Этнофизиография и исследования места и пространства среди коренных народов: ключевые темы и обзор литературы | Сибирские исторические исследования. 2019. № 4. DOI: 10.17223/2312461X/26/11

Этнофизиография и исследования места и пространства среди коренных народов: ключевые темы и обзор литературы

Статья представляет собор обзор современных работ по этно-физиографии и исследованиям пространства и места (space and place studies). Этнофизиография - новое междисциплинарное направление науки на стыке культурной географии, лингвистики и социальной антропологии. Она исследует то, как разные сообщества воспринимают и концептуализируют ландшафтные черты и объекты. Автор предлагает ввести методы и теоретические подходы эт-нофизиографии в исследования ландшафта и названий мест среди коренных народов Севера и Сибири. Этот регион с его многочисленными языковыми меньшинствами практически не представлен в кросс-культурных исследованиях по этнофизиографии.

Ethnophysiography and place and space studies among indigenous peoples: key themes and literature review.pdf Введение: Этнофизиография как новое направление в культурной географии В данном обзоре рассматриваются ключевые работы, посвященные концептуализации пространства, места и ландшафта в языках коренных народов, опубликованные за последние несколько десятилетий. Интерес к этой теме объясняется «пространственным поворотом» в социальных науках и связанного с ним смещения фокуса с «реальности» как данности к динамичной концепции «пространственности» (Warf, Arias 2009). Хотя язык и речевые практики остаются во многом маргинальными темами в культурной географии, как отмечают географы Ричард Харрисон и Дэвид Левингстон, именно язык является важным механизмом для понимания того, каким образом люди взаимодействуют с пространством (Harrison, Levingstone 1982: 8, 28). Работы по этнофи-зиографии и изучению пространства и места (space and place studies) последних лет являются в этом отношении инновационными, так как они предлагают взглянуть на традиционную проблематику взаимосвязи между языком и пространством под новым методологическим углом. В то время как концепции пространства и места хорошо описаны в западной литературе на европейских материалах (Casey 1993, 1998; Benko, Strohmayer 1997; Low, Lawrence-Zuniga 2003; Cresswell 2004; Place, Spase... 2007), их понимание в культурах коренных народов недостаточно изучено. Исследователи отмечают, что в некоторых языках понятия пространства и места могут отсутствовать либо иметь отличные от европейских коннотации (Johnson, Hunn 2010; Holton 2011; Bu-renhult et al. 2017). Исключение составляют, пожалуй, топонимические исследования, которые хорошо представлены как в российских, так и зарубежных работах. Однако зачастую эти исследования сконцентрированы на таких сугубо лингвистических вопросах, как, например, этимология названий, и не уделяют достаточного внимания этнографии названий мест и тому, как эти названия функционируют в обществе. Критическая топонимика, изучающая политические аспекты наименования и переименования, - еще одно перспективное направление (см., например, Rose-Redwood, Alderman, Azaryahu 2010; Басик 2018; Edlund 2018; Ka§ik?i 2019), работ по которому в российской науке крайне мало. Исследование топонимов в их взаимосвязи с культурными традициями и географией было впервые осуществлено в американской культурной антропологии в работах Альфреда Кребера (Kroeber 1916) и Франца Боаса (Boas 1934, 1940). Влияние данной традиции прослеживается в современных исследованиях американских и отчасти европейских ученых (Basso 1988, 1996; Hunn 1996; Kari 1989, 1996, 2011; Aporta 2004, 2005, 2010; O'Meara, Bohnemeyer 2008; Thornton 2008; Davidson-Hunt and Berkes 2010; Johnson 2010; Holton 2011, 2013; Williams, Kuhn, Painho 2012; Feng, Mark 2017). Эти работы отличаются от советских и российских традиций исследований топонимики, которые были во многом посвящены вопросам исторического расселения народов (Давыдова 2013). Хотя отечественная традиция изучения топонимов значительно повлияла на сложение исторического направления компаративистики и позволила установить связи между различными лингвистическими группами (Гриценко 1974; Vajda 2010; Галкина и Осипова 2000), социальные, политические и культурные аспекты топонимов до сих пор остаются за рамками исследования в российской науке. Дополнительной сложностью языка описания является тот факт, что понятия пространства и места зачастую используются в качестве синонимов, хотя в некоторых сообществах они могут иметь различные формы репрезентации. Например, Пенелопа Браун (Brown 2008) пишет о том, что в цельтальском языке (один из языков майя) понятие «место» можно лингвистически выразить, используя слово y-awil, которое буквально означает «свое место». Это слово используется только в отношении стационарных объектов. Однако вещи, которые могут перемещаться, в том числе люди, животные, автомобили, не обладают y-awil. Исключение составляют изолированные в пространстве объекты. Например, понятие «люди в доме» будет выражаться с помощью y-awil. Интересно, что деревья, горы и реки также не имеют свойства y-awil. Браун предполагает, что объекты, отмеченные географическими названиями и не имеющие y-awil, концептуализируются не как места, а, скорее, как объекты окружающей среды. Рассуждая о понятии «место» среди анишинаабе, Йен Дэвидсон-Хант и Фикрет Беркес (Davidson-Hunt and Berkes 2010: 235-236) пишут о том, чтопредставителиэтой группы запоминают и наименовывают места во время непосредственного взаимодействия с ними. Они подчеркивают, что в этом сообществе концепция «земли» подразумевает не только поверхность земли, но и совокупность организмов (238). В этой связи некоторые исследователи предполагают, что геоонтология, изучающая онтологию географических объектов, должна исследовать разницу между географическими и не-географическими сущностями, в том числе с помощью обращения к языку (Smith and Mark 1998). Схожие проблемы возникают, когда исследователи пытаются работать с понятием ландшафта. В литературе используется не менее десятка определений ландшафта. В своей книге «Ландшафт» Джон Уайли (Wylie 2007: 7) подчеркивает, что ландшафт - это не только феномен сам по себе, но еще и наше восприятие этого феномена. В большинстве определений ландшафта субъект помещен вовне и является сторонним наблюдателем, в то время как в понятии места субъект находится внутри и выступает в роли участника процесса восприятия. Антрополог Тим Ингольд (Ingold 2000) попытался преодолеть данный картезианский дуализм, традиционно применяющийся к ландшафту. Он рассматривает ландшафт с точки зрения «обитания» (dwelling) или бытия в мире. Работы Ингольда ознаменовали феноменологический поворот в изучении ландшафта как телесной практики и прямого опыта взаимодействия со средой (см. также Malpas 2007). Наконец, антрополог Лесли Джонсон предлагает исследовать ландшафт как совокупность социальных практик взаимодействия со средой и другими сущностями, населяющими эту среду (Johnson 2010). В рамках этнофизиографии, исследующей ландшафт как объект когнитивного восприятия и одновременно как опыт нахождения в среде, ландшафт представляет собой набор экотопов или наиболее заметных черт ландшафта, поддающихся классификации и картографированию (Hunn, Meilleur 2010: 15). Некоторые эти черты могут быть культурно обусловленными. В следующем разделе будут рассмотрены основные работы по этнофизиографии последних лет. Язык и ландшафт в этнофизиографических исследованиях Этнофизиография исследует то, как языковые сообщества воспринимают и категорируют ландшафтные черты. Она ставит своей целью задокументировать кросс-культурные и кросс-лингвистические различия в определении, классификации и наименовании географических объектов (Mark, Smith, Tversky 1999; Mark, Turk 2003; Mark, Turk, Stea 2010). Этнофизиография также изучает топонимы и культурные ассоциации, связанные с восприятием пространства и ландшафта как особой онтологической реальности. Поскольку этнофизиография позиционируется как сравнительное исследование, ее методология направлена на выяснение связей между культурой, языком и познанием: в какой степени географические понятия и ландшафтные категории являются универсальными? (Bromhead 2018). В последнее время внимание исследователей особенно привлек тот факт, что разные группы выбирают различные объекты для наименования (Burenhult, Levinson 2008). Особенно этот феномен хорошо виден на примере естественных ландшафтных объектов. В своей статье Барри Смит и Дэвид Марк задаются вопросом, являются ли такие обыденные понятия, как, например, «гора» или «река», общечеловеческими? Они приходят к выводу о том, что, вероятно, можно говорить об универсальной народной онтологии ландшафтных форм, в которой присутствуют общие понятия для наиболее заметных (salient) географических объектов (Smith, Mark 2001, 2003). Этот тезис опровергает Стивен Левинсон (Levinson 2008) в своей статье, посвященной онтологии места и ландшафта в Папуа-Новой Гвинее. Интерес к межкультурным исследованиям ландшафтного восприятия и лексикализации привел к совместным исследованиям, проведенным группой международных специалистов по языкам коренных народов на базе Университета Макса Планка. Исследование охватывало языки Южной Америки, Полинезии, Меланезии, Юго-Западной Африки, Юго-Восточной Азии. Результаты проекта были опубликованы в специальном выпуске Language Sciences. Руководители исследований Никлас Буренхульт и Стивен Левинсон (Burenhult, Levinson 2008) пришли к выводу том, что с определенной долей осторожности можно утверждать отсутствие универсальности в понимании ландшафта, по крайней мере, в отношении базовых терминов. Стивен Левинсон (Levinson 2008) в своей статье, опубликованной в том же номере, отмечает, что, по-видимому, выделение наиболее заметных для восприятия черт ландшафта не является основополагающим фактором в идентификации и лексикализации ландшафтных объектов, как это считалось ранее. Его исследование языка острова Россел, Папуа-Новая Гвинея, демонстрирует, что из трех возможных мотивов для классификации ландшафтных черт, включающих восприятие, аффордансы и культурные модели, последние два фактора являются доминирующими. Так, несмотря на большое разнообразие терминов, описывающих морской ландшафт, в языке йели (изолят) понятия «море» не существует. Вместо общего понятия йели используют ряд терминов для определения глубины, типа дна, расстояния от земли и т. д. Две коллективные монографии представляют наибольший интерес для этнофизиографических исследований: «Этноэкология ландшафта. Концепции биотического и физического пространства» (Johnson, Hunn 2010) и «Ландшафт в языке: трансдисциплинарные перспективы» (Mark et al. 2011). Обе монографии являются примером феноменологического подхода к исследованиям ландшафта в культурной географии и геоонтологии. Помимо традиционно многочисленных исследований, проведенных среди коренных народов Северной Америки, работа «Этноэкология ландшафта. Концепции биотического и физического пространства» содержит ряд примеров из различных регионов мира. Например, Джулия Кромер (Julia Krohmer) рассматривает экологические знания и терминологию, употребляемую кочевыми и оседлыми фулани для маркирования пастбищ. Рой Эллен (Roy Ellen) исследует типы лесов среди нуа-улу в Восточной Индонезии. Его полевые материалы показывают, что представление о лесе у нуаулу не является таксономическим, а скорее основано на пересечении различных классификационных систем. Эллен утверждает, что, хотя знания людей о местной среде обитания могут быть довольно детальными, формальные лексические кодификации, принятые в западной науке, являются «наименее удовлетворительным способом организации этих знаний» (Ellen 2010: 133). При этом личный опыт и взаимодействие с окружающей средой важнее для местного сообщества, чем формализация знаний об этой среде. Эллен приходит к выводу о том, что, скорее всего, люди подходят гибче к лексикализации знания об окружающей среде, чем это можно продемонстрировать с помощью систематической категоризации и классификации ландшафтных терминов. Исследование Майкла Гилмора (Michael Gilmore) с коллегами продолжает изучение лесов в сообществе майюне в Перу. Они исследуют представление о manaco taco 'открытая местность в высокогорных лесах'. По мнению местного населения, такие ландшафты населены духами и представляют опасность. Ученые считают, что изучение табуированных ландшафтов помогает понять, почему люди избегают определенных мест, а также какие существуют культурные объяснения, связанные с различными географическими объектами. Клаудио Апорта (Claudio Aporta) исследует ледяные ландшафты и их роль для сообщества инуитов в Иглулике. Он отмечает, что для инуи-тов знание льда не только визуальное, но и аудиальное. Концепция «движущегося льда» составляет значительную часть традиционных знаний у инуитов. Апорта рассматривает многочисленные способы, которыми охотники предсказывают поведение льда в зависимости от течения, лунных фаз и направления ветра. Как и материковые объекты, некоторые ледяные формы имеют названия, поскольку они служат важными ориентирами в местном сообществе. Сложности и многообразию взаимосвязей между восприятием, опытом, практикой и концептуализацией ландшафта посвящена и коллективная монография «Ландшафт в языке: трансдисциплинарные перспективы». Понятие «ландшафта» здесь обсуждается с точки зрения применимости этой концепции в исследованиях пространства в языках коренных народов. Например, Брайан Мертон (Brian Murton) утверждает, что термин «ландшафт» в том виде, как он используется в западной эпистемологии, не подходит для маори, которые видят свою страну как сеть взаимосвязанных географических названий, а не с позиции стороннего наблюдателя. Напротив, как показывает Крис Дюваль (Chris Duvall), термин dugu в системе ландшафтной категоризации маники, по-видимому, представляет собой целостную концепцию географической реальности, которую можно сравнить с западным понятием «ландшафт». Несколько работ анализируют контрастные ландшафты в разных группах. Например, различие между сушей и морем обсуждается в исследовании Томаса Торнтона (Thomas Thornton) у тлинкитов Юго-Восточной Аляски. Он утверждает, что различие между понятиями daak 'материк от берега' и daak 'море от берега' коренится в метафизике тлинкитов, в которой Ворон способствует делению животных на живущих на земле и в море. Гари Холтон (Gary Holton) в своем исследовании восприятия ландшафта среди атабасков и инуитов показывает, как по-разному люди могут смотреть на один и тот же ландшафт в зависимости от своих культурных моделей и хозяйственных практик. Пространство, топонимика и картография Сложность в изучении пространства среди коренных народов привела к развитию включенного картографирования (participatory mapping) как визуального способа передачи географической информации. Картографирование стало ключевым методом документации традиционных знаний и топонимики (см., например, Herman 2008; Sletto 2009; Thornton 2012; Aporta et al. 2014). На карте топонимы помогают увидеть, как по-разному коренные народы представляют и репрезентируют пространство, в том числе с помощью названий мест. Этот подход нашел свою критику в трудах некоторых географов, подчеркивающих колониальное происхождение картографии и сложности применения географических информационных систем (ГИС), основанных на западном понимании пространственных отношений, для исследования пространства у коренных народов (Harley 1988; Wainwright, Bryan 2009). Тем не менее, как отмечает специалист по картографии и географическим знаниям инуитов Роберт Рандстрем (Rundstrom 1991), хотя любая карта и является конструктом по своей сути, не стоит совсем отказываться от картографирования. В отличие от постмодернистских географов, которые придерживаются герменевтической традиции и рассматривают карту в качестве текста или дискурса, Рандстрем предлагает взглянуть на картографирование как на динамический процесс. В рамках данного подхода основное внимание уделяется процессу создания карты, а не продукту, который получается в итоге этого процесса. Применительно к топонимическим знаниям некоторые культурные географы аналогично подчеркивают важность перехода от документации мест и тезиса «укорененности» названий к изучению практик наименования (Rose-Redwood et al. 2010: 455). Несмотря на критику ГИС, картографирование широко используется в этнофизиографии и геолингвистике (Hoch, Hayes 2010). Интересный подход к применению ГИС можно увидеть в исследовании гидрографии и геоонтологии среди канадских индейцев кри (Sieber, Wellen 2011). В своей статье о саамских географических названиях Сара Когос с коллегами (Cogos, Roue, Roturier 2017) пишет о том, что в прошлом само «имя было картой», т.е. географические названия служили способом ориентации в пространстве. Антрополог Кейт Бассо (Basso 1996) в своей фундаментальном работе по топонимике апачей также утверждает, что люди «картографируют» пространство при помощи имен, поэтому карта и названия мест являются сторонами одной медали. Гай Бордин (Bordin 2017) в исследовании инуитских топонимов, относящихся к не-человеческим существам, наглядно показывает, как формальное картографирование может многое рассказать о распределении этих топонимов и их пространственном и культурном значениях. Он утверждает, что подобные топонимы, отсутствующие на официальных картах, репрезентируют иную природу пространства, отличную от пространства, обычно посещаемого людьми и животными. Заключение: этнофизиография в исследованиях Севера и Сибири Подводя итог, отмечу, что за последнее десятилетие в этнофизио-графии и исследованиях пространства и места были разработаны основные методологические направления и подходы, а также было издано несколько руководств по сбору ландшафтной терминологии и топонимов (Bohnemeyer 2001; Bohnemeyer et al. 2004). Этнофизиография позволяет качественно по-новому посмотреть на пространство, используя «смешанные» методы исследования из культурной географии, социальной антропологии, лингвистики и документации языков. В качестве теоретической рамки этнофизиография опирается на феноменологическую традицию, описывающую опыт взаимодействия со средой, а также на когнитивные и семиотические исследования. Несмотря на несколько десятилетий существования этнофизиографии как самостоятельной области знания, Сибирь и Русский Север с их многочисленными языковыми группами остаются во многом неизученными. В последние несколько десятилетий в исследованиях коренных народов Севера много внимания было уделено изучению взаимодействия между людьми, животными и не-человеческими существами, «сакральным ландшафтам» и экологическим знаниям (например, Halemba 2006; Anderson 2011a, 2011b; Landscape... 2011; Ермолова 2004; Реки и народы Сибири 2007; Сирина 2008; Brandisauskas 2013; Miggelbrinket al. 2013; Адаев 2015; Арзютов 2015; Fondahl 2018; и др.). Термин «ландшафт» широко употребляется в упомянутых работах, но скорее в значении социо-экологической среды обитания (Давыдов и др. 2016). Вопросы темпоральности движения, взаимоотношения между мобильностью и пространственными знаниями также получили свое освещение в ряде работ (например, среди эвенков: Davydov 2011; Safonova, Santha 2010, 2011; Lavrillier 2011; Brandisauskas 2017). Безусловно, не осталась без внимания и «мобильная революция» на Севере, связанная с появлением ГИС-технологий и таких средств передвижений, как, например, снегоходы (Stammler 2013). К другим темам, затрагивающим пространственные отношения, относятся изменение административных границ в советское и постсоветское время, гендерный сдвиг и миграции, языковые ландшафты, ориентация в пространстве и космология, юридические и политические аспекты земельных реформ и доступ к ресурсам. Однако всего несколько работ исследуют собственно культурные и социальные аспекты ландшафтной терминологии: статья Кирилла Истомина (Istomin 2011) о сравнении ландшафтных терминов среди ненцев и коми и их связи с мобильностью, а также недавняя монография французского антрополога Александры Лаврилье и эвенка Семена Габышева (Lavrillier, Ga-byshev 2017), рецензия на которую была опубликована в позапрошлом году (Мамонтова 2017). Таким образом, для сибиреведения существует обширное поле для изучения восприятия и концептуализации ландшафтов, «социальной жизни» топонимов, культурных и политических аспектов названий мест, народной топонимики, которые потенциально могут многое привнести в современные кросс-культурные исследования по этнофизиографии и изучения пространства и места.

Ключевые слова

этнофизиография, исследования пространства и места, ландшафтная терминология, топонимика, геоонтология, ethnophysiography, place and space studies, landscape terminology, place names, geoontology

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Мамонтова Надежда АлександровнаОксфордский университет; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносовакандидат исторических наук, PhD студент Института исследований экологических изменений, Школа географии и окружающей среды; научный сотрудникnadezhda.mamontova@chch.ox.ac.uk
Всего: 1

Ссылки

Адаев В.Н. Опыт преобразования ландшафта у народов Севера Западной Сибири // Экологическая история Сибирского Севера: перспективные направления исследований: материалы Всерос. науч. семинара 15-16 октября 2015, г. Сургут / под ред. Е.И. Гололобова. Сургут: РИОСурГПУ, 2015. С. 52-63
Арзютов Д.В. Тагыл: локальный ландшафт и выбор ритуального места у алтайцев // Горы и границы: этнография посттрадиционных обществ / под ред. Ю.Ю. Карпова. СПб.: МАЭ РАН, 2015. С. 255-294
Басик С.Н. Критическая топонимика как направление географических исследований: проблемы и перспективы // Географический вестник. 2018. № 1 (44). С. 56-63
Галкина Т.В., Осипова О.А. Дульзон и его школа // Вопросы языкознания. 2000. № 3. С. 3-11
Гриценко К.Ф. Итоги и задачи изучения Сибири // Вопросы ономастики. 1974. № 7. С. 19-34
Давыдов В.Н., Карбаинов Н.И., Симонова В.В., Целищева В.Г. Агинская street, танец с огнем и алюминиевые стрелы: присвоение культурных ландшафтов. Хабаровск: ДВО РАН, Изд-во Гродековского музея, 2006
Давыдов В.Н., Симонова В.В., Сем Т.Ю., Брандишаускас Д. Огонь, вода и камень в эвенкийских ландшафтах. Отношения человека и природы в Байкальской Сибири. СПб.: МАЭ РАН, 2016
Давыдова Т.В. Топонимика северных народов Сибири и Дальнего Востока России: историографический аспект: дисс. ... канд. ист. наук. СПб.: СПб. ун-т, 2013
Мамонтова Н.А. Снежный ландшафт эвенкийской тайги: традиционные экологические знания vs научный дискурс // Сибирские исторические исследования. 2017. № 4. С. 230-247
Реки и народы Сибири / ред. Л.Р. Павлинская. СПб.: Наука, 2007
Сирина А.А. Чувствующие землю: экологическая этика эвенков // Этнографическое обозрение. 2008. № 2. С. 121-138
Anderson D.G. Local Healing Landscapes // The Healing Landscapes of Central and Southeastern Siberia. Patterns of Northern Traditional Healing Series, 1. Edmonton: CCI Press, 2011a. P. 1-12
Anderson D.G. Shamanistic Revival in a Post-Socialist Landscape: Luck and Ritual among Zabaikal'e Orochen-Evenkis // Landscape and Culture in Northern Eurasia / ed. by P. Jordan. Walnut Creek, California: Lift Coast Press, 2011b. P. 71-96
Aporta C. Routes, Trails and Tracks: Trail Breaking among the Inuit of Igloolik // Etudes/Inuit Studies. 2004. № 28 (2). P. 9-38
Aporta C. From Map to Horizon; From Trail to Journey: Documenting Inuit Geographic Knowledge // Etudes/Inuit Studies. 2005. № 29 (1-2). P. 221-231
Aporta C. Life on the Ice: Understanding the Codes of a Changing Environment // Landscape in Language. Transdisciplinary Perspectives. Landscape Ethnoecology: Concepts of Bio-tic and Physical Space / ed. by L.M. Johnson, E.S. Hunn. New York; Oxford: Berghahn Books, 2010. P. 175-202
Aporta C., Kritsch I., Andre A., Benson K., Snowshoe S., Firth W., Carry D. The Gwich'in Atlas: Place Names, Maps, and Narratives // Developments in the Theory and Practice of Cybercartography / ed. by D.R.F. Taylor, T.P. Lauriault. Amsterdam: Elsevier Science, 2014. P. 229-244
Basso K.H. 'Speaking with Names': Landscape and Language among the Western Apache // Cultural Anthropology. 1988. № 3 (2). P. 99-130
Basso K.H. Wisdom Sits in Places. Landscape and Language among the Western Apache. Alburquerque: University of New Mexico Press, 1996
Benko G., Strohmayer U. (eds.). Space and Social Theory. Oxford: Blackwell, 1997
Boas F. Race, Language and Culture. New York: The Macmillan Company, 1940
Bohnemeyer J. Toponym Questionnaire // Manual for the Field Season 2001 / ed. by N.J. Enfield, S.C. Levinson. Nijmegen: Max Planck Institute for Psycholinguistics, 2001. P. 55-61
Bohnemeyer J., Burenhult N., Enfield N.J., Levinson S.C. Landscape Terms and Place Names Elicitation Guide // Field Manual. Vol. 9 / ed. by A. Majid. Nijmegen: Max Planck Institute for Psycholinguistics, 2004. P. 75-79
Bordin G. What Do Place-Names Tell about Non-Human Beings among Canadian Inuit? // Journal of Norther Studies. 2017. № 11 (1). P. 11-36
Brandisauskas D. Movements, Paths and Signs among Orochen-Evenki Hunters and Herders of Zabaikal Krai (South East Siberia) // Journal of Ethnology and Folkloristics. 2013. № 6 (1). P. 9-25
Brandisauskas D. Leaving Footprints in the Taiga. Luck, Spirits and Ambivalence among the Siberian Orochen Reindeer Herders and Hunters. New York; Oxford: Berghahn, 2017
Bromhead H. Landscape and Culture: Cross-Linguistic Perspectives. Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins, 2018
Brown P. Up, Down, and Across the Land: Landscape Terms, Place Names, and Spatial Language in Tzeltal // Language Sciences. 2008. № 30 (2-3). P. 151-181
Burenhult N., Levinson S.C. Language and Landscape: A Cross-Linguistic Perspective // Language Sciences. 2008. № 30 (2-3). P. 135-150
Burenhult N., Hill C., Huber J., van Putten S., Rybka K., L. San Roque. Forests: The Cross-Linguistic Perspective // Geographica Helvetica. 2017. № 72. P. 455-464
Casey E.S. Getting Back into Place. Toward a Renewed Understanding of the Place-World. Bloomington, Indianapolis: Indiana University Press, 1993
Casey E.S. The Fate of Place. A Philosophical History. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 1998
Cogos S., Roue M., Roturie S. Sami Place Names and Maps: Transmitting Knowledge of a Cultural Landscape in Contemporary Contexts // Arctic, Antarctic, and Alpine Research. 2017. № 49 (1). P. 43-51
Cresswell T. Place: A Short Introduction. Malden; Oxford; Carlton: Blackwell, 2004
Davidson-Hunt I., Berkes F. Journeying and Remembering: Anishinaabe Landscape Ethnoe-cology from Northwestern Ontario // Landscape Ethnoecology: Concepts of Biotic and Physical Space / ed. by L.M. Johnson, E.S. Hunn. New York; Oxford: Berghahn Books, 2010. P. 222-240
Davydov V. People on the Move: Development Projects and the Use of Space by Northern Baikal Reindeer Herders, Hunters and Fishermen. PhD thesis in social anthropology. Aberdeen: University of Aberdeen, 2011
Edlund L.-E. Minority Language Place-Names: A Practice-Oriented Study of the Establishment of the South Sami Kraapohke in Swedish Lapland // Names. 2018. № 66 (3). P. 156-165
Ellen R. Why Aren't the Nuaulu Like the Matsigenka? Knowledge and Categorization of Forest Diversity on Seram, Eastern Indonesia // Language Ethnoecology: Concepts of Biotic of Physical Space / ed. by L.M. Johnson and E.S. Hunn. New York; Oxford: Berghahn, 2010. P. 116-140
Feng C.-C., Mark D.M. Cross-Linguistic Research on Landscape Categories Using GEOnet Names Server Data: A Case Study for Indonesia and Malaysia // The Professional Geographer. 2017. № 69 (4). P. 567-578
Fondahl G. Visiting Memorial Tree: Micro-Geopolitics of an Evenki Place Composed and Performed // Etudes mongoles et siberiennes, centrasiatiques et tibetaines. 2018. № 49. URL: https://j ournals. openedition. org/emscat/3337
Halemba A. The Telengits of Southern Siberia: Landscape, Religion and Knowledge in Motion. London; New York: Routledge, 2006
Harley J.B. Maps, Knowledge, and Power // The Iconography of Landscape: Essays on the Symbolic Representation, Design and Use of Past Environments / ed. by D. Cosgrove, S. Daniels. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. P. 277-312
Harrison R.T., Levingstone D.N. Understanding in Geography: Structuring the Subjective // Geography and the Urban Environment. Progress in Research and Applications. Vol. V / ed. by D.T. Herbert and R.J. Johnston. Chichester; New York; Brisbane; Toronto; Singapore: John Wiley and Sons, 1982. P. 1-39
Herman R. Reflections on the Importance of Indigenous Geography // American Indian Culture and Research Journal. 2008. № 32 (3). P. 73-88
Hoch S., Hayes J.J. Geolinguistics: The Incorporation of Geographic Information Systems and Science // The Geographical Bulletin. 2010. № 51. P. 23-36
Holton G. Differing Conceptualizations of the Same Landscape: The Athabaskan and Eskimo Language Boundary in Alaska // Landscape in Language. Transdisciplinary Perspectives / ed. by D.M. Mark, A.G. Turk, N. Burenhult, D. Stea. Amsterdam: John Benjamins, 2011. P. 225-239
Holton G. Place Naming Strategies in Inuit-Yupik and Dene Languages in Alaska (draft). 2013
Hunn E.S., Meilleur B.A. Toward a Theory of Landscape Ethnoecological Classification // Landscape Ethnoecology. Concepts of Biotic and Physical Space / ed. by L.M. Johnson, E.S. Hunn. New York; Oxford: Berhahn Books, 2010. P. 15-26
Hunn E.S. Columbia Plateau Indian Place Names: What Can They Teach Us? // Journal of Linguistic Anthropology 1996. № 6 (l). P. 3-26
Ingold T. The Perception of the Environment. Essays on Livelihood, Dwelling and Skill. London; New York: Routledge, 2000
Istomin K.V. The Land to Herd and the Space to Travel: Comparing the Categorizations of Landscape among Komi and Nenets Reindeer Herding Nomads // Nomadismus in der 'Al-ten Welt': Formen der Representation in Vergangenheit und Gegenwart / ed. by L. Prager. Munster: LIT Verlag, 2011. P. 233-256
Johnson L.M., Hunn E.S. (eds.). Landscape Ethnoecology: Concepts of Biotic and Physical Space. New York; Oxford: Berghahn Books, 2010
Johnson L.M. Trail of Story, Traveller's Path. Reflections on Ethnoecology and Landscape. UA Press: Athabasca University, 2010
Landscape and Culture in Northern Eurasia / ed. by P. Jordan. Walnut Creek, California: Lift Coast Press, 2011
Kari J. Names as Signs: The Distribution of 'Stream' and 'Mountain in Alaskan Athabaskan // Athabaskan Language Studies. Essays in Honor of Robert W. Young / ed. by E. Jelinek, S. Midgette, K. Rice, L. Saxon. Alburquerque NM: The University of New Mexico Press, 1996. P. 434-475
Kari J. Some Principles of Alaskan Athabaskan Toponymic Knowledge in General and Amerindian Ethnolinguistics // Remembrance of Stanley Newman / ed. by M.R. Key, H. Hoenigswald. Berlin: Walter de Gruyter, 1989. P. 129-151
Kari J.A. Case Study in Ahtna Athabascan Geographic Knowledge // Landscape in Language, Transdisciplinary Perspectives / ed. by D.M. Mark, A.G. Turk, N. Burenhult, D. Stea. Amsterdam: John Benjamins, 2011. P. 239-260
Kaşikçi, M.V. The Soviet and the Post-Soviet: Street Names and National Discourse in Almaty, Europe-Asia Studies, 2019, no. 71(8), pp. 1345-1366.
Kroeber A.L. California Place Names of Indian Origin // American Archaeology and Ethnology. 1916. № 12 (2). P. 31-69
Lavrillier A., Gabyshev S. An Arctic Indigenous Knowledge System of Landscape, Climate, and Human Interactions. Evenki Reindeer Herders and Hunters. Furstenberg; Havel: Kul-turstiftung Sibirien, 2017
Lavrillier A. The Creation and Persistence of Cultural Landscapes among the Siberian Even-kis: Two Conceptions of 'Sacred' Space // Landscape and Culture in Northern Eurasia / ed. by P. Jordan. Walnut Creek, California: Lift Coast Press, 2011. P. 215-231
Levenson S.C. Landscape, Seascape and the Ontology of Places on Rossel Island, Papua New Guinea // Language Sciences 2008. № 30 (2-3). P. 256-290
Low S.M., Lawrence-Zuniga D. The Anthropology of Space and Place: Locating Culture. Oxford: Blackwell, 2003
Malpas J.E. Heidegger's Topology: Being, Place, World. Cambridge, MA: The MIT Press, 2007
Mark D.M., Turk A.G. Landscape Categories in Yindjibarndi: Ontology, Environment, and Language // Spatial Information Theory. Foundations of Geographic Information Science. Lecture Notes in Computer Science, vol 2825 / ed. by W. Kuhn, M.F. Worboys, S. Timpf. Berlin, Heidelberg: Springer, 2003. P. 28-45
Mark D.M., Smith B., Tversky B. Ontology and Geographic Objects: An Empirical Study of Cognitive Categorization // Spatial Information Theory: A Theoretical Basis for GIS [Lecture Notes in Computer Science 1661] / ed. by C. Freksa, D.M. Mark. Berlin: Springer, 1999. P. 283-298
Mark D.M., Turk A.G., Burenhult N., Stea D. (eds.). Landscape in Language. Transdiscipli-nary Perspectives. Amsterdam, Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2011
Mark D.M., Turk A.G., Stea D. Ethnophysiography of Arid Lands: Categories for Landscape Features // Landscape Ethnoecology. Concepts of Biotic and Physical Space / ed. by L.M. Johnson, E.S. Hunn. New York; Oxford: Berghahn Books, 2010. P. 27-45
Miggelbrinket J., Habeck J.O., Koch P., Mazzullo N. Nomadic and Indigenous Spaces: Productions and Cognitions. London: Routledge, 2013
O 'Meara C., Bohnemeyer J. Complex landscape terms in Seri // Landscape Sciences. 2008. № 30 (2-3). P. 316-339
Place, Space and Hermeneutics / ed. by B.B. Janz. Cham: Springer, 2007
Rose-Redwood R., Alderman D., Azaryahu M. Geographies of Toponymic Inscription: New Directions in Critical Place-Name Studies // Progress in Human Geography. 2010. № 34 (4). P. 453-470
Rundstrom R.A. Mapping, Postmodernism, Indigenous People and the Changing Direction of North American Cartography // Cartographica. 1991. № 28 (2). P. 1-12
Safonova T., Santha I. Walking Mind: The Pattern that Connects Evenki Land, Companionship and Person // Yearbook 2009 of the Institute for Advanced Studies on Science, Technology and Society / ed. by A. Bamme, G. Getzinger, B. Wieser. Munchen, Wien: Profil, 2010. P. 311-323
Safonova T., Santha I. Mapping Evenki Land: The Study of Mobility Patterns in Eastern Siberia // Estonian Folklore. 2011. № 149. P. 71-96. URL: https://www.folklore.ee/folklore/ vol49/evenki.pdf
Sieber R., Wellen C. The Role of Geospatial Technologies for Integrating Landscape in Language: Geographic Information Systems and the Cree of Northern Quebec // Landscape in Language. Transdisciplinary Perspectives / ed. by D.M. Mark, A.G. Turk, N. Burenhult, D. Stea. Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2011. P. 381-394
Sletto B. Special Issue: Indigenous Cartographies // Cultural Geographies. 2009. № 16. P. 147-152
Smith B., Mark D. Ontology and Geographic Kinds // Proceedings: 8th International Symposium on Spatial Data Handling (SDH'98) / ed. by T.K. Poiker, N. Chrisman. Vancouver: International Geographical Union, 1998
Smith B., Mark D. Geographic Categories: An Ontological Investigation // International Journal of Geographical Information Science. 2001. № 15 (7). P. 591-612
Smith B., Mark D. Do Mountain Exist? Towards and Ontology of Landforms // Environment and Planning B: Planning and Design. 2003. № 30 (3). P. 411-427
Stammler F. Narratives of Adaptation and Innovation: Ways of Being Mobile and Mobile Technologies among Reindeer Nomads in the Russian Arctic // Nomadic and Indigenous Spaces: Productions and Cognitions / ed. by J. Miggelbrink, J.O. Habeck, N. Mazzullo, P. Koch. Farnham, Surrey: Ashgate, 2013. P. 221-245
Thornton T.F. Being and place among the Tlingit. Seattle: University of Washington Press, 2008
Thornton T.F. Haa Leelk'w Has Aani Saax'u / Our Grandparents' Names on the Land. Seattle; London: University of Washington Press, 2012
Vajda E.A. Siberian Link with Na-Dene Languages // The Dene-Yeniseian Connection / ed. by J. Kari, B. Potter. Fairbanks: Alaska Native Language Center, 2010. P. 33-99
Wainwright J., Bryan J. Cartography, Territory, Property: Postcolonial Reflections on Indigenous Counter-Mapping in Nicaragua and Belize // Cultural Geographies 2009. № 16. P. 153-178
Warf B., Arias S. The Spatial Turn: Interdisciplinary Perspectives. New York: Routledge, 2009
Williams M., Kuhn W., Painho M. The Influence of Landscape Variation on Landform Categorization // Journal of Spatial Information Science. 2012. № 5. P. 51-73
Wylie J. Landscape. New York; London: Routledge, 2007
 Этнофизиография и исследования места и пространства среди коренных народов: ключевые темы и обзор литературы | Сибирские исторические исследования. 2019. № 4. DOI: 10.17223/2312461X/26/11

Этнофизиография и исследования места и пространства среди коренных народов: ключевые темы и обзор литературы | Сибирские исторические исследования. 2019. № 4. DOI: 10.17223/2312461X/26/11