«Накипь на чужой лохани»: непрерывность миров оленеводов и собак в контексте этнографии пищи
Статья сфокусирована на микроситуации кормления собак в оленеводческой бригаде. Рацион у собак первого и второго чума разительно отличался, однако в дни отсутствия одной семьи порция из собачьей лохани делилась поровну между «хозяйскими» собаками и собаками «на попечении». Жадность, с которой последние грызли металл, чтобы съесть налипшую на стенках накипь от жирного навара, не могла быть не замечена всеми членами бригады. Отчаянная попытка насытиться стала метафорой для описания конфликтов между двумя чумами: она вышла за рамки скупости, отсутствия заботы и энергии у собак и людей, через качество пищи подойдя к темам верности и умения служить друг другу, невыгодности брачных партий и даже коснулась темы внезапных смертей. В контексте антропологии пищи и межвидовой этнографии, я рассматриваю способ поглощать пищу и утолять голод как знаки особого типа, которые способны порождать и которыми способны обмениваться не только люди, но и собаки. Голод и нехватка пищи как знак проделал путь от собаки и ее поведения сквозь процесс метафоризации: в процессе живого семиозиса участвовали собаки и люди, представители разных семей, взрослые и дети. Этот путь очерчивает социальные иерархии, однако в качестве ответа на критику межвидовых иерархий, рассматривается «немасштабируемость» как важный инструмент ускользания от капиталистической логики производства и то, каким образом она определяет формы и форматы пищи и питания. Разрыв между мирами людей и собак преодолевается через интерпретацию употребления пищи не как языка, а как речи. Преодоление собакой голода и порыв к жизни интерпретируются как высказывание, которое понятно кормящим людям, и потому с семиотической точки зрения указывают на «непрерывность» миров человеческого и нечеловеческого в гибридном сообществе оленеводов.
Ключевые слова
антропология пищи,
многовидовая этнография,
оленегонные собаки,
Ямал,
животные-компаньоны,
экология самостей,
перспективизмАвторы
Рахманова Лидия Яковлевна | Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера) | кандидат социологических наук | muza-spb@yandex.ru |
Всего: 1
Ссылки
Де Кастру В.Э. Каннибальские метафизики. Рубежи постструктурной антропологии. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017.
Кон Э. Как мыслят леса. К антропологии по ту сторону человека. М.: Ад Маргинем Пресс, 2022.
Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня. Неприрученная мысль. М.: Академический проект, 2008.
Петри Б.Э. Промыслы карагас. Иркутск, 1928.
Полевые материалы автора (ПМА). 2020.
Bize A. "Gleaning": Theorizing the Contemporary // Fieldsights. March 29, 2019. URL: https://culanth.org/fieldsights/gleaning de Castro V.E. Cosmological Deixis and Amerinidan Perspectivism // Journal of the Royal Anthropological Institute. 1998. № 4 (2). P. 469-488.
Descola Ph. The Ecology of Others. Chicago: Prickly Paradigm Press, 2013.
Douglas M. Purity and Danger. An Analysis of the Concepts of Pollution and Taboo. London; New York: Routledge, 2001.
Gell A. Art and Agency: An Anthropological Theory. Oxford: Clarendon Press, 1998.
Gonzales T.I. Concepts of food and non-food: perspectives from Spain // Consuming the inedible: neglected dimensions of food choice / ed. by Jeremy MacClancy, Jeya Henry, and Helen Macbeth. New York: Berghahn, 2009. P. 43-52.
Haraway D. Situated knowledges: The science question in feminism and the privilege of partial perspective // Feminist Studies. 1988. № 14 (3). P. 575-599.
Haraway D. The Companion Species Manifesto: Dogs, People, and Significant Otherness. Chicago: Prickly Paradigm Press, 2003.
Haraway D. When Species Meet, Minneapolis, MN: University of Minnesota Press, 2008.
Hill E. Archaeology and Animal Persons: Toward a Prehistory of Human-Animal Relations // Environment and Society. 2013. № 4 (1). P. 117-136.
Humphrey C. Some notes on the role of dogs in the life of Mongolian herdsmen // Journal of the Anglo-Mongolian Society. 1976. № 3 (2). P. 14-23.
Kugukustel S. Embracing Landscape: Living with Reindeer and Hunting Among Spirits in South Siberia. Vol. 3. Berghahn Books, 2021.
Mintz S. Sweetness and Power: The Place of Sugar in Modern History. New York: VikingPenguin, 1985.
Oehler A.C. Hunters in their own right: Perspectival sharing in Soiot hunters and their dogs // Dogs in the North. London: Routledge, 2018. Р. 28-44.
Oehler A. Beyond Wild and Tame: Soiot Encounters in a Sentient Landscape. Berghahn Books, 2020.
Oehler A. Humans and Dogs of Mountainous Inner Asia: Sensory Collaboration and Personhood // Human Ecology. 2021. № 49. P. 765-778.
Pierce Ch.S. Collected Papers of Charles Sanders Peirce. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1931.
Strathern M. The Gender of the Gift: Problems with Women and Problems with Society in Melanesia. Berkeley: University of California Press, 1988.
Strathern M. Partial Connections. Savage (Md.): Rowman & Littlefield, 1991.
Strathern M. The Relation: Issues in Complexity and Scale. Vol. 6. Cambridge: Prickly Pear Press, 1995.
Terbish B. The Mongolian Dog as an Intimate ‘Other'// Inner Asia. 2015. № 17 (1). P. 141159.
Tsing A.L. More-than-Human Sociality: A Call for Critical Description // Anthropology and nature / ed. by Kirsten Hastrup. New York: Routledge, 2014. P. 27-42.
Tsing А.К On Nonscalability: The Living World Is Not Amenable to Precision-Nested Scales // Common Knowledge. 2012. № 18 (3). P. 505-524.
Wagner R. Scientific and indigenous Papuan conceptualizations of the innate: a semiotic critique of the ecological perspective // Subsistence and survival: rural ecology in the Pacfic / ed. by T. Bayliss-Smith, R.G. Feachem. London: Academic Press, 1977.
Willerslev R. Not animal, not not-animal: Hunting, imitation and empathetic knowledge among the Siberian Yukaghirs // Journal of the Royal Anthropological Institute. 2004. № 10 (3). P. 629-652.