Люди «золотой страны»: наследие предков в контексте постконфликтного развития провинции Фунар Восточного Тимора
The people of the "Land of gold": ancestors' heritage in the context of post-conflict development in Funar (East .pdf Bovensiepen J.M. The Land of Gold: Post-Conflict Recovery and Cultural Revival in Independent Timor-Leste. Ithaca, NY: Cornell University Press, 2015. 216 p. (Southeast Asia Program Publications). ISBN: 9780877277675 В социальной и культурной антропологии давно существует устойчивый интерес к исследованию конфликтов на землях коренных народов, практике их урегулирования и дальнейшего постконфликтного развития. В этом направлении опубликовано значительное количество глубоких кейс-стади и обобщающих монографических работ, разработаны специализированные методологии и концепции, объясняющие характер постконфликтного дискурса, специфику переживания местными сообществами коллективной травмы, особенности восстановления социальных связей, культурных практик и институтов. Предлагаемая вниманию читателей монография британского антрополога Джудит Бовенсипен вполне укладывается в этот пул научной литературы, обогащая его, безусловно, интересным и важным кейсом Восточного Тимора, в горных районах которого в настоящее время идет процесс ревитализации исконных культурных практик локальными сообществами, вернувшимися в места традиционного проживания после длительного периода вынужденной дислокации и преследований во время индонезийской оккупации страны (1975-2002 гг.). На примере провинции Фунар автор рисует детальную картину группового преодоления последствий конфликта на основе устойчивого стремления местного населения к восстановлению связей с землей предков, возрождению и укреплению соответствующих традиций и идентичности. В этом Дж. Бовенсипен видит одну из ключевых особенностей рассматриваемого кейса. Разрушительные события двадцатисемилетнего периода оккупации редко артикулируются местным населением в терминах страдания, групповой травмы, вины за причиненный местным сообществам ущерб или его возможной компенсации. Вместо всего этого жители горных районов Восточного Тимора глубокого осознают и подчеркивают лишь значимость их возвращения на священную землю предков - место, изобилующее золотом, где жизнь, как считается, берет свое начало. По заявлению автора, отсутствие попыток развить риторику травмы и перенесенных страданий, резко выделяющее жителей провинции Фунар из общей массы населения Восточного Тимора, сродни подсознательной коллективной амнезии, возникающей путем замещения деструктивных групповых воспоминаний созидательными установками на новое обретение себя в контексте возвращения на исконные земли, в традиционную природную и культурную среду. Однако у данного феномена есть и более прагматичное политическое объяснение. Подобная групповая амнезия, по сути таковой не являясь, может объясняться тем, что жители горных селений Фунара фактически выключены из современных процессов нациестроительства, логика которых определяет роль отдельных сообществ в образовании гражданской нации Восточного Тимора пропорционально перенесенным ими страданиям и вкладу в борьбу против Индонезии. Отсутствие у жителей горных территорий признаков гражданско-национальной идентичности, таким образом, деактуализирует и их воспоминания о пережитой драме периода оккупации. Демонстрация травмы лишается при этом всякого смысла. По мнению Дж. Бовенсипен, наблюдаемое у жителей провинции Фунар преобладание ценности исконной среды обитания и традиций над риторикой страдания и травмы проистекает из особого понимания того, как устроен человек. Согласно традиционной мифологии горцев Восточного Тимора, до рождения и после смерти люди состоят из того же вещества, что и земля, и полностью с ней едины. Лишь во время человеческой жизни они [земля и люди] физически разделены. Однако важным для людей считается сохранять и чувствовать на протяжении всей жизни духовную связь с землей предков. В этом смысле вынужденное изгнание в период индонезийской оккупации не столько нанесло травму жителям горных районов страны, сколько в целом прервало естественное для них течение жизни. Возобновить его возможно лишь поддерживая изначальное мифологическое единство с землей, активизируя и актуализируя исконные культурные практики, что, собственно, и происходит в провинции Фунар на всем протяжении периода восстановления после индонезийской оккупации. Дж. Бовенсипен удалось отчетливо это зафиксировать в результате ее многолетних полевых исследований, материалы которых положены в основу рассматриваемой монографии. Однако ценность рецензируемой книги не ограничивается лишь насыщенностью богатейшим этнографическим нарративом по теме постконфликтной реставрации культурных практик у населения горных территорий Восточного Тимора. Внимания заслуживает также оригинальная постановка самой исследовательской задачи, которая, как видится автору этих строк, важна с точки зрения развития методологии социальной и культурной антропологии. Не оставляя вне поля зрения острые политические и эмоциональные дилеммы, наложенные прошлым на повседневную жизнь людей, «Золотая страна» стремится выйти за рамки преобладающих концепций постконфликтного развития, в которых предпочтение отдается человеческим отношениям. Вместо этого Дж. Бовенсипен сосредоточена на оценке значения духовного и ритуального взаимодействия людей с окружающей средой и предками, посредством которого выжившие стремятся примириться с разрушительными событиями прошлого. В основе своей подобный подход представляется перспективным для исследования последствий социальных (в том числе ресурсовых) конфликтов на землях коренных народов в России, где мифологическая и ритуальная сторона социальных взаимодействий в условиях постконфликтного развития явно недооценивается и практически не принимается в расчет на уровне практик урегулирования конфликтов. Особенностью монографии Дж. Бовенсипен является также ее удачная структурная композиция, представляющая материалы по постконфликтному развитию местных сообществ провинции Фунар Восточного Тимора в виде шести самостоятельных по содержанию очерков. В первом из них, названном Sacred Origins of Life (p. 27-48), автор задает общую рамку дальнейших рассуждений о значении традиционной мифологии жителей горных районов Восточного Тимора в постконфликтном социальном развитии. Подробно охарактеризованы распространенные в среде местных сообществ представления о происхождении отдельных групп от различных объектов (неживой) природы, соответствующие этому нормы социальных взаимоотношений, в том числе в области установления общинных прав на земли традиционного проживания и отношений между автохтонными и пришлыми группами населения. Второй очерк Concealing Trunk Knowledge (p. 49-72) посвящен исследованию практик сохранения и трансляции традиционных знаний жителей Восточного Тимора в период индонезийской военной оккупации, когда под запретом находились любые ритуалы, общественные собрания и коллективные действа. Автор отмечает, что именно давление со стороны оккупационной администрации и преследования способствовали актуализации основ традиционных знаний и соответствующего им обычного права, быстро ставших основой локальной идентичности горцев провинции Фунар. Следом за этим, в рамках третьего очерка The Hazards of House Reconstruction (p. 73-96), Дж. Бовенсипен рассматривает развитие взаимоотношений на уровне «домов предков» - родовых объединений горных тиморцев, составляющих основу их традиционного общества, - в динамике перехода Восточного Тимора от колониального периода через время военной оккупации к постконфликтному периоду. Показана также роль домов предков как специальных культовых мест в поддержании мифологической и духовной связи родовых групп с землями предков, природными ландшафтами и культурной средой. Очерк под названием On the Pain of Separation (p. 97-120), помещенный в книге под четвертым номером, касается практик межгруппового обмена (в том числе брачного, ритуального, экономического), который характеризуется автором с позиций поддержания единства идентичности и культурного облика населения горного Фунара на надродо-вом уровне социальной организации, который предопределяет групповую целостность сообщества горных тиморцев. Два последних очерка, Keeping the Dead Away (p. 121-140) и Fear of the Land (p. 141-154), содержат развернутый анализ культурных представлений и практик горных тиморцев в отношении сакральных территорий, принятых норм в отношении их посещения и ритуального использования. Автор подчеркивает двойственное отношение жителей горных районов Восточного Тимора к священным землям, которые, с одной стороны, обладают живоначальной силой и способны к воспроизводству (человеческой) жизни, а с другой - являются и вместилищем смерти. Нередкие во время военной оккупации случаи нарушения традиционных табу в отношении священных земель, в том числе и местными жителями, вынужденными спасаться от преследований вблизи сакральных территорий, осознаются местным населением как причина последовавших за этим несчастий. В целом представленные в книге Дж. Бовенсипен материалы, ее личные полевые наблюдения и сделанные в итоге заключения относительно культурного возрождения местных сообществ в горных районах Восточного Тимора формируют достаточно интересный кейс, описывающий практики постконфликтного развития на землях коренных народов. Избранный автором фокус на исследовании практик ревита-лизации мифологического единства сообщества и вмещающего ландшафта как способа примирения с разрушительными событиями прошлого и преодоления пережитой коллективной травмы представляется весьма оригинальным подходом, применимым к анализу соответствующих процессов в других регионах мира, включая территории проживания коренных малочисленных народов российского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Книга будет интересна антропологам, этнологам, социологам, а также специалистам-практикам, связанным с решением проблем постконфликтного развития.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 239
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Поддубиков Владимир Валерьевич | Кемеровский государственный университет; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова | заведующий лабораторией этносоциальной и этноэкологической геоинформатики | poddub@gmail.com |
Ссылки

Люди «золотой страны»: наследие предков в контексте постконфликтного развития провинции Фунар Восточного Тимора | Сибирские исторические исследования. 2017. № 2. DOI: 10.17223/2312461X/16/12
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 2983