Фотоколлекция Государственного музея истории религии как источник изучения старообрядческой культуры XIX-XX вв.
Рассматриваются фотографии старообрядцев, сделанные в XX в., из коллекции Государственного Музея истории религии (Санкт-Петербург). Предметом исследования являются фотографии священнослужителей, верующих, важнейших событий религиозной жизни начала века, материалы следственных дел в период гонений, экспедиционные фотографии, сделанные сотрудниками музея в советское время. Атрибуция и систематизация музейных предметов предоставляют богатейший материал по истории старообрядчества. Большая часть памятников публикуется впервые. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The Photographic Collection of the State Museum of the History of Religion as a Source for the Study of the Old Believer.pdf Коллекция фотодокументов в Г осударственном музее истории религии (ГМИР) насчитывает более 20 тыс. единиц хранения и без преувеличения может считаться одной из крупнейших, посвященной религиозной тематике, культовым и бытовым традициям представителей самых разных конфессий. Однако работа с фотоматериалами по истории старообрядчества находится на начальном этапе, так как многие памятники не атрибутированы и не оформлены в отдельную коллекцию. Часто их бывает затруднительно выделить из общего массива документов, связанных с православием, так как названия в инвентарных книгах либо отсутствуют, либо ошибочны. К настоящему моменту выявлена и систематизирована небольшая группа из 300 фотографий, из которых изучено и опубликовано лишь несколько снимков старообрядческого духовенства (Мутина 2019). В данной публикации я остановлюсь подробнее на кадрах, посвященных историческим событиям в жизни разных согласий, как наиболее ярко представляющих старообрядчество на каждом историческом этапе, а также материалах второй половины ХХ в., ранее не рассматривавшихся в научных работах. Хронологически рамки коллекции можно обозначить как конец XIX - начало XXI в. Географически она охватывает самые разные регионы Российской империи (Саратов, Область Войска Донского, Казань, Нижний Новгород, Вятская губерния, Москва и Санкт-Петербург). Значительная часть снимков (как и других предметов нашего музейного собрания) поступила из Центрального антирелигиозного музея в Москве после его закрытия в 1940-х гг. Целый ряд документов связан с исследовательской и собирательской деятельностью В.Д. Бонч-Бруевича (1843-1955), общественного деятеля, историка, автора множества публикаций по истории различных религиозных групп. На посту директора ГМИР с 1945 по 1955 г. он активно занимался пополнением библиотеки и научного архива музея, покупая собрания известных ученых и заказывая большое количество фотокопий и оригинальных снимков (Панеях 2015-2018). В дальнейшем в фонды музея поступали разрозненные фотографии из частных коллекций, из 78 Фотоколлекция Государственного музея истории религии поездок сотрудников для чтения антирелигиозных лекций. В целом комплектование документов на старообрядческую тематику можно охарактеризовать как достаточно случайное и эпизодическое, что связано не только с особенностями работы музея, но и с восприятием процесса фотофиксации самими старообрядцами. На разных этапах истории и в разных течениях отношение старообрядцев к фотографии было различным. Общепринятым является мнение, что старообрядцы избегают технического прогресса, отказываются от фотографирования, запрещают фиксировать внутренний вид молитвенных помещений и храмов. Многие современные исследователи и журналисты отмечают, что «особой ценностью для исследователя являются фотоматериалы, отражающие разные стороны жизни регионального старообрядчества. Во-первых, фотографирование человека в среде староверов было строго запрещено. Поэтому сам факт фотографирования - это уже ценная информация. Имеющиеся же в распоряжении ученых фотографии представляют собой достаточно редкие снимки, само существование которых дает информацию о динамике и характере эволюции старообрядческой традиции в тот или иной период» (Костров 2010: 329). Однако фотоархивы музеев, частных коллекционеров, церковных общин показывают, что данное наблюдение можно отнести далеко не ко всем группам старообрядцев и не в любой момент времени. Уже к началу XX в. в старообрядческой среде сложилась традиции фотофиксации важнейших событий. Снимки старообрядческих съездов, собраний начетчиков, архиереев не только были обычной практикой, они размножались в газетах и отдельными листами. Примером этого может служить групповая фотография участников Всероссийского старообрядческого съезда 1908 г., отпечатанная на отдельном листе типографским способом и представленная в пяти экземплярах (ГМИР. НВ-3663/1-5). В старообрядческом центре на Рогожском кладбище в Москве собирались (и собираются до сих пор) не только фотоснимки церковных иерархов, священников и важнейших церковных событий, но и довольно рано, с 1911 г., начала создаваться галерея старшин и попечителей общины. Сохранились постановления Совета общины, в которых решено «просить попечителей обратиться к наследникам почивших с просьбою о прислании фотографических карточек и полученные карточки увеличить, сделать соответствующие рамы соответствующего размера и по изготовлении поместить оные в залы гостиницы» (цит. по: (Юхименко 2012: 165)). В начале ХХ в. появились и частные коллекционеры, которые систематически собирали фотографии старообрядческих деятелей. Об этом свидетельствуют в первую очередь владельческие подписи на 79 Анна Савильевна Мутина оборотах фотоснимков. На многих фотографиях из собрания ГМИР можно увидеть аббревиатуру ТВК или подпись «Терентий Викулович Кудрявцев». К сожалению, нам неизвестна личность этого собирателя и детали его биографии. Можно лишь отметить, что все фотографии из его коллекции тщательно подписаны четким полууставом, изображенные на них лица атрибутированы, указаны не только имена и фамилии священников, но и места их служения. Сегодня подобные коллекции являются бесценным историческим источником, имеющим огромное значение не только для приверженцев старой веры, но и для самого широко круга лиц, интересующихся русской духовной культурой. Таким образом, в начале XX в., когда фотоискусство находилось еще на начальной стадии развития, старообрядцы уже стремились фиксировать все ключевые события, используя любую возможность для популяризации своей церкви. Для многих представителей старообрядчества было важно показать, что они не являются осколком отжившей допетровской Руси, а стоят на передовой новейших технологий. Одним из таких ярких деятелей был Никифор Дмитриевич Зенин (1869-1922), репортер, публицист, создатель издательства «Старообрядческая мысль», художник и владелец светописной мастерской в Егорьевске (Никифор Дмитриевич Зенин 2018). Примечательно, что одна из его студий называлась «Прогресс». Наибольшую известность как фотограф он получил благодаря альбому «Старообрядческое Рогожское кладбище в Москве. В первые дни после 17 апреля 1905 года», в котором были опубликованы уникальные кадры распечатанных алтарей рогожских храмов, сделанные в этот исторический момент. Данный альбом представлен и в собрании нашего музея (ГМИР. КП-50024). В данной статье, как уже упоминалось ранее, я не буду подробно останавливаться на анализе портретов старообрядческого духовенства, это тема отдельного исследования. Отмечу лишь, что часто такие снимки делались по случаю рукоположения в сан или перехода священнослужителей из господствующей церкви в старообрядческую. Так, например, фотографии первого единоверческого епископа Симона Шлеева (1873-1921), стоящего в полном архиерейском облачении в интерьере фотографической студии К. Буллы (ГМИР. Д-130), и фотографию (рис. 1), где он сидит в монашеском одеянии и с архиерейским посохом (ГМИР. КП-50446), мы относим к 1918 г., когда о. Симон был хиротонисан патриархом Тихоном во епископа Охтенского (единоверческого), а в 1920 г. назначен епископом Уфимским; затем он возглавил все приходы епархии. По наблюдению А. А. Пригарина, подобные фотографии, на которых изображены священнослужители в литургическом облачении с благословляющим жестом, «заняли престижное место в храмах и домашних божницах задолго до вхождения бытовой съемки в повседневность ста-80 Фотоколлекция Государственного музея истории религии роверов и часто бытовали наряду со священными изображениями» (Пригарин 2011: 238). Такие портреты приобретали особое значение в годы гонений на религию, становясь реликвиями в общинах верующих, напоминая о чтимых духовных лицах. Священномученик Симон был канонизирован в 1999 г. как местночтимый святой, а в 2000 г. прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Рис. 1. Архиепископ Охтинский Симеон Шлеев (ГМИР. Д-130) Специфика формирования коллекций музея заключалась в повышенном внимании к общественной и исторической роли религиозных организаций. В связи с этим в нашем архиве не выявлены постановочные семейные фотографии старообрядцев, наибольший интерес для 81 Анна Савильевна Мутина собирателей-сотрудников музея представляли фотографии значимых событий в жизни старообрядческой церкви, таких, например, как рукоположение во епископский сан архимандрита, объединившее старообрядцев, ранее называвшихся беглопоповцами, и состоявшееся 18 сентября 1929 г. (ГМИР Д-138) (рис. 2). Владыка Пансофий (Ивлиев) (1881-1937) стал первым, рукоположенным после раскола XVII в. древлеправославным епископом; он возглавил кафедры в Ростове-на-Дону и Курске. Рис. 2. Группа священников и прихожан после присоединения к Древлеправославной церкви епископа Иргинского Стефана и хиротонии епископа Пансофия (Ивлиева). 18 сентября 1929 г. в Никольском кафедральном соборе (ГМИР. Д-138) Это стало возможным после присоединения к Древлеправославной церкви обновленческого архиепископа Николы (Позднева) (1853-1934) и епископа Стефана (Расторгуева) (1861-1937) вторым чином (через миропомазание). Наличие в церкви двух архиереев создало каноническую возможность для рукоположения нового епископа. Групповая фотография с тремя священниками (ГМИР. Д-98), стоящими на аналое, согласно учетной документации музея, была озаглавлена «архиепископ Никон с группой». По нашей атрибуции, здесь изображены архиепископы Стефан (Расторгуев), Пансофий (Ивлиев) и Никола (Позднев) с группой верующих. Очевидно, здесь запечатлен момент непосредственно сразу после рукоположения. Нельзя не отметить, что двое из изображенных здесь архиереев были прославлены в лике святых в начале XXI в. (Русская Древлеправославная церковь). 82 Фотоколлекция Государственного музея истории религии Важным свидетельством драматических судеб старообрядчества в советские годы стали фотографии из следственного дела Дубчесских скитов представителей часовенного согласия вблизи посёлка Сандакчес в Туруханском районе Красноярского края. Скиты были разгромлены в 1951 г., тогда были арестованы пустынники и поддерживавшие их крестьяне, а все постройки, иконы, книги сожжены. Следствие вело Красноярское КГБ, к суду было привлечено 33 человека. Все обвиняемые были приговорены по статьям за антисоветскую агитацию и нелегальные антисоветские формирования к разным (от 10 до 25 лет) срокам лишения свободы. Сейчас в интернете можно найти немало публикаций на эту тему, в том числе и фотографий. Уникальность нашей коллекции заключается в том, что мы храним снимки, созданные непосредственно в ходе следствия, которые поступили в музей в 1964 году из Управления КГБ. Два из них - изображения духовных лидеров и основателей скитов отца Симеона Лаптева (1895-1954) и отца Антония Людиновскова (1895-1977) (ГМИР. СМ-1324, СМ-1327). Фотография о. Симеона, возможно, последняя прижизненная, поскольку он умер в лагере в 1954 г. Также на фотографиях представлены книги и иконы (ГМИР. СМ-1328, СМ-1329/2), изъятые в ходе следствия, что может быть важно для изучения памятников старообрядцев часовенного согласия (рис. 3-5). Рис. 3. Отец Симеон Лаптев. Дубчес. 1951 г. (ГМИР. СМ-1324) 83 Анна Савильевна Мутина ЛЮДИНОВСКОВ АФАНАСИИ МИХАЙЛОВИЧ, 1886 ГОДА РОЖДЕНИЯ, НАСТАВНИК НЕЛЕГАЛЬНЫХ ЛЕНСКИХ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ МОНАСТЫРЕЙ в ярцевском РА :оне, КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ. Рис. 4. Отец Антоний Людиновсков. Дубчес. 1951 г. (ГМИР. СМ-1327) ЦЕРКОВНАЯ УТВАРЬ В МОЛЕННОЙ МУЖСКОГО СТАРООЕРВДЧЕСІСОГО МОНАСТЫРЯ, ВОЗГЛАВЛЯЕМОГО ЛАПТЕВЫМ С. Я. Рис. 5. Церковная утварь в моленной мужского старообрядческого монастыря. Настоятель С. Лаптев. Дубчес. 1951 г. Книги и иконы (ГМИР. СМ-1329/2) 84 Фотоколлекция Государственного музея истории религии Сейчас, когда возрождается духовная жизнь многих общин и восстанавливается убранство храмов, подобные фотографии приобретают особое значение. В музее также хранится ряд снимков, связанных с историей церкви во имя Воскресения Христова и Покрова Богородицы при второй московской общине старообрядцев поморского брачного согласия (ГМИР Ц-595/1-20). Один из самых своеобразных храмов столицы, построенный архитектором И.Е. Бондаренко в неорусском стиле, был освящён 8 июня 1908 г. (Юхименко 2008), закрыт в 1930 г. Иллюстрированные издания начала ХХ в. особо отмечали архитектурное новаторство и оригинальное убранство храма, которое пострадало после закрытия: «Большая часть икон, книги, церковная утварь, части резного иконостаса были вывезены на Преображенское кладбище, где хранятся и по сей день. Некоторые иконы, в том числе подаренные С.В. Морозовым, попали, видимо, в музеи. Однако многое, что невозможно было перевезти, погибло: было разбито уникальное паникадило, утрачены резные дубовые скамьи, витражи, колокола, часть решеток» (Хвальковский, Юхименко 1998: 211). Комплект фотографий, хранящийся в ГМИР, включает в себя не только внешний вид храма в разных ракурсах, но и снимки интерьеров (лестниц, оконных переплетов и т.п.), паникадила, подсвечников, кадильниц, хоругвей и, что особенно важно, иконостаса, причем одна из фотографий изображает его достаточно близко (рис. 6). Рис. 6. Иконостас церкви во имя Воскресения Христова и Покрова Богородицы при второй московской общине старообрядцев поморского брачного согласия (ГМИР. Ц-595/13) 85 Анна Савильевна Мутина Самой сложной для анализа группой предметов являются фотографии экспедиций, состоявшихся во второй половине XX в. Чаще других привлекали внимание исследователей беспоповские общины. Из краеведческого музея Москвы в 1976 г. поступил ряд снимков, озаглавленных в описи «Фотодокументы по старообрядчеству» (ГМИР. СМ-2728/1-91). На них мы видим пейзажи, домашние и хозяйственные постройки, группы людей в повседневной одежде на фоне деревенских пейзажей, рукописные книги на бересте, странички рукописных книг с изображением птицы Сирин (рис. 7), несколько копий фотографий Дубчесского дела. Отсутствует информация о том, кем и где была собрана коллекция, для каких целей, поэтому интерпретация сюжетов, запечатленных на фотографиях, затруднена. Рис. 7. Фотография из фотоматериалов по старообрядчеству краеведческого музея Москвы. Не позднее 1976 г. (ГМИР. CM-2728/33) Государственный музей истории религии также неоднократно предпринимал экспедиции к старообрядцам. Так, в 1978 г. состоялась экспедиция в деревню Ларионово Горьковской области. По воспоминаниям одной из участниц экспедиции Г.А. Ченской, перед ними ставились задачи проверки состояния антирелигиозной пропаганды, опрос населения и чтение лекций по научному атеизму (ГМИР. СМ-2768-2778). Естественно, ни о какой полноценной исследовательской и собиратель-86 Фотоколлекция Государственного музея истории религии ской работе в таких условиях не могло быть и речи, приезжие из «музея атеизма» могли побудить старообрядцев только еще больше замкнуться и отгородиться от общения. Тем не менее в объективе фотографа оказывается домашняя божница, перед которой молится женщина, деревенское кладбище со старыми крестами, вырезанный на дереве восьмиконечный крест, тропинки в зарослях, гать, проложенная на болоте, и идущие куда-то люди (рис. 8, 9). В современных краеведческих зарисовках на страницах местной печати упоминается, что «Ларионово и близлежащие деревни всегда считали старообрядческим кустом - недалеко от поселения располагались (можно посетить места прежнего существования) скиты Семи (Семь) Дев, Смол(ь)яны, святые могилы Иосифа, Лотия, Дорофея, Анфисы, Феклы и другие. Все эти места являются памятниками истории и культуры, охраняются государством» (Алмазова 2020). Возможно, на фотографиях мы видим именно следы почитания святых мест в советское время, что является интереснейшим фактом. Отдельной задачей для дальнейшего исследования видится посещение этих деревень, возможно, местные жители могли бы пояснить изображенное на фотографиях. Коллекцию фотоматериалов ГМИР по старообрядчеству можно охарактеризовать как разрозненную, лишенную тематического единства, но этот недостаток при взгляде с другой стороны превращается в достоинство: анализируя состав и динамику поступлений в музей в разные годы, мы можем оценить процессы, проходившие в обществе, изменение отношения к религиозной жизни, самих старообрядцев - к процессу фотографирования. Рис. 8. Фотография из экспедиции в дер. Ларионово Горьковской области. 1978 г. (ГМИР. СМ-2769) 87 Анна Савильевна Мутина Рис. 9. Фотография из экспедиции в дер. Ларионово Горьковской области. 1978 г. (ГМИР. СМ-2782) Работа по изучению старообрядческих фотографий в собрании ГМИР только начата, но уже сейчас публикации о ней востребованы, с их помощью верующие восстанавливают исторические события в своих общинах. Особую важность для изучения музейных собраний имеют фотографии храмового убранства и домашних моленных, так как они часто помогают атрибутировать те или иные предметы. Сегодня одной из приоритетных задач формирования музейной коллекции являются собирание и систематизация памятников, связанных с современной историей различных этноконфессиональных групп, в том числе и старообрядчества, пополнение фондов новыми фотографиями. Анализ собранного ранее материала позволит обогатить и углубить наши знания об этом феномене, сделать выставочные проекты более яркими и запоминающимися для посетителей музея.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 20
Ключевые слова
старообрядчество, белокриницкое согласие, фотографии, единоверческая церковь, убранство храмов, старообрядческое искусство, портреты священников, историческая память, старообрядческая церковь в советский периодАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Мутина Анна Савильевна | Государственный музей истории религии | кандидат филологических наук, художник-реставратор | only_time@bk.ru |
Ссылки

Фотоколлекция Государственного музея истории религии как источник изучения старообрядческой культуры XIX-XX вв. | Сибирские исторические исследования. 2022. № 4. DOI: 10.17223/2312461X/38/5
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 485