Представлены результаты комплексного исследования погребальных памятников в долине реки Ээрбек (Тува, Россия) с использованием методов археологии, физической антропологии, палеогенетки и ряда естественнонаучных методов. Подробно описаны памятники переходного периода, от эпохи бронзы к раннему железному веку, монгун-тайгинской и алды-бельской культур (могильники Бай-Даг 1, Ай-Даг 1, Бай-Даг 6 и Бай-Даг 8, Ээрбек 2). Особое внимание уделено архитектуре погребально-поминальных сооружений, а набор сопроводительного инвентаря рассмотрен в контексте других археологических памятников данного региона. Представлены результаты исследований изделий из кожи и меха, проведен рентген-флюоресцентный анализ изделий из медных сплавов - эти данные позволяют реконструировать технологии древнего населения и найти сходство с материалами из курганов Аржан-2, Чинге-Тей, Аржан-1. Физическая антропология и палеогенетика, для которой были отобраны образцы зубов от 64 индивидов, подтверждают первоначальное предположение авторов статьи о том, что в такой замкнутой небольшой долине, смена археологических культур и эпох не означала радикальной смены населения. Подобные комплексные исследования с привлечением большого круга свидетельств позволяют археологам максимально точно «диагностировать» происхождение и развитие древних культур региона. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
A Comprehensive Study of the Monuments of the End of 2nd Millennium - Beginning of 1st Millennium BC in the Valley of th.pdf Введение В 2010-2014 гг. ТАЭ ИИМК РАН совместно с СКАЭ ИАЭТ СО РАН, ТЭ ИА РАН и ЭАО ТИГИ при Правительстве РТ исследовали в Центрально-Тувинской котловине, на правобережье Енисея, погребальные и поселенческие памятники широкого временного диапазона (конец 2 тыс. до н.э. - начало 2 тыс. н.э.). В настоящей статье речь пойдет лишь о части из них - погребальных комплексах конца 2 - начала 1 тыс. до н. э. Основой для исследования послужили археологические и антропологические материалы, происходящие из могильников, расположенных около горы Бай-Даг, в среднем течении р. Ээрбек - правого притока 269 Марина Евгеньевна Килуновская и др. Енисея, - Бай-Даг 1, Ай-Даг 1, Бай-Даг 6 и Бай-Даг 8, а также могильника Ээрбек 2, расположенного ниже по течению одноименной реки1. В составе этих могильников зафиксированы и исследованы преимущественно памятники монгун-тайгинского типа (XII-IX вв. до н.э.) и курганы алды-бельской культуры (VIII-VII вв. до н.э.). Следует отметить, что объекты эпохи поздней бронзы и начала раннего железного века располагаются в могильниках рядом, но не перекрывают друг друга. Исследование носит мультидисциплинарный характер. При его проведении учитывались данные археологии (погребальный обряд, материальная культура), антропологии (физический тип погребенных), палеогенетики (древняя ДНК), а также комплекса естественно-научных анализов (металлография, технология изготовления древних предметов и др.). На примере хорошо изученного археологического микрорегиона -среднего и нижнего течения р. Ээрбек, где представлены в основном погребальные сооружения монгун-тайгинского типа эпохи поздней бронзы и курганы алды-бельской культуры эпохи ранних кочевников, -удалось проследить трансформацию культурных традиций в замкнутых, условно моноэтничных сообществах. Описание памятников Река Ээрбек - непересыхающий правый приток Енисея - протекает в Центральной Туве. Она стекает с Куртушибинского хребта, который отделяет Центрально-Тувинскую котловину от Уюкской, где расположены многочисленные памятники скифской эпохи, включая элитные курганы Аржан-1 и Аржан-2, свидетельствующие о том, что здесь находился особый центр кочевнических вождеств. Стекая с гор, река Ээрбек пересекает несколько природных зон. В верховьях она проходит через болота и густой смешанный лес, на границах которого расположен производственный комплекс Катылыг 5, относящийся к кокэль-ской археологической культуре начала нашей эры; ниже по течению -могильники скифского времени - Саускен 1-7 и Эки-Оттуг 1-5. В среднем течении реки, где находятся большие поляны, ограниченные горными склонами и пространством речной долины, исследованы памятники предскифского, раннескифского времени и эпохи средневековья -могильники Черная Речка 1-2, Кара-Чоога 1-4, Бай-Даг 1-7 и Ээрбек 2. В этом месте около горы Бай-Даг в 1970-е гг. было устроено водохранилище, которое затопило могильник Бай-Даг 7. В нижнем течении реки, в ее устье расположена степная зона, где зафиксировано несколько могильников, но они не изучены. На могильниках Бай-Даг 1, Ак-Даг 1, Бай-Даг 6, Бай-Даг 8 и Ээрбек 22 исследованы погребальные памятники предскифского (X-IX вв. до н.э., монгун-тайгинский тип) и раннескифского времени (VIII-VI вв. до н.э., 270 Комплексное изучение памятников конца 2 - начала 1 тыс. до н.э. алды-бельская культура) - всего 32 объекта (Килуновская, Семенов 2013, Килуновская и др. 2015; Худяков и др. 2012: 120-126, 2013: 107113; Рукавишникова, Гладченков 2017). На БД6 и Э2 наблюдается сочетание погребальных комплексов алды-бельской культуры и памятников монгун-тайгинского типа. В отличие от зафиксированного А.Д. Грачом (1980) перекрывания алды-бельскими курганами монгун-тайгинских, в исследованных могильниках они расположены на небольшом расстоянии друг от друга. На могильнике Э2 эти разнокультурные объекты были сооружены попарно. Курган 1 - монгун-тайгинский - находится в 16 м к северу от алды-бельского кургана 2. В 200 м к югу находится другая пара: курган 3 -алды-бельский и в 18 м к югу от него курган 4 - монгун-тайгинский. На БД6 из 20 объектов к монгун-тайгинским относятся 14. Они расположены около подножия горы. Остальные курганы - алды-бельские (№ 3, 6, 15, 16, 17) - ближе к береговому обрыву (объект 8 состоит из двух разновременных объектов - погребение в каменном ящике, возможно эпохи бронзы, а сверху погребение мужчины с ребенком эпохи средневековья). Монгун-тайгинские курганы представлены тремя основными типами, существовавшими в разные хронологические периоды. Самый ранний зафиксирован на БД6 - небольшие кольцевидные выкладки из крупных обломков скал, взятых с осыпей расположенной рядом горы, уложенных плашмя, в центре которых на уровне древнего горизонта находятся цисты ладьевидной формы, сделанные из горизонтально выложенных в один-два слоя камней, с остатками захоронений без погребального инвентаря (объекты 4, 5, 7, 11, 12, 13, 14, 18). Цисты ориентированы длинной осью по линии З-В (есть отклонения СЗ-ЮВ), останки погребенных плохо сохранились, но можно предположить, что они лежали вытянуто на боку головой на З или СЗ. Все эти курганы можно отнести к эпохе поздней бронзы, ко второму типу памятников (МТТ II), по типологии К.В. Чугунова (Чугунов 1994: 51). В основании курганов № 1, 9 и 10 сооружены кольца-крепиды из крупных обломков скал (в двух курганах округлые - диаметром 6,1 и 6,5 м, а в последнем - подпрямоугольное - 12,5^11,7 м), внутри которых установлены погребальные камеры из крупных вертикально поставленных глыб, ориентированные длинной осью по направлению СЗ-ЮВ (размеры: 1,60x0,60 м, 2,9х1,8 м, 3,4x2,65 м). Внутри камер сохранились останки погребенных, уложенных на бок в скорченной позе, головой на СЗ, т.е. по обряду, характерному уже для скифских культур Тувы. Вокруг курганов зафиксированы внешние кольца диаметром 9,2; 8 и 8,5 м. В кургане № 1 череп мужчины 40-50 лет был преднамеренно отчленен от скелета и помещен в восточном углу. В кургане № 9 найдены сплеск бронзы (рис. 1, 2), фрагменты керамики и зуб лошади, 271 Марина Евгеньевна Килуновская и др. а в кургане № 10 - фрагмент сосуда с орнаментированным валиком под венчиком (рис. 1, 1). Данные памятники относятся ко времени кургана Аржан-1, а именно к памятникам шанчигского типа, т.е. к периоду формирования культур скифского типа (IX-VIII вв. до н.э.) (Чугунов 1992: 7879, 1994: 51, 2009: 347-349). 0 10см I I I 1 1 1 I I I I I I I I 1 I I I Рис. 1. Находки из курганов монгун-тайгской культуры 9 и 10 на могильнике Бай-Дат 6: 1 - фрагмент керамики; 2 - бронзовый выплеск К другому типу памятников относится курган-херексур № 20, который был расположен на расстоянии от остальной группы объектов на конусе выноса около кургана № 17. Каменная конструкция представляла собой кольцо-ограду диаметром 17 м, отстоящую на 2,5-3 м от насыпи могильного холма, который был укреплен кольцом-крепидой, дополненную с западной стороны от кольца-ограды 8 округлыми каменными выкладками. В центре, на горизонте, в цисте, сложенной в технике ложного свода, находилось нарушенное погребение взрослого мужчины. Подобные сложные сооружения - каменные цисты, перекрытые ложным сводом, окруженные кольцом-крепидой из крупных камней, уложенных плашмя на материк, представлены и на могильнике Э2 k. № 1 и 4 (диаметр 15 м). В кольце кургана 1, с запада, был обнаружен крупный вертикально стоящий камень (выс. 40 см), а с ЮВ за пределами ограды-крепиды кургана расчищено 6 скоплений камней диаметром 40-45 см, расположенных полукругом на расстоянии 40-50 см друг от друга. Под камнями были небольшие углубления (глубина до 1015 см). Подобные ритуальные кольцевые выкладки, но больших размеров характерны для курганов раннескифского времени и херексуров. Внутри кольца находился развал сооружения над центральным захоронением диаметром 13-13,5 м. Таким образом, между внешним кольцом и центральным наземным сооружением образовался коридор шириной l, 5-2,0 м. Центральное наземное сооружение представляло собой ка-272 Комплексное изучение памятников конца 2 - начала 1 тыс. до н.э. менную конструкцию кольцевидной формы, сложенную из вертикально установленных и слегка наклоненных к центру кургана крупных и средних плит, образующих чешуйчатую кладку (до 10 рядов плит). Высота сооружения - около 40 см, размер плит - до 0,8 м, а угол наклона -от 30 до 75°. Опорой для кольца по внутреннему диаметру служили горизонтально уложенные плиты длиной до 1,6 м. В центре этой кладки на уровне древней дневной поверхности находилась циста овальной формы. Следов перекрытия не прослеживалось. В кургане 1 она ориентирована длинной осью на СЗ-ЮВ, а в кургане 4 - на З-В. Внешние размеры - 3,2*2,9 и 3,4*2,2 м, внутренние - 2,0*1,8 и 2,3*0,8 м. Цисты сложены из плит среднего размера в два и три ряда. Внутри находились фрагментированные остатки захоронений. В кургане 4 скелет сохранился лучше и принадлежал женщине, умершей в возрасте более 40 лет. Погребенная была положена головой на З, вытянуто на спине, руки вдоль тела. Исследованные памятники могут быть отнесены к курганам монгун-тайгинского типа с погребениями в камерах-цистах на горизонте, который соотносится с курганами-херексурами в ЮгоВосточной Туве, Монголии и Забайкалье и существует вплоть до скифского времени (Чугунов 1994: 43-53). Памятники монгун-тайгинского типа не зафиксированы выше по течению Ээрбека и появляются только за Куртушибинским хребтом на берегу Белого озера. На всех перечисленных могильниках исследованы памятники алды-бельской культуры, которые относятся к одному типу - курганы-кладбища с одиночными погребениями под одной насыпью в каменных ящиках, деревянных колодах и грунтовых неглубоких ямах, и датируются VIII-VI вв. до н.э. (Савинов 1994: 76-92; 2002: 92-101; Чугунов 1999: 234-237). Кроме того, они характеризуются другими признаками: 1) наземное сооружение представляет собой уплощенную насыпь из обломков скал и валунов, высотой около 50 см; 2) по краю насыпи после разборки зафиксированы более крупные камни, местами стоящие вертикально или слегка наклонно, составляющие кольцо-крепиду, укрепленную камнями уложенными плашмя с внутренней и внешней сторон; 3) в ограде и насыпи найдены комплекты конского снаряжения - удила, псалии, подпружные пряжки; 4) в нескольких случаях в курганах были оленные камни общеевразийского типа (БД1 и БД8); 5) в насыпи встречаются кости животных, угли и фрагменты лепных сосудов; 6) практически все мужские захоронения разграблены в древности, а женские, наоборот, не потревожены; 7) ориентация погребенных головами в З, СЗ и СВ сектора (центральные - З-В, остальные -вокруг них), поза - ноги подогнуты в коленях, уложены на левый бок, руки согнуты или вытянуты перед телом; 8) каменные ящики имеют прямоугольную или трапециевидную форму, в некоторых случаях в одной могиле было два ящика (БД6); 9) за стенками каменного ящика в 273 Марина Евгеньевна Килуновская и др. мужских погребениях встречаются наконечники стрел (БД1, к. 2 и 6), человеческие зубы (БД6 к. 17), кости, перемещенные из могилы (БД6 к. 6), кости животных (на перекрытии каменного ящика БД6 к. 3 м. 1 головой на С лежал скелет собаки породы левретка или мелкая собака средиземноморского типа, по определению к.б.н. А.А. Каспарова), что свидетельствует об особенных постпогребальных обрядах; 10) около оград зафиксированы небольшие выкладки треугольной формы, которые принято рассматривать как захоронение последа. Погребальный инвентарь Для памятников алды-бельской культуры, исследованных в долине р. Ээрбек, характерен определенный набор инвентаря: 1) комплект конского снаряжения: удила, псалии, подпружные пряжки; 2) определенный набор наконечников стрел; 3) пластинчатые ножи; 4) бронзовые зеркала с петлей по центру; 5) бронзовые шилья; 6) костяные или бронзовые шпильки; 7) роговые гребешки; 8) посуда из дерева (БД8) и бересты (Э2 к. 2); 9) украшения - подвески из зубов кабарги и марала, бусы - каменные и из стеклянной пасты, пронизи из хризопраза (?), копытовидные подвески (см. рис. 6, 13-33, 35). Конское снаряжение. Предметы конского снаряжения найдены в 8 курганах: БД1 к. 2, 4, 6; БД8 к. 1; БД6 к. 15; БД6 к. 16; Э2 к.2 и 3 (рис. 2). В основном представлены только удила, и находятся они в оградах курганов. На БД8 в ограде был обнаружен комплект конского снаряжения: удила со стремечковидными окончаниями, двудырчатые S-видные псалии с Т-образным шпеньком в виде копыта, пронизь со шпеньком, подпружные блок и пряжка со шпеньком, украшенные изображением копыта (рис. 2, 11-14, 18, 19). В БД6 к. 15 комплект конского снаряжения лежал на перекрытии могилы 7 (рис. 2, 5, 8, 9, 15-17, 20-25). Представлены четыре типа удил: 1) двусоставные со стремечковидным окончанием (рис. 2, 1, 5, 6, 10, 11); 2) двусоставные с трапециевидным окончанием (рис. 2, 2, 3); 3) двусоставные с кольчатым окончанием (рис. 2, 4); 4) односоставные со стремечковидным окончанием (рис. 2, 7). Эти типы удил, так же как и псалиев, подпружных блоков и пряжек, встречаются в ранних скифских памятниках Тувы, Алтая, Казахстана, Минусинской котловины (Чугунов 2005: 103-109; Шульга 2008: 68-74, 2013). Уникальная находка - односоставные удила со стремечковидным окончанием (БД 1 к. 4). Наконечники стрел. В исследованных памятниках в долине р. Ээрбек почти не встречено предметов вооружения. Здесь найден один бронзовый вток от чекана в могиле 2 к.6 БД6 (см. рис. 7, 8). Он достаточно крупный - 7^4 см, имеет митровидную форму и заостренный плоский конец. 274 Комплексное изучение памятников конца 2 - начала 1 тыс. до н.э. Рис. 2. Предметы конского снаряжения: 1, 4 - Ээрбек 2 к. 3 и 2; 2 - Бай-Даг 6 к. 16; 5, 8, 9, 15-17, 20-25 - Бай-Даг 6 к. 15; 3, 6 - Бай-Даг 1 к. 6; 7 - Бай-Даг 1 к. 4; 10 - Бай-Даг 1 к. 2; 12-14, 18, 19 - Бай-Даг 8 к. 1. Бронза К предметам вооружения можно отнести и наконечники стрел (26 шт.). Два роговых черешковых трехгранных наконечника с выделенной головкой и треугольными вырезами в основании граней - могила 2 БД8 (это единственный наконечник стрелы на памятнике) и могила 2 БД6 к. 6 (рис. 3, 20, 23). Подобные наконечники имеют аналогии в раннескифских памятниках, например в Аржане-2 (Чугунов 2011: 323-324). Бронзовые наконечники представлены в большем количестве -24 экз.: 12 черешковых, 1 зажимной, 11 втульчатых. Черешковые наконечники стрел представлены следующими типами: 1) трехлопастные с треугольной головкой без выделенного бойка (рис. 3, 10, 24); 2) трехлопастные с выделенным вильчатым узором (рис. 3, 4, 9, 11, 21, 22); 3) трехгранно-трехлопастные с головкой башневидной формы (рис. 3, 7, 8, 15); 4) трехгранно-трехлопастные с вильчатым узором в верхней части3. Зажимной наконечник имеет необычную форму - четырехугольная головка с шипами в основании двух лопастей. Втульча-тые наконечники весьма разнообразны: 1) двулопастной с длинной вы-275 Марина Евгеньевна Килуновская и др. деленной втулкой (рис. 3, 1); 2) двулопастной ромбовидной формы с выделенной втулкой (рис. 3, 4); 3) четырехгранные двулопастные с выделенной втулкой, с лопастями, опущенными ниже основания в виде шипов (рис. 3, 2, 13); 4) четырехгранные (рис. 3, 12, 16-19, 25, 26). Рис. 3. Наконечники стрел: 1-8 - Бай-Даг 6 к. 15; 9 - Бай-Даг 6 к. 16; 10, 11 - Ээрбек 2 к. 3; 12-15, 17-19 - Бай-Даг 1 к. 6; 16 - Бай-Даг 1 к. 2; 20-22 - Бай-Даг 6 к. 6; 23 - Бай-Даг 8 к. 1; 20, 23 - кость, остальное бронза; 24-26 - Ак-Даг 1 к. 1 Практически все из перечисленных типов наконечников стрел встречаются в Аржане-2 (Чугунов 2011: табл. 1) и в других памятниках 276 Комплексное изучение памятников конца 2 - начала 1 тыс. до н.э. алды-бельской культуры. Некоторые из типов (в основном втульчатые) представлены и в кургане Аржан-1. Подробно наконечники стрел рассмотрены К.В. Чугуновым, который выделяет определенные типологические признаки, позволяющие датировать раннескифские памятники Тувы и сопоставить их с культурами Алтая, Казахстана, Минусинской котловины, Северного Китая (Чугунов 2000, 2011, 2019). Ножи. Из комплексов происходит 14 разнотипных бронзовых ножей. Все они пластинчатые и однолезвийные, но по-разному оформлены навершия и рукояти. В мужских захоронениях их в принципе можно отнести к предметам вооружения. Здесь они сочетаются с каменными оселками. В женских захоронения ножи встречены в наборе с иглами и шильями, а также в кожаных чехлах. Можно выделить следующие типы ножей: 1) с кольцевым навершием и прямой спинкой (рис. 4, 1-3); 2) с прямой спинкой и навершием в виде головки хищной птицы (рис. 4, 7); 3) с округлым окончанием рукояти с небольшим отверстием и без него (рис. 4, 20, 21, 23, 25, 28); 4) с подпрямоугольным окончанием рукояти с отверстием в верхней части (рис. 4, 22, 24); 5) с округлым окончанием рукояти и горизонтальным выступом на одной из ее сторон (рис. 4, 29) (имеет абсолютные аналогии в Аржане-2 (Чугунов 2011: рис. 33, 13, 15)); 5) с трапециевидно расширяющейся к верху рукоятью (рис. 4, 26); 6) с навершием в виде кольца и чуть согнутой спинкой (рис. 4, 27, 30). Последний тип находит аналогии в памятниках тагарской культуры. Шилья разных типов находят прямые аналогии в памятниках алды-бельской культуры. Они различаются по навершиям: 1) с круглым навершием (рис. 4, 8); 2) с трехъярусным навершием (рис. 4, 9); 3) с двухъярусным навершием (рис. 4, 13, 16); 4) с грибовидным навершием (рис. 4, 14); 5) с одноярусным навершием (рис. 4, 19); 6) с кольцевидным навершием (помещалось в отдельном футляре) (рис. 4, 6). Рукоять у шильев округлая в сечении, а острие - четырехгранное в сечении. Все эти типы характерны для памятников алды-бельской культуры. Особенное шило обнаружено в к. 15 БД6 - у него нет рукояти, оно четырехгранное в сечении и имеет прямоугольное навершие (рис. 4, 17). В к. 2 БД1 бронзовое шило типа длинной спицы было воткнуто в таз женщины (рис. 4, 18). Пояса. О конструкции поясов мы можем судить только по небольшим фрагментам кожи и бронзовым обоймам прямоугольной формы высотой от 1 до 1,5 см, т.е. это были наборные пояса (рис. 4, 4, 5; рис. 6, 1-6). Однако не найдено ни одной пряжки, а находки обойм в большинстве случаев единичны. Присутствует несколько бронзовых круп-277 Марина Евгеньевна Килуновская и др. ных ворворок, которые, скорее всего, относятся к уздечному набору (рис. 6, 7, 11). Рис. 4. Ножи, шилья, иглы: 1, 6, 17, 29 - Бай-Даг 6 к. 15; 2, 7-11 - Бай-Даг 6 к. 6; 3, 5, 12 - Бай-Даг 8 к. 1; 4 - Ээрбек 2 к. 2; 13 - Бай-Даг 6 к. 3; 14, 15, 22 - Бай-Даг 6 к. 17; 20, 21 - Ак-Даг 1 к. 1; 18, 23 - Бай-Даг 1 к. 2; 24, 25 - Бай-Даг 1 к. 6; 26-28 - Бай-Даг 1 к. 7. Бронза;30 - Ээрбек 2 к. 3; Зеркала. На исследуемых памятниках обнаружено 8 бронзовых зеркал. Все они найдены в женских захоронениях. В основном они имеют одну петлю в центре (рис. 5, 1, 4, 7-10). Самое крупное зеркало обнаружено в БД8 (рис. 5, 1). На обеих его сторонах видны следы гравировок, среди них прослеживаются волнистые линии, которые могут воспроизводить изображения рогов, и заштрихованные треугольники, подобные тем, что мы видим на роговых гребнях и костяных подвесках. 278 Комплексное изучение памятников конца 2 - начала 1 тыс. до н.э. Рядом с зеркалом был найден ремешок с обоймами и трехжелобчатая бляшка, аналогичная находкам из кургана Аржан-1 (рис. 5, 2, 3). Одно зеркало с петлей в центре имеет высокий бортик (БД6 к. 6) (рис. 5, 8). Зеркала с бортиком относятся к самому раннему типу (Грач 1980: 2527). На БД1 к. 2 на оборотной стороне зеркала, имеющего неправильную форму, находятся две петли, расположенные на расстоянии 2,5 см друг от друга, через них продет ремешок, который мог служить рукоятью, за которую его держали в руке (Худяков и др. 2012: 121, рис. 1) (рис. 5, 3). На зеркале из БД1 к. 3 также были две небольшие парные петли, одна из них не сомкнута (литейный брак или слом?), а через целую был продет ремешок (рис. 5, 4). Гребни, сделанные из рога, зафиксированы на БД8 и в к. 7 БД1 (см. рис. 6, 38, 39). Пластины украшены геометрическим орнаментом из заштрихованных треугольников. Рис. 5. Бронзовые зеркала: 1-3 - Бай-Даг 8 к. 1; 4 - Бай-Даг 6 к. 17; 5 - Бай-Даг 1 к. 2; 6 - Бай-Даг 1 к. 3; 7 - Бай-Даг 1 к. 7; 8, 10 - Бай-Даг 6 к. 6; 9 - Бай-Даг 6 к. 15 279 Марина Евгеньевна Килуновская и др. Рис. 6. Находки из курганов алды-бельской культуры: 1-8 - Бай-Даг 6 к. 6; 9-12, 34 - Ак-Даг 1 к. 1; 13-33, 35-37 - Бай-Даг 6 к. 16; 38 - Бай-Даг 1 к. 7; 39 - Бай-Даг 8 к. 1; 1-12 - бронза, 12-23 - бусы; остальное кость Аналогичные предметы представлены в алды-бельских памятниках Сарыг-Булун, Копто и Чинге-Тей (Жогова (Кушакова) 2014). Подобный орнамент виден на костяной подвеске из к. 1 АД1 в виде копыта оленя (рис. 6, 34), которая является великолепным произведением, выполненным в зверином стиле, и находит аналогии в алды-бельских памятниках Аржан-2 и Копто. В БД6 к. 6 найдена костяная колоколовидная подвеска, подобные распространены как в памятниках алды-бельской культуры, так и уюкско-саглынской и являются женскими амулетами (Грач 1980: 68-69; Мачинский, Чугунов 1998: 183-188) (рис. 6, 37). 280 Комплексное изучение памятников конца 2 - начала 1 тыс. до н.э. Рис. 7. Радиоуглеродные даты из погребений на могильниках Бай-Даг 6 и Ээрбек 2 Погребальный обряд и инвентарь, зафиксированные в курганах могильников долины р. Ээрбек, позволяют четко атрибутировать памятники: есть захоронения монгун-тайгинской культуры и курганы раннего этапа алды-бельской культуры. Монгун-тайгинские сооружения относятся к трем типам и соответственно хронологическим этапам - погребения в низких цистах (МТІІ - X-IX вв. до н.э.), в курганах типа хе-рексуров с высокими наземными цистами (IX-VIII вв. до н.э.) и синхронные им и кургану Аржан-1 погребения шанчигского типа (IX-281 Марина Евгеньевна Килуновская и др. VIII вв. до н.э.). Памятники алды-бельской культуры более «монолитные» и представляют собой курганы-кладбища с неглубокими захоронениями в каменных ящиках и колодах (детские могилы). Их датировка укладывается в конец VIII-VII вв. до н.э., но, возможно, некоторые могилы могли сооружаться и в начале VI в. до н.э. Наиболее ранними, судя по наконечникам стрел, являются захоронения на БД1 (к. 7), АД-1 и БД6 (к. 3). Полученные материалы находят аналогии не только в хорошо датированных алды-бельских памятниках, как Аржан-2 и Чинге-Тей, но и в более ранних комплексах, как Аржан-1 и Туннуг. К сожалению, удалось сделать лишь небольшую серую радиоуглеродных дат, но, в целом, они подтверждают хронологию исследованных памятников (см. рис. 7). Изучение изделий из органических материалов Одним из важных направлений в исследовании памятников долины р. Ээрбек является специальное изучение изделий из органических материалов - кожи, меха и текстиля. Текстиль был описан ранее (Бусова 2017). Изделия из кожи и меха сохранились благодаря контакту с предметами из медных сплавов и обладают существенным научным потенциалом, связанным с развитием естественно-научных методов, используемых сегодня в археологии. Протеомный анализ кожи (ZooMS - Zooarchaeology by Mass Spectrometry analysis) и сканирующая электронная микроскопия меха расширяют возможности для определения сырьевой базы, используемой древними охотниками и скотоводами. Каменные ящики, расположенные почти на поверхности, относительно сухой микроклимат, а также контакт с бронзовыми изделиями позволили в долине Ээрбека сохраниться части ранних уникальных предметов органического происхождения. Всего в данной статье привлечены для изучения 7 фрагментов кожаных изделий из двух курганов: № 6 и 154. Аналогии взяты из ранее опубликованных материалов из могильников БД1 и 8. Протокол (методика) проведения протеомного анализа. Протеом-ный анализ был осуществлен на установке ZooMS Отдела археологии Института истории человечества им. Макса Планка (MPI-SHH), Йена, Германия5. Образцы кожи были проанализированы в соответствии с ранее опубликованными протоколами (Ebsen et al. 2019; Brown et al. 2021). 1-2 мг кожи обрабатывали 0,1 М раствором гидроксида натрия в течение 5 минут при комнатной температуре, кратковременно центрифугировали, а затем убирали надосадочную жидкость. Образцы трижды промывали 50 mM бикарбонатом аммония (AmBic), после чего супернатант снова удаляли. К образцу добавляли 100 pl 50 мМ AmBic и инкубировали при 65°C в течение одного часа, а затем кратковременно центри-282 Комплексное изучение памятников конца 2 - начала 1 тыс. до н.э. фугировали. 50 ці супернатанта удаляли и обрабатывали 1 ці 0,4 мкг/мкл трипсина (трипсиновая протеаза Thermo Scientific Pierce™) и оставляли настаиваться 18 часов при температуре 37°С. Инкубированные образцы концентрировали и обессоливали с помощью наконечников C18 ZipTip (наконечники Thermo Scientific Pierce™ C18) и элюировали конечным раствором 50 ці 50% ацетонитрила и 0,1% TFA. 0,5 ці полученного раствора смешивали с 0,5 ці раствора а-циано-4-гидроксикоричной кислоты (10 мг/мл в 50% ацетонитриле и 0,1% трифторуксусной кислоте) и давали кристаллизоваться. Образцы анализировали с использованием масс-спектрометра Bruker Autoflex Speed LRF MALDI TOF (времяпролетная лазерная десорбция/ионизация с матрицей). Результаты. В кургане 6 могильника БД6 (могила 1, ящик 2) сохранился фрагмент (6^2 см) ножен от ножа с грифоном и отделением для шила (рис. 8, 3). Скорее всего, ножны не имели ремешкового крепления к поясу и функционально выполняли роль чехла, прикрывающего острое лезвие. По результатам протеомного анализа для создания изделия использована тонкая овечья кожа либо кожа сайги (Ovis, Saiga). Шило с грибовидным навершием помещалось в продольное отделение (отсек), полученное благодаря тому, что лоскут кожи ножен был сложен вдвое и прошит с помощью сильноскрученной сухожильной нити с применением накладного шва (крутка нити S, шаг стежка 0,3 см) двумя параллельными рядами. Похожие тонкие ножны-чехлы использованы для хранения ножей, найденных в курганах 3 и 6 на могильнике БД1 (Худяков и др. 2013: рис. 13). В сопроводительном погребении № 11 кургана 1 могильника БД8 найден бронзовый нож в похожем чехле, сохранившийся целиком, и потому виден свободный фестончатый край предмета, который выполнял декоративную функцию (Рукавишникова, Гладченков 2017: рис. 8.4). Мы считаем вполне верным термин «чехлы-ножны», т.е. возможно рассматривать их не как самостоятельные ножны с креплением к поясу через систему ремешков, а как чехлы, в которые нож вкладывался, а затем помещался в еще одну сумку (Худяков и др. 2013: 109-110). В этом же кургане, но в могиле 3 сохранилось четырехгранное бронзовое шило с двухъярусным навершием в кожаных и текстильных фрагментах (костяк 1). Шило лежало под тазовыми костями погребенной (рис. 8, 4). Сохранность кожано-мехового изделия не позволяет уточнить его крой и, как следствие, интерпретировать как часть одежды или чехол. Если рассматривать расположение слоев последовательно, начиная от шила с иглой, то ближайший к нему темно-коричневый слой тонкой кожи, скорее всего, является частью чехла. Затем идёт слой полотняного текстиля, который мог быть частью юбки. Нити скручены по направлению Z. На фрагментах не зафиксированы швы и кромки. Фак-283 Марина Евгеньевна Килуновская и др. тура полотна гладкая, плотность переплетения очень высокая. Внешний слой представляет собой фрагмент шубы или другой верхней одежды мехом лошади (Eqims) наружу, сшитой двойной сухожильной нитью. Рис. 8. Бронзовые изделия с фрагментами органики: 1 - Бай-Даг 6, к. 6. Зеркало со слоем шубы светло-коричневого меха и полосками от чехла зеркала; обратная сторона зеркала c фрагментом текстиля, кожаным шнурком для подвешивания и частью чехла; 2 - Бай-Даг 6, к. 6. Фрагменты кожи от чехла для зеркала, выполненные в ранней, «башадарской» технике, кожаный шнурок от зеркала, фрагмент тесемки, найденный вместе с зеркалом (от одежды); 3 - Бай-Даг 6, к. 6. Кожаные ножны для ножа с грифоном; 4 - Бай-Даг 6, к. 6. Шило и игла с фрагментами кожи, текстиля, сухожильной нити; 5 - Бай-Даг 8, к. 1. Фрагменты кожи от чехла для зеркала с зашитой внутрь иглой В могиле 1 (ящик 2) также было найдено бронзовое зеркало с бортиком и петлевидной ручкой по центру в чехле и во фрагментах текстиля (рис. 8, 1). Зеркало лежало тыльной стороной вверх в погребении. На отражающей поверхности зеркала сохранились фрагменты чехла, сшитого швом встык из узких полосок меха (так называемая ранняя башадарская техника) (рис. 8, 2). В процессе археологизации волос был утрачен, но изначально это было меховое изделие мехом наружу, подтверждением чего служат рельеф мездры и редкие пучки волос. В одном месте между полосками вшит небольшой круглый кусок кожи 284 Комплексное изучение памятников конца 2 - начала 1 тыс. до н.э. (заплатка?). Зеркало в меховом чехле подвешивалось к поясу с помощью узких и тонких (до 1 см) ремешков. Поверх него отдельно сохранились фрагменты светлого плотного короткостриженного меха, который мог быть частью верхней одежды погребенного. Протеомный анализ подтвердил, что в этом случае был использован мех овцы (Ovis). Интересно, что в 2016 г. д-р биол. наук О.Ф. Чернова (Институт проблем экологии и эволюции РАН, Москва) определила с помощью сканирующей электронной микроскопии, что волосы в этой шубе принадлежали шкуре лошади с холки или спины (Чернова, Бусова 2016: 60). Само зеркало можно было держать в руке, используя тонкий кожаный ремешок из кожи оленя (Cervidae) или овцы (Ovis). Для сшивания изделий использована двойная сухожильная нить. Вместе с изделием сохранился крупный для этой коллекции фрагмент полотняного текстиля без кромок и швов (Бусова 2017: 320). Похожие фрагменты от ремешков и чехлов для зеркал были встречены исследователями и на могильнике БД1 (Худяков и др. 2012: рис. 4-5). Представленные части могут быть соотнесены как с верхней одеждой, так и с чехлами. В этом же объекте были найдены бронзовые наборные обоймы для пояса, в трех из которых были зафиксированы фрагменты ремня из кожи коровы или быка (Bos). В кургане № 15 в могиле 2 вместе с дисковидным зеркалом под тазовыми костями погребенной найдены фрагменты двухслойной шубы с витым ремешковым шнурком. Его толщина 0,4 см. Ремешки из кожи овцы (Ovis) переплетены друг с другом. Похожим образом шнурок оформлен в кургане 1 могильника Кош-Пей I. Спрессованный фрагмент темной кожи состоит из двух слоев, которые можно соотнести с двухслойной меховой шубой (мехом внутрь к зеркалу). Сшита двойной сухожильной нитью выворотным швом. В этом же погребении найдено шило с кольчатым навершием в отдельном чехле. Это уникальный образец. Обычно шило хранилось в комплекте с ножом. Кожаный чехол сделан из одного листовидного фрагмента кожи, простроченного с одной стороны с помощью двойной крученой сухожильной нити (шаг стежка 0,6 см). В верхней части чехла сухожильная нить завязана простым узлом. Шило подвешивалось к поясу за ремешок, продетый через верхний свободный край. Строчка сухожильной нитью проходила вплотную к шилу. Нижний край не сохранился. Протеомный анализ подтвердил, что была использована овечья кожа (Ovis). В этом же кургане, но в могиле 7 найден бронзовый пластинчатый нож с остатками тонкой выделанной кожи от ножен. Протеомный анализ показал, что была использована шкура лошади (Equus). Предметный комплекс, в который входят в том числе изделия из органических материалов, найденный в кургане 1 могильника БД8 (погре-285 Марина Евгеньевна Килуновская и др. бение 1), был описан в статье И.В. Рукавишниковой и А. А. Гладченкова. Мы приводим его здесь только в качестве аналогии. Например, вместе с зеркалом сохранились фрагменты кожаного чехла, сшитого из полос тонкой светлой кожи сухожильными нитями. В складку чехла ремешком была «зашнурована» игла (Рукавишникова, Гладченков 2017: 158) (см. рис. 8, 5). Также в этом кургане сохранился фрагмент пояса с кожаным витым ремешком, затянутый на так называемый коровий узел. Фрагменты ремешковых поясов с нанизанными на них небольшими бронзовыми круглыми обоймами встречаются в кургане 2 могильника Э2 и кургане 1 могильника БД8. Скорее всего, они имеют отношение только к женским погребениям. Из вышесказанного, таким образом, следует, что традицию конца 2 - начала 1 тыс. до н.э. работы с кожей и текстилем отличает особая утонченность и изобретательность, которая заметно изменяется и грубеет в более позднее время (буквально в V-IV вв. до н.э.). Эта особенность проявляется как в создании текстильного полотна (Бусова 2017: 325), так и в работе с кожей и мехом, идя по пути стандартизации. Во всех случаях сохранность мереи (узорчатая поверхность дермы) очень плохая - она либо удалялась специально в процессе обработки кожи, либо такими были условия археологизации. Анализ сплава бронз В 2012-2014 гг. были исследованы изделия из медных сплавов могильника БД6 методом рентгено-флюоресцентного анализа на спектрометре ArtTAX(Bruker). Кроме того, получены результаты исследования металлов на могильнике БД8, которые опубликованы как приложение к статье И.В. Рукавишниковой (Кузьминых, Луньков 2017). Как и следовало ожидать, преобладают оловянистые бронзы (табл. 1), что обычно для алды-бельской культуры (Хаврин 2003, 2005). При этом мышьяк также содержится в сплаве, но его содержание невысоко - концентрация менее 1%. В тех случаях, когда мышьяк отсутствует и низко содержание других рудных примесей - удила и наконечник стрелы из могилы 7 объекта 15, вероятно, можно говорить о неместном происхождении этих предметов. Содержание олова в оловя-нистых бронзах могильника БД6 среднее, преобладают концентрации 3-13% олова. Такой же металл мы видим в могильниках Сыпучий Яр, Бедиг-Хорум и Баданка IV6. А вот металл курганов Аржан 27 и Аржан 5 содержит более высокие концентрации олова (преобладают концентрации 10-20% олова). Среди 52 проанализированных металлических изделий лишь 5 отлито из мышьяковистой бронзы и не легировано оловом: сплеск из объекта 9 (см. рис. 1, 2), относящегося к памятникам шанчигского типа, втульчатый 286 Комплексное изучение памятников конца 2 - начала 1 тыс. до н.э. наконечник стрелы из объекта 15 м. 7 (см. рис. 3, 1), а также удила с трапециевидным окончанием и обойма из объекта 16 (см. рис. 2, 2). Преобладание мышьяковистых бронз в последнем (3 из 4), позволяет поставить вопрос о его синхронизации с курганом Аржан-1 (Пяткин 1977). Т а б л и ц а 1 Результаты рентгено-флюоресцентного анализа изделий из медных сплавов могильника Бай-Даг 6 Об. № Предмет As Sn Pb Sb Ag Fe Ni Прочие 3 м. 1 1 Шило