Претензии на статус метиса в Канаде: критический анализ исследований исторических метисных сообществ, инициированных Министерством юстиции | Сибирские исторические исследования. 2022. № 1. DOI: 10.17223/2312461X/35/3

Претензии на статус метиса в Канаде: критический анализ исследований исторических метисных сообществ, инициированных Министерством юстиции

В 2003 г. Верховный суд Канады по делу Паули заключил, что метисы - это отдельный народ, отличающийся от Первых наций и инуитов. Кроме того, он установил десять особых критериев того, кто может законно претендовать на права рыболовства и охоты в целях самообеспечения. Предвидя растущее количество претензий на права метисов, Министерство юстиции в 2004 г. провело обширное исследование двадцати сообществ смешанного происхождения. С помощью исторических свидетельств различным экспертам было предложено отреагировать на два критерия этих исследований: возможный этногенез исторических сообществ метисов и показатели эффективного европейского контроля на исследуемой территории. В статье предлагается контекстуализация инклюзивного и эксклюзивного определения метисов в Канаде. Представлен обзор различных исследуемых сообществ и территорий, проводится сравнительный анализ различных показателей возможного этногенеза в этих исторических сообществах. Проливается свет на концептуальные ограничения и научную предвзятость этого масштабного проекта, заказанного Министерством юстиции Канады.

Claiming the “Metis” status in Canada: A critical analysis of the department of Justice's inquiries on historic Met.pdf Введение Требование статуса исторического метисного сообщества сегодня - один из наиболее важных вопросов в политике, связанной с коренными народами в Канаде: вопрос о том, кто может быть определен как метис, тесно связан с признанием прав коренных народов. Исторически лица смешанного происхождения - это выходцы из сообществ, произошедших от союза индейских и инуитских женщин и мужчин евро-канадского происхождения, которые появились в контексте ме-хоторговли в XVII-XIX вв. Сегодня вопрос метисной идентичности связан с юридической, культурной, исторической и концептуальной борьбой. В статье предпринята попытка предложить ключи для понимания этих вопросов и отрефлексировать определение «сообщество метисов». Трудность определения метисации в Канаде начинается со статьи 35 Акта о Канаде (1982 г.), которая признает метисов как один из трех коренных народов Канады, но не уточняет того, кто такие метисы. Эта концептуальная и юридическая размытость вопроса о метисах конкретизируется в связи с делом Паули (2003 г.), которое устанавливает десять критериев для сообщества смешанного происхождения, обладающего правами коренных народов. Постановление по данному делу устанавливает юрисдикцию в вопросе о метисах, после чего в поисках прав коренных народов на охоту и рыболовство в целях самообеспечения запускается волна юридических требований метисных сообществ. Предвидя увеличение количества этих требований в судах, Министерство юстиции Канады инициировало крупное исследование, чтобы потенциальное признание 20 исторических метисных сообществ имело юридические основания. Опираясь на исторические источники, авторы этих исследований были призваны изучить два вопроса: метисный этногенез, т.е. условия и процессы появления особых исторических сообществ смешанного происхождения на определенной территории и фактическое европейское господство, которое для такого сообщества должно было начаться позже. Статья содержит критический анализ критериев Министерства юстиции, которые ориентированы на изучение контекстов появления метисных сообществ в 20 исследовательских отчетах. Концептуальные, методологические и географические границы этих отчетов обсуждаются на базе компаративного анализа главных результатов изучения исторических исследований, в особенности тех, которые концентрирующихся на этногенезе. Учитывая сложность различных контекстов появления исторических метисных групп, в статье выделено значение аналитических и концептуальных рамок, адекватных для изучения метисной онтологии соответствующими способами. Метисный вопрос в Канаде Дискуссия о метисной идентичности играет в Канаде первостепенную роль: она нацелена на то, чтобы на конституционном уровне дать определение метисного сообщества как правообладателя (Gagnon 2019: 18). Настоящие цели, таким образом, привязываются к определению этнонима «метис» и к понятию «метисное сообщество», как и к их требованию и применению. Это причина, по которой необходимо обрисовать ситуацию c разным принятием этих терминов. Метисная идентичность в Канаде в инклюзивном и эксклюзивном подходах. В канадском контексте определение социальных категорий «метис» и «метисная идентичность» связано как с оппортунистской, так и стратегической борьбой, что содержит в себе безусловную агентность1 перед лицом точных социоисторических событий, таких как Акт о Манитобе 1870 г., Закон об индейцах 1867 г. или Конституционный акт 1982 г., статья 35 которого играет центральную роль в метисном вопросе: она признает метисов коренным народом Канады и их право на охоту для самообеспечения2, но не содержит в себе точной дефиниции «метис». Два главных подхода к метисной идентичности, которые сегодня превалируют в Канаде - эксклюзивный и инклюзивный, - берут свое начало в этой концептуальной неточности термина «метис». Эксклюзивный подход, выраженный в официальном дискурсе Национального совета метисов (НСМ)3, признает лишь «нации» метисов Запада, вышедших из колонии Красной реки; только они могут обладать статусом метиса и правами, закрепленными в статье 35. Сторонники этого подхода настаивают на том, что метисной идентичностью могут обладать исключительно члены этих сообществ. Инклюзивный подход признает существование метисных сообществ на территории всей Канады, и не обязательно они должны обладать правами коренных народов (Gagnon 2019: 18). Эта двойственность утверждает разницу между «метисом с Красной реки» (представленную НСМ) и «другими метисами» и «сообществами смешанного происхождения» (представленными различными ассоциациями). Отметим, что в данной статье термин «метисация» будет использоваться как этническая метисация, давая место появлению сообществ смешанного происхождения, как и процессам создания новых идентичностей и отдельных культур. (Gagnon 2019: 20). Аналогично термины «метис» и «метисное сообщество» будут использоваться, чтобы обозначить как метисов Красной реки, так и все другие сообщества смешанного происхождения в Канаде, независимо от того, обладают ли они правами коренных народов, обозначенными в статье 35. Только решение по делу Паули в 2003 г. установило реальную судебную практику в Канаде по вопросу о метисах, которая сегодня доминирует в аспекте законности, связанному с требованиями статуса метисного сообщества-правообладателя. Судебное решение по делу Паули: юриспруденция в метисном праве. В 1993 г. Стив Паули и его сын Родди были задержаны за незаконную охоту без разрешения в регионе Со-Сент-Мари в Онтарио. На суде Паули заявили о своей невиновности, требуя исконных прав как метисы. Как суд первой инстанции, так и Верховный суд и Апелляционный суд Онтарио признали это право в соответствии со статьей 35, в то время как Корона обжаловала каждое из этих решений (Gagnon 2019: 171). Только в 2003 г. Верховный суд признал, что статья 35 Акта о Канаде гарантирует членам сообщества метисов Со-Сент-Мари и окрестностей исконное право, подтверждая право на охоту в целях самообеспечения. Дело Паули уточняет, что слово «метис», по смыслу 35 статьи Конституционного акта 1982 г., не распространяется на всех лиц смешанного индейско-европейского происхождения, но относится к особым народам, которые в соответствии с их смешанным происхождением обладают собственными обычаями и коллективной идентичностью, признанной и отличающейся от их индейских или инуитских предков, с одной стороны, и европейских предков - с другой (CSC Powley 2003). Так, дело Паули, до того как дать определение «метис», определило характеристики, которые позволяют идентифицировать сообщества-правообладателей прав коренных народов (Gagnon 2019: 36). Согласно делу Паули, метисное сообщество - это «группа метисов, обладающая особой коллективной идентичностью, живущая вместе в одном регионе и придерживающаяся общего образа жизни» (CSC Powley 2003, paragraphe 12). Данное определение концепта метисного сообщества не исключает того, что другие его определения могут также иметь силу, однако хорошо, что это определение создает прецедент в канадском законодательстве (Gagnon 2019: 14). Закон в равной мере гласит, что появление особого метисного сообщества должно предшествовать наступлению фактического европейского контроля на данной территории: «Чтобы принять во внимание историю метисов, надо учитывать критерий первостепенности в господстве над территорией, когда европейцы установили свою политическую и юридическую доминацию в данном регионе и которая привлекает внимание к этому периоду, следующему за рождением данного метисного сообщества и последующему подчинению европейским законам и обычаям» (CSC Powley 2003). Так, решение по делу Паули ссылается на коллективный характер исконных прав, утверждая, что эти права распространяются не на любую персону смешанного происхождения, а на целые «метисные сообщества». Существование таких сообществ должно быть доказано в каждом отдельном случае (Gagne, Larcher, Grammond 2014: 151). Из этого следует, что новаторское и оппортунистское пространство однажды появится на территории Канады: множество сообществ смешанного происхождения, чье существование признается делом Паули, будет развивать модель агентности, требуя в суде признания своего статуса и прав коренных народов. Для того чтобы быть признанным как историческое метисное сообщество, сообщество должно удовлетворять 10 критериям дела Паули: 1) сообщество должно иметь смешанное происхождение (европейское и коренное); 2) практики, культуру, образ жизни и традиции, признаваемые и отличающиеся от европейских и коренных; 3) признаваемую и отличающуюся от европейцев и коренных народов идентичность; 4) жить на определенной территории; 5) устройство сообщества должно быть следствием первых контактов с европейцами и предшествовать установлению господства «ее Величества» на территории; 6) сообщество должно обладать уровнем постоянности и стабильности вплоть до сегодняшнего дня и сохранением требуемого исконного права; 7) принадлежность просителя к сообществу должна быть основана на самоидентификации на родовых связях с членами исторического метисного сообщества и на принятии просителя настоящим сообществом. Исследования Министерства юстиции После того как были установлены критерии в деле Паули, Верховный суд принял во внимание возможные варианты каждого структурного элемента. Подтверждение правомочности сущностных критериев определения статуса метиса должно определяться с помощью юриспруденции. Предвосхищая последствия дела Паули и предвидя рост требований прав коренных народов со стороны сообществ, не признанных судом, Министерство юстиции ходатайствовало в 2004 г. о начале исследования некоторых сообществ смешанного происхождения в Канаде. Различные команды экспертов (историков, географов, этнологов, адвокатов) должны были ответить на вопросы о двух критериях, утвержденных Верховным судом: о возможном существовании исторических метисных групп и дате фактического воцарения евроканадцев на территории. Цель - юридически утвердить существование 20 сообществ смешанного происхождения, удовлетворяющих критериям Паули (Gagnon 2006). Цели и методология исследований. Между 2004 и 2014 гг. разными группами экспертов были написаны 20 исследовательских докладов о различных канадских регионах, составивших в общей сложности 2 714 страниц текста. Эти исследования отвечают на одну из рекомендаций Королевской комиссии по коренным народам, которая предлагает правительствам «ждать того, чтобы метисные сообщества без политической организации могли дать полномочия ассоциациям представлять себя до установления их конституционного признания» (Gagnon 2019: 95). Кроме их вклада в изучение требований признания идентичности, эти работы призваны продемонстрировать существование и исторические условия появления официально непризнанных метисных сообществ. Методологические директивы Министерства юстиции утверждают необходимость обращаться к прямым источникам и не брать в расчет устную историю и этнографические исследования. Главные исследуемые источники - это архивы торговых компаний (журналы торговых постов, бухгалтерские книги, списки работников), рассказы путешественников, путевые заметки, миссионерские архивы, брачные регистры (записи о рождении, крещении, вступлении в брак, смерти), демографические данные и различные правительственные отчеты (записи комиссии сертификации метисов и т. д.). Для того чтобы улучшить теоретический инструментарий и объективно осознать социоисторический контекст, авторами были изучены различные вторичные источники. Период исследования варьируется для каждого отчета, но в целом находится между началом XVII (основание первых миссий или торговых постов) и началом XX в. Даже организация представления данных вариативна. В общем, внутренняя организация исторических данных следует хронологии, делящейся на географические и/или тематические части. Некоторые отчеты подчеркивают особую важность демографических или генеалогических данных, достаточно взглянуть хотя бы на про-сопографический анализ. Выводы авторов обычно основаны на цитатах, отрывках из прямых источников и статистических данных, способствующих контекстуализации данных. Большинство исследований содержат выводы, основанные на сводной аналитике основных данных, расположенных вокруг двух столпов: установление господства и этногенез. Эти исследования, инициированные Министерством юстиции, играют не только важную роль в истории сообществ смешанного происхождения в Канаде, но и потенциально могут оказать воздействие на их будущее на законном, идентичностном и общинном уровнях. Именно это стало причиной, по которой анализ этих отчетов был проведен в рамках исследования, поддержанного Советом по исследованию в гуманитарных науках (2014-2017 гг.). Анализ исследований: контекст и методология. В 2014 г. Дени Ганьон, антрополог из Университета Сен-Бонифаса и глава Канадской исследовательской группы метисной идентичности создал команду в рамках своего проекта - «Статус метиса в Канаде: агентность и социальные вызовы». Мультидисциплинарная команда в течение четырех лет занималась анализом заявленных исследований по просьбе Министерства юстиции. Их целью было создать по три документа для каждого из исследований: подробное резюме, модуль исследования и избранную библиографию. Этой работой они стремились провести анализ контекста появления сообществ смешанного типа, обеспечить историческую перспективу их требований и «растянуть» узкие границы распространения юрисдикции на новые сферы и политизации вопроса о статусе метисов в Канаде. Большинство исторических исследований объемом от 44 до 218 страниц были составлены на английском языке для Министерства юстиции. Разработка детальных резюме сопровождается переводом данных из исследований на французский. Перевод этнонимов, топонимов и социоэкономических терминов вызывает особый интерес, гарантируя семантическое и концептуальное соответствие прямым источникам. Изучение исторических отчетов через «сетку» тематического и динамического анализа4 является «сердцем проекта». Целью была стандартизация (в рамках возможного) данных и результатов исследования в модуле исследования (МИ). Этот модуль синтезирует сущностную информацию каждого из них в отношении целого ряда категорий, чтобы способствовать в рамках исследования междисциплинарному и сравнительному анализу сообществ. Каждый МИ базируется на критическом анализе, позволяющем автору МИ интерпретировать и детализировать методологию отчета, данные исследования и главные результаты. Метод анализа рабочей группы - качественный: данные, полученные из первичных и вторичных источников, сегментируются и классифицируются с помощью концептуальных матриц для интерпретации результатов. В компаративной перспективе особая важность придается терминам, применяемым к метисам в ходе истории (этнонимам), случайностям исторических процессов, связанных с этногенезом сообществ, их особым социоэкономическим чертам и отдельным процессам и политическим контекстам, которые признаются, ценятся и обесцениваются этой идентичностью. Сообщества и территории исследования. Министерство юстиции выбирает географические зоны для того, чтобы получить специфические модели историчности и этногенеза для каждой территории, позволяющие изучать сообщества смешанного происхождения. Важность территориальности заключается в том, что сообщества, требующие своего статуса в качестве исторического метисного сообщества и правообладателя, должны доказать перед судами, что они среди прочего обладают прямой связью с историческими сообществами на этой же территории до периода господства государства (CSC Powley, 2003, paragraphe 12). В исторических анкетах каждое сообщество смешанного происхождения отмечено именем точно определенного региона. На карте представлено 20 региональных сообществ, признанных Министерством юстиции с 2004 по 2014 г. (Gagnon 2019: 94). Важнейшие результаты анализа исследований Для того чтобы быть признанными как историческое метисное сообщество, обладающее особыми правами, сообщество должно доказать перед судом, что среди прочего оно обладает особой культурой и прямой связью с историческими сообществами, проживавшими на той же территории до периода установления господства государства. Далее рассмотрим предмет и анализ двух важных вопросов, на которые стремятся ответить исторические отчеты: возможный этногенез особого метисного сообщества и фактическое господство на территории исследования. Учитывая аналитическую комплексность, многофакторность и интерпретационность этногенеза, этот концепт будет проработан глубже, в то время как концепт установления господства (la mainmise), изучение которого кажется более объективным и однозначным, будет представлен коротко. Господство над территорией. Следуя директивам Министерства юстиции, европейское господство анализируется на базе таких факторов, как религиозное присутствие, правительственное присутствие, переговоры о договорах5 в описываемом регионе. Главные события, принимаемые во внимание в исследовании об установлении господства, -это основание религиозных миссий, строительство торговых фортов, установление законности (полиция и суды), осуществление суверенности над территорией (такие как британская колонизация или основание доминиона Канада в 1870 г.), деление на политические округи, межевание земель и т.д. В целом авторы не уточняют дат фактического господства над территорией, но анализируют в хронологическом порядке различные аспекты евро-канадского присутствия в регионе. Заметим, что фактическое установление господства и основание институций и инфраструктур происходит последовательно вслед за ростом количества миссионеров и развитием мехоторговли с востока на запад. Знаковые периоды утверждения господства над территорией для каждой провинции Канады отражают эту тенденцию: Нью-Брансуик (1670 г.), Новая Шотландия (1670 г.), Ньюфаундленд и Лабрадор (1760-1950 гг.), Квебек (1842-1850 гг.), Онтарио (1815-1850 гг.), Манитоба (1870-1880 гг.), Альберта (1870 г.), Саскачеван (1880-1912 гг.), Британская Колумбия (1858-1864 гг.), Северо-западные территории (1921 г.) (Gagnon 2019: 140). Этногенез. Этногенез определяется как процесс появления особой этнической группы. Следуя директивам Министерства юстиции, исторические исследования должны более точно изучать появление сообществ смешанного индейско-европейского происхождения, члены которого проживают вместе в том же регионе, обладают особой коллективной идентичностью и разделяют общий образ жизни. Авторы, которые с уверенностью говорят о метисном этногенезе в регионе исследования, составляют исключение. Если авторы фиксируют особое смешанное сообщество, которое появляется в течение времени исследования, то они с осторожностью говорят об «определенном» этногенезе, выделяя в большей мере признаки, которые позволяют говорить о развитии особых сообществ. Это неудивительно, поскольку в анализе этногенеза в расчет берутся различные факторы - они комплексны, многообразны, часто это сюжеты, подразумевающие различные интерпретации: 1) родственные браки, эндогамия, патронимическое соединение, метисная генеалогия; 2) этнонимы, атрибуция внешнего этнического статуса и самоидентификация; 3) демография и географическое распределение населения; 4) социоэкономические черты и культурные особенности; 5) индикаторы идентичности или коллективного сознания. В первой части этого раздела рассматриваются главные аргументы, используемые в различных исторических исследованиях о возможном метисном этногенезе. Во второй части кратко представлены аргументы, выдвинутые, чтобы, напротив, опровергнуть существование этногенеза. Отметим, что многие авторы в свих отчетах основываются на аргументах этих двух категорий, делая тем самым анализ возможного этногенеза ограниченным, интерпретативным и иногда гипотетическим. Важно заметить, что никакой из представленных ниже факторов не достаточен сам по себе, чтобы зафиксировать этногенез: все исследования основываются на множестве факторов, для того чтобы утвердить или опровергнуть возникновение особых метисных групп. Для этого будет предложено общее изложение характерных черт метисных сообществ в исследовании и контекста их появления. Аргументы в пользу этногенеза: 1. Брачные практики и метисная демография. Растущее количество эндогамных родственных браков - один из главных индикаторов этногенеза. Регистрации браков и крещений документируют эти эндогамные браки, так же как и возникновение межпоколенческих связей (о. Большое Невольничье, Залив Джеймса, Нью-Брансуик, Маттава, Лак-дю-Буа). Некоторое метисные сообщества свидетельствуют о значимых родственных связях: в раппортах по Маттаве 89,92% жителей имеют прямые родственные связи. Эта эндогамия - результат экспансии мехоторговли, родственных браков и перемещения работников меховой индустрии. Документация множества эндогамных браков идет часто совместно с важностью метисной демографии в регионе исследования. В докладе о заливе Джеймса, например, число работников смешанного происхождения колеблется от 30 в 1830 г. до 85 в 1901 г., и это наводит на мысль, что население поста эволюционировало в сторону сообщества смешанного происхождения. 2. Внешняя и внутренняя идентификация лиц смешанного происхождения. Другой ключевой индикатор в возможном метисном этногенезе - различные этнонимы, которые обозначают лиц смешанного происхождения в исторических источниках. Мы различаем внешнюю и внутреннюю идентификацию. Внешняя этническая идентификация происходит от сторонних наблюдателей, в основном от работников мехоторговой индустрии, миссионеров и колониальных офицеров. Эта идентификация лиц смешанного происхождения часто осуществляется по социоэкономическим названиям и позже - по этническим статусам, которые служат расовой классификации. В первое время эти лица выделяли по функции их профессиональной специализации в мехоторговле. Мы встречаем такие названия, как Апрентайс Бой (Apprentice Boy) или Фэктори Лэдс (Factory Lads) (Залив Джеймса), лайвейрес (liveyres) и Плантерс (Planters) (Лабрадор) или еще вояжеры voyageur), лесные бродяги (coureur de bois), поедатели сала» (mangeur de lard), чико (chicot) или зимовщики (hivernant) (Южный Саскачеван). Эти этнонимы способствуют развитию подлинной собственной идентичности в мехоторговле. Далее следуют названия с этнической или расовой коннотацией, такие как индейская страна (Indian country), смешанная кровь (sang-mele), нэтив (native) или метис (metis). Их обозначение зависит от того, к какой мехоторговой компании они относятся: в британской Компании Гудзонова залива главным образом превалируют этнонимы «полукровки» (half-breed) и «смешанная кровь» (mixed-blood), в Северо-Западной компании, где служило много французов, используются названия «жженое дерево» (Bois Brules) или «метиф» (Metifs). Заметим, что эти этнонимы не имеют однозначных и четких значений и что идентификация метисов может со временем эволюционировать. Исследование по Маттаве, например, выделяет влияние образа жизни на этноним: к концу XVIII в., когда местное население адаптировало евро-канадские практики (сельское хозяйство, частое посещение церкви), их стали записывать «метисы» вместо «дикари». Внутренняя идентификация, в том, что непосредственно ее касается, базируется на автоатрибуции этнического статуса или особой идентичности и начинает фиксироваться в архивах довольно поздно (конец XIX - начало XX в.). Перепись 1901 г. позволяет, например, лицам смешанного происхождения идентифицироваться в категории «Metis/Halfbreed» (Залив Джеймс, Нью-Брансуик, озеро Виннипег), но остается сложным узнать, в какой мере переписчики заставляли их принимать собственные коды этнической идентификации. 3. Развитие особой идентичности. Некоторые сообщества смешанного происхождения пишут петиции, чтобы выразить свои интересы или быть услышанными правительственными инстанциями. Эти петиции - доказательства прямой (а не искаженной) самоидентификации, и именно они приводят авторов различных отчетов к тому, чтобы предположить существование четкой идентичности метисов, основанной на чувстве принадлежности (Залив Джеймса, Южный Саскачеван, Северный Саскачеван, Новый Брунсвик, Маттава). Атрибуция сертификатов метисов может также являться катализатором общего сознания и собственной идентичности, поскольку система сертификатов устанавливает социальное разделение - а зачастую и географическое - между метисами и другими присутствующими в регионе сообществами (оз. Виннипег, Северный Саскачеван). В других случаях это отказ вносить семьи смешанного происхождения в список бенефициаров договора, который ведет к самопризнанию культурного различия, поощряя, таким образом, определение сообщества отдельного смешанного происхождения (Залив Джеймса). Собственная идентичность может быть ускорена и участием в совместной деятельности. В отчете по Маттаве служащие Северо-Западной компании смешанного происхождения, определяющие себя как кантримен (countrymen), участвуют в процессе возвращения своих исконных прав на рубежах колонизации в районе Красной реки. В 1814 г. под предводительством кантримена Кутберта Гранда эти люди объявляют себя Новой нацией. События, происходящие вне изучаемого региона, такие как восстание на Красной реке (с 1814 по 1817 г.) и подписание договоров, включающих метисов в прилегающие территории, также могут способствовать возникновению у групп метисов чувства собственной идентичности, как в случае с группой метисов Лак-дю-Буа. 4. Особые экономические практики. Многие изучаемые сообщества смешанного происхождения характеризуются особыми профессиональными ролями, сформированными экономической ситуацией, в которой они эволюционируют. В мире торговли лица смешанного происхождения зачастую играют главную роль в снабжении продуктами благодаря своим навыкам, полученным от предков - коренных жителей: они обладают опытом в области охоты, рыболовства и строительства каноэ. Часто служащие-метисы занимают посты, где с легкостью используют благодаря своему двойному происхождению (leur double ascendance) культуру обоих миров и знание территории. В качестве проводников, переводчиков, торговцев, путешественников, мореходов и фермеров они могут занимать должности любого ранга в торговой экономике (Залив Джеймса, Большое Невольничье озеро, Маттава). Некоторые занятия, например навык проводника, переходят из поколения в поколение. Таким образом, среди потомков метисов может сложиться социальная иерархия (Маттава). Для других сообществ метисов характерна, прежде всего, охота на бизонов и присущая ей большая мобильность. Эти сообщества, расположенные в основном в центре Канады и в зоне Прерий, часто практикуют присущую им сезонную экономическую занятость: охота на бизонов зимой и земледелие весной и осенью (Северный Саскачеван, Южный Саскачеван, Маттава). Занимаясь торговлей или будучи независимыми охотниками, они обустраивают в разных местах зимовочные лагеря, чтобы жить там в сезон охоты на бизонов. Эти сезонные географические объединения лиц смешанного происхождения часто представляются возможным показателем развития особой этнической идентичности. 5. Особые социокультурные практики. Авторы, которые констатируют существование особых социокультурных практик у лиц смешанного происхождения, немногочисленны, что может объясняться нехваткой документов об этом роде деятельности. Некоторые упоминают веру в сверхъестественное, особую фармакопею (Лабрадор) или специфическую одежду (Лак-дю-Буа, Новая Шотландия), другие - массовые перемещения для участия в католических ритуалах или же танцы и игру на скрипке по случаю праздников (Маттава). На уровне лингвистики многие авторы выделяют возможные отличительные черты населения смешанного происхождения: переводчики, владеющие несколькими языками (оз. Большое Невольничье, Маттава), двуязычие англий-ский/кри (Залив Джеймса), пиджин Чинук Вава как родной язык для детей метисов (Нижний Фрейзер), возможное развитие креольского языка микмак-французский (Новая Шотландия) или же возможное развитие пиджина французский-оджибве или французский-кри (Южный Саскачеван). Аргументы против этногенеза: 1. Социокультурные факторы, неблагоприятные для этногенеза. Отсутствие этногенеза метисов часто объясняется различными неблагоприятными социокультурными факторами. Например, незначительная численность метисов изучаемого региона приводит к тому, что в некоторых отчетах постулируется исключение возможности появления здесь метисного сообщества (Оттава, Британская Колумбия, низовья р. Фрейзер). Другие авторы утверждают, что модели браков между людьми смешанного происхождения или с людьми либо индейского, либо европейского происхождения не являются достаточно однородными или культурно обусловленными (Британская Колумбия). Дисбаланс полов в индейском обществе также может играть свою роль, например, когда в какой-либо местности индейские женщины малочисленны (Маккензи). Для некоторых групп смешанного происхождения попросту характерно значительное социальное, религиозное или лингвистическое разнообразие. Отрицательное отношение или политика применительно к смешанным бракам также могли помешать возникновению метисных коллективов. В отчете о Маккензи отмечено, что миссионеры, прибыв на Землю Руперта в 1850 г., приняли меры, ограничивающие брачные практики, и что новая расовая теория, исходящая из социального дарвинизма, привела к более выраженному проявлению иерархии рас. Гармоничные, как правило, отношения между индейцами и евро-канадскими торговцами, тем не менее, могли омрачаться случаями насилия (убийствами), которые порождали атмосферу взаимного недоверия и неблагоприятную для смешанных браков враждебность. Наконец, Компания Гудзонова залива, получившая в 1821 г. монополию на торговлю пушниной, тоже не приветствовала смешанные союзы, к которым Северо-Западная компания, однако, относилась положительно. 2. Экономические факторы, неблагоприятные для этногенеза. Отсутствие этногенеза также допустимо объяснять неблагоприятным экономическим контекстом. Некоторые группы смешанного происхождения отличаются разнообразием и даже четкой профессиональной специализацией (Британская Колумбия), другие же, напротив, не занимают отдельных экономических ниш. Индивиды смешанного происхождения могут принимать участие в экономической жизни торгового поста -торговле пушниной, земледелии, разведении скота - без особого разделения (Нижний Фрейзер), заниматься той же деятельностью, что и индейцы (озеро Виннипег), или просто воспринять основные экономические черты присутствующего на данной территории населения (Кот-Нор6, Новая Шотландия). В некоторых местах служащие торговых компаний смешанного происхождения проживали в районе исследования лишь временно. Риски торговой экономики часто становились причиной высокой мобильности и взаимозаменяемости служащих. Их непродолжительное пребывание в фактории, обычно не превышавшее пяти лет, мешало возникновению долгих матримониальных и социальных союзов (Британская Колумбия, Маккензи, Нижний Фрейзер). 3. Ассимиляция людей смешанного происхождения с другими сообществами. Несмотря на порой значительное присутствие лиц смешанного происхождения на исследуемой территории, исторические источники часто свидетельствуют об их поглощении коренными сообществами и евро-канадцами. Таким образом, биологическая и иногда культурная метисация может быть констатирована без появления отдельных метисных групп (Оттава, Кот-Нор, Новая Шотландия). Из отчетов следует, что метисы идентифицировали себя с одной из линий своего происхождения, вместо того чтобы самоопределяться как самостоятельная единица, хотя такие выводы часто выглядят необоснованными из-за недостатка документов, свидетельствующих о той или иной самоидентификации, как в случае с Кот-Нор и с Акадией7 (Новой Шотландией). В середине XVIII в. акадийцы часто определялись сторонними наблюдателями как народ смешанного происхождения, характерные черты которого имеют отношение как к французам (оседлый образ жизни, европейская одежда), так и к индейцам (длинные волосы, смуглый цвет лица). Даже британские офицеры в целом принимали смешанное происхождение за характерную черту акадийцев вместо того, чтобы рассматривать метисов как представителей отдельного в культурном плане сообщества. 4. Возникновение сообществ, отличающихся от «отдельных локальных сообществ метисов». Другой сценарий, объясняющий отсутствие метисного этногенеза, представляет собой возникновение отдельных групп, претендующих на свое отличие от метисов. Некоторые авторы констатируют возникновение торговых или рыбацких сообществ, состоящих из индивидов евро-канадского, индейского и метисного происхождения (даже если с течением времени этнические различия и стираются). В данном случае лица смешанного происхождения составляют часть торгового общества, иногда метисированного по своей сути. При этом исторические источники, тем не менее, не фиксируют отдельную культуру метисов (Залив Джеймс, Нижний Фрейзер). Этот факт подводит нас к ответу на глубинный вопрос, возможно ли различать торговую культуру и возможную культуру метисов. Другие отчеты (оз. Виннипег, Южный Саскачеван, Северный Саскачеван, Британская Колумбия, Нижний Фрейзер) свидетельствует о волнах иммиграции лиц метисного происхождения из других регионов, не входящих в область исследования, в частности из района Красной реки. Их присутствие может привести к формированию отдельных смешанных сообществ, не попадающих под определение «локальное», исходя из решения по делу Паули. 5. Выводы, касающиеся этногенеза: обзор. Напомним, что большая часть канадских сообществ смешанного происхождения возникла в контексте мехоторговли. Согласно теории этногенеза Фостера (Foster 2001), отдельные сообщества смешанного происхождения возникают в основном тогда, когда европейцы на долгое время селятся на периферии колониальных центров и заключают матримониальные союзы с индейскими женщинами (тем самым подкрепляя коммерческие отношения). Дети, родившиеся в таких смешанных браках, позже становились культурными и торговыми посредниками между европейским и индейским населением. Этногенез метисов, основывающийся на развитии различных социально-экономических черт и коллективной идентичности, оказывается полностью зависящим от социогеографического контекста изучаемого сообщества. В восточных регионах (Кот-Нор, Новая Шотландия, Нью-Брансуик, Лабрадор), где мехоторговля представлена не столь явно или даже вообще отсутствует, двойственный статус метиса оказывается менее выгодным и не столь экономически значимым. Поскольку двойное происхождение не ведет к занятию стратегических ниш в закрытом торговом универсуме, люди смешанного происхождения быстро оказываются ассимилированными европейскими или индейскими группами или составляют часть сообщества акадийцев, которых многочисленные сторонние наблюдатели считали метисами. Однако это не исключает возникновения разных метисных культур, которые существенно отличаются от метисов канадского запада. В отчете по Новой Шотландии, например, констатируется формирование микросообщества метисов - потомков от браков между микма-ками и знатными французами. В данном случае эти метисы отличаются от индейцев и европейцев по своему общественному положению, а не экономическому статусу, как это было в других регионах. В некоторых регионах центра страны наблюдается иное развитие идентичности, базирующееся на общих экономических чертах, связанных с сезонными передвижениями метисов. Социогеографический и экономический контексты приводят здесь к возникновению иной сезонной экономики метисов, так как люди смешанного происхождения -служащие торговых компаний и независимые торговцы - объединяются на зимних стоянках во время охоты на бизонов и на весенне-осенних сельскохозяйственных станциях (Южный Саскачеван, Маттава). Неотъемлемая мобильность такого образа жизни усиливала расширение сети экономических и брачных связей метисов. Более того, многочисленные сообщества метисов, отстаивая свои интересы, подписывали петиции, участвовали в переговорах при заключении договоров, принимали сертификаты метисов8, участвовали в восстании на Красной реке и тем самым усиливали свою особую идентичность и чувство коллективной принадлежности (оз. Винни

Ключевые слова

канадская мехоторговля, метисная идентичность, решение по делу Паули, метисный этногенез в Канаде, социоэкономические черты исторических метисных сообществ

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Энн ДанаУниверситет Сен-Бонифасисследователь
Всего: 1

Ссылки

Brown K., Riley A. (Public History Inc.). Historical Profile of the Southern Nova Scotia Area's Mixed European-Indian Ancestry Community. Ministere de la Justice du Canada. 2005
Burton S., Angel E., Angel M. (Public History Inc). A Historical Profile of the Lower Fraser Valley Area's Mixed European-Indian Ancestry Community. Ministere de la Justice du Canada, 2005
Cour Provinciale de l'Alberta. R. c. Hirsekorn, 2010 ABPC 385
Cour Supreme du Canada (CSC). Jugement rendu le 19 septembre 2003 dans la cause de Sa Majeste la Reine contre Steve Powley et Roddy Charles Powley. Ottawa, Cour Supreme du Canada. 2003. № du greffe 28533. 27. paragraphes 10 et 12
Campbell A (Donna Cona Inc.). Historical Profile of the Cumberland Lake Area's Mixed European-Indian Ancestry Community. Department of Justice Canada. 2005a
Campbell A. (Donna Cona Inc.). Historical Profile of the Lake of the Woods Area's Mixed European-Indian Ancestry Community. Department of Justice Canada. 2005b
Cottrell M., Mooney E., Lagimodiere J., Pelletier T. (Donna Cona Inc.) European-Indian Ancentry Community, Department of Justice in Canada
Champagne J. (Fort des Prairies Associates). A Historical Profile of the South Saskatchewan River Area's Mixed European-Indian Ancestry Community. Department of Justice Canada. 2005b
Champagne J. (Fort des Prairies Associates). A Historical Profile of the Upper North Saskatchewan River Area's Mixed European-Indian Ancestry Community. Department of Justice Canada. 2005a
Holmes J. and associates Inc. (2005) Historical Profile of the Wabasca-Desmarais Area's Mixed European-Indian Ancestry Community. Department of Justice Canada
Holmes J. and associates Inc. (2007) Profil historique de la communaute d'ascendance mixte euro-indiennes de la zone d'etude du lac Superieur. Le bureau de l'interlocuteur federal
Jones G. (2005) Historical Profile of the Great Lake Area's Mixed European-Indian Ancestry Community. Department of Justice
Labreche Y., Kennedy J.C. (2006) Heritage culturel des metis du Labrador central, version preliminaire
Larcombe P., Lockhart L. et Lockhart D. (Symbion Consultants and Lockhart and Associates). Historical Profile of the Northern Lake Winnipeg Area's Mixed European-Indian Ancestry Community. Department of Justice Canada. 2005
Kennedy J.C., Labreche Y. Minaskuat Limited Partnership (A Historical Profile of the Labrador Coast Area's Mixed European-Indian or Mixed European-Inuit Ancestry Community). Rapport final. Department of Justice Canada. 2005
Marlin A., Wade T., Roness L. A., Blake R., Higham J. (Chignecto Research) Historical
Profile of the Northeastern New Brunswick Area's Mixed European-Indian Ancestry Community. Department of Justice Canada. 2005
R. c. Powley, 2003 CSC 43, 2 R.C.S. 207
Reimer G., Chartland J.-P. Historical Profile of the James Bay Area's Mixed European-Indian or Mixed European-Inuit Community. Department of Justice Canada. 2005
Seraphim J. (2009) La reformulation culturelle et identitaire des Metis de Colombie-Britannique // Recherches amerindiennes au Quebec, Vol. 39, no. 1-2, pp. 71
Stantec Consulting Ltd. A Historical Profile of the Northeast Alberta Area's Mixed European-Indian Ancestry Community. Department of Justice Canada. 2005
Stone Circle Consulting and Known History. Mattawa Nipissing Metis Historical Research Project: Final Synthesis Report. Steering Committee. 2014
Thomson D. (2005) A Historical Profile of the Western Mackenzie Valley Drainage Bain Area's Mixed Indian-European Ancestry Settlement. Department of Justice Canada
Thomson D. (D.D. Thomson Consulting, Ltd.) A Historical Profile of North Central British Columbia's Indian-European Community, Department of Justice Canada, 2005
Turgeron L., Rousseau L.-P., Lavigne, Julie, Lessard D. (Circare Consultants) Un profil historique des communautes d'ascendance mixte indienne et europeenne ou d'ascendance mixte inuit et europeenne de la region de la Cote-Nord. Ministere de la Justice du Canada. 2005a
Turgeron L., Rousseau L.-P., Lavigne J., Lessard D. (Circare Consultants). Un profil historique des communautes d'ascendance mixte indienne et europeenne ou d'ascendance mixte inuit et europeenne de la region de l'Outaouais, ministere de la Justice du Canada 2005b
Foster J.E. (2001) Wintering, the Outsider Adult Male and the Ethnogenesis of the Western Plains Metis. In: Biennema Th., Ens G. and Macleod R.C. (ed.) From Rupert's Land to Canada. Essays in Honour of John E. Foster. Edmonton: University of Alberta Press, pp. 179-192
Gagne N., Larcher C., Grammond S. (2014) La communaute comme sujet et objet du droit. Implications pour les Metis du Canada, Anthropologie et Societes, Vol. 38, no. 2, pp. 151-174
Gagnon D. (2006) Chronique juridique: Les impacts potentiels des enquetes du ministere de la Justice sur l'identite metisse, Recherches amerindiennes au Quebec, Vol. 36, no. 1, pp. 95-96
Gagnon D. (2019) Le statut de Metis au Canada. Histoire, identite et enjeux sociaux. Quebec: Presses de l'Universite Laval
Teillet J. (2012) The Metis and Thirty Years of Section 35: How Constitutional Protection for Metis Right Has Led to the Loss of the Rule of Law, Supreme Court Law Review, Vol. 58, pp. 333-349
Vibert S. (2007) La communaute au miroir de l'Etat: la notion de communaute dans les enonces quebecois de politiques publiques en sante. Quebec: Les Presses de l'Universite Laval
 Претензии на статус метиса в Канаде: критический анализ исследований исторических метисных сообществ, инициированных Министерством юстиции | Сибирские исторические исследования. 2022. № 1. DOI: 10.17223/2312461X/35/3

Претензии на статус метиса в Канаде: критический анализ исследований исторических метисных сообществ, инициированных Министерством юстиции | Сибирские исторические исследования. 2022. № 1. DOI: 10.17223/2312461X/35/3