогащающего ньюслор о «принцессе». По приглашению Акая Кине я был участником шаманского обряда на Укоке, предпринятого осенью 2012 г. для благополучного возвращения «принцессы» на Алтай. В общей войлочной юрте пожилой алтайский шаман Алек Казакулов отвечал на вопросы собравшихся о жизни Ак Кадын (рис. 2). Шаман спрашивал, есть ли желающие спросить, слушал вопрос, затем подносил ко рту ]арын - 'баранью лопатку' (алт.), закрывал глаза, что-то в течение нескольких минут шептал в лопатку и слушал, открывал глаза и выдавал ответ духов. Рис. 2. Алтайский шаман Алек Казакулов узнает от духов о жизни Ак Кадын. Обряд Зарын корори на плато Укок (Кош-Агачский район, 22.09.2012 г. Фото Д.Ю. Доронина) Кратко приведу «полученную от духов» и озвученную Алеком Каза-куловым (Инф. 2) информацию о жизни Ак Кадын, поскольку едва ли ее где-то можно встретить в печатном виде. Так как этот шаман является постоянным участником обрядов группы Акая Кине, то возможно влияние данных текстов на ньюслор о «принцессе»: Ее имя Оочы Бала, и у нее было три брата и две сестры. Все они были воинами, один из братьев утонул молодым. Шаман через своих духов видит, что в кургане лежат детские кости. Шаманы, приехав на Укок в 2012 г. для проведения обряда, видят: с правой стороны от кургана ее братья-сестры стоят и ее ждут, а с левой стороны - ее мать и отец, там их захоронения. Родители ее плачут и просят, говоря по-алтайски: «Хоть бы один палец ее сюда привезли!» Родители жили около местности Ортолык - 'остров' (алт.), это правая сторона Укока. Все они говорят по-алтайски, но еще одна женщина там лежит, она говорит не по-русски и не по-алтайски, а как по-хакасски. Шаман видит: из кургана, из-под земли идет какой-то газ, чтобы археологи не копали, но ему это не угрожает. Духи шамана отговаривают ехать на Укок и вмешиваться в эти обряды, но он все равно участвует. Еще два года надо сюда ездить, чтобы успокоить, чтобы не было землетрясений. В двадцать лет Оочы Бала взяла оружие и доспехи, стала воевать. Раньше был Кункер-Хан, без бровей, старый пожилой человек, с Америки, и она вместе с ним воевала. Ее армия мертвых воинов стоят как живые у склона белой горы на Укоке. Ее армия - белая гора , их миллион. Это самая сильная армия, вот эта гора. Стоят, караулят всю эту территорию. Война будет, но не скоро, со стороны Китая и Монголии пойдет войско (Инф. 2). Перед тем, как подняться на Укок, группа Акая Кине встречалась в Кош-Агаче с Э]ебис Марией Турлуновой, известной шаманкой кош-агачских теленгитов, чьи представления о ритуалах, алтайской вере и «принцессе» немного отличаются от собственно алтайских. Я тоже участвовал в этой встрече, и поэтому смог записать двухчасовую беседу шаманов между собой об Оочы Бала и предстоящем обряде. Беседа о «принцессе» строилась так, что Казакулов задавал вопросы в форме «от своих духов я знаю, что.», а Э]ебис либо подтверждала его мнение об Укоке и жизни «принцессы», либо уточняла, исходя из собственной информации (рис. 3). Затем, при участии моих алтайских друзей, ответы Э]ебис были переведены на русский язык и сведены в один текст, фрагмент которого я привожу ниже: Ее родители - не люди, ведь родители царей и императоров обычно бывают Хозяева воды, Горные Хозяева, а также Тч-Мыйгак - 'три ма-ралухи' (алт.) и Лти-Каан - 'семь ханов' (алт.) . Они могут быть от неба, от воды, от Алтая, от Вселенной. Два брата Оочы Бала стоят двумя богатырями, сторожат вход на Укоке в долину Ак-Алаха. Два камня-балбала - это и есть они. Третий ее брат не на земле, он летает: за период рождения, за шесть дней облетает всю землю и остается в том роду, где он нужен. В Эре-Чуй не надо загонять войну, чтобы искры войны не было. Или, если будет, прогонять войну. Эти два камня, если идет война, им, как у нас, начальник дает приказ: «Вставайте!» Этой девушке дали приказ, что с этой стороны идет, надвигается война, вот: «Вставайте! Стреляйте!» Раньше не было ружей, не держали ружья. Это были луки, стрелы, сабли. У нее стрелы и сабли сделаны из кулер - 'бронзы' (алт.), только как у Кудая - 'Бога' (алт.). Это Кайракан - 'Всевышний' (алт.), даровал дереву, человеку, это все делается из бронзы - ее утварь, оружие - из божьего дара. Ее обувь, шапка, доспех - все сделано из бронзы. И там армия стоит, и она, эта армия, прислушивается. Она стоит и слушает. А Принцесса спит. В этом месте, она понимает, что с запада будет нападение, что будет с запада атака. Вот тоже такой если слышит она шум из-под земли, и эта армия, она и спасает. Она спит, и в то же время там стоит армия и слушает. И она может послать такую информацию, что в таком-то году, что в то время будет нападение. И посылает эту информацию армии, которая там стоит и слушает: «Вот в таком месте, в такое время, в такой год нападение идет, все будьте готовы!» Вот, будьте готовы, такое время будет: Алтай будет спокоен, мир будет, вот так будет спокойно спать. Снизу, навстречу на борьбу, на востоке будет стоять армия. Алтая правая сторона - это внутренний Алтай, а левая сторона - это территория Монголии. Оттуда армия, враг пойдет, будет такое известие. Будет борьба, кто-то будет с нами бороться. Поэтому на востоке должна стоять армия, на защиту (Инф. 3). Рис. 3. Теленгитская шаманка Э]ебис Мария Турлунова добавляет рассказ алтайского шамана Алека Казакулова о жизни Ак Кадын подробностями, полученными от своих духов (21.09.2012 г., с. Кош-Агач, перед обрядом на плато Укок. Фото Д.Ю. Доронина) Как правило, из «первичных» текстов, получаемых визионером, и изобилующих подробностями, в фонд ньюслора попадает лишь малая часть. Помимо «цензурирования системой ньюслора» существует еще и «эзотерический фактор» - ограничение на профанацию получаемых от духов ответов, а какую-то информацию просто нельзя превращать в общедоступные тексты до завершения многолетнего цикла обряда, о чем мне и было сказано. В других случаях можно говорить о явлениях, которые сами авторы и трансляторы ньюслорных текстов объясняют своей «плохой памятью». Так, например, через две недели после укокского обряда я смог посетить шамана Алека Казакулова у него дома. Мне было важно записать еще раз полученную им от духов информацию и разъяснить некоторые моменты, связанные с обром. Мы беседовали больше трех часов, он подробно отвечал на разные интересующие меня темы, но чрезвычайно скупо смог пересказать то, о чем он сообщил нам через ]арын на Укоке. Я всегда говорю, ко мне надо человека приставлять, чтобы он записывал, а то я потом не все помню, - посетовал шаман (Инф. 2). Вероятнее всего, дело не в индивидуальной «плохой памяти», а в том, что тексты ньюслора, не обладая специфической фольклорной формульностью, имеют плохую способность к воспроизводимости по каналам устной коммуникации. Вместе с тем быстрая письменная фиксация получаемых в состоянии транса текстов является чрезвычайно распространенной и важной для алтайского ньюслора практикой, настолько важной, что институализируется в деятельности особых специалистов - бичикчи - 'писцов' (алт.), получающих и записывающих «небесные послания» в специальные тетради (Арзютов 2015). Эти записанные «послания» становятся основой для новых текстов устного и печатного ньюслора. Бичикчи неоднократно рассказывали мне о необходимости моментальной записи, формулируемой как повеление Кудая или другого мифологического адресанта. Несоблюдение этого требования означает утрату текста и наказание, которое получает нерадивый бичикчи. В случае «плохой памяти» и утраты текстов Казакуловым отсутствует необходимый писец, о чем тот и сетует. Сам Казакулов, специализируясь в области шаманских техник, не использует техники би-чикчи, поскольку те более характерны для Ак jанг - 'Белой веры' (алт.), а не для Кара jанг - 'Черной веры' (алт.), шаманизма. «Алтайская принцесса» в протестных практиках В рамках алтайской культуры ньюслорные тексты о «принцессе» представлены в основном в изданиях, на сайтах и в блогах национальной политической оппозиции или в протестном акционизме алтайских общественных движений. Поэтому оппоненты постоянно пытаются уличить их в том, что «алтайская принцесса» используется как средство политической борьбы и личного пиара (Регнум 2014б; ФП 2014б). Лидеры алтайской веры отвечают на это схожим образом, указывая на то, что археологи руководствуются только личными интересами: Мы не должны тревожить покой наших предков, особенно для того, чтобы выставлять их мощи на всеобщее обозрение. Такие раскопки ведутся только для того, чтобы удовлетворить амбиции ученых. И настоящие шаманы, конечно, их проведение не поддерживают (ФП 2012а). Сами алтайские лидеры могут рассказать о своих протестных действиях, начиная с момента первых предсказаний о находке «принцессы»: Школа еловская [с. Ело Онгудайского района РА] построена на курганах, а разворошение курганов несет большие серьезные последствия. И пришло предсказание, что сейчас раскопают некий серьезный курган, что ни в коей мере нельзя допускать. И целая школа вообще отказалась ходить в школу (Инф. 1). Дальше события 1993 г. разворачиваются так, что приводят к первому конфликту алтайцев и новосибирских археологов. Произошло это при раскопках «царских курганов» в долине Соору у с. Кулады в Онгу-дайском районе; связанные с этим события известны как «исход новосибирских археологов с Алтая» (ФП 2012б). И, вот, возникает уже тот момент, что будоражится весь Горный Алтай, и все начинают ходить и между собой говорить. И здесь возникает эта идея про раскопки в Соору, это та самая местность в Куладе, речка и долина. Оттуда просто выгоняем археологов, и я в этом процессе тоже участвую. И, как раз Кыдыевы там были организаторами и Сазан-кин, и, видимо, будоражили местное население, и местное население было взбудоражено, и не дают дальше раскапывать (Инф. 1). Академик Вячеслав Молодин так вспоминает исток этой конфликтной ситуации: Когда дело дошло до работ, местное население под влиянием алтайской интеллигенции резко выступило против раскопок. А для того, чтобы не сорвать программу, подписанную Президентом СССР Михаилом Горбачевым, мы вынуждены были уйти на Укок (ФП 2012б). Под давлением протестных выступлений алтайцев археологи были вынуждены уйти из долины Соору, по словам В.И. Молодина, в «место глубокой периферии» - на плато Укок (ФП 2012б), где как случайное открытие и была раскопана мумия «принцессы», увезенная затем для исследований и хранения в Новосибирск. Логика развития ньюслора, его «первые этапы» как бы в свернутом виде уже заключены в этом событии, были предрешены им. Эти «этапы развития» можно представить в виде следующей цепочки: чужаки вторглись в нашу землю и повели себя неуважительно к нашим обычаям; чужаки повели себя как грабители и расхитители могил наших предков; чужаков прогнали из нашей земли; чужаки обманули нас, раскопав в другом месте родины наше национальное сокровище; чужаки похитили его; они разлучили нашего предка со своей родиной и местом его погребения; нужно вернуть тело предка, иначе последуют несчастья. Поэтому уже с 1994 г. протестная кампания против археологов в долине Соору продолжается новыми протестными действиями - против вывоза археологами мумии в Новосибирск. Эта деятельность велась разными группами алтайской интеллигенции, вот как вспоминает об этом один из ее организаторов - в те времена молодежный лидер - Сергей Кыныев: А в более позднее время этой темой я начинаю заниматься с 1995 г., и в том же году мы организуем первый Курултай алтайской молодежи, и основной темой этого Курултая была тема укокской принцессы. Обращение, которое было организовано и подписано Владимиром Эмильевичем Кыдыевом, видимо, составлялось тогда параллельно нашей деятельности. И, вот, первое действие в 1995 г.: собирается молодежь со всей республики. И потом мы начинаем ездить на моей машине по деревням, видеомагнитофон с собой возим, еще тогда VHS только был, показываем первый фильм археологов. Начинаем по всем селам разъезжать и встречи устраивать, и озадачивать проблемой возвращения ее . Ну, и здесь возникает движение вот это, алтайской молодежи, это Курултай уже проводит (Инф. 1). Власть всерьез начинает прислушивается к требованиям алтайцев о возвращении «принцессы» только после землетрясения 2003 г.: известно, что в ответ на «Обращение Джаткамбаева» полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе (в 2000-2004 гг.) Леонид Драчевский посетил районы, пострадавшие от землетрясения, и лично пообещал вернуть «принцессу» к 250-летнему юбилею добровольного вхождения Горного Алтая в состав России в 2006 г. Как известила пресса, это обещание, а также помощь пострадавшим от землетрясения из федерального бюджета из расчета 431 тыс. рублей на семью сбили накал страстей (Петухов 2012). Однако скорая отставка Драчевского отменила его обещание, и в 2006 г. возвращение «принцессы» и строительство мавзолея для нее не состоялись. Протесты и требования алтайских общественных деятелей о возвращении «принцессы» вспыхнули с новой силой. Показательно, что в ряде случаев эти протесты могут быть связаны с другими протестами, например против прокладки газопровода «Алтай» через плато Укок, против скупки и захвата алтайских земел

Ключевые слова

Республика Алтай, Укок, пазырыкская культура, алтайский шаманизм, неошаманизм, «алтайская принцесса», «укокская принцесса», «Кадын», «Очы Бала», археология, ньюслор, Republic of Altai, Ukok, Pazyryk culture, «Altai shamanism», neoshamanism, «Altai princess», «Ukok princess», «Kadyn», «Ochi Bala», archaeology, newslore

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Доронин Дмитрий ЮрьевичИнститут общественных наук РАНХиГС; Московская высшая школа социальных и экономических наук (МВШСЭН)научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики Школы актуальных гуманитарных исследованийdemetra2@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Коренные алтайцы утверждают: война на Украине связана с мумией алтайской принцессы // Алтапресс.га. 1.10.2014. URL: http://altapress.ru/story/143851? viewcomments=1#opinions (дата обращения: 11.12.2015).
Арзютов Д.В. Слово письменное и печатное: социальная жизнь нарративов и конструирование алтайской «национальной религии» // Изобретение религии: десекуляриза-ция в постсоветском контексте. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. С. 104-131.
Брубейкер Р. Этничность без групп / пер. с англ. И. Борисовой. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. [ВН 2004] Проклятье «алтайской принцессы» // Вечерний Новосибирск. 17.02.2004. URL: http://vn.ru/17.02.2004/society/32052/ (дата обращения: 11.12.2015).
Водясов Е.В. Археологическое наследие в современном общественном сознании жителей Томска // Сибирские исторические исследования. 2015. № 2. C. 66-73.
Воронцов В., Казарина Г. Анализируй этнос // Интервью В. Молодина журналу «Эксперт Сибирь» № 19 (161). 21 мая 2007 г. URL: http://web.archive.org/web/ 20070525114358/http://www.expert.ru (дата обращения: 11.12.2015).
Вяткина Г.В. Об актуализации мифологического мышления на фоне Алтайского землетрясения // Алтайское (Чуйское) землетрясение: прогнозы, характеристика, последствия. Горно-Алтайск: РИО, 2004. С. 156-159.
«Ее откопали, и сразу начались землетрясения, пьянства и самоубийства». Вячеслав Молодин о реальном происхождении мумии «алтайской принцессы». Подготовила Мария Роговая // Газета.Ру. 6.08.2012. URL: http://www.gazeta.ru/sci-ence/2012/08/06_a_4713133.shtml (дата обращения: 11.12.2015).
Дмитриева Н. Жители Республики Алтай требуют захоронить принцессу Укока // Бий-ский рабочий. 06.08.2014. URL: http://biwork.ru/obshchestvo/20000-zhiteli-respubliki-altaj-trebuyut-zakhoronit-printsessu-ukoka.html (дата обращения: 11.12.2015).
Кнорре Б. Алтайская народная вера: ревитализация в свете сакральной геополитики // Russian Review Кестонского института. 2011. № 52. URL: http://www.keston.org.uk/ _russianreview/ edition52/03-knorre-about-altai.html (дата обращения: 11.12.2015).
Михайлов Д.А. Алтайский национализм и археология // Этнографическое обозрение. 2013. № 1. С. 37-51.
Михайлов Д.А. Общественный резонанс, вызванный работой археологов на юге Горного Алтая // Археология, палеоэкология и этнология Сибири и Дальнего Востока. Иркутск: ИГУ, 1996. Ч. 2. С. 19-22.
Война на Украине началась из-за «алтайской принцессы», уверены ведуны с Алтая // NEWSru. 2.10.2014. URL: http://www.newsru.com/religy/02oct2014/ prinzessin.html (дата обращения: 11.12.2015).
Белая Госпожа Алтая // Ozersk74.com: городской информационный портал. 6.03.2014. URL: http://ozersk74.com/neizvestnaya-rossiya/4089-belaya-gospozha-altaya.html (дата обращения: 11.12.2015).
Петухов С. «Принцесса Укока»: роль мумий в российской и мировой политике // РИА Новости. 3.08.2012. URL: http://ria.ru/analytics/20120803/715845723.html (дата обращения: 11.12.2015).
Полосьмак Н.В. Путь к небесным пастбищам // Наука из первых рук. 2014. № 3/4 (57/58). С. 104-115.
Письмо позвало в дорогу: В разрушенный алтайский поселок Бельтир выезжает комиссия для расследования письма его жителей // ИА REGNUM. 25.02.2004. URL: http://www.regnum.ru/news/222648.html (дата обращения: 11.12.2015).
Алтайцы вновь требуют вернуть мумию «принцессы Укока» и похоронить // ИА REGNUM. 16.02.2005. URL: http://www.regnum.ru/news/408301.html (дата обращения: 11.12.2015).
Власти вновь заявляют о намерении вернуть на Алтай мумию «принцессы Укока» // ИА REGNUM. 21.03.2006. URL: http://www.regnum.ru/news/ 609833.html (дата обращения: 11.12.2015).
Власти призвали не искать мистики в землетрясении на Алтае // ИА REGNUM. 31.07.2012. URL: http://www.regnum.ru/news/1556792.html (дата обращения: 11.12.2015).
В Республике Алтай прошел митинг с требованием захоронить древнюю мумию // ИА REGNUM. 6.10.2014. URL: http://www.regnum.ru/news/ 1854193.html (дата обращения: 11.12.2015).
Шаманы или самозванцы: На плато Укок прошел обряд успокоения духа алтайской мумии // ИА REGNUM. 11.10.2014. URL: http://www.regnum.ru/ news/1855878.html (дата обращения: 11.12.2015).
Роговая Мария. Алтайская принцесса // Livelnternet. 15.01. 2010. URL: http://www.liveinternet.ru/users/1830052/post71134855/l (дата обращения: 11.12.2015).
Упокоив прах, упокоим наши горы? [Интервью с председателем правления общества «Эне Тил» В.Э. Кыдыевым] // Родник. Приложение на русском языке к газете «Алтайдын Чолмоны». № 5. 19.02.2004. С. 1-2.
Мумия раздора // Родник. Приложение на русском языке к газете «Алтайдын Чолмоны». № 12. 08.04.2004. С. 8.
Страшилки про Горный Алтай // Родник. Приложение на русском языке к газете «Алтайдын Чолмоны». № 20. 03.07.2004. С. 3.
Самушкина Е.В. Символические и соционормативные аспекты современного этнополи-тического движения республик Алтай, Тыва, Хакасия (конец XX-XXI в.). Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2009.
Тельнов Григорий. Месть мумии. Потревоженный людьми дух принцессы предрекает беду // Жизнь. 11.10.2006.
Тенгереков И.С. Что означает Укок? // Центральноазиатский исторический сервер. URL: http://www.kyrgyz.ru/?page=312 (дата обращения: 11.12.2015).
Тюхтенева С.П. Земля. Вода. Хан Алтай: этническая культура алтайцев в ХХ веке. Элиста, 2009.
Наводнение на Алтае - исполнение пророчества принцессы? // Улалу 2014. № 5 (159). 30.06.2014. С. 4.
Филимонов Дмитрий. Мумия раздора // Известия. 31.03.2004. С. 5.
Новосибирские ученые подшаманили с «укокской мумией» // РИА «Феде-ралПресс». 31.07.2012. URL: http://fedpress.ru/news/society/reviews/novosibirskie-uchenye-podshamanili-s-ukokskoi-mumiei (дата обращения: 11.12.2015).
Горный Алтай пытается усвоить Укок истории // РИА «ФедералПресс». 2.08.2012. URL: http://fedpress.ru/news/polit_vlast/reviews/gornyi-altai-pytaetsya-usvoit-ukok-istorii (дата обращения: 11.12.2015).
Шаманы Горного Алтая проведут ритуальную акцию за захоронение принцессы Укока // РИА «ФедералПресс». 26.08.2014. URL: http://fedpress.ru/news/soci-ety/news_society/1409041624-shamany-gomogo-altaya-provedut-ritualnuyu-aktsiyu-za-zakhoronenie-printsessy-ukoka (дата обращения: 11.12.2015).
Алтайская принцесса в заложниках у «серых волков» // РИА «ФедералПресс». 13.10.2014. URL: http://fedpress.ru/news/society/reviews/1413195617-altaiskaya-printsessa-v-zalozhnikakh-u-serykh-volkov (дата обращения: 11.12.2015).
В Горном Алтае предлагают наложить мораторий на полеты частных вертолетов // РИА «ФедералПресс». 22.01.2015. URL: http://fedpress.ru/news/society/news_event/ 1421932364-v-gornom-altae-predlagayut-nalozhit-moratorii-na-polety-chastnykh-vertoletov (дата обращения: 11.12.2015).
Шнирельман В.А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. М.: Академкнига, 2003.
Шнирельман В.А. Археология и общество - проблемные взаимоотношения. Введение к дискуссии // Этнографическое обозрение. 2013. № 1. С. 3-8.
Шнирельман В.А. Конструирование исторического наследия - случай Аркаима // Сибирские исторические исследования. 2015б. № 2. C. 53-65.
Broz L. The Spirit of Explanation: invisible causes of visible disasters in the Altai Republic, PhD Thesis, Cambridge: University of Cambridge, 2008.
BrozL. Spirits, Genes and Walt Disney's Deer: creativity in identity and archaeology disputes (Altai, Siberia) // Fortis P. and Praet I. (eds.), The archaeological encounter: anthropological perspectives. St Andrews: Centre for Amerindian, Latin American and Caribbean Studies, Univ. of St Andrews, 2011. P. 263-297.
Melton J.G. New Age movement // Encyclopedia Britannica. Last updated 24.06.2014. URL: http://www.britannica.com/topic/New-Age-movement (дата обращения: 11.12.2015).
 Что опять не так с «алтайской принцессой»? Новые факты из ньюслорной биографии Ак Кадын | Сибирские исторические исследования. 2016. № 1.

Что опять не так с «алтайской принцессой»? Новые факты из ньюслорной биографии Ак Кадын | Сибирские исторические исследования. 2016. № 1.