Питон и прочие змеи в традиционной культуре и повествовательном фольклоре филиппинцев и их соседей | Сибирские исторические исследования. 2024. № 3. DOI: 10.17223/2312461X/45/1

Питон и прочие змеи в традиционной культуре и повествовательном фольклоре филиппинцев и их соседей

Исследователи островной Юго-Восточной Азии (Нусантары) долгое время не столько занимались ее собственными образами и представлениями, сколько прослеживали индийские и китайские влияния, особенности их преломления в австронезийской культуре. Данная статья посвящена проблеме вычленения австронезийских представлений о змее под напластованиями культурных заимствований. Исследование проведено на материале Филиппин, наименее индианизированной части ареала, на основе лингвистических, этнографических, фольклорных данных. Факты, собранные автором в экспедициях к коренным горским, равнинным и прибрежным народам архипелага, сопоставлены с данными ранних испанских источников и более поздних публикаций по антропологии, этнографии и фольклору архипелага. Проводятся параллели с культурой других частей Юго-Восточной Азии. Последовательно рассмотрены повседневные взаимоотношения между людьми и змеями у охотников-собирателей, земледельцев и прибрежных рыболовов, функции змеи как оберега в материальной культуре, телесных модификациях, в народной медицине. Анализируются представления о функциях змеи в традиционных шаманских анимистических практиках, в ритуалах, о разнообразных видах взаимодействия живых и мертвых, предков и потомков, включая нарративы о змеях-близнецах. Очерчен спектр функций и ролей змеи (питона) в мифах и эпических сказаниях народов Филиппин. Филиппинская мифологическая змея - прежде всего питон, которого Р. Бласт на материалах исторической лингвистики назвал «прототипической змеей австронезийцев». Представляется, что затушевывание роли питона sawa в Юго-Восточной Азии связано именно с индианизацией, в ходе которой «местного» питона потеснила «пришлая» кобра -сначала в народных представлениях, а впоследствии - в интерпретациях исследователей, зачарованных ее санскритским именем naga. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

питон, змея, мифология Филиппин, отношения человек-животные, Юго-Восточная Азия

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Станюкович Мария ВладимировнаМузей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАНкандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, заведующая отделом Австралии, Океании и Индонезииmstan@kunstkamera.ru
Всего: 1

Ссылки

ПМА 1994-2020 - Полевые материалы автора по Филиппинам.
ПМА 2015-2023 - Полевые материалы автора по Камбодже.
Альбедиль М.Ф. Змея в индийской традиционной культуре: совпадение противоположностей // Бестиарий II. Зооморфизмы Азии: движение во времени. СПб.: МАЭ РАН, 2012. С. 152-164.
Опись коллекции МАЭ № 7398. Время поступления: 2008 г. Собиратель: Станюкович Мария Владимировна. Время сбора: февраль-март 2008 г. Народ: бонтоки. Местность: Филиппины (Муниципалитет Бонток, остров Лусон). Состав коллекции: Предметы быта и культа. Кол-во №: 37 (тридцать семь) номеров, количество предметов коллекции: 54 (пятьдесят четыре) единицы хранения. МАЭ № 7398-8. Г оловное украшение из скелета змеи. С. 8.
Ревуненкова Е.В Народы Малайзии и западной Индонезии (некоторые аспекты духовной культуры). М.: Наука, 1980.
Ревуненкова Е.В. Индонезия и Малайзия - перекресток культур: сборник статей / под ред. М.В. Станюкович, А.К. Касаткиной. СПб.: МАЭ РАН, 2010. (Маклаевский сборник. Вып. 2).
Станюкович М.В. Филиппинский эпос и связанные с ним искусственные конструкции // "Калевала" в контексте региональной и мировой культуры. Петрозаводск, 2010. С. 156-164.
Станюкович М.В. Собака в культуре филиппинцев и других австронезийцев: этнография, лингвистика, мифология, ритуал // Этнография. 2021. № 3 (13). С. 27-52.
Старостина А.Б. К вопросу о происхождении легенд о Мелюзине и Белой змее // Шаги/Steps. 2023. Т. 9, № 3. С. 87-107.
Теселкин А.С. Древнеяванский язык (кави). М.: Изд-во вост. лит., 1963.
Фролова М.В. Фольклор индонезийских островов: архаика и современность. М.: Ключ-С, 2022.
8-meter python 2018 - 8-meter python slain after swallowing woman in Southeast Sulawesi // The Jakarta Post. URL: https://www.thejakartapost.com/news/2018/06/16/8-meter-python-slain-after-swallowing-woman-in-southeast-sulawesi.html (дата обращения: 14.02.2024).
Alcina I.F., S.J. Historia de las islas e indios de Bisayas... 1668. History of the Bisayan people in the Philippine Islands. Evangelization and culture at the contact period / transl., ed. and annotated by C.J. Kobak, O.F.M., L. Gutierrez, O.P. Pt. 1, B. 2, vol. II. Manila: UST, 2004.
Bellwood P., Fox J.J., Trion D. (eds.) The Austronesians: Historical and Comparative Perspectives. Canberra: Research school of Pacific and Asian Studies, Australian National University, 1995.
Blust R. The History of Faunal Terms in Austronesian Languages // Oceanic Linguistics. 2002. Vol. 41, No. 1. P. 89-139.
Blust R., Trussel S. Austronesian Comparative Dictionary. URL: https://www.trussel2.com/ ACD/acd-s_s1.htm#30776 (дата обращения: 26.02.2024).
Busoy M. Notes on the Literature of the Ibaloys. Ibaloy text with a line by line English translation in verse. MS,102 l., 1948.
Cabrera J.R. Eclipse: The story behind the Bakunawa myth // Philippine Journal of Astronomy. 2012. Vol. 5 (1). P. 12-13.
Chamberlain J. The word for ‘snake' in Themarou, Bolyu, Bit, Kra, Jiamao, and Oceanic: A Lapita Connection? // Journal of Research Institute. Kobe City Univ. of Foreign Studies. Vol. 60. Topics in Middle Mekong Linguistics. 2019. P. 1-38.
Chotrani C.C. Discuss the function of personal ornaments of the head hunting tribes of Northern Luzon, Philippines. Southeast Asian Module - Post Graduate Diploma in Asian Art. School of Oriental and African Studies. University of London, 2015.
Churchill M.H. Indian Penetration of Pre-Spanish Philippines: A New Look at the Evidence // Asian Studies 1977. Vol. 15. P. 21-45.
Cruz-Lucero R. Livunganen-Arumanen Manobo // CCP Encyclopedia of Philippine Art. Digital Edition. 1994. Upd. by L.J.l.R. Sonido (2018) and G.A. Campoamor II (2021). URL: https://www.yodisphere.com/2022/09/Livunganen-Arumanen-Manobo-Tribe-Cul-ture.html.
Dambricourt-Malasse A., Bo Cao, Qian Sheng You, Pu Zhang. Agro-pastoral rituals and shaman dances of Dahongyan rock painting, Guizhou, Southwestern China, new investigations // Quaternary International. 2019. Vol. 507. P. 43-52.
Espinas B.M. Ibalong. The Bikol Folk epic fragment. Manila: University of Santa Tomas Publishing House, 1996.
Francisco J. The Philippines and India: essays in ancient cultural relations. Manila: National Book Store, 1971.
From paintings to patadyong: The rich cultural tapestry of Antique then and now Lito B. Zulueta | 2021. URL: https://news2.abs-cbn.com/ancx/culture/art/10/17/21/the-rich-cultural-tapes-try-of-antique-then-and-now.
Headland T.N., Greeneb H. W. Hunter-gatherers and other primates as prey, predators, and competitors of snakes // Proceedings of the Nat. Acad. of Sci. of the USA. December 27, 2011. Vol. 108, No. 52. P. E1470-E1474.
Ingel M.L.I., Abaya E.C. Cultural scenarios in the Itneg-Iloko Sung Narratives of Tata Lucio // AghamTao. 2015. Vol. 24. P. 1-21.
Jocano F.L. Filipino Prehistory: Rediscovering Precolonial Heritage. Quezon City: Punlad Research House, Inc., 2001.
Kasterine A., Arbeid R., Caillabet O., Natusch D. The Trade in South-East Asian Python Skins.International Trade Centre. 2012. Geneva.
Kelly P. Notes on the Philippines. URL: https://www.academia.edu/8970640/2021_Notes_on_the_Philippines (дата обращения: 14.06.2024).
Klimenko S.B. Speaking about Humans in Animal Terms: Animal Metaphors in Tagalog. Lingg270 Ethnolinguistics Term Paper. University of the Philippines, Diliman. 2010 (MS).
Leviton A.E., Siler C.D., Weinell J.L., Brown R.M. Synopsis of the Snakes of the Philippines. A Synthesis of Data from Biodiversity Repositories, Field Studies, and the Literature // Proceedings of the California Academy of Sciences. Series 4. 2018. Vol. 64, No. 14. Р. 399-568.
Manuel E.A. A Survey of Philippine Folk Epics // Asian Folklore Studies. Nanzan Univ. 1963. Vol. 22. P. 1-76.
Maramba R. Form and Splendor: Personal Adornment of Northern Luzon Ethnic Groups, Philippines. Exhibition Catalog. Manila: Metropolitan Museum, 1998.
Marcaida D. Jr. Bicol Dictionary in English. LAP Lambert Academic Publishing, 2020.
Misa S.N. The life and struggle of Francisco Dagohoy: A historical and cultural heritage to the Filipino people, University of Bohol, Tagbilaran. Thesis MS, 1970.
Orlina R. Epigraphical evidence for the cult of Mahapratisara in the Philippines // Journal of the International Association of Buddhist Studies (JIABS). 2012 (2013). Vol. 35, No. 1-2. P. 159-169.
Revita J.C. Trabungko myth inspires film. Dec 01,2019. URL: https://www.sunstar.com.ph/davao/local-news/trabungko-myth-inspires-film].
Rodgers S. Power and Gold: Jewelry from Indonesia, Malaysia, and the Philippines. Geneva: The Barbier-Mueller Museum, 1995.
Rudolph E. The snake-twins of the Philippines: observations on the alter-ego complex // Philippine Quarterly of Culture and Society. March 1988. Vol. 16, No. 1. Р. 45-77.
Salvador-Amores A.V. Tapping ink, tattooing identities. Tradition and modernity in contemporary Kalinga society, North Luzon, Philippines. Univ. of the Philippines Press, Diliman, Quezon City; Cordillera Studies Centre, Univ. of the Philippines, Baguio, 2013.
Scott W.H. Barangay. Sixteenth-Century Philippine Culture and Society. Quezon City: Ateneo de Manila Univ. Press, 1994.
Sellato B. Hornbill and Dragon: Arts and Culture of Borneo. Sun Tree Publishing, S'pore (second edition). 1992.
Stanyukovich M. V. Dog in Philippine life, ritual and creation myths: in a spirit of hunting // Dogs, Past and Present: an Interdisciplinary Perspective. Archaeopress, 2023. P. 418-433.
Waterson R. The Living House: An Anthropology of Architecture in South East Asia. New York: Whitney Library of Design Press, 1998.
URL: https://www.trussel2.com/ACD/acd-s_s1.htm#%2031341.
Yulianto Y. The Evolution of Shape and Meaning in Vernacular Architecture: A Case Study of Gorga Woodcarving Motifs in Toba Batak Houses // Conf. Proc. of 2nd Intern. Nusantara Cultural Heritage Symposium. 2017.
Zoetmulder P. Old Javanese-English Dictionary. 1982. URL: http://sealang.net/ojed.
Zulkarnain Z., Sholikhah I.Y.M., Dewi T.F. Efficacy and safety in consuming python bile: a literature study // 2021 IOP Conf. Ser.: Earth Environ. Sci. 637 012019. 9 p.
 Питон и прочие змеи в традиционной культуре и повествовательном фольклоре филиппинцев и их соседей | Сибирские исторические исследования. 2024. № 3. DOI: 10.17223/2312461X/45/1

Питон и прочие змеи в традиционной культуре и повествовательном фольклоре филиппинцев и их соседей | Сибирские исторические исследования. 2024. № 3. DOI: 10.17223/2312461X/45/1