Джинны и дивы как «чужие»: демонизация образа врага в классической мусульманской традиции и ее истоки | Сибирские исторические исследования. 2024. № 1. DOI: 10.17223/2312461X/43/4

Джинны и дивы как «чужие»: демонизация образа врага в классической мусульманской традиции и ее истоки

Анализируются истоки отдельных мотивов, связанных с демонизацией образа «другого» в классической мусульманской традиции, и на основе текстологического анализа выявляются основные закономерности развития данной мифологемы. Материалом для анализа служит корпус арабских и персидских текстов разных жанров: исторических (ат-Табари, ал-Джувайни, Хвандамир, Ша-раф ад-Дин Бидлиси), географических (жанр 'аджа’иб), фольклорных («Тысяча и одна ночь»), эпической поэзии (Фирдауси, Низами), богословской литературы (Мухаммад ат-Туси). К доисламскому времени восходят такие мотивы, как поход героя на населенную демонизированными врагами землю и демонизация чернокожих. Сильный противник часто ассоциируется с демонами. Это подчеркивает его сверхчеловеческие боевые качества. Наиболее репрезентативным случаем является демонизация образа завоевателей, таких как монголы. Особенно частотен прием демонизации противника в официальных хрониках начиная с тимурид-ского периода. Сравнение с демонами к XIV-XV вв. стало важной составляющей мусульманской этики. Наиболее наглядно демонизация чужаков представлена в изобразительном искусстве: от монументальной живописи домусульманской Средней Азии до книжной миниатюры. Показательным примером являются изображения демонов в живописи Сийах Калама. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

джинны, пери, дивы, зинджи, тюрки, монголы, Сийах Калам

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Башарин Павел ВикторовичРоссийский государственный гуманитарный университеткандидат философских наукpbasharin@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Аджаиб ад-дунйа (Чудеса мира) / критич. текст, пер. Л.П. Смирновой. М.: Вост. лит., 1993.
Амбарцумян А.А. "Медная крепость" в пехлевийской традиции // Commentationes Iranicae: сб. статей к 90-летию В.А. Лившица / отв. ред. С.Р. Тохтасьев, П.Б. Лурье. СПб.: Нестор-История, 2013. С. 229-248.
Ан-Насавй, Шихаб ад-Дин Мухаммад. Сират ас-султан Джалал ад-Дйн Манкбурны (Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкбурны) / критич. текст, пер. с араб. З.М. Буниятова. М.: Вост. лит., 1996.
Ан-Наршахи, Абу Бакр Мухаммад ибн Джа гфар. Та'рих-и Бухара. История Бухары / пер., коммент. и примеч. Ш.С. Камолиддина. Ташкент: SMI-ASIA, 2011.
Башарин П.В. "Сакральные войны" в рамках мусульманской демонологии // Pax Islamica. 2009. № 2. С. 45-62.
Башарин П.В. К вопросу о генезисе предания о медном городе в арабской традиции // Азия и Африка в меняющемся мире: XXVIII Междунар. конф. по источниковедению и историографии стран Азии и Африки, 22-24 апреля 2015 г.: тез. докл. / отв. ред.: Н.Н. Дьяков, А.С. Матвеев. СПб.: Студия "НП-Принт", 2015. С. 20-21.
Бертельс Е.Э. Избранные труды. Низами и Фузули. М.: Вост. лит., 1969.
Бидлиси, Шараф-хан ибн Шамсаддин. Шараф-наме / пер. Е.И. Васильевой. М.: Вост. лит., 1967.
Васильков Я.В. Трипура // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм / под общ. ред. М.Ф. Альбедиль, М.Ф. Дубянского. М.: Республика, 1996. С. 421-422.
Гийасаддин 'Али. Дневник походов Тимура в Индию / пер. с перс. А.А. Семенова. М.: Изд-во восточной литературы, 1958.
Гринцер П.А. Шива // Мифы народов мира / отв. ред. С.А. Токарев. Т. 2. М.: Российская энциклопедия, 1997. С. 642-644.
Джувейни, Ала-аД-Дин Ата-Мелик. Чингисхан. История завоевателя мира, записанная Ала-ад-Дином Ата-Меликом Джувейни / пер. Е.Е. Харитоновой. М.: Магистр-пресс, 2004.
Зороастрийские тексты. Суждения духа разума (Дадестан-и меног-и храд). Сотворение основы (Бундахишн) и другие тексты / изд. О.М. Чунакова. М.: Вост. лит., 1997.
Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Т. II. Булгары, мадьяры, народы севера, печенеги, русы, славяне. М.: Глав. ред. вост. лит., 1967.
История монголов: от древнейших времен до Тамерлана / пер. В.В. Григорьева. СПб.: В тип. К. Крайя, 1834.
Кауфман К.В. Согдийский извод сказания о Рустеме и "Шах-наме" Фирдоуси // Иранская филология. Краткое изложение докладов научной конференции, посвященной 60-летию проф. А.Н. Болдырева. М.: Изд-во АН СССР, 1969. С. 58-62.
Книга тысячи и одной ночи / пер. с араб. М.А. Салье. Т. 1-8. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1958-1959.
Лучицкая С.И. Образ другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб.: Але-тейя, 2001.
Согдийский фрагмент о Рустаме / пер. И. Брагинского // Поэзия и проза древнего Востока / отв. ред. И. Брагинский. М.: Худож. лит., 1973. С. 531-532. (Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Т. 1.).
Соколовский В.М. Монументальная живопись VIII - начала IX века дворцового комплекса Бунджиката, столицы средневековой Уструшаны. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2009.
Сулаймонова Ф. Низоми "Хамса" сига ишланган расмлар [Сулейманова Ф. Миниатюры к "Хамсе" Низами]. Ташкент: Фан, 1985.
Фирдоуси. Шах-наме. Критич. текст / отв. ред. Е.Э. Бертельс и др. Т. 1-9. М.: Изд-во восточ. лит., 1960-1971.
Ходжсон М.Дж.С. Орден ассассинов. Борьба ранних низаритов исмаилитов с исламским миром / пер. с англ. С.В. Иванова. СПб.: Евразия, 2004.
Юрченко А.Г. Христианский мир и "Великая Монгольская империя". Материалы францисканской миссии 1245 года. СПб.: Евразия, 2002.
Юрченко А.Г. Книга катастроф. Чудеса мира в восточных космографиях. СПб.: Евразия, 2007.
Юрченко А.Г. Золотая Орда между Ясой и Кораном (начало конфликта). Книга-конспект. СПб.: Евразия, 2012.
At-Tabari Abu Djafar Mohammed ibn Djarir. Annales / eds. by J. Barth, Th Noldeke, P. de Jong et al. Lugd, Bat.: E.J. Brill, 1879-1901.
Bailey H.W. Arya // Bulletin of the School of American and African Studies. 1958. Vol. 21, No. 1/3. Р. 522-545.
Bundahisn: Zoroastrische Kosmogonie und Kosmologie. Bd. 1. Kritische Edition / hg. von F. Pakzad. Tehran: Centre for the Great Islamic Encyclopaedia, 2005.
Firdawsi, Abu 'l-Qdsim. Shah-nama az dastnavis-i muza-yi Flurans / ed. by Dr. 'Aziz Allah Djuvayni. Vol. 5. Tihran: Danishgah-i Tihran, 1387/2009.
Gharib B. Sogdian Dictionary (Sogdian-Persian-English). Teheran: Farhangan Publications, 1995.
Ip$iroglu M.§. Bozkir Ruzgari Siyah Kalem. 2 baski. Istanbul: Yapi Kredi Yayinlari, 2008.
Juwayni, 'Ala'u d-Di'n ‘Ata Malik. The Ta'rikh-i-Jahan-Gusha. Part III / ed. by Mirza Muhammad ibn 'Abdu'l-Wahhab-i-Qazwini. Leyden: E.J. Brill, 1937.
Macuch M. Pahlavi Literature // A History of Persian Literature. Vol. XVII. The Literature of Pre-Islamic Iran / eds. by R.E. Emmerick, M. Macuch. London: IB Tauris, 2009. Р. 116196.
Marzolph U., van Leeuwen R. (eds.). The Arabian Nights Encyclopedia. Santa Barbara, CA: ABC-CLIO, 2004.
Nizami Gandjavi. Sharaf-nama / Vahid Dastgirdi (ed.). Tihran: Armaghan, 1316/1937-38.
O‘Kane B. Siyah Kalam: The lalayirid Connections // Oriental Art. 2003. Vol. 49, No. 2. Р. 218.
Rogers J.M. Book Review of: ipsiroglu M.S. Siyah Qalem. Graz: Akademische Druck-u. Verlagsanstalt, 1976 // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. 1978. Vol. 41, is. 1. P. 171-173.
Rotter G. Die Stellung des Negers in der islamisch-arabischen Gesellschaft bis zum XVI Jahrhundert. Inaug. Diss. Bonn: Rheinische Friedrich-Wilhelms-Universitat, 1967.
Seyed-Gohrab A.A. Doufikar-Aerts F.C.W. McGlinn A. (eds). Gog and Magog. The Clans of Chaos in World Literature. Amsterdam: Rozenberg Pubs., West Lafayette, Indiana USA: Purdue, 2007.
Sims-Williams N. The Sogdian Fragments of the British Library // Indo-Iranian Journal. 1976. Vol. 18, No. 1-2. P. 42-82.
Southgate M. The Negative Image of Blacks in Some Medieval Iranian Writings // Iranian Studies, 1984. Vol. 17, Is. 1. P. 3-36.
Van Donzel E., Schmidt A. Gog and Magog in Early Eastern Christian and Islamic Sources: Sallam's Quest for Alexander's Wall. Leiden; Boston: Brill, 2010.
White J. Satire in the Paintings of "Mohammad-e Siah Qalam" // Iranian Studies. 2018. Vol. 51, is. 2. Р. 213-243.
 Джинны и дивы как «чужие»: демонизация образа врага в классической мусульманской традиции и ее истоки | Сибирские исторические исследования. 2024. № 1. DOI: 10.17223/2312461X/43/4

Джинны и дивы как «чужие»: демонизация образа врага в классической мусульманской традиции и ее истоки | Сибирские исторические исследования. 2024. № 1. DOI: 10.17223/2312461X/43/4