Who in Russia is interested in the future of immortality?.pdf Bernstein A. The Future of Immortality: Remaking Life and Death in Contemporary Russia. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2019. ISBN 9780691182605 Несмотря на растущий интерес к технологическому развитию со стороны социальных ученых, в отечественной литературе в настоящее время можно обнаружить не так много работ, основанных на качественной эмпирической базе. В свою очередь, среди того, что опубликовано, недостаточно материалов, которые являются уникальными, несут ценность разнообразия опыта в области использования технологий, знакомят с новыми идеями и практиками. Публикации такого рода, полученные на российском полевом материале13 14, могут вызывать большой интерес за рубежом, но, к сожалению, не всегда такие материалы быстро переводятся на русский язык и становятся достоянием научного сообщества в России, распространяясь в большей степени постами в сети Facebook и в личных сообщениях среди узкой аудитории. С учетом вышеизложенного, книгу гарвардского антрополога Ани Бернштейн «Будущее бессмертия: переосмысление жизни и смерти в современной России», вышедшую в 2019 г., можно назвать событием, заслуживающим особого внимания. Книга посвящена трансгуманистам и раскрывает как историческую перспективу, так и современные практики этого движения. Бернштейн определяет трансгуманизм в широком смысле как «позицию, отстаивающую радикальную трансформацию человеческого состояния с помощью технического совершенствования» (p. 19), тогда как постгуманизм соотносится в работе «с рядом идей, имеющих целью обозначить разрыв с гуманизмом» (Ibid.). Книга интересна не только своим предметом, но также формой представления материала: большой объем прямой речи и насыщенного описания погружает читателя в контекст, а также реконструирует особую «живую» атмосферу происходящего - прием, который, к сожалению, все еще редко встречается в отечественных монографиях*. Структурно книга состоит из введения и четырех глав. Введение поднимает темы границ времени и пространства, футуризма как политики времени, будущего как общего дела, понятий транс- и постгуманизма, возвращения прогрессоров. Первая глава обращается к лидерам технологических проектов, таким как крионика и для целей «переноса сознания», в ней проводятся исторические параллели, например с советскими XX в., а также поднимается вопрос религии. Несмотря на радикальность, рассматриваемые проекты представляют собой протягивание в будущее уже реальных явлений, таких как терапевтическая гипотермия, замораживание эмбрионов, архивирование и т.п. Бернштейн описывает «конкурирующие практики бессмертия на фоне современной дискуссии о фундаментальном понимании тел и людей в России» (p. 39), рассуждает о субъектности (personhood), а также приходит к выводу, что «“человек” был и остается глубоко пластичным проектом» (Ibid.). создание аватаров кросскультурные и практиками начала Вторая глава посвящена философии русского космизма, наследию и современным последователям Николая Федорова и фокусируется на проблематике борьбы со смертью через тело: «Наше тело должно стать нашим делом, общим делом»15 16. Погребение рассматривается как процесс сохранения, что связывается с религиозными корнями федоровцев как активных христиан: «...мы сохраняем их, потому что мы предполагаем, что потом они снова восстанут» (p. 95), но к этому также добавляется органический прогресс (p. 98), который противопоставляется техническому прогрессу секулярных трансгуманистов, - автор обращает внимание на создание Федоровым таких неологизмов, как ткане-творение, органосозидание, полноорганный человек, который может менять органы по мере необходимости, в соответствии со средой (p. 103). Третья глава продолжает тему преодоления смерти и рассматривает борьбу со старением на стыке науки, бизнеса и социального активизма со значительным перевесом в пользу последнего. В этой главе особое место занимает тема радикального продления жизни, а также концепция провозглашения старости болезнью, которую можно вылечить, «отмены старения» (p. 126). Внимание здесь привлекают также конкретные фигуры, пытающиеся продвинуть повестку борьбы со старением в России на национальный уровень, их идеология и мотивация. Последняя, четвертая глава описывает погружение автора в проекты форсайта нейронета, «Web 4.0, который обеспечивает коллективное сознание через интерфейсы мозг-компьютер» (p. 34) и Национальной Технологической Инициативы (НТИ), какими они виделись участникам на момент проведения полевых исследований. Бернштейн рассказывает в деталях о знакомстве с создателями нейронета и их идеях, методологии форсайта, а также своем непосредственном опыте Форсайт-флота, мероприятия, направленного на коллективное проектирование технологического будущего России. Интересную взаимосвязь рассматриваемых тем и исследовательской оптики можно обнаружить с предыдущей книгой автора «Политика религиозных тел: ритуалы суверенитета в бурятском буддизме» (Bernstein 2013), что отмечается также другими рецензентами (Mosurinjohn 2020: 287). В аннотации к статье, ставшей первой главой новой книги, Бернштейн говорит о фокусе на «противоречиях вокруг религии и секуляризма в русском трансгуманистическом движении» (Bernstein 2015: 766). Такой взгляд не ограничивается первой главой или определенным набором групп, теми же федоровцами - так, в предисловии автор благодарит одного из основателей нейронета, проекта, ставшего по сути одним из столпов НТИ, за то, что он «помог понять место духовности (spirituality) в технофутуристических начинаниях» (p. xi). В основе рассматриваемых движений и практик можно обнаружить их биосоциальность, а также диалектику иммортализма и апокалиптики. Ани Бернштейн обращает внимание читателя на то, что она исследует, прежде всего, представления о человеке, а также процессы, связанные с технологическим развитием, которые реконфигурируют границы между жизнью и смертью (p. 32). Но вместе с этим описывается формирование новой государственной политики: например, определяются системы координат, которые гарвардский антрополог описывает в отношении нейронета как взаимодействие между технологическим и национальным, ориентированным на рынок и визионерским (p. 34). Предложенная книга становится современной хроникой опережающей модернизации, описывающей события с глубиной и достоверностью, во всем многообразии их проявлений.
Bernstein A. Religious Bodies Politic: Rituals of Sovereignty in Buryat Buddhism. University of Chicago Press. 2013
Bernstein A. Freeze, die, come to life: The many paths to immortality in post-Soviet Russia // American Ethnologist. 2015. Vol. 42 (4). Р. 766-81. DOI: 10.1111/amet.12169
Mosurinjohn S. The Future of Immortality: Remaking Life and Death in Contemporary Russia. By Anya Bernstein // Journal of the American Academy of Religion. 2020. Vol. 88 (1). Р. 287-290. DOI: 10.1093/jaarel/lfz107