Возвращение буддизма: религия и политика в современной Калмыкии
Рассматриваются вопросы возвращения буддизма в Калмыкии - как после перестройки и либерализации в России были разрешены публичные конфессиональные практики и политики идентичности и религиозности в регионе, в котором после 1930-х гг. не работало ни одного буддийского храма. Буддийская вера восстанавливалась в калмыцком обществе благодаря усилиям людей, которые хотели, чтобы сангха в Калмыкии развивалась независимо от государства, преодолевая советский опыт компромиссов с властями. Показано, как происходит религиестроительство в современной Калмыкии, как постепенно буддийские практики входят в общественную жизнь республики, а также тесную связь конфессиональной буддийской принадлежности с этнической идентификацией калмыков, которая еще несколько десятилетий назад не была столь очевидной. Статья написана на основе полевых материалов, собранных автором в Калмыкии в 2018-2021 г.
Ключевые слова
буддизм,
идентичность,
постсекулярная эпоха,
Калмыкия,
хурул,
Далай-лама,
Шаджин-лама,
политика,
религие-строительствоАвторы
Гучинова Эльза-Баир Мацаковна | Институт этнологии и антропологии РАН | доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник | bairjan@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Арджа Лобсанг Тубден. Жизнь Арджа-ринпоче и секрет золотой урны / перевод с кит., вст. ст, прим., индекс И.Р. Гарри. Улан-Удэ, 2018.
Бакаева Э., Жуковская Н. (отв. ред.) Калмыки. М.: Наука, 2010.
Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство. Элиста: Калмыц. кн. изд-во, 1991.
В Общественной палате РФ был озвучен вопрос возможности приезда Далай-ламы // Elista.org. URL: http://www.elista.org/socium/v_obwestvennoj_palate_rossii_byl_ozvuchen_vopros_vozmozhnosti_priezda_dalajlamy/?fbclid=IwAR3y86wPdl9gARO9p9QoAKT1wP09ybglvZdVShGwPZKDs-ziW3vLHbqEutA.
Гучинова Э.Б. С красной кистью и желтым галстуком: о специфике калмыцкого паломничества // Этнографическое обозрение. 2020. № 2. С. 32-46.
Дорджиева Г.Ш. Репрессированное буддийское духовенство Калмыкии. Элиста: Изд-во Калм. ГУ, 2014.
Кормина Ж. Паломники. Этнографические очерки православного номадизма. М.: Изд. Дом ВШЭ, 2019.
Кормина Ж., Штырков С. "Это наше исконно русское, и никуда нам от этого не деться": предыстория постсоветской десекуляризации // Изобретение религии. Десекуляризация в постсоветском контексте / под ред. Ж. Корминой, А. Панченко, С. Штыркова. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. С. 7-45.
Лажечников И.И. Ледяной дом. URL: https://www.litres.ru/ivan-lazhechnikov/ledyanoy-dom-172991/chitat-onlayn.
Лепехова Е. С. Буддийский царь как идеальный правитель в концепции школы Сингон // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 14. C. 64-68.
Погосян Е. "И невозможное возможно": свадьба шутов в ледяном доме как факт официальной культуры // Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. IV (Новая серия). Тарту, 2001. C. 80-109. URL: http://www.ruthenia.ru/document/502913.html.
Полевые материалы автора (ПМА): интервью с В. Катушовым, В. Бембетовым, Д. Гедеевой, А. Джуджиевым, Э. Шамаковым, Б. Элистаевым, Х. Эльбиковым, Л. Корнусовой были записаны в 2018-2020 гг.
Золотая обитель Будды Шакьямуни. URL: https://www.khurul.ru.
Тепкеев В.Т., Санчиров В.П. Калмыцко-тибетские отношения на рубеже XVII-XVIII вв. // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2016. № 4. С. 12-20.
Шамаков Э. Постройте в сердце своем храм // Советская Калмыкия. 17.02.1996.
Элистаев Б. История одной фотографии // Дыхание лотоса. Ежемесячная буддийская газета. № 9. Сентябрь 1996 г.
Юрчак A. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. М.: НЛО, 2015.
Bernstein A. Religious Bodies Politic: Rituals of Sovereignty in Buryat Buddhism. Chicago, 2014.
Coffey W., Tsosie R.A. Rethinking the Tribal Sovereignty Doctrine: Cultural Sovereignty and the Collective Future of Indian Nations // Stanford Press Law & Policy Review. 2001. Vol. 12.
Gazizova V. Buddhist, Soviet and Kalmyk: ‘Secret' Lamas of Late Socialism, Their Loci of Worship and Patterns of Transmission. 29 October. MIASU, University of Cambridge, 2019. URL: https://www.socanth.cam.ac.uk/events/miasu-research-seminar-valeriya-gazizova-miasu-university-of-cambridge.
Grant B. The Captive and the Gift: Cultural Histories of Sovereignty in Russia and the Caucasus. Ithaca; London: Cornell University Press, 2009.
Mahmood S. Secularism, sovereignty, and religious difference? A global genealogy // Environment and Planning D: Society and Space. 2017. Vol. 35 (2). P. 197-209.