Социальная политика и социальное государство в Германии: учебное пособие /Л.Н. Корнева (отв. ред.) [и др.]. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2014. 455 с. ISBN 978-5-202-01224-2 | Сибирские исторические исследования. 2016. № 3. DOI: 10.17223/2312461X/13/7

Социальная политика и социальное государство в Германии: учебное пособие /Л.Н. Корнева (отв. ред.) [и др.]. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2014. 455 с. ISBN 978-5-202-01224-2

Social'nayapolitika i social'noe gosudarstvo v Germanii: uchebnoeposobie [Social policy and the social state i.pdf Феномен социального государства стал предметом пристального внимания российских ученых в конце ХХ - начале ХХ1 в. и остается таковым до настоящего времени. Наряду с изучением проблем формирования социального государства и развития социальной политики в России, авторы обращаются к исследованию зарубежного опыта, в частности особенностей становления социального государства в странах Западной Европы. Выделяются англо-саксонский и скандинавский, французский и немецкий подходы к реализации общей идеи социального государства, различающиеся предпосылками легитимизации концепции социального государства, наличием специальных целей и особенностями институциональной реализации (Аристов 2015: 8). В русле этих исследований был реализован и проект Западносибирского центра германских исследований (ЗСЦГИ) по созданию учебного пособия «Социальная политика и социальное государство в Германии» (Социальная политика 2014). Обычно, с методологической и формальной точек зрения, учебное пособие как таковое является неким упрощением теоретического и конкретно-исторического материала. Рецензируемое учебное пособие является исключением из этого правила. Будучи основанным на современных подходах к рассмотрению социального государства и актуальных исследований в области германистики, оно посвящено вопросам эволюции социальной политики в Германии конца XIX - начала ХХ1 в., выявлению ее основных направлений и характерных черт, формированию «германской модели» социального государства. Это второе учебное пособие, созданное коллективом ЗСЦГИ; их первый совместный труд - трехтомное издание «История Германии с древнейших времен и до наших дней» (История 2005), -также имел фундаментальный характер и заслужил признание не только педагогической общественности, но и представителей научного сообщества. Авторами рецензируемого учебного пособия являются преподаватели-германисты из вузов Сибири: Л.Н. Корнева, О.Э. Терехов, С.В. Ара-пина, Е.В. Ипатенко (Кемеровский государственный университет), Г.Г. Супрыгина (Томский государственный университет), А.М. Бетма-каев, Л.В. Монина (Алтайский государственный университет) и А. С. Сербина (Новосибирский государственный университет экономики и управления). Подготовка и публикация этого пособия были осуществлены в рамках деятельности Центра Европейского союза в Сибири, ТГУ. В ходе подготовки учебника были проведены две научные конференции с участием российских и немецких историков; четыре автора прошли научные стажировки в Германии. Рецензируемое пособие основано на совмещении хронологического и проблемного подходов и состоит из семи глав, в которых на большом фактическом материале и с учетом новейших исследований российских и зарубежных авторов показаны основные этапы формирования и эволюции социальной политики и социального государства в Германии. Первая глава охватывает период Германской империи (1871-1918), вторая глава - Веймарской республики (1918/19-1933), третья глава -Третьего Рейха (1933-1945), четвертая глава посвящена периоду оккупированной Германии (1945-1949), пятая и шестая главы - времени раздельного существования ГДР и ФРГ (1949-1990), седьмая глава -периоду объединенной Германии (1990-2013). Пояснению задач учебного пособия служит вступительная статья Л.Н. Корневой и О.Э. Терехова, в которой определяется подход к изучению социальной политики, формулируются основной замысел издания и стоявшие перед авторами задачи, дается характеристика содержательной части и структуры учебника, раскрывается содержание глав. Несмотря на возросший интерес к проблемам социальной политики и социального государства в научном дискурсе, в современных учебниках для студентов вузов по Новой и Новейшей истории стран Европы и Америки эти вопросы представлены крайне слабо. Основное внимание авторов по-прежнему сосредоточено вокруг проблем развития политической и экономической сфер западного общества. Не являются исключением и разделы по истории Германии. Например, в учебниках под редакцией А.М. Родригеса, К.С. Гаджиева и М.В. Пономарева (Новейшая история 2010, 2014), рекомендованных Министерством образования и науки РФ, описание социальной политики в Германии в качестве самостоятельного раздела встречается только при характеристике периода Третьего Рейха (1933-1939). Что касается остальных периодов германской истории, то характеристика социальной политики либо вообще отсутствует, либо ей уделяется минимальное внимание при рассмотрении экономического и социального положения. Учебное пособие «Социальная политика и социальное государство в Германии» восполняет существующие пробелы. Авторы на примере исторического материала каждого из этапов развития Германского государства рассматривают такие области социальной политики, как трудовые отношения, социальное страхование и пенсионное обеспечение, семейная и молодежная политика, жилищная политика, здоровье граждан, образование; освещают развитие законодательства в социальной сфере; ставят вопросы о сущности социального государства и его функциях. При этом в главах освещаются и вопросы, характерные для каждого конкретного исторического периода. Например, организация помощи инвалидам войны и их семьям, введение пособий для матерей и семей фронтовиков в годы Первой мировой войны (глава 1); правовые основы социальной политики Веймарской республики, экономический кризис 1929-1933 гг. и его влияние на социальную политику (глава 2). Сильной стороной представленных в пособии текстов является описание исторического контекста формирования социальной политики в Германии. В каждой главе дается характеристика политических и социально-экономических условий, на фоне которых рассматриваются вопросы социальной политики. В главах 1-5 характеристика политических и социально-экономических условий выделена в отдельные разделы (подразделы), в 6-й и 7-й главах она присутствует непосредственно в тексте, повествующем о социальной политике партийно-политических коалиций и правительств Германии соответствующих периодов. Авторы впервые вводят в образовательный процесс материалы по социальной политике Германии периодов Первой и Второй мировых войн, значительно расширяется спектр рассматриваемых вопросов применительно к другим периодам истории Германии. Обращение к таким сюжетам, как занятость и трудовые отношения, оплата труда и материальные гарантии нуждающимся, мероприятия по преодолению безработицы, общественная помощь бедным, политика в области поддержки женщин, семьи, детства и юношества, позволяет показать императивы немецкого социального государства, его внимание к обеспечению социальных прав граждан и высокого уровня их жизни. Эти интересные сюжеты, однако, не получили своего развития применительно к современному периоду. Достоинством рецензируемого пособия является, на мой взгляд, и публикация разнообразных по виду и характеру источников по истории социальной политики и общественной жизни Германии. Это извлечения из законодательных источников, протоколов правительственных заседаний, программ политических партий, докладов, директив, постановлений, отчетов, стенограмм митингов, газетных сообщений, воспоминаний культурных и политических деятелей, художественных произведений. Многие из представленных документов и материалов впервые вводятся не только в образовательный процесс, но и в научный оборот, и переведены на русский язык, как отмечается во введении к учебнику, преимущественно авторами глав, а также студентами-международниками Кемеровского государственного университета. К сожалению, авторы переводов указаны только в главах 1 (Г.Г. Супрыгина) и 4 (Л.Н. Корнева, М. Кайзарова, А. Кириллина). Пособие прекрасно иллюстрировано фотографиями, картами, плакатами, таблицами. Представленный в таблицах материал содержит статистические сведения о результатах выборов в Рейхстаг, размахе забастовочного движения, численности членов профсоюзных организаций; о занятости и безработице, размере заработных плат, пенсий; о браках, разводах, рождении детей; по жилищному строительству и сфере образования. Структура учебного пособия определена хронологией германской истории. При этом внутреннее строение глав не унифицировано и основано на проблемном подходе, что позволяет авторам показать специфику развития социальной политики и социального государства в Германии в рассматриваемые периоды. Тексты глав представляют собой авторские материалы; везде, кроме 5-й главы, присутствуют ссылки на используемые первоисточники и исследовательскую литературу. В каждой главе имеется список вопросов для осмысления пройденного материала, а также список источников и литературы (основной и дополнительной). К сожалению, в списках литературы к главам почти не приводятся статьи по социальной политике и социальному государству в Германии российских исследователей, вышедшие в свет в 2010-е гг., в том числе и работы самих авторов рецензируемого учебного пособия. В 5-й и 6-й главах приводится список интернет-ресурсов, что следует лишь приветствовать, но было бы логичным сопроводить таким списком и остальные главы учебника. Документы и материалы размещены в конце глав и систематизированы в соответствии с разделами глав учебного пособия. Однако только в главах 3-5 при систематизации указаны номера и названия разделов глав; применение этого принципа в остальных главах значительно облегчило бы использование материала в учебном процессе. Все представленные в пособии документы и материалы имеют ссылки на источник информации (в том числе и с указанием электронного адреса). Это особенно важно, поскольку позволяет точно определить, где можно найти интересующие читателя сведения. Облегчает ориентацию в тексте учебника размещенные в конце издания хронологическая таблица, списки имен и сокращений, перечень документов и таблиц. Высокий уровень представленного материала вызывает ощущение прочтения коллективной монографии и, соответственно, желание ознакомиться с подведением результатов исследования, где были бы обозначены основные итоги развития германского варианта социального государства, его характерные черты, сильные и слабые стороны. К сожалению, формат учебника этого не предполагает. Преодолеть этот объективный недостаток могло бы подведение таких итогов на уровне выводов к отдельным главам с указанием на общее и особенное в социальной политике немецкого государства в сравнении с предыдущими периодами, роль внутренних и внешних факторов ее развития, преемственность и «разрывы» в становлении социальной функции государства. Это позволило бы сформировать более целостное представление о развитии социального государства в Германии. В целом необходимо отметить, что авторский замысел реализован вполне успешно. Учебное пособие «Социальная политика и социальное государство в Германии», несомненно, будет интересно студентам, аспирантам, преподавателям и всем интересующимся социальной политикой и историей Германии. Можно лишь сожалеть о малом тираже издания (500 экз.).

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Грошева Галина ВасильевнаТомский государственный педагогический университетдоцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей историиgroshevagv@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Аристов Е.В. Вариации социального государства, социальное государство в различных странах // Актуальные теоретические и практические вопросы развития юридической науки: общегосударственный и региональный аспекты. 2015. № 1. С. 7-14
История Германии: Учеб. пособие для студ. вузов: в 3 т. / Западносиб. центр герм. исслед.; под общ. ред. Б. Бонвеча, Ю.В. Галактионова. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005
Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX века: В 3 ч. Ч. 3: Учеб. для студ. вузов / Под ред. А.М. Родригеса, М.В. Пономарева. М.: ВЛАДОС, 2014
Новейшая история стран Европы и Америки: ХХ век: В 3 ч. Ч 1.: Учеб. для студ. вузов / Под ред. А.М. Родригеса, К.С. Гаджиева, М.В. Пономарева. М.: ВЛАДОС, 2010
Новейшая история стран Европы и Америки: ХХ век: В 3 ч. Ч. 2: Учеб. для студ. вузов / Под ред. А.М. Родригеса, М.В. Пономарева. М.: ВЛАДОС, 2010
Социальная политика и социальное государство в Германии: Учеб. пособие / Л.Н. Корнева (отв. ред.) [и др.]. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2014
 Социальная политика и социальное государство в Германии: учебное пособие /Л.Н. Корнева (отв. ред.) [и др.]. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2014. 455 с. ISBN 978-5-202-01224-2 | Сибирские исторические исследования. 2016. № 3. DOI: 10.17223/2312461X/13/7

Социальная политика и социальное государство в Германии: учебное пособие /Л.Н. Корнева (отв. ред.) [и др.]. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2014. 455 с. ISBN 978-5-202-01224-2 | Сибирские исторические исследования. 2016. № 3. DOI: 10.17223/2312461X/13/7