Новые «сказки Европы», рассказанные российскими антропологами | Сибирские исторические исследования. 2017. № 1. DOI: 10.17223/2312461X/15/3

Новые «сказки Европы», рассказанные российскими антропологами

Вниманию читателей предлагаются статьи российских антропологов, написанных по материалам полевой работы в 2015-2016 гг. в трех европейских странах (Австрии, Исландии, Испании). Авторы анализируют конкретные случаи выстраивания культурной оппозиции: стереотипизация, публичный протест, контроль «типичного» праздника. Рассмотренные нарративы и иные источники могут быть полезны для планирования ответственного общественного диалога и предупреждения социальных конфликтов.

New ‘fairy tales of Europe’ told by Russian anthropologists.pdf В 2015-2016 гг. сотрудники Института этнологии и антропологии РАН А.Н. Кожановский, И.А. Кучерова и Е.В. Холлер вели полевую работу в Австрии, Исландии и Испании по общей теме «Перестройка идентичности и трансформация традиционного уклада жизни в странах Европы на рубеже XX-XXI вв.»*. Выбор этой темы не был напрямую связан с названными странами, а произошел вследствие событий на Украине конца 2013 - начала 2014 г. «Революция достоинства», транслируемая по разным каналам (в основном Интернет, свидетельства друзей и знакомых) и вызвавшая невольное сравнение с «оранжевой революцией», подвела к вопросу, отраженному в названии подборки: как именно однажды мы просыпаемся в «другой стране» и «по разные стороны баррикад»? Откуда берутся в нашем сознании эти «разные стороны»? Возможно, наивный, но, во всяком случае, чистый от политизирования вопрос заставил обратить внимание на антропологический инструментарий и поставить конкретную задачу: в индивидуальном дела- нии, в отдельных зарубежных «полях» предложить свой ответ на вопрос о том, каковы сейчас новые «сказки Европы», рассказываемые на ночь в ожидании нового дня. При этом российские антропологи решили избежать описания какого-то одного феномена, наподобие трансформации семейных отношений или аспектов молодежной культуры, который мог бы быть освещен на материале трех стран, но, полагаясь на свой опыт и взаимодействие с респондентами, выделить, каждый в своем «поле», актуальный пример выстраивания культурной оппозиции «мы-они». Так выявились следующие темы: общественная борьба вокруг «типичных» локальных праздников в Испании, функциональность стереотипов в Австрии, а также мобилизация архаики в целях публичного протеста в Исландии. В рассмотренных случаях оппоненты «немы» в разной степени, и наиболее мягким, если не воодушевляющим, следует признать австрийский вариант. А.Н. Кожановский наблюдал испанскую действительность еще на рубеже 1980-1990-х гг. Перемены, которые оказались видны двадцать лет спустя, действительно поражают. Страна классовых противоречий и касикизма, сохранившая, впрочем, их яркие проявления по настоящее время, предстает ныне в столице и провинциях иной, подчас необъяснимо иной для стороннего наблюдателя. И перемены, и трансформация, не сводимые, разумеется, к конфликту поколений, проявляются в наиболее важных «брендах» Испании, среди которых праздники, представляющие собой яркий пример традиции, всегда актуализирующей своих персонажей и послание участникам и зрителям. Несмотря на естественное снижение масштаба народных манифестаций на площадях и улицах, обусловленное разными причинами (возросший индивидуализм, проблемы с качеством полемики, экономические трудности), институт локальных празднеств крайне важен для населения Испании и хорошо отражает состояние общества, его страхи и надежды. В тексте А. Н. Кожановского представлен взгляд на праздник как возможность местной общественности выразить языком символов отношение к принципам текущей политической жизни: равноправие полов, свобода совести, борьба с жестоким обращением с животными и пр. В спорах вокруг праздника мы можем заметить столкновение между собой идей «консервативных» (правая часть общества, клерикалы) и «радикальных» для столетних образов «испанскости» внутри и вне Испании (левые, молодежная городская среда). Кто имеет больше оснований для утверждения своей «бытовой сказки»? Вероятно, более убедительный рассказчик, быть которым совсем непросто в условиях увеличивающейся пропасти между бедными и богатыми и разочарования в популистской риторике политиков. Требование активной части общества соблюдения прав и свобод угрожает касикистскому мировоззрению, и «типичный праздник» служит скорее поводом для ее действий на «территории противника» - публичного противостояния с «реакционерами». Е.В. Холлер изучает австрийское общество изнутри больше десятка лет. Процесс ознакомления и интеграции позволяет ей будто продолжить музилевский тезис о «десяти характерах» жителя Австрии, прежде всего в отношении «десятого характера» - «пассивной фантазии незаполненных пространств». Стереотипизация (вменение своим и чужим группам неких качеств, понимаемых во взаимодействии, т.е. объединяющих в понимании) в современных условиях может показаться если не выходом из этнонационального тупика, то многообещающим фактором совместного существования различных этнокультурных групп. Е.В. Холлер предлагает свою «волшебную сказку»: «австрийская душевность», юмор и сдержанность (до закрытости) формируют, с опорой на исторические корни, неплохую платформу для выстраивания диалога с внешним миром по своим правилам. В системе австрийских координат ненавязчивый космополитизм не нов, ограниченная открытость для выгодного взаимодействия привычна, а значит, «десятый характер» действует и востребован, как и не одну сотню лет назад. И.А. Кучерова идет еще дальше. На фоне перемен в современном исландском обществе она разбирает литературные сюжеты древней Исландии, ставшие, как представляется, стимулом для оформления в наши дни публичной протестной площадки. Легитимное публичное осуждение (нид) - не частичное ли воплощение мечты о прямой (островной) демократии? Перед нами, вероятно, все же не модернизация архаики (при всех изящных отсылках к прошлому), но умелое использование элементов прошлого для выстраивания общественного диалога в настоящем, иначе говоря, «сказка-урок» и предупреждение. Хочется надеяться, что рассказанные российскими антропологами новые «сказки Европы» будут полезны специалистам в составлении прогнозов на завтрашний день.

Ключевые слова

Spain, Iceland, Austria, public protest, stereotypes, local celebrations, identity, Испания, Исландия, Австрия, публичный протест, стереотипы, локальные праздники, идентичность

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Игнатьев Роман НиколаевичИнститут этнологии и антропологии РАНкандидат исторических наук, научный сотрудникroman.ignatiev@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

 Новые «сказки Европы», рассказанные российскими антропологами | Сибирские исторические исследования. 2017. № 1. DOI:  10.17223/2312461X/15/3

Новые «сказки Европы», рассказанные российскими антропологами | Сибирские исторические исследования. 2017. № 1. DOI: 10.17223/2312461X/15/3