Рассматриваются предварительные итоги историко-археографических и этнографических экспедиций Музея истории и культуры старообрядчества Украины за 25 лет его полевой деятельности. Основной целью исследования является раскрытие ключевых направлений работы, касающихся различных сторон жизни старообрядческих общин в Украине, начиная от повседневности и истории и заканчивая вопросами культуры и веры. Новизна исследования заключается в обобщении полученного в поле материала, создании целостной картины жизнедеятельности староверов, определении основных направлений полевых научно-исследовательских работ. Установлен уровень сохранности и жизнеспособности традиционной культуры, ее адаптационные возможности к сложившимся современным условиям существования. Получены общие сведения о положении Киевской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви, общин поморского и федосеевского согласий. Определены вновь сформированные духовные центры беспоповцев, качественные изменения, которые происходят в настоящее время в старообрядческих общинах, численность и конфессиональная структура старообрядческих сообществ. На фотоснимках запечатлены важные события жизни староверов, собрано значительное их количество, задокументирован богатый эксклюзивный материал о последних годах функционирования Куренёвских монастырей в Винницкой области, зафиксировано в поле и приобретено несколько сот старопечатных книг и рукописей, образцов орудий труда, мебели, одежды русских и украинцев. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The Old Believers of Ukraine in the Materials of the 1997-2021 Expeditions (an Information Message).pdf Изучение истории, культуры и повседневной жизни русского старообрядчества является одним из активно развивающихся направлений исторической науки. В данной статье будут рассмотрены итоги историко-археографических и этнографических экспедиций Музея истории и культуры старообрядчества, которые начали проводиться с 1998 г. Хотя уже с 1994 г., будучи студентом исторического факультета Одесского государственного университета им. И.И. Мечникова, я уже выезжал в поле на собственные средства. Именно в университете я заинтересовался краеведческими вопросами, через которые удалось выйти на исто-124 Старообрядцы Украины в материалах экспедиций 1997-2021 гг. рию старообрядческих монастырей, ранее существовавших в с. Куре-нёвка Чечельницкого района Винницкой области. Курсовая работа потребовала привлечения новых сведений, ими стали нарративные источники, полученные в ходе экспедиционных выездов как в саму Куренёв-ку, так и за ее пределы, в частности в слободу Пилипоновка-Бершадская и с. Шуре-Копиевская Винницкой, г. Балта Одесской области. В то время оставалось еще много людей, лично бывавших в Куре-нёвских монастырях и помнивших их повседневную жизнь. Мне удалось опросить десятки людей, прежде всего, жителей с. Куренёвки (АМИКС Украины. МИАЭЭ. Дневник фиксации экспедиций). Кроме того, была налажена переписка с бывшими жителями с. Куренёвки и другими староверами, проживающими вне этого населенного пункта, в частности в Киеве, Донецке, Кировограде, Балте Одесской области, Бершади и пос. Липовец Винницкой области. Более интенсивная и масштабная экспедиционная работа была развернута мной после поступления в аспирантуру Института украинской археографии и источниковедения им. М.С. Грушевского НАН Украины. Существенно расширился географический ареал изысканий, благодаря чему состоялись встречи с сотнями старообрядцев - свидетелями уходящей истории. За период с 1994 по 2021 г. было проведено более 100 экспедиций в 9 украинских областях, 10 городах областного подчинения, 33 районах и 82 населенных пунктах, в Чернобыльской зоне отчуждения, а также в государствах ближнего зарубежья - в России, Белоруссии и Молдавии1 (АМИКС Украины. МИАЭЭ. Дневник фиксации экспедиций). Историко-этнографические и этнографические экспедиции проводились в Винницкой, Житомирской, Киевской, Кировоградской, Одесской, Хмельницкой, Черкасской, Черниговской и Черновицкой областях. В частности, в Винницкой области было обследовано 24 населенные пункта, в том числе в г. Виннице - Кацапская слобода, в Бершадском районе - г. Бершадь (слобода Пилипоновка-Бершадская), в Винницком районе - с. Медвежье Ушко, в Жмеринском районе -г. Жмеринка, села Жуковцы, Людавка, Слобода Чернятинская, в То-машпольском районе - с. Пилипы-Боровские, в Тывровском районе с. Борсков, Курники, Краснянка, Круги, Бушинка, в Тульчинском районе - с. Шура-Копиевская, в Барском районе - с. Балки, в Немировском районе - п. Брацлав (слобода Русская Чернышовка), в Литинском районе - г. Литин и с. Бруслинов, в Шаргородском районе - с. Ефимовка и Пеньковка, в Чечельницком районе - с. Куренёвка. В Житомирской области - 13 населенных пунктов, в том числе г. Житомир, в Малинском районе - с. Воробьёвщина, деревни Бродник, Пятидуб, Трудолю-бовка, в Коростенском районе - пригород г. Коростеня - села Человка и Жабчьё, в Бердичевском районе - г. Бердичев, в Коростышевском рай-125 Сергей Васильевич Таранец оне - с. Великие Кошарища, в Красноармейском районе - с. Теньковка, в Новоград-Волынском районе - г. Новоград-Волынский и с. Работище (Крапивня), в Овручском районе - с. Мамеч. В Киевской области -6 населенных пунктов, в том числе г. Киев, в Иванковском районе -села Красиловка и Рахваловка, в Чернобыльской зоне отчуждения -села Замошье и Бычёк, в Полесском районе - с. Залешаны (Слобода Покровская). В Кировоградской области - 4 населенных пункта, в том числе г. Кировоград, в Кировоградском районе - с. Клинцы, в Онуфри-евском районе - с. Зыбкое, в Светловодском районе - с. Никольское. В Одесской области - 11 населенных пунктов, в т. ч. г. Одесса, в Балт-ском районе - г. Балта, в Измаильском районе - г. Измаил, с. Новая Некрасовка, Старая Некрасовка, Кислица, Муравлёвка, в Килийском районе - г. Килия, г. Вилково, с. Приморское и Мирное. В Хмельницкой области - 11 населенных пунктов, в том числе г. Хмельницкий и Каменец-Подольский, в Виньковецком районе - села Петраши (Петра-шовка), Майдан-Александровский, Женишковцы и хутор Хлопов (Дружба); в Новоушицком районе - села Пилипы-Хребтиевские, Став-чаны, Антоновка, хутор Богомоловка (Соколовка) и Хворостна. В Черкасской области - г. Черкассы. В Черниговской области - 2 населенные пункта - г. Чернигов и в Репкинском районе - пос. Добрянка. В Черновицкой области - 6 населенных пунктов, в том числе г. Черновцы, в Глыбокском районе - с. Белая Криница, в Сокирянском районе -пос. Сокиряны, села Грубна, Белоусовка, в Хотинском районе -г. Хотин (АМИКС Украины. МИАЭЭ. Дневник фиксации экспедиций). Таким образом, были обследованы 85 населенных пунктов. Постепенно сформировался постоянный исследовательский ареал, чему способствовали, с одной стороны, установление хороших отношений с местными староверами, с другой - высокий уровень сохранности их традиционной культуры2. В результате удалось, помимо получения информации об истории и культуре староверов, определить места их компактного проживания на территории Украины, выявить наиболее активные центры духовной жизни, в частности в Южной Бессарабии. Здесь липованские и некрасовские общины не подвергались жестким антирелигиозным преследованиям в 20-30-е гг. ХХ в., поскольку находились в Румынии. Так, монастыри на Дунае в Бессарабии были ликвидированы с установлением советской власти, а вот липованские и некрасовские храмы почти все без исключения продолжили функционировать в советское время. Несмотря на процессы секуляризации, охватившие и эти регионы в последние десятилетия, это до сих пор важный духовный центр для старообрядцев Украины и соседних стран. Полевые исследования показали, что из ежедневного обихода старообрядцев исчезли многие культурные явления, такие, в частности, как традиционный костюм, повседневный быт, в основе которого лежала 126 Старообрядцы Украины в материалах экспедиций 1997-2021 гг. система запретов, сменился светским образом жизни. Богослужебные книги и иконы, особо чтимые прежде как атрибуты сакральной сферы, для молодого поколения староверов утратили безусловную ценность. Настоящие памятники искусства и культуры нередко сносились в чуланы и на чердаки, поэтому огромное их количество просто погибло (Нечаева, Таранец 2010: 52). Особое место в моей полевой работе занимал поиск источников по истории Куренёвского тримонастырья, связанного с Белокриницкой церковной иерархией и располагавшегося ранее в Ольгопольском уезде Подольской губернии. Продолжительное время Никольский мужской монастырь, собиравший тысячи паломников со всей России, являлся кузницей кадров для старообрядцев-поповцев. В этой старообрядческой обители зародилась идея неокружничества, сформированная вековыми антисинодальными и антимонархическими настроениями приверженцев древнего благочестия. В мужском монастыре располагались официальные резиденции старообрядческих епископов Балтских и Бессарабских (Таранець 2012: 259). В мужском и двух женских монастырях сложилась огромная коллекция древних рукописей, старопечатных книг, писем, разного рода грамот, постановлений и распоряжений. Однако в 1932 г. при закрытии монастырей большая часть этих документов была уничтожена сельскими партийными активистами. Иконы, книги и документы (возраст некоторых из них насчитывал несколько сотен лет) были свезены на колхозный двор. Все это использовалось в столовой как топливный материал, а из пергаменных свитков, датируемых временем не позднее ХІѴ в., трактористы делали прокладки для сельскохозяйственной техники, большие иконы шли на строительные работы (АМИКС Украины. ВСС: Годованый). Вместе с монастырским имуществом пострадали библиотеки. Тем не менее утеряно было не все. Часть монастырских книг и рукописей была разобрана местными старообрядцами, они пополняли домашние библиотеки, использовались при частных богослужениях (АМИКС Украины. ВСС: Берёзова). В 1973 г. в с. Куренёвке побывала археографическая экспедиция Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова во главе с И.В. Поздеевой. В составе экспедиции находились Т.А. Круглова, Е.М. Сморгунова, Е.М. Попов и Ю.Л. Фрейдман. Ими была составлена полевая опись книг, хранившихся у куренёвских старообрядцев, значительная их часть была приобретена для Научной библиотеки МГУ. Участники экспедиции получили десятки ценных старопечатных книг, рукописей, дореволюционной светской литературы и периодических изданий. Библиотеке Никольского мужского монастыря принадлежал Синодик Куренёвских монастырей. Вторая часть памятника была доставлена в Москву в 1973 г. археографической экспедицией МГУ им. М.В. Ло-127 Сергей Васильевич Таранец моносова (Кобяк и др. 1982: 37). В настоящее время эта часть хранится в фонде Отдела редких книг и рукописей НБ МГУ под № 787 (ОРКР НБ МГУ. Молдавско-Украинская коллекция. 1973. № 787). Первая часть этого документа была обнаружена мной 14 апреля 2004 г. также в Куренёвке. Синодик состоит из трех основных разделов, в первом из них изложены общие молитвы за усопших (начиная от Адама и Евы и заканчивая всеми православными христианами). Во втором разделе поминается весь иноческий чин мужского и староженского монастыря, причем в подглаве, касающейся Никольского монастыря, перечислены вселенские и московские дораскольные патриархи, старообрядческие епископы, архимандриты и настоятели, священники, диаконы, схимники и иноки. Вторая подглава включает в себя поминание усопших староженского монастыря - список схимниц и инокинь. Третий раздел представляет собой поминания благотворителей Никольского мужского монастыря (АМИКС Украины. Р-34; ОРКР НБ МГУ. МолдавскоУкраинская коллекция. 1973. № 787). Синодик начал составляться в 20-е гг. ХІХ в. В нем среди поименованных благотворителей мужского монастыря числится 103 купеческих рода, причем львиная доля приходится на московское купечество -51 семейство. Далее следовали: г. Балта Подольской губернии - 10 семейств, г. Санкт-Петербург - 6 семейств, г. Кишинев и Бендеры Бессарабской губернии, Кременчуг и Крюков Полтавской губернии, с. Плоское Херсонской губернии - по 3 семейства, г. Одесса и г. Бердичев Киевской губернии - по 2 семейства. По одному купеческому роду приходилось на жертвователей из г. Киева, г. Елисаветграда, г. Херсона, г. Калуги, г. Астрахани, г. Новочеркасска, г. Брацлава Подольской губернии, г. Ржева Тверской губернии, г. Хвалынска Саратовской губернии, г. Богородска Московской губернии, а также слободы Пилипонов-ки-Бершадской и с. Петрашей Подольской губернии. В четырех случаях происхождение благотворителей неизвестно. Первым среди жертво-дателей Никольского монастыря записан род известного российского промышленника Саввы Васильевича Морозова. Несмотря на фрагментарность и незаконченность Синодика, можно увидеть, что среди жертвователей Куренёвских монастырей числится более 100 различных родов, 1 286 имен купцов и членов их семейств, 391 человек разовых подателей. Эти неполные данные еще раз подчеркивают, какое огромное влияние имело Куренёвское тримонастырье в старообрядческом мире. В Синодике значится 573 человека иноческого чина, в том числе на кладбище мужского монастыря покоилось 449 чел., среди них 108 схимников, 287 иноков, 34 настоятеля (из них 14 схимников), 16 священников и 4 диакона. По списку староженского монастыря значится 142 инокини, в том числе 51 схимница (АМИКС Украины. 128 Старообрядцы Украины в материалах экспедиций 1997-2021 гг. № Р-34. Л. 32). Последние записи в Синодик были внесены в 1928 г., т.е. уже после смерти игуменьи новоженского монастыря схимницы Фаины (Долгополовой). Всего дополнительно было вписано 92 человека, в их числе 3 настоятеля, 1 священник, 24 схимника, 46 иноков, 15 схимниц и 7 инокинь. Все они включены в общий список почивших насельников монастырей. Имя епископа Саввы (Суржикова), умершего в 1946 г. и похоронного в Куренёвке, в документе не значится. Экспедиции сопровождались пополнением фондов Музея истории и культуры старообрядчества. Так, в мае 2021 г. потомками старообрядческой семьи А.П. и Е.П. Ткач были переданы две открытки с изображением Николо-Успенского храма новоженского монастыря в с. Куренёвке, 24 экземпляра старопечатных книг и рукописей, среди которых насчитывалось 8 рукописей, датированных концом ХѴІІІ в. (см.: АМИКС Украины. ЖРЭ. № Р-67-Р-74). Наиболее ценным приобретением стало письмо епископа Иосифа Нижегородского, адресованное некому Трофиму Тимофеевичу и касающееся старообрядцев, проживавших в с. Старый Майдан (его жители просили архиерея поставить для них священника). Кроме того, в письме сообщалось о прибытии в Нижегородскую губернию инока Куренёвского монастыря Ионы для пострижения и рукоположения в священноиноки для местных общин. Из письма известно, что С.Д. Берёзов, от родственников которого были получены документы, выполнял обязанности корреспондента и был связующим лицом, поддерживающим отношения мужского монастыря с разными регионами страны, в том числе и с Нижегородской губернией (АМИКС Украины. № Р-68. Л. 1). Второе письмо было адресовано священникам Никону, Малахию, Мехею и диакону Евтихию. Это был ответ на письмо о. Мехея, в котором тот просил поставить священника на один из подольских приходов. В этом письме епископ Иосиф обвиняет в ереси признавших «Окружное послание» епископов Петра Бендерского и Кирилла ІІ Балтского и шлет на них проклятие за вероотступничество (АМИКС Украины. № Р-70. Л. 1) (рис. 1). Кроме того, А. П. и Е. П. Ткачи передали несколько старопечатных книг, среди которых наибольшую ценность представляет Апостол, изданный Московским печатным двором приблизительно в 1635 г. Эта старопечатная книга, принадлежавшая ранее Никольскому мужскому монастырю, содержит множество записей ХѴІІ-ХѴІІІ вв., в том числе запись великого князя, государя Петра І. В библиотеке С.Д. Берёзова хранилась Минея Общая, изданная Московским печатным двором в 1650 г. и ранее тоже принадлежавшая мужскому монастырю (АМИКС Украины. № СТ-78). Особое внимание в экспедиционной работе было обращено на Пи-липоновскую старообрядческую общину г. Бершадь Винницкой области. Слобода Пилипоновка-Бершадская, расположенная поблизости от 129 Сергей Васильевич Таранец Куренёвских монастырей, была заселена русскими старообрядцами приблизительно в начале ХѴІІІ в., возможно, одновременно с основанием мужского монастыря в с. Куренёвке (село входило тогда в состав Чечельницкого ключа Брацлавского воеводства). Рис. 1. Старая колокольня, с. Борсков Винницкой области. Фото автора. 2007 г. Старообрядцы Пилипоновки хотя и проживали в сельской местности, никогда не являлись крестьянами и изначально имели статус мещан. Их приписывали к разным городам Подолья и Бессарабии (Таранец 2000: 172). К ХІХ - началу ХХ в. благосостояние членов общины существенно возросло. В их среде сформировалось купеческое сословие, 130 Старообрядцы Украины в материалах экспедиций 1997-2021 гг. обладавшее значительными капиталами, земельными угодиями, домовладениями в крупных городах Украины (ГАВО. Ф. Р-6023. Оп. 4. Д. 6003. Л. 2; АМИКС Украины. ВСС: Суржикова). Это позволило, несмотря на притеснения российского правительства, закончить в 1885 г. строительство нового деревянного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы (ЦГИАК Украины. Ф. 442. Оп. 846. Д. 329. Л. 1 об.). Из-за разногласий на религиозной почве внутри общины, связанных с непринятием в 1863 г. Куренёвскими монастырями знаменитого «Окружного послания», в селе появился еще один каменный молитвенный дом. При храмах сформировались значительные собрания богослужебной, учительной и певчей литературы, комплекты необходимых книг имелись в каждом доме верующих старообрядцев. В 30-е гг. ХХ в. книжные собрания Покровского храма и частных библиотек пополнились вследствие ликвидации Куре-нёвских старообрядческих монастырей (Таранец 1999: 82). Историко-археографические и этнографические экспедиции в Пили-поновку-Бершадскую (с 1966 г. с. Пилипоновка находится в составе г. Бершадь) начали организовываться с 1995 г. В результате почти 30 выездов были получены десятки старопечатных книг и рукописей, сделаны более тысячи цифровых фотографий, а также отсканировано свыше трех сотен фотографий из семейных альбомов. Записывались рассказы об обрядах рождения и крещения ребенка, свадебном и погребально-поминальном комплексах, десятки произведений русского и украинского фольклора в исполнении старообрядцев. В 2011 г. в г. Бершадь состоялась ІІ Международная конференция «Судьба старообрядчества в ХХ - начале ХХІ вв.: история и современность», во время которой под руководством доктора исторических наук, профессора И.В. Поздеевой был проведен обучающий семинар для повышения квалификации сотрудников библиотек, музеев и архивов Украины, работающих с книжными памятниками кириллического шрифта ХѴІ-ХѴП вв. Важно отметить, что семинар был построен на образцах книг ХѴІІ-ХѴІІІ вв. из Покровского храма Пилипоновской старообрядческой общины (Таранец 2013: 26). Церковное собрание старопечатных книг и рукописей с. Пилипоновки выдержало несколько описаний. Так, его книжный фонд был описан в 1974 г. во время археографической экспедиции Московского университета им. М.В. Ломоносова (не опубликовано) (АМИКС Украины. МИАЭЭ. Экспедиция 2 ноября 2021 г.). Одна из наиболее полных переписей выполнена нами в 2021 г. Таким образом, в Покровском храме Пилипоновской общины содержатся десятки старопечатных книг и рукописей, большая часть из которых издана Московским печатным двором в середине ХVII в., Супрасльской и Почаевской типографиями во второй половине ХVIII в., Московской старообрядческой книгопечатней, Уральской старообрядческой типографией и Киевской типографией С. В. Кульженко в начале ХХ в. (рис. 2). 131 Сергей Васильевич Таранец Рис. 2. Богослужение в Покровском старообрядческом храме. За чтением уставщик Г.Ф. Толстов, г. Бершадь, Винницкая область. Фото автора. 2010 г. О древней истории книг Покровского храма свидетельствуют многочисленные записи на листах. В частности, на первых листах общей Минеи, изданной в Супрасле в 1789 г., говорится: «Сия книга принадлежит Андрюшкову Трофиму Кирилловичу». Фамилия Андрюшковых была одной из самых известных в Пилипоновке. О широкой географии книжного обмена можно узнать из записи на страницах книги Октай второй половины ХѴІІ в. («Сия книга Ераста Г. Карташова куплена в посаде Воронок в властвование в 1894 20 сентября»)3, апрельской Минеи начала ХХ в. («Сия книга с. Кимры Ивана Андреева Лужина»). Датируемая концом ХѴІІІ в. Триодь Цветная содержит записи на форзаце, среди которых: «1859 года 19 июня. Сия книга принадлежит богородскому купецкому сыну Федору Викулову Митюшину»4 и постраничные пометки «Сия книга Триодь Цветная». Записями ХІХ в. богат Часослов второй половины ХѴІІІ в., среди которых «1808 г. марта 10-го приставилась раба Божия Евдокия Васильева Шпалова. Супругу на память его мученика. Опись. Кондрата», «Отец Петр Павлов свя-щенноиерей помер ноября месяца 4 дня 1819 года», «От книг крепости ростовского купца Ивана Прокофьева сына Соколова». На первых листах цветной Триоди, изданной в Москве в 1648 г., содержится запись: 132 Старообрядцы Украины в материалах экспедиций 1997-2021 гг. «Сия книга принадлежит Осипову Егору Родионовичу». Имеются владельческие записи в Октае 1649 г. издания: «Сия святая книга Октай принадлежит Фоме Петровичу Блихину (подпись)». В рукописной Обеднице конца ХѴІІІ в. отмечено: «Перешла во владение богомольная книга Обедница Андрею Герасимовичу Баранову в 1903 году» и «В.Ф. Гусева 7 января 1886 г.» и т.д. В результате многочисленных экспедиций в Музее истории и культуры старообрядчества сложилась представительная коллекция старопечатных книг и рукописей, полученных в Пилипоновке от разных лиц. В частности, в 2008 г. более десятка старопечатных книг и рукописей передал Музею бывший пилипоновский житель, профессор Славянского университета в Москве В.Е. Суржиков. Среди рукописей следует назвать Праздники на крюках последней четверти ХѴІІІ в., Праздники на крюках второй половины ХІХ в. (утеряны первые и последние листы), Обедницу на крюках конца ХѴІІІ в., Октай на крюках первой половины ХІХ в. (утеряны первые и последние листы), Монастырский чин пострижения в иноки конца ХѴІІІ в. (АМИКС Украины. Р-36-Р-40). В 2016 г. редактор газеты «Бершадский край» Ф.Х. Шевчук передал июньскую Минею, изданную в подпольной старообрядческой типографии. В книге содержится запись: «Сия богодуховенная книга глаголемая Пролог Павла Степановича Немилова подарена епископу Петру лета от сотворения мира ЗУЛИ месяца сентября одиннадцатого. Василий Акимович Кобзин» (АМИКС Украины. № СТ-64). Библиотеке Куренёвского мужского монастыря принадлежала книга Псалтырь, датируемая второй половиной ХѴІІ в., полученная в 2016 г. от дьяка Г.Ф. Толстова. О принадлежности этой книги библиотеке Куренёвского мужского монастыря свидетельствует запись: «... Куренёвского монастыря куплена настоятелем иноком Геннадием» (АМИКС Украины. № СТ-62). Показательным примером того, какие задачи решают полевые исследования, могут служить историко-археографические и этнографические экспедиции, проведенные в Житомирской и Киевской областях. В 1998 г. вместе с уроженцем этих мест, старовером Павлом Стальма-ковым, мне удалось впервые посетить старообрядческие селения Житомирской области, в частности с. Человку Коростынского района, с. Воробьёвщину, деревни Бродник, Пятидуб, Трудолюбовку Малинского района Житомирской области и отдельно дер. Рахваловку Иван-ковского района Киевской области. Комплексная экспедиция 1998 г. в моей научной практике оказалась первой. Было поставлено несколько задач - определение численности старообрядцев в местах компактного их проживания, включая нежилые населенные пункты, относящиеся к Чернобыльской зоне отчуждения, установление конфессиональной принадлежности старообрядческих сообществ края, времени основания 133 Сергей Васильевич Таранец и происхождения названий деревень, составления краткого списка приходов, определения круга чтения, фотофиксация местных достопримечательностей и т.д. (Таранець 2013: 200) (рис. 3). Рис. 3. Уставщик поморской общины Д.П. Руденко, г. Новоград-Волынский, Житомирская область. Фото автора. 2012 г. В 1998 г. были обследованы беспоповские населенные пункты (фе-досеевское согласие). Все вышеуказанные селения, кроме Человки, находились в упадке, молодежи почти не было. В дер. Пятидуб была разграблена часовня, когда-то являвшаяся духовным центром этих деревень. Местные старообрядцы почти ничего не знали о причинах церковного раскола, о гонениях, которым подвергались их предки, различиях между господствующей церковью и старообрядчеством. В то время была полностью утрачена практика крюкового пения. Несмотря на 134 Старообрядцы Украины в материалах экспедиций 1997-2021 гг. русско-украинские смешанные браки разговорным оставался русский язык. В отличие от других староверческих селений жители с. Человка оказались догматически более грамотными. Там были обнаружены солидные собрания богослужебных книг, сохранность которых поддерживалась владельцами. Большая их часть была издана Преображенским кладбищем в Москве в начале ХХ в. В 2012 г. вместе с аспирантом Житомирского государственного университета им. И.Я. Франко А.А. Сычевским помимо этой группы были обследованы 11 населенных пунктов: г. Новоград-Волынский и с. Работище Новоград-Волынского района, с. Теньковка Красноармейского района, села Жабчьё и Человка Коростенского района, с. Мамеч Овручского района, с. Воробьёвщина, деревни Бродник, Трудолюбовка и Пятидуб Малинского района, с. Великие Кошарища Коростышевско-го района Житомирской области и с. Рахваловка Иванковского района Киевской области. Протяженность маршрута составила около 500 км (Сичевський, Таранець 2013: 205). Таким образом, территория обследования была увеличена, и от местных поморцев и федосеевцев был приобретен ряд ценных экспонатов, связанных с историей этих мест. Благодаря опросу старожилов мы получили эксклюзивный материал о численности старообрядцев на значительной территории Житомирской области (Сичевський, Таранець 2013: 205). В каждом селении имелись молитвенные дома. Наименее успешной во время наших полевых изысканий в Житомирской области стала запись русских народных песен (в 60-80-е гг. ХХ в. диалектологические и фольклорные экспедиции Киевского государственного университета им. Т.Г. Шевченко фиксировали их значительно больше). В беспоповской среде, где всякого рода народные гуляния были непопулярны, фольклор сохранился плохо. Только в отдельных местах, в частности в с. Работище, было записано более десятка песен (Сичевський, Таранець 2013: 220). В жанровом отношении музыкальное творчество русских старообрядцев Волыни представлено свадебными, а также лирическими, социально-бытовыми песнями, балладами, колядками и щедровками (рис. 4). Изучением фольклора русских старообрядцев я начал заниматься в середине 1990-х гг.5 В январе и марте 2006 г. во время экспедиций в с. Петраши Хмельницкой области были записаны русские и украинские песни в исполнении сельского хора «Рябинушка» и отдельных певцов (АМИКС Украины. МАЭЭ. Экспедиции 23-25 декабря 2005 г.). Наиболее распространенными в этом селе были свадебные песни: «В хороводе мы были», «Сады, сады зеленые», «Покатилось по тарелочке золотистыя яблочко», «Не две горы, не две горы соходилися», «Во лесу, да во лесочку», «Ой, на горе цыгане стояли», лирические песни: «Тошно мне маменька, тошно родимыя», «Ой соловей мой, соловей, сизокрылый 135 Сергей Васильевич Таранец мой», «Снежки белые, пушистые, понакрыли все поля», «Ой да темна ноченька, невидна дороженька», «Кругом, кругом я осиротела», «Я на горочку посмотрю, на зоречку», песни о несчастной любви: «В саду ягода-малина под закрытием росла», «В одном красивом месте, край берега реки», «В вазоне роза расцветает, она не думает завять», «Не я ж тебе сокрушила воля дорогая», «Была юность молодая, я гуляла допоздна», трагические и социально-бытовые песни: «Ходил, ходил добрый молодец по крутой горе», «Как у нас сейчас», «Отдала мене маменька на чужую сторонушку», «Ой ты маковый цвет, завязал меня свет», «Ишли плотнички со новой работушки», солдатские песни «Как берут братца во солдаты» и «В солдаты я иду, с солдат я прийду», а также украинские песни - «Ой на горі верба рясна», «Чи ти береза не горіла», «Зайшло сонце за віконце, за вишневий сад» и др. Кроме того, члены петрашовского хора исполнили ряд песен конца ХІХ - первой половины ХХ вв. Рис. 4. Украинско-японская экспедиция в г. Литин Винницкой области. Фото Х. Сакамото. 2016 г. Одним из главных направлений экспедиционной работы являлось комплектование материального фонда Музея истории и культуры старообрядчества Украины. За 1998-2021 гг. его коллекции были существенно пополнены, в частности, образцами женской и мужской одежды для разных сезонов, головными уборами и украшениями, отдельными экземплярами священнической одежды (стихарь и скуфья). В фонде 136 Старообрядцы Украины в материалах экспедиций 1997-2021 гг. насчитывается 52 единицы хранения орудий труда - это лопаты, серпы, прялки, веретёна, гребни, «лапы» для изготовления обуви, шила и т.д. Важным приобретением стал сундук плотника конца ХІХ - 30-х годов ХХ в. Он был приобретен в с. Борсков у жительницы г. Винницы Т.С. Мартыновой с набором плотнического инструмента. В коллекции достаточно репрезентативно представлены предметы быта староверов, прежде всего изделия из домотканого полотна (скатерти, настольники, рушники, рядна, налавники), а также посуда и другая утварь и предметы декора. Важный отдел фонда составляет мебель, в том числе, домашние иконостасы, а также предметы церковной утвари, в том числе иконные рамы и подсвечники (АМИКС Украины. МИАЭЭ. Дневник фиксации экспедиций) (рис. 5). Рис. 5. Открытие выставки С. В. Таранца в Винницком областном краеведческом музее. Слева направо: С.В. Таранец, директор музея Е.И. Высоцкая, старший научный сотрудник музея А.В. Липская. Фото 2011 г. Представительной является коллекция старопечатных книг и рукописей. В общей сложности в экспедициях было собрано около 170 памятников ХѴІ-ХХ вв., в том числе 85 старопечатных книг и около 80 рукописей (АМИКС Украины. МИАЭЭ. Дневник фиксации экспедиций). Этот фонд предварительно осмотрен профессором МГУ им. М.В. Ломоносова И.В. Поздеевой и ведущим научным сотрудником Библиотеки РАН Н.Ю. Бубновым6. К числу наиболее ценных рукописей относятся «Послание в слободу Зыбкую, писанное казначеем старцем Павлом» 1722 г., полученное в п. Добрянка Черниговской области, Синодик Куренёвских старообрядческих монастырей первой половины 137 Сергей Васильевич Таранец ХІХ в., фрагмент гектографического издания «Шувойская беседа и материалы для истории раздора именуемых неокружников», которую составил и издал в 1903 г. М. Бриллиантов (АМИКС Украины) и др. Среди старопечатных книг, наиболее древним экземпляром является Триодь Постная конца ХѴІ в. из с. Краснянка Винницкой области, а в Общей Триоди из с. Круги Винницкой области имеется автограф крупного российского землевладельца, выдающегося государственного деятеля Московской Руси времен царя Алексея Михайловича, в 1657-1658 гг. сопредседателя Боярской думы, боярина и князя Б.А. Репнина (ум. в 1670 г.). Как известно, князь Борис Александрович пользовался значительным влиянием во времена двоевластия царя Михаила Федоровича и его отца патриарха Филарета, а во время отсутствия царя Алексея Михайловича заведовал московскими делами, был воеводой ряда российских городов (АМИКС Украины. ЖР). Библиотека Музея располагает также раритетным (по определению Н.Ю. Бубнова) изданием Ча-совника, напечатанным в Москве в 1634 г., к которому приплетены дополнительные тропари ХѴІІІ в. (экземпляр без начала и конца). Эта книга была получена в 2007 г. в с. Борсков Винницкой области (рис. 6). Рис. 6. Выставка в Винницком областном краеведческом музее. Фото 2017 г. 138 Старообрядцы Украины в материалах экспедиций 1997-2021 гг. Таким образом, в ходе экспедиционной работы, которая сопровождалась архивным поиском, был получен уникальный материал о различных сторонах жизни старообрядческих общин Украины, их истории и повседневности, культуре и вероисповедных практиках. Эти материалы позволили получить следующие результаты: 1) выявлено, что периодом кардинальных ценностных трансформаций для староверов стали 50-60-е гг. ХХ в., когда с уходом старшего поколения, ориентированного на традиционные нормы поведения в семье и обществе, происходил переход к советскому образу жизни и, как тогда представлялось, более прогрессивным формам человеческого сосуществования; 2) определена примерная численность старообрядцев разных направлений. Она составляет в настоящее время около 65 тыс. человек, что более чем в три раза меньше по сравнению с дореволюционной эпохой; 3) раскрыта субконфессиональная структура старообрядческого сообщества как по отдельным регионам, так и по стране в целом и выявлена тенденция перехода старообрядцев из одного согласия в другое, определяемая степенью замкнутости, строгости соблюдения догматических норм (из федосеевского в поморское согласие, из поморского -в белокриницкое); 4) изучена деятельность Киевской и всея Украины епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви и установлена преемственность ее епископата; 5) определены вновь сформированные духовные центры беспоповцев, в частности всеукраинский центр староверов поморского согласия в г. Житомире, духовные центры поморцев местного значения в г. Литине Винницкой области и г. Коростене Житомирской области; 6) записано более 230 произведений русского и украинского фольклора в русской старообрядческой среде; 7) собрано около 500 подлинных фотографий, касающихся жизни старообрядческого духовенства, купечества, мещанства конца ХІХ-ХХ в., украинского населения с. Куренёвки Винницкой области; 8) сделано более 10 тыс. цифровых фотоснимков и более 800 фотографий на бумажной основе, которые запечатлели документы, храмы, жилье, одежду русских, выдающихся деятелей старообрядческого движения; 9) собран и задокументирован уникальный материал о последних годах жизнедеятельности Куренёвских старообрядческих монастырей; 10) зафиксированы в поле и приобретены сотни старопечатных книг и рукописей, образцов орудий труда, мебели, одежды русских и украинцев (рис. 7). 139 Сергей Васильевич Таранец Рис. 7. Экскурсия С.В. Таранца во Всеукраинском центре болгарской культуры, г. Одесса. Фото 2020 г. Полученный в ходе экспедиций материал постепенно вводится в научный оборот, прежде всего он опубликован в альбомах «Подолье. Традиционная культура и повседневная жизнь русских старообрядцев в ХХ - начале ХХІ вв.» и «Історія села Куренівка у світлинах ХХ ст.», сборниках научных трудов и материалов «Старообрядческая культура и современный мир» (8 выпусков), сборниках документов «Источники по истории Куренёвских старообрядческих монастырей» (4 тома), в монографиях «Старообрядчество г. Киева и Киевской губернии», «Історія села Куренівка» и др. Кроме того, для популяризации результатов экспедиций проведено несколько выставок в 2011 и 2017 гг. - в Винницком областном краеведческом музее, в 2020 г. - во Всеукраинском центре болгарской культуры в Одессе, в 2021 г. - в главном офисе Национального союза краеведов Украины в Киеве. Примечания 1 В общей сложности «в поле» (без учета исследований 1994-1997 гг.) мы провели более 300 дней. Наиболее интенсивными годами нашей деятельности оказались: 1999 г. - 22, 2003 г. -36, 2004 г. - 34, 2008 г. - 27, 2011 г. - 22 рабочих дня (АМИКС Украины. Дневник). 2 Такими населенными пунктами оказались: в Винницкой области - с. Борсков Тывров-ского района, куда мы осуществили 12 выездов, г. Бершадь - 22, г. Винница - 9, пос. Брацлав Немировского района - 8 выездов. Высокая степень посещения Куренёвки (23 раза) объяснялась не только наличием места расположения в ней бывших знаменитых старообрядческих монастырей, но и расположением малой родины автора, проведением активных краеведческих исследований по истории и культуре этого села. 140 Старообрядцы Украины в материалах экспедиций 1997-2021 гг. В Хмельницкой области радушный прием оказывали старообрядцы с. Петраши Винь-ковецкого района во главе с настоятелем общины, иереем Виктором Г алкиным, благодаря чему мы посетили этот очаг староверия 10 раз! 3 Посад Воронок располагался в Черниговской губернии (сейчас Брянская область Российской Федерации). Этот населенный пункт полностью был заселен старообрядцами. 4 Скорее всего купец Ф.В. Митюшин проживал в с. Богородское Нижегородской губернии. В 1923 г. с. Богородское было преобразовано в г. Богородск. 5 Старшее поколение старообрядцев слободы Пилипоновки-Бершадской Винницкой области сделало для нас очень много с точки зрения записи народных обычаев и песен. В этом отношении особо отличились Т.И. Суржикова и А.Е. Перфилова, ставшие организаторами встреч с местными жителями (АМИКС Украины. МИАЭЭ. Экспедиция 9-10 мая 2003 г.). 6 В коллекцию рукописей вошли семейные поминальные книжки - Синодики, или Поминания; Молитвенники, Келейные правила, Последования Божественной литургии, Канонники, Панахидники, Монастырские чиновники, Воскресные тропари, Молитвы на исход души, Чины приема от ереси, Постные Триоди, Месяцесловы, Жития святых, певческие книги на крюковых нотах, в том числе Октаи, Обедницы и Праздники, старообрядческие сборники различного содержания, документы на изъятие земли, выписи из крепостных нотариальных архивов, геометрические планы усадебных земель, счета на приобретение книг в московском издательстве «Знаменное пение», духовные завещания, договоры прихожан с советской властью на использование собственных храмов, документы о реабилитации репрессированных староверов, поздравления архиереев с высокоторжественными праздниками, приглашения актива на церковные соборы, а также такие апокрифические сочинения, как «Повесть о царе и царице вельми душе полезна» и «Сон Богородицы», апокрифические тетради о конце мира и приходе антихриста, рукописное письмо «Егда идеши в путь».