Актуальность изучения и использования сетевого взаимодействия при реализации образовательной программы «Антропология и этнология» в вузе связывается с диверсификацией образовательного предложения, поиском путей повышения эффективности работы высшей школы, устойчивостью развития учебного и научного процессов. Проблема заключается в поиске иных ресурсных полей для организации сетевого взаимодействия. В статье показано, что сетевое взаимодействие в высшей школе в Кировской области опирается на солидную историю научных и образовательных коммуникаций на Урале, в Приуралье, Вятско-Камском, Волго-Вятском территориальных образованиях. Межрегиональные наработки ученых самого первого на Урале - Пермского -государственного университета, ныне - национального исследовательского, положили начало сотрудничеству в научном и педагогическом сообществах. В настоящее время суть сетевого взаимодействия определяется комплексом содержательных полей и форм деятельности, в которые входят сотрудничество в проведении экспедиций, конференций, стажировок, учебы и особенно - практик аспирантов, а также реализации на практике магистерской программы двойного диплома (РФ - ЕС). Кроме широко применяемых информационных технологий, авторы считают важными этнографические экспедиционные исследования, составляющие специфику данного сетевого взаимодействия, и демонстрируют в статье полученные на практике результаты.
Network interaction' at Vyatka State University.pdf Потребность современного российского общества в новых университетских образовательных программах способствовала, в том числе, и оформлению такого направления, как «Антропология и этнология». Тем самым была признана не только потребность в диверсификации образовательного предложения, но также необходимость более тщательной работы с таким феноменом, как миграция, формирования сети этномониторинга, выработки адекватных методов управления этнокультурными процессами и межэтническими взаимодействиями в регионах России. В субъектах Российской Федерации при этом отчетливо видны историко-культурная специфика и потребности конкретных регионов. На северо-востоке европейской части страны, где функционируют университеты разных видов (опорные, национально-исследовательские и иные), особая роль в развитии вузов отводится так называемому сетевому взаимодействию. Известно, что под сетевым взаимодействием понимается совокупность горизонтальных и вертикальных связей вузов, выстраиваемая с целями обеспечить доступность качественного образования для разных категорий обучающихся, повысить открытость учреждений высшей школы, в том числе и при помощи интенсификации использования IT-технологий (Сетевое взаимодействие, 2011). Это позволяет «предоставить студенчеству реальные возможности повышения гибкости и мобильности своего обучения.» (Яковлева, Бондырева 2012: 2). Обычно сетевое взаимодействие подразумевает большие контакты между вузами-партнерами, которые строятся на широком использовании компьютерных технологий. Однако, на наш взгляд, на региональном уровне сетевое взаимодействие требует поиска и других форм и основ контактирования, не ограничиваясь IT-технологиями. Нашей целью является показать, что значительный ресурс, причем именно в таких образовательных программах, как «Антропология и этнология», заключен в проведении совместных исследовательских работ, как учебных, так и научных. Этнографические экспедиции обнаруживают весомый потенциал в сфере сотрудничества, что уже неплохо просматривается в деятельности региональных вузов и имеет основания в истории этих экспедиционных исследований, накопленном опыте их проведения и использовании получаемых результатов в образовательном процессе в высшей школе. Исторические основания «сети» в регионах Межрегиональное сотрудничество вузовских ученых-этнографов было подготовлено работами на протяжении XIX в. Известно, что еще во второй половине XVIII в., а особенно в конце его, русской наукой было накоплено большое количество этнографического материала -почти обо всех народах России и о некоторых зарубежных. Очень важно отметить, что этот материал постепенно просачивался из специальных ученых сочинений, описаний путешествий в общедоступную литературу. Этнографические сведения становились достоянием читающей публики. Базу для дальнейших межрегиональных сравнений создавали сеть местных отделов Русского географического общества и Общество любителей естествознания и др. (Токарев 2015: 262, 363, 366, 382, 399). Постепенно расширялась география этнографических исследований. В Приуралье и на Урале на протяжении XIX и XX вв. сложилась качественная база для научного и образовательного сотрудничества вузов. Так, например, известно, что первый уральский вуз - Пермский государственный университет - был основан в 1916 г. на базе сразу двух весомых учреждений высшей школы - Петроградского и Юрьевского (Тартуского / Дерптского) университетов. Это обстоятельство позволило переехавшим на Урал сотрудникам реализовывать имевшиеся до этого контакты при организации учебной работы и научных изысканий. С тех времен можно говорить о непрерывности исследований, о формировании бережного отношения к накопленным ранее достижениям по сбору и использованию экспедиционного материала, своеобразном этно-археологическом мониторинге (Трушкова 1998: 78, 80). В середине - второй половине XX столетия созданная в Свердловске, в Уральском госуниверситете, Уральская археологическая экспедиция позволила значительно расширить хронологическую и тематическую сферу деятельности археологов, что связывалось и с отсутствием экспедиционных исследований в Зауралье и Западной Сибири в то время (Мельникова 2003: 104). Использование экспедиционных материалов из разных районов Урала, Зауралья, а также Приуралья и Поволжья стало нормой в межрегиональном взаимодействии вузовских и академических ученых. Скрытый источник для вузовских взаимодействий в рассматриваемом мегарегионе проявлялся и в серии названий таких научных и учебных публикаций, как «История Урала», «Народы Урала и Поволжья», «Зауралье», «Приуралье», «Камско-Вятский регион», «Волго-Вятский регион». На примере современной Кировской области хорошо видно, что некоторые научные темы опираются на культурное тяготение региона к Поморью, либо к Поволжью, либо к Уралу, либо к Нижегородчине; современная проблематика подразумевает значительное расширение пространственных рамок (подробнее см., например, Трушкова 2016: 51-58). «Давно в сети»: сетевое взаимодействие в этнографическом образовании в вузе сегодня На основании такого, условно говоря, «нового прочтения» географического фактора сетевое сотрудничество российских вузов в начале XXI в. может быть раскрыто на примере Вятки. Содержание и направления сотрудничества здесь сложились исторически, и современное восприятие его строится на базе фундаментальных научных результатов приуральской школы исторических исследований. В современную «сеть» включаются этнографическая и археологическая практики вятских студентов на базе Пермского университета, занятия вятских и пермских аспирантов в соседних субъектах РФ, постоянное участие в научных и научно-практических конференциях друг друга. Весомый потенциал Пермского университета, ставшего национальным исследовательским, используется и в вузах Кировской области. Сформированные в Вятском государственном университете (ВятГУ) в 2015 и 2016 гг. студенческие группы по образовательной программе «Антропология и этнология» включают студентов не только из Кировской области, но из соседних и не соседних регионов и зарубежных стран. Это изначально настраивает будущих этнологов и антропологов на подключение к масштабным этнографическим изысканиям, в первую очередь у себя «дома» - в Кировской, Нижегородской, Костромской областях, в Республике Коми и Пермском крае, а также на Ямале, в Латвии и Азербайджане. В проектах с межрегиональным составом исполнителей студенты с преподавателями работают в «поле», музеях, домах престарелых, посещают этнокультурные объекты в разных федеральных округах - Приволжском, Северо-Западном, Уральском (грант «Росмолодежи» ВятГУ 2016 г.). Хорошую практику будущие этнологи получили благодаря участию в реализации проекта «Научная этнографическая экспедиционная деятельность студентов и молодежи: межэтническое взаимодействие и патриотическое воспитание» в Приволжском и Северо-Западном округах в 2016 г., поддержанного Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежь), а также в этнографических экспедиционных исследованиях по гранту Президента РФ «Первый межрегиональный культурный центр кряшен «Вятка - Удмуртия - Татарстан, культурно-этнографический проект» в 2017 г. Другие направления сетевого взаимодействия ВятГУ - Тартусский университет, в котором есть возможность для преподавательской стажировки в месте учебы выдающегося этнографа - вятского уроженца - Д.К. Зеленина; Эстонский национальный фольклорный музей; учреждения и организации культурно-образовательного характера Латвии, в которых осуществляется научное и образовательное сотрудничество в изучении жизни и деятельности Я. Райниса на родине и в вятской ссылке, истории и этнографии «столыпинских» переселенцев на севере Вятского края, которое включает чтение лекций студентам Вятского госуниверситета приглашенными учеными из Эстонии и Латвии. Сотрудничество с культурными обществами и вузами Латвии помогает ВятГУ привлекать на программу обучения «Антропология и этнология» студентов из этой страны, а российским студентам участвовать в экспедициях и конференциях в странах Балтии. В 2000-2010-х гг. студенты и аспиранты из ВятГУ проходили этнографические практики также на Украине, на базе Одесского госуниверситета, в Киеве, в архивах и библиотеках. Благодаря международному сотрудничеству студенты-антропологи учатся и знакомятся с системой обучения за рубежом, проводят собственные исследования. Важность таких поездок, экспедиционных исследований и личных коммуникаций со студентами сходных специальностей из других стран заключается и в том, что учащиеся получают таким образом возможность испытать на себе все сложности и прелести метода «включенного наблюдения», одного из наиболее важных в полевой этнографии. Сетевое взаимодействие развивается в ВятГУ в сфере этнологии не только в образовательной программе «Антропология и этнология». Этнографическая проблематика активно включена в содержание магистерской программы «История» с профилем «Историко-культурный туризм». Данная программа разработана в ВятГУ совместно с вузом-партнером из Латвии и адаптирована к образовательным стандартам стран ЕС, с получением дипломов образцов РФ и ЕС. Во время учебы по этой программе студентам предоставляется возможность учиться минимум один семестр из четырех в Латвийской Республике. Учебный процесс дополняется возможностью улучшить знания английского языка, поездками по странам Балтии и другим странам Евросоюза. Поездки и экскурсии в музеи, знакомство с достопримечательностями, обычаями и традициями ближнего и дальнего зарубежья вносят весомый вклад в этнографические исследования студентов. Роль сетевого взаимодействия вузов в деле организации и проведения именно экспедиционной работы представляется востребованной и перспективной согласно скрининговым исследованиям мнений студентов о востребованности этнологического образования. Так, материалы соцопро-са всех 30 студентов, обучающихся сейчас в Вятском госуниверситете по образовательной программе «Антропология и этнология», показали следующее (таблица). Восприятие студентами Вятского госуниверситета обучения по программе «Антропология и этнология» № п/п Содержание вопросов и ответов Студенты, % 2-го курса | 3-го курса 1 Что привлекло вас в выборе специальности? Возможность путешествовать, расширять кругозор, изучать народы мира 60 50 Актуальность изучаемых проблем 30 35 Другое 10 15 2 Какие интересные формы обучения вам видятся в выбранной специальности? Полевые исследования, возможность общаться с разными людьми 90 75 Разные научные семинары 10 15 Другое - 10 3 Какие перспективы трудоустройства по специальности Вы видите для себя? Работа, связанная с решением национальных вопросов 60 50 Работа в сфере туризма 20 25 Работа в административных структурах 10 10 Работа в силовых структурах - 10 Другое 10 5 Из таблицы видно, что на выбор будущей учебы и работы, реализации себя в жизни выпускникам школ с гуманитарными интересами оказывает влияние стремление лучше познать все более глобализующийся мир, получить конкретные знания, понять проблемы, которые воспринимаются современной молодежью как таковые. В ходе учебы для молодежи ценно, что они усваивают не только теоретические знания, по учебникам и из Интернета, а на деле, проверяя себя в экспедиционных выездах разной продолжительности и направлений. Такие сетевые экспедиционные взаимодействия помогают студентам лучше определиться с дальнейшей работой. Результаты опроса также показали, что будущие этнологи нацелены на важные сферы профессиональной деятельности. Среди студентов, обучающихся на других образовательных программах, также обнаруживается интерес к сетевому учебному экспедиционному взаимодействию. Как правило, лучше вникают в учебные гуманитарные исследования те из них, кто путешествовал с родителями, ходил в походы с классом в школе или кружке в Доме творчества юных. Студенты, проведшие не один полевой сезон в поездках по региону, стране, отмечают их полезное влияние. ...поле, поле, поле - и по странам полетел, Поле, поле, поле, - я во многом преуспел... Из современного студенческого фольклора *** Сетевое взаимодействие в Вятском государственном университете, как мы видим, включает в себя различные формы научного и учебного сотрудничества - от конференций и стажировок, проведения этнографических практик до программ двойного диплома. Потребность в таком взаимодействии и его активное развитие объясняются, на наш взгляд, открывающимися в данном случае возможностями перераспределения ресурсов в образовании и науке, в использовании инициативы и творчества всех участников образовательного процесса, равно как и в реализации различных алгоритмов взаимного движения вперед. Объединение ресурсов участников сетевого взаимодействия позволяет более эффективно проводить оптимизацию в образовании, переходить к новым видам работы, получая значимые результаты как в образовании, так и в практической области.
Мельникова О.М. Свердловская научная археологическая школа В.Ф. Генинга (19601974 гг.). Ижевск: Изд-во УдГУ, 2003. Сетевое взаимодействие - ключевой фактор генерации инновационной среды образования, науки и бизнеса. Практика Томского государственного национального исследовательского университета в реализации инновационных проектов. Томск, 2011
Токарев С.А. История русской этнографии / сост. и отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2015
Трушкова И.Ю. Приуральская школа исторических исследований: к вопросу о педагогическом опыте экспедиционных работ // Этнокультурное наследие Вятско-Камского региона: проблемы, поиски, решения: материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 120-летию Д.К. Зеленина. Киров: Кировская областная типография, 1998. С. 77-81
Трушкова И.Ю. Экономика восточно-поморского города Лальска: вопросы этноархео-логического изучения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2016. № 3. С. 51-58
Яковлева А.В., Бондырева И.Б. Развитие сетевого взаимодействия вузов // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2012. № 2. С. 542-548