Производство знания и наследия как борьба с неопределенностью: кейс коренных народов Таймыра в 1920–1930-е гг.
В оптике исследований неопределенности рассматривается процесс накопления знаний о сообществах коренных народов Таймыра и формирования музейных коллекций на примере нескольких кейсов, охватывающих деятельность Комитета Севера, Красноярского краеведческого музея (Государственный музей Приенисейского края) и Музея антропологии и этнографии в первые десятилетия после революции. Главной целью исследования стала попытка установить, как музеефикация бытовых предметов и изучение признанных на государственном уровне «отсталыми» и «архаичными» традиционных жизненных практик в логике большевиков должны были приблизить победу над «отсталостью», переход к оседлому образу жизни, коллективизацию и модернизацию хозяйства, интеграцию коренного населения в советские структуры. Представляется верным утверждать, что сила опыта, создаваемого музеем или иным учреждением культуры, использовалась для поддержания нарратива о скором переходе коренных северян к социализму, который должен был ознаменовать обеспечение предсказуемости жизни. Исследовав деятельность краеведческого пункта Хатангской культбазы и музейно-экспедиционную работу известных этнографов-североведов Б.О. Долгих и А.А. Попова, сделан вывод, что борьба с неопределенностью происходила в двух измерениях: а) само накопление информации о кочевниках позволяло власти эффективнее определять способы и формы управления территориями; б) репрезентация культур северных кочевников в «модернизирующем» дискурсе эксплицитно представляла путь от «первобытного» состояния «на грани вымирания» к социализму и «цивилизации». Работа также показала, что само означивание вещей и практик через превращение их в экспонаты во многом заложило основы советской политики работы с индигенным наследием, которая получила развитие в последующие годы. Исследование основывается на архивных материалах фонда Комитета Севера (ГАРФ) и публикациях, посвященных экспедиционной деятельности и сбору таймырских музейных коллекций исследуемого периода. Автор также выражает благодарность своим коллегам по работе над исследованием, выполненным по заказу Российского географического общества «История расселения коренных малочисленных народов Таймыра на территориях размещения Норильского горно-металлургического комбината и сопутствующей инфраструктуры в 1920-1980-е годы»: А.С. Басову, С.О. Ковальскому и А.А. Пушину и руководителю проекта Д.А. Функу. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
Таймыр,
коренные народы,
наследие,
неопределенность,
музеи,
краеведение,
социалистическая модернизацияАвторы
Мочалова Мария Алексеевна | Институт этнологии и антропологии РАН | младший научный сотрудник | masha.mochalova@iea.ras.ru |
Всего: 1
Ссылки
Андерсон Д.Дж. Тундровики: экология и самосознание таймырских эвенков и долган. Новосибирск: Изд-во Сибирского отделения РАН, 1998.
Баранов Д.А. Этнографические музеи сегодня // Антропологический форум. 2007. № 6. С. 21-25.
Баташев М.С. Борис Осипович Долгих: автор самого выдающегося исследования в сибиреведении ХХ века. 2018. URL: https://www.kkkm.ru/o-muzee/istoriya-muzeya/130-stranic-istorii-muzeya/boris-osipovich-dolgih-avtor-samogo-vydayushegosya-issledovaniya-v-sibirevedenii-hh-veka (дата обращения: 15.11.2023).
Богораз (Тан) В.Г. Эйнштейн и религия. Применение принципа относительности к исследованию религиозных явлений. Вып. 1. Москва; Петроград: Издательство Л.Д. Френкель, 1925. URL: http://az.lib.ru/t/tanbogoraz_w_g/text_1925_einshteyn.shtml (дата обращения: 10.11.2023).
Богораз В.Г. Предисловие к работе А.А. Попова "Техника у долган" // Советская этнография. 1937. № 1. С. 88-91.
Бурмакина Г.А., Гайдин С.Т. "Построение социализма" на территории Таймырского национального округа в 1930-1941 гг. // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 6 (63). С. 103-113.
Вайнштейн С.И. Судьба Бориса Осиповича Долгих - человека, гражданина, ученого // Репрессированные этнографы / отв. ред. Д.Д. Тумаркин. М., 2002. С. 284-307.
Гарданов В.К. Музейное строительство и охрана памятников культуры в первые годы Советской власти (1917-1920) // История музейного дела СССР: сборник статей. Труды научно-исследовательского института музееведения. Вып. 1. М., 1957.
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-3977. Оп. 1. Д. 1017. Планы и программы работы краеведческих пунктов.
ГАРФ. Ф. Р-3977. Оп. 1. Д. 1144. Отчет о работе Хатангского краеведческого пункта за 1933-1935 г.
ГАРФ. Ф. Р-3977. Оп. 1. Д. 588. Материалы о работе культбаз в туземных районах (положение, план, статья).
ГАРФ. Ф. Р-3977. Оп. 1. Д. 590. Материалы по вопросу организации культбазы в туземных районах Восточно-Сибирского, Дальневосточного краях, Томского округа, Красноярского округа (пояснительная записка и переписка).
Грачева Г.Н. Таймырские коллекции МАЭ (долганы и нганасаны) // Собрания Музея антропологии и этнографии АН СССР. Л.: Наука, 1980. С. 57-64. (Сборник Музея антропологии и этнографии, т. 35).
Гурвич И.С. Принципы ленинской национальной политики и применение их на Крайнем Севере // Осуществление ленинской национальной политики у народов Крайнего Севера. М.: Наука, 1971. С. 9-49.
Дворецкая А.П. Таймырское восстание 1932 г. в документах ГАКК // Арктика 2019: традиции, инновации, экология, безопасность, проблемы коренных малочисленных народов: материалы Международной научно-практической конференции, Красноярск, 17-18 мая 2019 года. Красноярск, 2019. С. 191-194.
Долгих Б. О. Происхождение долган // Сибирский этнографический сборник. М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. Т. V. С. 92-141.
Долгих Б.О., Левин М.Г. Переход от родоплеменных связей к территориальным в истории народов Северной Сибири // Родовое общество. Этнографические материалы и исследования. М., 1951.
Долгих Б.О. Население полуострова Таймыра и прилегающего к нему района // Северная Азия. 1929. Кн. вторая.
Долгих Б. О. (сост.) Мифологические сказки и исторические предания нганасан. М., 1976.
Дьяченко В.И. Охотники высоких широт: долганы и северные якуты. СПб.: Европейский Дом, 2005.
Истомин К.В., Вахтин Н.Б. Фактор неопределенности в современных сообществах Крайнего Севера РФ: методологические подходы к изучению // Проблемы Арктики и Антарктики. 2022. № 68 (4). С. 420-436.
Львов А.К Культурные базы на Севере // Устроение туземных племен. М., 1926. С. 28-37.
Мартин Ф. Империя "положительной деятельности": Нации и национализм в СССР, 1923-1939. М., 2011.
Мельникова Е.А. "Сближались народы края, представителем которого являюсь я": краеведческое движение 1920-1930-х годов и советская национальная политика // Ab Imperio. 2012. № 1. С. 209-240.
Национальная политика СССР по отношению к коренным малочисленным народам Севера в Эвенкийском и Таймырском национальных округах Красноярского края в 19201970 годы / Н.П. Копцева, К.А. Дегтяренко, Ю.С. Замараева [и др.]. Красноярск, 2022.
Полевые материалы автора (ПМА 2021). Дудинка - полевые материалы, собранные в экспедиции на Таймыр в январе 2021 г.
Попов А.А. Оленеводство у долган // Советская этнография. 1935. № 4-5. С. 184-205.
Попов А.А. Техника у долган // Советская этнография. 1937. № 1. С. 91-136.
Попов А.А. Нганасаны. Вып. 1: Материальная культура // Труды Ин-та этнографии АН СССР. Новая серия. Т. III. M.; Л., 1948.
Попов А.А. Кочевая жизнь и типы жилищ у долган (По материалам 1930-1931 гг.) // Сибирский этнографический сборник. I. Труды Института этнографии АН СССР. Новая серия. 1952. Т. XVIII. С. 142-172.
Сергеев М.А. Комитет содействия народностям северных окраин // Летопись Севера. М., 1962. Т. 3.
Сергеев С.А. Некапиталистический путь развития малых народов Севера. М.; Л., 1955.
Слёзкин Ю.Л. Арктические зеркала: Россия и малые народы Севера. М.: Новое литературное обозрение, 2008.
Слёзкин Ю.Л. Советская этнография в локдауне: 1928-1938. Пути развития этнологии // Этнографическое обозрение. 1993. № 2.
Смидович П.Г. Краеведение на путях социалистического строительства // Социалистическое строительство и краеведение. М., 1930. С. 12.
Смит Л. "Зеркало наследия": нарциссическая иллюзия или множество отражений? // Вопросы музеологии. 2013. № 2 (8). С. 27-44.
Ссорин-Чайков Н.В. Антропология времени: очерк истории и современности // Этнографическое обозрение. 2021. № 6. С. 81-103.
Станюкович Т.В. Этнографическая наука и музеи. Л., 1978.
Хирш Ф. Империя наций. Этнографическое знание и формирование Советского Союза. М.: Новое литературное обозрение, 2022.
Чурилова Л. А. Роль музеев в сохранении и развитии культуры народностей Севера (1917-1980 гг.): на материалах народностей севера средней Сибири: автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1991.
Шмакова Н.В., Акимова Е.В. Деятельность Бюро краеведения КОРГО (ССОРГО) по организации массовой краеведческой работы в Приенисейской Сибири (1924-1928 гг.) // Северные Архивы и Экспедиции. 2021. Т. 5, № 4. С. 165-176.
Beck U. The Terrorist Threat: World Risk Society Revisited //Theory, Culture & Society. 2002. No. 19 (4). P. 39-55.
Douglas M., Wildavsky A. Risk and Culture: An Essay on the Selection of Technological and Environmental Dangers. Berkeley: University of California Press, 1982.
Samimian-Darash L., Rabinow P. (eds). Modes of Uncertainty: Anthropological Cases. University of Chicago Press, 2015.