Смерть автора и наследие Фредрика Барта | Сибирские исторические исследования. 2021. № 3. DOI: 10.17223/2312461X/33/9

Смерть автора и наследие Фредрика Барта

Death of the Author and the legacy of Fredrik Barth.pdf Вышедшая в 1969 г. книга Фредрика Барта «Этнические группы и социальные границы: Социальная организация культурных различий» (сокращенно «EGB») положила начало новому способу мышления об этничности в англоязычной антропологии. Ее влияние на теорию антропологии было настолько сильным, что даже сегодня, спустя пятьдесят лет, предисловие к этому сборнику считается обязательным к прочтению всеми студентами дисциплины, а Фредрик Барт навсегда вошел в ряды самых влиятельных антропологов второй половины двадцатого века. В советской этнографии, тем не менее, этому сборнику внимания не уделяли (p. 79) и в переводе на русский язык, который был сделан Игорем Пильщиковым, эта книга вышла только в 2006 г. (Барт 2006). Рецензируемый сборник «Ethnic Groups and Boundaries Today: A Legacy of Fifty Years» (сокращенно «EGB@50»), как следует из названия, является результатом пятидесятилетней истории изучения этничности в направлении, заданном Бартом. Редакторы сборника Томас Хилланд Эриксен и Марек Якоубек критически рассматривают работу и влияние Барта на теорию этничности. Цель книги - показать, как продвинулась теория этнических границ и как сегодня антропологи изучают этничность. Большинство авторов, принявших участие в сборнике, относятся к западной антропологической традиции - Великобритании, США и Скандинавии. Исключением являются В.А. Тишков, советский и российский ученый, и Л. Якоубкова-Будилова с М. Якоубеком, антропологи из Чехии. В предисловии к EGB@50 авторы размышляют на тему роли EGB и Фредрика Барта в истории антропологии, разбирают первоначальную теорию этнических границ и то, как она была воспринята и позже искажена во множестве последующих работ. Авторы считают, что ссылка «Барт 1969» стала настолько обязательной в современной литературе, касающейся вопросов этничности, что люди уже не задумываются над тем, что в самом источнике было написано. Они приравнивают ссылку «Барт 1969» к плавающему означающему - этакой пустышке, которую каждый наполняет смыслом по своему усмотрению. «Наследие», которое рассматривает этот сборник, - это наследие, прежде всего, самого Барта. Это особенно хорошо проглядывается в первой части книги, где авторы Энтони Коэн (р. 20-28), Майкл Хэтчер (р. 29-34) и Майкл Герцфелд (р. 66-77) в своих текстах разбирают его вклад в изучение этничности, при этом опираясь как на работу 1969 г., так и на последующие издания Фредрика Барта. Вторая часть книги посвящена непосредственно этничности. Приводя в пример свой опыт из разных стран и различных групп, ученые показывают, каким образом работа Фредрика Барта повлияла на их теоретический и аналитический подход. Ульф Ганнерц (р. 43-52) делится историей своих исследований в афроамериканских районах городов США и в Нигерии, которые проводились в период издания EGB. Ган-нерц подчеркивает следующее: несмотря на то, что тема этничности повсеместно набирала популярность, именно Барт сформулировал основные концепты, чем позволил глубже ее изучить, в том числе иначе взглянуть на уже проделанную самим Ганнерцем работу. Джереми МакКленси (р. 93-108) показывает интернет-группы, созданные великобританскими экспатами, живущими в Испании, которых взволновал Брексит и их изменившееся положение в связи с ним. В своем тексте он сосредотачивается на методах цифровой этнографии и на том, как технологии влияют на понимание этничности. Отмечу также, что МакКленси не ссылается в своем тексте на Барта, упоминая его лишь в самом конце, можно сказать, «ради галочки». Джудит Окели (р. 53-65) рассказывает о своем опыте исследования британских цыган, подробно описывает методологию сбора и анализа данных, а также поясняет, какое влияние на нее имела работа Барта. Кэтрин Вердери (р. 35-42) рассказывает о своем опыте жизни в румынской деревне, где она изучала динамику отношений румын и немецкого меньшинства после Второй мировой войны. Также она показывает, какое влияние EGB имела на ее собственные исследования, рассказывает о своей встрече с советской теорией этноса и размышляет о роли идеологии в науке. Продолжая эту тему, Валерий Тишков (р. 78-92) рассматривает теорию Барта в сравнении с теорией этноса Бромлея и прослеживает общую динамику развития теории этничности в СССР и Российской Федерации. Теория этноса основывается на эссенциализме и примордиализме, она широко использовалась политиками на протяжении всего ХХ столетия в СССР для обоснования своих геополитических решений. В конце статьи В. Тишков упоминает этногенетическую теорию, которая пришла в антропологию из биологии. Автор отмечает, что эта теория, основывающаяся на генетике и примордиалистском понимании этничности, к сожалению, становится довольно популярной в Российской Федерации. Последняя часть сборника имеет теоретическую направленность. Стивен Вертовец (р. 109-117) и Роджер Брубейкер (р. 152-168) в своих текстах обращают внимание на отдельные части теории этнических границ: на вопросы исследования различных типов социальных организаций и на вопросы «культурного инвентаря» религии и языка в изучении социальных групп. Не обошлось и без критики, фокусирующейся на некоторой ограниченности концептов Барта. Пнина Вербнер (р. 118-132) считает, что границы, по своей сути, гораздо адаптивнее и изменчивее, чем предполагал Барт. Свою критику она основывает на исследованиях диаспор Британии, предлагая внести в теорию границ ситуативность идентификации и динамичность этих границ. Томас Эриксен (р. 133-151) представляет читателю ситуацию на островах Центральной Америки, где он исследует креольскую идентичность и ее отличия от других этнических групп, проживающих на этих островах - индусов, китайцев и арабов. Опираясь на свою полевую практику, Эриксен вступает в заочную теоретическую дискуссию с Бартом, представляя креолов как группу с открытой идентичностью, т. е. нарушающую изначальный концепт границ Барта. Марек Якоубек (р. 169-186), в свою очередь, резко осуждает не столько Фредрика Барта как такового, но отношение социальных теоретиков к вопросам этничности как к предмету анализа. Якоубек приводит примеры работ, которые делают противоположные утверждения, однако в ходе аргументации ссылаются на Барта. Описывая различные подходы исследователей к изучению этничности, автор приходит к выводу, что этничность является скорее аналитической категорией, инструментом, чем явлением в мире, предметом изучения. То есть различные теории, используя различные концептуализации (впрочем, одинаково поименованные словом «этничность»), отвечают на разные вопросы и так приходят к диаметрально противоположным ответам. Сборник заканчивается статьей в стиле интервью Марека Якоубека и Ленки Будиловой с Гуннаром Гааландом (р. 187-211), одним из авторов публикации 1969 г. В этом тексте-диалоге авторы беседуют о теоретических подходах к этничности до и после издания EGB, а также о научной карьере Гааланда. В целом в сборнике представлено множество взглядов на этничность и способы ее изучения. Мы видим, что теория, представленная Бартом и его коллегами в 1969 году, не стоит на месте и до сих пор является живой частью антропологического дискурса. Часть авторов использовали этот сборник как возможность для рефлексии над собственными работами. Кроме того, в сборнике можно найти обширную информацию о Фредрике Барте как о ведущем представителе теоретической мысли. В этом смысле книга может послужить отличным материалом для изучения теории этничности во второй половине ХХ столетия. Авторы работали на фундаменте, заложенном пятьдесят лет назад, но сумели показать прогресс, которого добились благодаря собственному критическому взгляду.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Трушина Наталья АндреевнаИнститут этнологии Карлова университетадокторантtrushina.nataly@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

 Смерть автора и наследие Фредрика Барта | Сибирские исторические исследования. 2021. № 3. DOI: 10.17223/2312461X/33/9

Смерть автора и наследие Фредрика Барта | Сибирские исторические исследования. 2021. № 3. DOI: 10.17223/2312461X/33/9