Judith Marquand. Development aid in Russia: Lessons from Siberia; with foreword by Lord Patten of Barnes CH, Chancellor .pdf Foreword by Lord Patten of Barnes, CH St Antony's Series ' ''« Книга Джудит Маркванд, британского экономиста и эксперта, проработавшей более 25 лет в правительстве Великобритании и имеющей большой опыт экспертной работы в Европейской комиссии, посвящена анализу ее опыта реализации проектов в Сибири в 1994-2008 гг. Эта книга примечательна по нескольким причинам. Во-первых, она о проектах, которые в основном были реализованы в Томском государственном университете, и я и мои коллеги - участники этих проектов, неожиданно для себя стали «героями» книги. Джудит Маркванд десятки раз приезжала в Томск, а также принимала многочисленные делегации преподавателей, сотрудников и студентов в университетах Великобритании, в которых она работала (Университет Шеффилда, Университет Оксфорда). Во-вторых, в ней представлен детальный анализ логики оказания финансовой и экспертной помощи российским университетам, которая начала осуществляться в начале 1990-х гг. отдельными европейскими странами и Европейским союзом. В отличие от официальных докладов международных организаций, которые оказывают такую помощь, данная книга написана с особым отношением к людям и стране, которым эта помощь оказывалась. Включенность и увлеченность автора в культурную и академическую жизнь в Сибири подчеркивает даже обложка книги с использованием картины Германа Завьялова, сибирского художника, недавно ушедшего из жизни. Его мастерскую автор книги посещала и находилась под огромным впечатлением от работ и личности самого художника. Книга также имеет посвящение «Моим друзьям и коллегам в Томске и Омске». В самом начале книги Маркванд описывает свое первое посещение Сибири, точнее Иркутска, в 1991 г., встреч во время конференции, а также неформальное общение, которое и до сих пор проходит схожим образом (застолье, пикник, песни и задушевные разговоры о жизни). Общение с разными людьми произвело на нее «неизгладимое впечатление» и вызвало «неисчислимое количество вопросов о жизни в этой экстраординарной стране» (p. 5). Однако главный посыл книги обращен именно к тем европейским экспертам и политикам, которые принимают решения о продолжении или прекращении определенных программ, исходя из оценки их эффективности и соответствия долгосрочным целям сотрудничества. Забегая вперед, можно сказать, что автор нередко критически оценивает работу европейских экспертов и университетов, упрекая их в недостаточно активном участии и вовлеченности в проекты. По мнению Маркванд, успех проектов, в которых она принимала участие, основан в первую очередь на профессионализме и самоотдаче российских участников. Книга разделена на три части, первая и третья часть обрамляют повествование о десяти проектах, в реализации которых принимала участие Джудит. Первая часть является скорее вводной и дает «российский и сибирский контекст» для реализации программ Европейского союза и проектов, которые были реализованы при финансировании британского правительства. Этот раздел интересен тем, что в нем представлены оценки состояния российского общества, экономики, политики и высшего образования с точки зрения европейских экспертов. Оценки даны с использованием опубликованных исследований и фактически «инсайдерской» информации, учитывая включенность автора в работу правительственных кругов Великобритании и институтов ЕС. В книге звучит категорическое утверждение о том, что Россия ни в коем случае не могла рассматриваться как возможный кандидат на вхождение в НАТО (как бывший враг) и в ЕС (из-за слишком разительных отличий и своего размера, что создало бы дисбаланс всего Европейского союза) (p. 49). Это свидетельство важно в свете украинского кризиса и все еще продолжающихся дискуссий о том, что было бы, если бы Россия стала членом НАТО или кандидатом на вхождение в ЕС. В этой части изложены причины оказания массированной финансовой и экспертной помощи, в том числе и системе высшего образования в России со стороны европейских фондов, что важно для понимания характера отношений между спонсорами и реципиентами. Для тех российских преподавателей и ученых, кто смог пережить трудные 1990-е гг. и остаться работать в университетах, эта помощь нередко оказывалась весьма существенным подспорьем и первой возможностью международного сотрудничества после десятилетий самоизоляции университетской науки. Сейчас в России почти не осталось зарубежных фондов, многие из которых осуждены как агенты влияния в пользу зарубежных правительств и как действующие во вред национальным интересам России. Вторая часть, самая объемная и насыщенная конкретной информацией, рассказывает об истории реализации проектов по модернизации Научной библиотеки ТГУ, разработки магистерской программы по экологическому менеджменту в ТГУ, работе Томского областного экологического комитета, создания дистанционного образования, проекта по устойчивому развитию в Омске и создания специализации по европейским исследованиям в ТГУ. Все проекты представлены по одной схеме: контекст и причины начала проекта; участники проекта и их отношение к приоритетам спонсоров; описание и результаты реализации проекта; оценка проекта автором книги и самими участниками. Именно в этом разделе наиболее ярко проявляется личность автора, хорошо организованного, внимательного к деталям, проницательного и обладающего своим, нередко критическим взглядом на происходящее; человека, который привык действовать стратегически и учитывать имеющиеся ресурсы. (Один мой знакомый американец, прочитав книгу, заметил, что она написана бюрократом.) Эта часть полна полезных суждений для каждого, кто занимается проектной деятельностью в российских университетах и участвует в реализации международных проектов с европейскими партнерами. В нем дана важная, но нередко игнорируемая российскими менеджерами идея стратегического планирования, учета потребностей и возможностей как спонсора, так и реципиента финансовой и экспертной помощи. Кроме того, в этой части с иногда обескураживающей прямотой обсуждаются проблемы организации российской системы высшего образования и международного сотрудничества, процесс принятия решения, делегирования полномочий и человеческих ресурсов. Обсуждаются вопросы, которые многие могут счесть не стоящими внимания, но которые, на мой взгляд, являются кричащим примером существующих парадоксов российской культуры. Так, например, в книге приводится сюжет о том, что модернизация Научной библиотеки ТГУ началась по настоянию одного из европейский партнеров с капитального ремонта туалетных комнат и их оборудования всем необходимым в соответствии с минимальными требованиями гигиены и уважения к человеку (p. 104). Другим важным аспектом изменений, к которым привели проекты, явилась трансформация системы планирования деятельности подразделений университета, включая библиотеку, развитие среднего уровня менеджмента и, по сути, развития рабочих коллективов как самостоятельных единиц планирования и реализации повседневной деятельности. Третья часть книги подводит итоги проектов в виде «уроков», которые должны извлечь сами участники - европейские и российские, а также спонсоры проектов. В этой части автор обращается к проблеме успеха и критериев его измерения в проектной деятельности. В отличие от количественных показателей, на которых обычно сфокусированы спонсоры, главное, по мнению автора, - это навыки самоорганизации, которые осваивают участники проекта и которые помогают им продолжать профессиональное развитие. В книге приведена таблица таких «неисчисляемых» показателей в терминах «влияния на людей, которые принимали непосредственное участие в проектах» (p. 217-218). Главным результатом проектов, по мнению автора, является то, что процесс обучения происходит за счет личной мотивации участников проекта, иначе многие международные проекты становятся просто способом «эксплуатации богатого Запада» (p. 225). В заключении даны «уроки для спонсоров» с прямотой, которая характерна для всей книги. Марк-ванд полагает, что неудачи проектов во многом связаны с недостаточной продуманностью долгосрочного планирования и незначительностью этих проектов в общей политике спонсоров в отношении России. Автор критикует бюрократический подход европейских спонсоров и подчеркивает необходимость действительно включенного и внимательного сотрудничества с людьми и институтами в странах-реципиентах с учетом и пониманием их потребностей и особенностей. Книгу можно отнести к жанру антропологии науки, которая изучает человека в науке и науку в человеке. При написании книги Маркванд использовала личные записи, которые она вела на протяжении многих лет, где фиксировала свои наблюдения. С одной стороны, это делает книгу живой, наполненной реальными людьми со своими жизненными ситуациями, мотивами и профессиональными амбициями. В данном отношении не только западному, но и российскому читателю интересно прочитать эту книгу, которая представляет узнаваемые типажи российского университетского сообщества, все еще находящегося в процессе перехода от советского типа организации к чему-то иному. С другой стороны, использование личных бесед, оценки личного характера, нередко ироничные, не могут не задевать чувства людей, которые не планировали выносить особенности своей профессиональной и личной жизни на всеобщее обсуждение. Дополнительную «пикантность» книге придает то, что в ней представлены многие и до сих пор работающие люди под их собственными именами. Исключение сделано только для одного человека, имя которого не указано именно по причинам сложных личных отношений и потому, что карьера этого человека продолжается. Эта особенность книги вызывает противоречивое отношение к ней среди томских участников проектов. Авторский подход, таким образом, нарушает некоторые этические нормы исследования в антропологии и социологии, которые основаны на принципе «минимального вмешательства» в личную жизнь своих вольных или случайных информантов. В целом книгу можно рекомендовать как достоверное исследование и свидетельство развития и изменений в российских университетах в переходный период, написанное с использованием метода включенного наблюдения при сборе первичных материалов.
Дериглазова Лариса Валериевна | Томский государственный университет | доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры мировой политики | dlarisa@inbox.ru |