Феномен психологического целительства в российской практике первой четверти XXI в. | Сибирские исторические исследования. 2022. № 4. DOI: 10.17223/2312461X/38/15

Феномен психологического целительства в российской практике первой четверти XXI в.

На нескольких примерах рассматривается феномен психологического целительства (термин, предложенный автором; не путать с психическим целительством). Оно распространено довольно широко, но здесь анализируется на примере российских реалий и нескольких конкретных лиц, которые в разное время прошли свой путь к таким практикам. Психологическое целительство в России исследуется как явление на стыке народного целительства и психологии/психотерапии. Народное целительство было сформировано в конце 1980-х - начале 1990-х гг. представителями медицины и учеными других научных направлений, в первую очередь технических, которые были заинтересованы в исследовании необычных явлений, относимых к области психотроники (парапсихологии), а также медицинских проявлений воздействия «энергий» различного генеза. Народное целительство, по замыслам его создателей, должно было сплотить специалистов российской народной медицины (лекарей, знахарей, колдунов, ведунов, магов, шаманов и т.д.) и современных обладателей «необычных способностей»; всех их также планировалось обучать основам медицины. Таким образом в стране задавалась парадигма перехода от народной медицины к традиционной медицине и, возможно, формированию традиционной медицинской системы. Автор анализирует, что произошло с определенной частью специалистов, попавших в профессиональную среду народного целительства, как и почему они нашли свой путь в психологию, точнее сферу психологического целительства, и что собой представляет их психологическое целительство. Вместе с тем исследуется обратный процесс: как и почему профессиональные психологи заинтересовались духовными и магико-мистическими практиками и перешли в сферу неошаманизма, народного целительства, формируя со своей стороны феномен психологического целительства. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The Phenomenon of Psychological Healing in the Russian Practice 308 of the First Quarter of the XXI Century.pdf Введение Вопрос об особом, как представляется, феномене - психологическом целительстве, распространившемся в нашей стране в конце ХХ столетия, вызывает интерес в силу своей специфики, сложившейся на российской почве. Хорошо известно, что на Западе в рамках Нью Эйджа и эзотерики во второй половине ХХ в. было широко представлено близкородственное явление, именуемое у нас психическое целительство (Стайн 2016; Аткинсон, 2022), параллельно с психотерапией. История психотерапии, ее истоков, рассмотренная специалистами, интересовавшимися не только классической психологией (см., например (Майков 2016)), отчасти соприкасается с этим. В частности, в указанной статье В.В. Майкова «Изначальная психотерапия: древние практики заботы о душе и современность» было: «Введено и описано понятие “изначальной психотерапии” и 12 древних практик заботы о душе, показано, как эти практики присутствуют в современных популярных направлениях духовно-ориентированной психологии и психотерапии». Автор утверждает, что именно эти «12 древних практик заботы о душе лежат в основе современной психотерапии. Каждый успешный психотерапевт, знает он это или нет, интуитивно мастерски использует от одного до нескольких видов изначальной психотерапии. Самое главное - применять их современным образом и в соответствии с обстоятельствами -многомерным и многоуровневым устройством нашей жизни» (Там же). В перечне исследователя значатся: «1. Шаманская психотерапия: восстановление связи с природой, племенем и духами. 2. Славянская (языческая) психотерапия: восстановление связи с культурой, обществом и богами. 3. Психотерапия как благо (расслабление, счастье, “все хорошо” и т.д.) - Анна Симкин, Кунтузампо, Лонгченпа. 4. Психотерапия как героизм и “путешествие героя” - Дж. Кемпбелл, Дж. Лукас, В. Майков. 5. Психотерапия как исцеление и целостность - Адвайта, русская философия всеединства, С. Гроф, К. Уилбер. 6. Пневмосинтез: психотерапия дыханием - объединенный серединный путь дыхательных практик - С. Гроф, Дж. Леонард, В. Майков, Г. Карельский. 7. Психотерапия как метаморфозы, алхимия, преображение, тантра -Гермес Трисмегистр, Падмасамбхава, Юнг. 8. Психотерапия как магический театр сознания - Е. Гротовский, Дж. Фаулз, А. Ходоровский, Х. Кортассар, А. Арто, Г. Гессе, В. Демчог, В. Лебедько. 9. Психотерапия как восстановление коммуникативной ткани сознания - Меркурий, М. Макклюен, А. Минделл, М. Бахтин. 10. Психотерапия как психотерапевтическая машина времени - Г. Уэлс, М. Пруст, Р. Бредбери, В. Майков. 11. Психотерапия процессом, потоком, дао, сантаной, движением - Чжуан цзы, Лао цзы, А. Бергсон, А. Уайтхед, А. Минделл, М. Чиксентмихайи, Б. Виногродский. 12. Психотерапия 310 Феномен психологического целительства в российской практике как пробуждение от сна-Матрицы - Морфей, Асклепий, Х. Л. Борхес, кинорежиссеры Вачовские» (Майков 2016). Перечень, который был сформирован на основе исследований не только психотерапевтической классики с опорой на различные направления психологии (Майков 2001, 2004), но и на восточные концепции, современные теории и дыхательные практики, включает очень многое из того, с чем можно столкнуться в деятельности россиян, занявшихся подобным ремеслом; особенно в годы социально-политического, идеологического и экономического переворота - в годы перестройки. Мне, как и другим исследователям, не раз приходилось писать о том, что потеря работы, поиск возможностей прокормить семью и желание жить нормально, в достатке (особенно на фоне капиталистических трансформаций в России/СНГ) привели очень многих представителей так называемой советской интеллигенции (учителей, врачей, ученых, работников культуры и т. д.) к смене рода деятельности. При начавшемся национально-культурном возрождении многие вспомнили о своих культурных корнях, о тех особенностях традиционной культуры, которые не поощрялись в стране в советский период - в первую очередь магико-мистических и религиозных: (нео)шаманизм, (нео)язычество, (нео)буддизм и другое сформировали особый круг интересов в движении возрождения (Харитонова 2006). В связи с обращением к магико-мистическим практикам актуализировались и магико-медицинские знания прошлого. Если учесть ситуацию с развалом здравоохранения в стране, к чему мы пришли еще до перестройки (см., например (Вяткина 2022) и другие работы), то понятным становится интерес к отечественным народно-медицинским практикам, традиционной медицине Востока. Этот интерес проявляли со своей стороны представители официальной медицины. К сказанному необходимо добавить, что в западных странах шаманизм индейцев стал популярен на пару десятилетий раньше, чем у нас, как и восточные практики духовного совершенствования, и некоторые виды традиционной медицины, традиционные медицинские системы (ТМС). С началом открытого сообщения с Западом пошел процесс обмена информацией о деятельности такого рода (например, распространение шаманизма Карлоса Кастанеды, Майкла Хар-нера и др.). Оттуда же приходили обновленные восточные духовно-целительские практики, например Рэйки. К этому добавились практики на основе использования ЛСД и метода холотропного дыхания (Кристина и Станислав Гроф). Во всем многообразии вновь опосредовано обретаемого «традиционного» знания особым образом фигурировала современная наука, в том числе психологическая и медицинская, активно проявляя интерес к непознанному и неисследованному. На фоне происходившего в стране некоторые специалисты в разных научных областях попробовали создать из прорастающих тут и там 311 Валентина Ивановна Харитонова ростков обновляемых традиций не только новый вариант «традиционной культуры», но и обновленную «традиционную народную медицину», с опорой на уже сформировавшуюся в 1980-е гг. «новую науку» -эниологию. В настоящее время она относится к сфере псевдонауки, но на тот момент на российской, да и всей постсоветсвкой территории энергоинформационные концепции процветали. «Официальным основателем течения и автором аббревиатуры “ЭНИО” считается Фирьяз (в некоторых источниках Фиром) Рахимович Ханцеверов, именуемый в различных эниологических публикациях генералом ГРУ или генерал-майором КГБ. Течение появилось в 1980-е гг. в СССР на волне ирраци-оналистических настроений того времени и первоначально ассоциировалось с псевдонаучными “разработками” в области психотронного оружия, микролептонных и торсионных полей. В 1988 г. была образована Всесоюзная ассоциация прикладной эниологии под президентством Ханцеверова» (Международная Академия...). Далее это была уже Международная Академия энергоинформационных наук (МАЭИН), где очень интересовались медицинской сферой, а руководил ей много лет именно Ф.Р. Ханцеверов - доктор технических наук (степень ВАК) и профессор; сама же МАЭИН вошла в 1996 г. в Список общественных академий наук, где были зарегистрированы общественные объединения, созданные в России в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N° 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», а также научные общественные организации, созданные на территории иных государств. Конечно же, эта линия не осталась без последователей (например, еще в 2009 г. формировались организации продолжателей такой деятельности - ЭНИОАКАДЕМИЯ под руководством «доктора энергоинформационых и психоэнергоин-формациологических наук, Почетного гражданина России» А.А. Трубицына в г. Екатеринбурге (ЭНИОАКАДЕМИЯ)). Но как бы странно это не выглядело сейчас, на период 1990-х гг. такое движение было достаточно активным и многими воспринималось позитивно. Рождение народного целительства и развитие психологии в перестроечной России Проблемами «народной медицины», которая воспринималась в едином ключе с магией, эзотерикой, различными духовными практиками, в то время занялся психиатр по основному образованию кандидат медицинских наук Я.Г. Гальперин, активно сотрудничавший с Ф.Р. Ханце-веровым. Уже в конце 1980-х гг. адрес «Краснобогатырская, 72» стал широко известен как место нахождения Всесоюзного научноисследовательского центра традиционной народной медицины -ВНИЦТНМ «ЭНИОМ». Эта организация, переименованная после 312 Феномен психологического целительства в российской практике 1991 г. - упразднения СССР - во всероссийскую и ведущая отсчет своей деятельности в таком виде с 1993 года, прошла через несколько фаз развития, прежде чем превратилась в нынешнюю свою правопреемницу на Кутузовской, существующей с 2017 г. (Центр традиционной народной Медицины...). На последнем варианте сайта ВНИЦТНМ «ЭНИОМ» значится, что центр «специализируется на ведении лечебно-оздоровительной, научно-исследовательской, учебно-образовательной и издательской деятельности в отрасли традиционной и комплементарной медицины» (Всероссийский Научно-исследовательский...). Мало того, здесь указано (и это подчеркивалось с давних пор), что «ВНИЦТНМ “Эниом” является единственным российским центром народной медицины, прошедшим официальную регистрацию во Всемирной организации здравоохранения и ЮНЕСКО. Приоритетным направлением деятельности центра является поиск и внедрение наиболее эффективных традиционных лечебных методик; издательская и просветительская работа; отбор лиц с паранормальными способностями в целях подготовки квалифицированных кадров в области целительства и психологии» (Там же). Эта организация отнесена на сайте к типу клиник «Научноисследовательские институты», а в образовательной информации у нее предлагается оказание услуг «по широкому спектру вопросов, применяя методики экстрасенсорного и биоэнергетического воздействия, цветотерапии, дыхательных практик, бесконтактного массажа и др.» (Всероссийский Научно-исследовательский.). Не менее интересно вот какое сообщение: «Для желающих ознакомиться с программой традиционных систем оздоровления учебный отдел компании предоставляет возможность прослушать курс лекций, посвященных народной медицине и биоэнергетике. Лекционная программа разработана на базе рекомендаций ВОЗ и имеет аккредитацию в РАНМ (Российская ассоциация народной медицины)» (Там же). Обратим внимание на РАНМ -ассоциацию народных целителей, созданную тем же Я.Г. Гальпериным, которая за три десятка лет своего существования поменяла нескольких руководителей и названий при попытках встроиться должным образом в меняющуюся реальность: именно эта организация распространяет до сего дня различные целительские удостоверения, а представление о народной медицине там - как и в самом центре - связано с биоэнергетикой и эниосуггестологией (термин был популярен в 1990-е гг.). В конце 1980-х - начале 1990-х гг. во ВНИЦТНМ «ЭНИОМ» шла активная работа по формированию российского народного целитель-ства (Харитонова 1999а). Это был интересный замысел по созданию на базе разнообразных практиков, претендовавших на наличие у них особых знаний и способностей, реализуемых в лечебно-оздоровительной и профилактической деятельности, образовать специалистов в области 313 Валентина Ивановна Харитонова «традиционной народной» медицины, зарегистрировав специфическую профессию. Более разнородную компанию по предложению услуг трудно было себе представить. Но объединяла их устремленность к «энио-наукам» и использованию в своей деятельности психоэнергетических практик. Этому, кстати, и обучали дополнительно во ВНИЦТНМ «ЭНИОМ» на различных курсах, а при приеме туда претенденты проходили серьезную экспертную проверку на наличие у них подходящих данных («экстрасенсорных способностей»). Кстати, сама организация в те годы функционировала с использованием в целительской деятельности медицинского контроля: там работали врачи, в том числе с учеными степенями - как консультанты и контролирующие специалисты, а также исследователи - представители разных научных направлений. Осуществлялось научное сотрудничество с крупными научными центрами (эксперименты проводились, например, в лабораториях биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (Кренделева и др. 1994) и др.). Среди практикующих народных целителей было много тех, кто освоил биоэнерготерапию, суггестивные методы и, как ни странно, менее всего в их работе было именно народной медицины... При этом в документе «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1, уточненная ред. от 07.12.2011), появились статьи: «Статья 57. Право на занятие народной медициной (целительством)» и «Статья 56. Право на занятие частной медицинской практикой», предполагавшая в том числе практику народных целителей, которые официально отождествлялись, что очевидно даже из названия ст. 57, с представителями народной медицины. Немного позже было осуществлено профессиональное определение новых специалистов в рамках Министерства труда с уточнением видов деятельности (было фактически разведено народное лекарство и народное целительство), т.е. по сути разграничивались магико-медицинские и магико-мистические практики. Далее вопросы специального образования и допуска к деятельности, наличие медицинского образования много раз уточнялись в различных документах, особенно вопрос о допуске к работе с пациентами - от народных целителей требовали, например, при разрешении самостоятельной практики дополнительного медицинского образования. Фактически в стране была предпринята попытка формирования традиционной медицинской системы по типу узаконенных в азиатских странах ТМС (в первую очередь в Китае - традиционная китайская медицина). Однако в России никогда не существовала, не была сформирована ни в Средние века, ни в Новое время сама традиционная медицина как таковая (письменный вариант практики), но всегда была широко представлена собственно народная медицина (устный вариант раз-314 Феномен психологического целительства в российской практике нообразных практик), успешно существующая и сейчас (Бромлей, Воронов 1976; Харитонова 2014). И, кстати, если в Китае при формировании ТМС по приказу Мао Цзэдуна из традиционной медицинской практики постарались убрать магическую и мистические составляющие, то у нас это не просто осталось до настоящего времени, но, будучи солидно подкрепленным энио-науками и психическим целительством вместе с иными модными методами, мощно наступавшими с Запада, стало едва ли не основой созданного народного целительства. Народные целители - наспех сформированная профессиональная группа, оказалась слишком пестрой: в нее попадали люди самого разного уровня, качества и направленности образования (если оно, конечно, было); они сразу стали вызывать серьезные опасения у профессиональных медиков и ученых, исследовавших феномен. Однако увлеченность парапсихологией, биоэнерготерапией и прочими схожими концепциями позволила мощно развиваться всему, что попадало в эту нишу (Правовые основы народной медицины... 2000). Почти одновремен -но с формированием этой группы специалистов неконвенциональной медицины в стране массово стало развиваться психологическое образование. Учитывая развал советской образовательной системы и свободу в организации новых факультетов, институтов, университетов, академий и т. д., можно было сразу предположить, что подготовка новой волны психологов будет не лучшей по качеству. Мало того, возможность варьировать образовательный процесс сразу же повлекла за собой специфические акценты в подготовке психологов, поскольку страна была наводнена и литературой, и специалистами в таких вариантах психологии, которые вполне увязывались даже с так называемым психическим целительством. Образование в таком направлении дало значительную волну «психологов» и «психотерапевтов», иногда мало чем отличавшихся от народных целителей. к к ■к -к -к Далее в статье речь пойдет о конкретных интереснейших личностях, каждая из которых прошла свой путь развития. При этом процесс в целом был двунаправленным: кто-то шел от народной медицины и народного целительства к духовным практикам и психологии, соприкасаясь с психическим целительством и даже погружаясь в него; а кто-то -наоборот - уходил из психологии (классического университетского образования), углубляясь то в психическое целительство, духовные практики, то в магико-мистические практики, например шаманские и т.п. Общим моментом в итоге у таких практиков оказывалась именно идея помощи клиенту, которую они могли преподносить по-разному, но обычно у них присутствовала мысль о психологической / психотера-315 Валентина Ивановна Харитонова певтической помощи. Тем самым образовалось некое поле психологического целительства со своими своеобразными характеристиками. Процесс развития и формирования данного феномена проходил при длительном наблюдении автора (с конца 1980-х гг. по настоящее время) - включенном, порой даже приобщенном - при участии в проведении экспериментальных исследований; в последнее десятилетие с получением обширного сетевого контента (ПМА. 1989-2022 гг.), а также, естественно, путем знакомства с публикациями этих людей и о них в СМИ, изданиями книг и статей. В сферу наблюдений попадали многочисленные специалисты, практиковавшие и обучавшиеся во ВНИЦТНМ «ЭНИОМ» (где я проводила научные исследования, работая там); российские народные целители и неошаманы, с которыми я встречалась по время полевых антропологических выездов; лица, принимавшие участие в экспериментальном изучении измененных состояний сознания, проводившемся под моим руководством в ИЭА РАН в начале 2000-х гг.; посещавшие мои научные семинары люди, связывающие свою деятельность с подобными практиками. Цель предлагаемой статьи - рассмотреть на нескольких примерах, как и в каких ситуациях возникали/формировались такие специалисты; показать некоторые особенности этих практик и самого феномена, который существует до настоящего времени. Из психологов в шаманы и народные целители Психология в России начала 1990-х гг. не была столь распространена и популярна, как сейчас. Мало того, для обывателя это было вообще непонятное поле, смыкавшееся в сознании многих с психиатрией и пугавшее необремененных знаниями людей. Сама по себе наука психология, представленная в университетах в советское время, ограничивалась в значительной степени в своих возможностях. Во всяком случае, приходившие обучаться студенты далеко не всегда были удовлетворены тем, что и каким образом им преподносится на факультетах. Так, одна из ярких фигур «возрождения шаманизма» Алина Леонидовна Слободова, которая окончила психологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, в различных интервью, рассказывая о себе, говорила, что именно неудовлетворенность тем, какую базу знаний она получила при обучении, заставила ее вместо написания диссертации начать поиск собственного пути в творчестве, что увело ее из научной сферы окончательно (Харитонова 2005; Харитонова, Купряшина 2005). Однако, как бы сложно ни складывался ее дальнейший путь в реальных и виртуальных мирах, она довольно быстро вернулась к психологической парадигме, а в рассказах о себе стала настойчиво подчеркивать, что она - психолог. При всем том Слободова стала известна в 316 Феномен психологического целительства в российской практике Москве, а потом и в стране с середины 1990-х гг. в первую очередь как шаманка, когда она вернулась из Калифорнии, где прошла обучение в Фонде шаманских исследований Майкла Харнера (см. об особенностях шаманских представлений по Харнеру (Натег 1972; Townsend 2004)). По его совету Алина организовала свой шаманский центр, открыв офис в центре Москвы (на Новом Арбате). Там она принимала клиентов с терапевтическо-консультативными целями, там проводились тренинги с обучением практике шаманских погружений по Харнеру, туда же к ней приходили многочисленные корреспонденты и исследователи. Надо сказать, что учеников (преимущественно учениц) и последователей было много, довольно быстро счет перевалил за тысячу. Причем приходили к ней учиться и коллеги по образованию, психологи. Обратим внимание на то, что принципы работы в этом центре были схожи с деятельностью в целительских центрах, равно как и шаманских организациях, которые появлялись уже в 1990-е гг. Предлагалась своеобразная психотерапевтическая практика (которая тогда еще не была широко распространена): индивидуальные консультации (в том числе с проведением ритуалов для клиентов) и работа с группами заинтересованных в участии в различных ритуалах или в освоении Core Shamanism по Харнеру либо в импровизируемых вариантах его талантливой ученицы. Создавалось впечатление, что Алина называет себя то шаманкой, то психологом в зависимости от ситуации. Впрочем, впоследствии она уверяла, что никогда не именовала себя шаманкой - это ее журналисты так прозвали. Однако вряд ли так было в конце 1990-х гг., когда она создавала свой «шаманский миф» (или «шаманскую легенду») с использованием - возможно, специально осваиваемой - научной литературы о шаманах; очевидно, что знакомство с книгой известного этнографа-шамановеда А.В. Смоляк «Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы Нижнего Амура)», появившейся в 1991 г. (Смоляк 1991), подарила ей имя «покровительницы» Деи Дян - шаманки, с которой когда-то работала Анна Васильевна. Однако журналистам и исследователям преподносилось это как шаманское имя Алины, которое ей как бы передала пришедшая во сне Дея Дян; именно это я услышала от Алины при первом знакомстве в одной довольно странной организации (Харитонова 2005). В дальнейшем Алина стала все больше уходить в коммерческую составляющую на основе уже широко распространившейся в стране нео-шаманско-психологической деятельности многочисленных специалистов. Она возила группы по «местам силы», например. Надо сказать, что научная и экспедиционная работа Центра по изучению шаманизма и иных традиционных верований и практик Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, которым я тогда руководила, в чем-то ей способствовала. Например, А. Слободова была приглашена на 317 Валентина Ивановна Харитонова первый международный конгресс по изучению шаманизма, который Институт проводил совместно с Майклом Харнером и его коллегами из США в ближнем Подмосковье, а потом и на несколько последующих, которые сопровождались довольно длительными выездами в разные регионы Сибири (Хакасию, Туву, Алтай); это помогало ей осуществлять в последующие годы своеобразный шаманский туризм. Отношение к деятельности экстравагантной неошаманки было разным. Так, Центр Алины Слободовой и его создательница в 1999 г. попали в энциклопедию «Новые религиозные организации в России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера» (Куликов Игорь). Надо сказать, что автор этого текста набрал туда множество сообщений вроде: «По информации газеты “Дуэль”, Слободова связана с масонским “Орденом Святого Константина” под руководством некоего князя Эстергази. Газета писала, что “во время церемонии посвящения сатанинской энергией рыцарей обеспечивала личная шаманка Неверова Алина Слободова”... Он проанализировал какие-то газетные рекламные публикации, некие высказывания-«предсказания» Алины о политических деятелях, что позволило ему в итоге причислить Слобо-дову к «оккультистам» (Там же). Впрочем, немудрено: Алина и позже демонстрировала взгляды, которые могли бы дать повод обвинить ее не только в оккультизме. Например, в период увлечения феноменом «нетленного тела» Хамбу-ламы Итигелова она заявила в одном из интервью, где, кстати, была представлена уже как «антрополог (подчеркнуто мной. - В.Х.), психолог, исследователь различных духовных практик»: «Я много лет занимаюсь духовными практиками, у меня много учителей в духовном мире, но ни у кого из них нет тел - только изображения, скульптуры. Иисус Христос, Сен-Жермен, Николай Чудотворец, Серафим Саровский... А у Хамбо-ламы Итигэлова есть тело, и при этом он является духовным учителем, с которым я общаюсь» (Он оставил.). Впрочем, речь идет о рекламной статье, в финале которой значится: «Мы приглашаем наших читателей на мастер-классы Алины Слободовой, автора уникальной методики, позволяющей восстановить целостность души, повысить внутреннюю энергетику, улучшить здоровье» (Там же). Естественно, об А. Слободовой довольно много информации в интернет-пространстве. Так, на сайте «Шаманизм в России. Все о шаманизме в России» есть посвященная ей страничка от 2009 г., где сообщается о ее «шаманских» перипетиях (см. то же самое: (Харитонова 2005)): «В возрасте 25 лет у нее началась очень тяжелая депрессия, результатом чего явился уход из аспирантуры и разрыв с первым мужем. “Я тогда не понимала, в чем была причина депрессии, а потом все встало на свои места, - говорит А. Слободова. - Это и была своего рода шаманская болезнь, или болезнь роста Духа. Мое духовное Я не при-318 Феномен психологического целительства в российской практике нимало простой счастливой жизни, оно требовало развития и движения”» (Слободова Алина Леонидовна) (ср.: (Слободова 1999; Харитонова 19996)). Там же сообщается о её обучении в Дании в Интернациональной школе театральной антропологии (ISTA), в Фонде шаманских исследований Майкла Харнера; об открытии Центра предвидения и магической защиты «Талисман», где начинает «практиковать целитель-ство и обучать техникам городского шаманизма». Делается акцент на ее поездках в Монголию и Эквадор с целью встретиться с местными шаманами. Но уже в 2009 г. подчеркивается: «Одновременно с этим А. Слободова перестает позиционировать себя как шаманка, отдавая предпочтение работе психолога, применяющего шаманские методы воздействия» (Там же). В 2010 г. А. Слободова также позиционирует себя как психолога, владеющего шаманскими знаниями и техниками (Возвращение души...); можно сказать, что она уже тогда обращается к психологическому целительству. Однако несколько лет спустя Алина перешла к организации клубной деятельности. Она создала Ассоциацию клубов, которая занимается своеобразной помощью в организации всего и вся - от деловых контактов и контрактов до заботы о собственной внешности. Алина проводит тренинги личностного роста, семинары, а также консультации для решения личных проблем. Представляясь уже только как психолог и организатор клубов, она работает много лет. Например, пять лет назад в передаче «Советы эксперта», беседуя с Алёной Мироновой, рекламирует свой «Клуб заботы о себе», а также дружественные организации -«Клуб знакомств», «Клуб предпринимателей» и т.д., она представляет себя как психолога и психотерапевта с 25-летним стажем, ведущего постоянную работу с типично психологическими задачами. Однако при этом сыпет терминами, так сказать, из прежней жизни: «часть ее энергии, часть души ее там застряла», - с чем, естественно, она (как психолог?) справляется легко. Она рассказывает о том, что училась в Америке (теперь уже не говоря, где именно и чему), но сообщает ненавязчиво, что там ее «всему этому научили». Алина по-прежнему проводит «восстановительные сеансы», «в результате которых меняется вся жизнь» клиента, параллельно с психологическими практиками определенного характера - вроде «Преврати мечту в реальность». Она указывает на свое знакомство с Павлом Г лобой, окутывая некой таинственностью их общение (Передача «Советы эксперта»). В финале А. Слободова настойчиво характеризует свою нынешнюю деятельность как практику психолога, помогающего через организованную клубную систему в бизнесе, рекламе, а вместе с тем в поисках смысла жизни, заботе о себе; при всем том она упорно указывает, что у людей в их клубном «пространстве расширяется уровень сознания», подчеркивает: «в этом пространстве мы решаем все задачи». 319 Валентина Ивановна Харитонова Клубная деятельность стала основной предпринимательской деятельностью Алины и местом работы в сфере психологического цели-тельства. Организация превратилась со временем в международную Ассоциацию, работающую в первую очередь в сфере деловых контактов (Мероприятия Ассоциации «Клуб клубов»). Сейчас Алина представляет себя на сайте, адресуемом бизнесменам (на нем, кстати, значится: ««Теории и практики» - это сайт о современных знаниях») так: «Преподаватель Алина Слободова. Гид и организатор путешествий по Бурятии, Монголии, профессиональный психолог, выпускница МГУ» (Преподаватель Алина Слободова). А на профессиональном сайте, работающего под эгидой Министерства науки и образования, она представлена как «Вице-президент Ассоциации “КЛУБ КЛУБОВ”. Психолог, антрополог, энерготерапевт, биотерапевт» (Международный институт развития личности 2016). Когда А.Л. Слободова стала антропологом и какое отношение к указанному министерству имеют такие специальности, как «энерготерапевт» и «биотерапевт», сказать не берусь, но из всей этой информации понятно, что Алина - натура, ищущая свое место в жизни, в том числе профессиональной, а это происходит в той условной области, которую я предложила обозначить как психологическое целительство. Кстати, указанный сайт МИРЛа демонстрирует вписанность многих профессиональных психологов в сферу психологического целительства: большинство из них в поисках новых методов, которые привлекают клиентов, уходят в практики разного рода, вплоть до психического целительства, о котором упоминалось во введении. Некоторые последовательницы Алины с исходным психологическим образованием либо не порывали вообще с психологической практикой, либо довольно быстро возвращались к ней, а шаманизм по Хар-неру оставался для них просто увлечением. Так, одна из ее прямых учениц, проработавшая со Слободовой несколько лет, в своих поисках пути пришла к изучению шаманизма и российской неошаманской ситуации в научной парадигме, закончив аспирантуру по историческим наукам. При этом она осталась работать в сфере практической психологии, сделав очень успешную профессиональную карьеру. Вместе с тем можно назвать немало имен выпускников психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, который окончила Алина, так же, как и она, пустившихся в интересное жизненное путешествие «в поисках души». О некоторых из них я писала в связи с их погружением в тувинский шаманизм до такой степени, что они там становились наследниками местных шаманов, хотя не порывали связей с психологией, например, Р.Ю. Несторов и В.Л. Сажина (Харитонова 2006). Однако в (нео)шаманизм и народное целительство приходят не только выпускники важнейшего в стране университета. Вот, например, 320 Феномен психологического целительства в российской практике еще одна психолог с похожим полем деятельности - Ирина Зингерман. «В 1998 г. окончила с отличием магистратуру Московского педагогического государственного университета имени В.И. Ленина, факультета педагогики и психологии, специализация - психология развития; В 1999 г. закончила аспирантуру Ярославского государственного университета с присуждением ученой степени кандидата психологических наук». Однако тут я должна заметить, что кандидатская степень у Ирины не ВАКовская, что она иллюстрирует опубликованными документами на своей интернет-странице. Это продукт деятельности скандально известной организации - «Высшей межакадемической аттестационной комиссии», с которой можно познакомиться, например, на сайте (НеВАКовские франшизы...). Российская Федераци Решением Высшей адеиической аттестационной комиссии т22 сенатор* I 99Sr. N 0299-ік ИРИСУ Ж,'IК ИА УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ Ч КАНДИДАТА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК Представляясь на одной из страниц, Ирина Зингерман указывает себя так: «Кандидат психологических наук (Россия), Дипломированный специалист по процесс-ориентированному подходу (США), Член IAPOP (International Association of Practitioners of Process Oriented Psychology)» (Зингерман Ирина, неошаманка). Как ведущий метод практики Ириной предлагается «Процессуальноориентированная психология, или процессуальная работа, - одно из направлений трансперсональной психологии. Оно было основано в конце 1970-х гг. Арнольдом Минделлом (США)» (Зингерман Ирина, неошаманка). Надо отметить, что по последним данным активно работающего сайта ее клиенты очень довольны применением именно этого метода. Однако вместе с тем на другой странице есть сообщение вот такого рода: «Ирина Зингерман. Неошаманка. Познакомилась с шаманскими практиками в 1996 г. в процессе обучения в Институте Трансперсональной Психологии. Потом стала активно общаться с тувинскими шаманами. Считает, что ее личная прак-321 Валентина Ивановна Харитонова тика началась в 1998 г. после изготовления бубна. В 2003 г. принимала участие в Международной Конференции по шаманизму, состоявшейся в Тыве, в честь десятилетия возрождения шаманизма. После этого некоторое время практиковала в Организации тувинских шаманов “Тос-Дээр”, став ее членом. В 2003 г. была организатором семинаров в Москве тувинской шаманки Ай-Чурек Оюн. В 2004 г. стала сотрудничать с хакасской шаманкой Т. В. Кобежиковой, также организовывая выступления в различных московских клубах. Затем стала преподавать самостоятельно различные шаманские практики (изготовление ээрена, искусство сновидения и т.д.)» (Зингерман Ирина, неошаманка). Отмечу, что это преподавалось Ириной в том числе в Московском институте психоанализа. Указанная страница требует нескольких комментариев. Работа с (нео)шаманами в Москве - давняя практика; благодаря ей к (нео)шаманизму (российскому и зарубежному) обратились многие из тех специалистов разной направленности, деятельность которых можно отнести к области психологического целительства. Среди них не только психологи по основному образованию, но именно их было довольно много. Связи с Тувой уже с самого начала 1990-х гг. стали особенно активными, а там (в столице республики, г. Кызыле) с опорой на контакты с прибывавшими туда иностранными специалистами и практиками в области неошаманизма формировался/«возрождался» тувинский (нео)шаманизм. Созданные «шаманские дома», ставшие чуть позже официально зарегистрированными местными религиозными организациями шаманов, были открыты для прибывающих из самых разных стран и регионов лиц, заинтересованных и в изучении (приобщении), и в исследовании (научном) формирующихся практик, которые при этом воспринимались как местные и традиционные. Поэтому в организациях «Дунгур» или «Тос Дээр» (в то время последней руководила Ай-Чурек Шиижековна Оюн) часто практиковали (им предоставлялись кабинеты) и даже жили годами приезжие из Москвы городские шаманы, которые в свою очередь обеспечивали тувинским (нео)шаманам организацию семинаров и иных мероприятий в столице. «Институт трансперсональной психологии» - это трансперсональный проект Владимира Валериановича Майкова, кандидата философских наук, старшего научного сотрудника Института философии РАН и доцента Московского института психоанализа (одно время там была его кафедра трансперсональной психологии), который «учился у многих мастеров трансперсональной, интегральной и процесс-ориентированной психологии и психотерапии и активно сотрудничает с ними (С. Криппнер, Р. Фрейджер, К. Уилбе, М. Мерфи, Дж. Леонарда, А. Симкин, Р. Дилтс, С. Лаберж, Х. Ферер, Ф. Капра, Рам Дасс, Р. Уолш, Ч. Тарт, С. Соватский, С. и К. Гроф, А. и Э. Минделл, Л. Фейт, Дж. Ка-322 Феномен психологического целительства в российской практике бат-Зинна и др.)» (Владимир Майков...). Помимо этого, он - «Президент Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии, член Президиума EUROTAS. Главный редактор серии книг “Тексты трансперсональной психологии” (издано около 100 книг)» (Там же). Развитие трансперсональной психологии в СССР/России теснейшим образом было связано с (нео)шаманизмом, которым очень интересовался В. В. Майков (Майков 2004). К этому надо добавить, что со временем в деятельности трансперсонального проекта появился термин «антропология» (Майков, Козлов 2007а, б). Не исключено, что где-то стали обучаться вслед за тем и антропологи (напомню о том, что кандидаты психологических наук защищались в Ярославле вне системы государственного ВАК - (НеВАКовские франшизы.). В частности, это была и Ирина Зингерман: «В 1999 году закончила аспирантуру Ярославского Государственного Университета с присуждением ученой степени кандидата психологических наук. Тема работы “Использование интенсивных интегративных психотехнологий в качестве метода работы с личностью опийного наркомана”» (Ирина Зингерман). Специалисты, проходившие подобный путь становления (а у Ирины Зингерман очень большой список обретения дополнительных навыков и квалификаций), естественно, используют в своей работе максимально то, что им удалось освоить. В случае с Ириной можно обратить

Ключевые слова

народное целительство, народные целители России, народная медицина, лекари, знахари, колдуны, шаманы, неошаманы, Нью Эйдж, эзотерическая литература, психическое целительство, психологи, психотерапевты, психологическое целительство

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Харитонова Валентина ИвановнаИнститут этнологии и антропологии РАНдоктор исторических наук, заведующая Центром медицинской антропологииmedanthro@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

 Феномен <i>психологического целительства</i> в российской практике первой четверти XXI в. | Сибирские исторические исследования. 2022. № 4. DOI: 10.17223/2312461X/38/15

Феномен психологического целительства в российской практике первой четверти XXI в. | Сибирские исторические исследования. 2022. № 4. DOI: 10.17223/2312461X/38/15