Музыкальное прошлое как часть культурного наследия североанглийских рабочих городов: пример Салфорда
За последние 30-35 лет существенно трансформировались представления о культурном наследии. Это связано с расширением понимания культурной ценности объектов, которые имеют отношение как к недавнему прошлому, так и к маргинализированным ранее культурным формам (прежде всего, к популярной культуре). Проекты регенерации британских городов в 19802000-е гг. демонстрируют разные способы маркирования городского прошлого в качестве культурного наследия. Так, в регионе Северной Англии, где города серьезно пострадали от кризиса деиндустриализации, в понятие «культурного наследия» было включено богатое музыкальное прошлое региона, которое стало не простым дополнением городской истории, а мощным ресурсом ее развития. Социальный клуб «Salford Lads’ Club» («SLC’s») в Салфорде (Большой Манчестер) представляет собой яркий пример совмещения социального и музыкального прошлого, являясь местом сохранения и поддержания истории рабочего класса данного региона и в то же время одним из ключевых мест в истории популярной музыки Великобритании. Отличительной чертой клуба являлась организация ежегодных туристических походов, ставших разновидностью молодежной работы, ее воспитания и дисциплинирования, а также способом поддержки детей рабочих семей (пост)индустриальных городских районов Большого Манчестера. Вместе с тем «Salford Lads’ Club» также стал значимым местом для музыкальных фанатов. С появлением фотографии британской рок-группы «The Smiths» на фоне главного входа клуба в буклете к альбому «The Queen Is Dead» (1986) «SLC’s» оказался местом паломничества поклонников группы со всего мира. В ходе реализации проекта регенерации Большого Манчестера, начавшегося в 2000-е гг., клуб стал одним из знаковых символов как новой городской исторической политики, так и переосмысления культурного наследия региона Северной Англии. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
музыкальное наследие,
рабочее наследие,
Северная Англия,
Салфорд,
The SmithsАвторы
Колесник Александра Сергеевна | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» | кандидат исторических наук, доцент Школы исторических наук факультета гуманитарных наук | aleksa-kolesnik@yandex.ru |
Всего: 1
Ссылки
Колесник А. С. Музыкальное наследие в Северной Англии: примеры Шеффилда, Манчестера и Ливерпуля // Labyrinth. Теории и практики культуры. 2022. № 3. С. 35-47.
Колесник А.С., Русанов А.В. Наследие-как-процесс: дискуссии о концепте культурного наследия в современных социальных и гуманитарных науках // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2022. Т. 58, № 3. С. 58-69.
Arnold-Foster K., La Rue H. Museums of Music: a Review of Musical Collections in the United Kingdom. L.: HMSO in Association with the Museums and Galleries Commission, 1993.
Ashworth G.J., Graham B., Tunbridge J.E. Pluralising Pasts: Heritage, Identity and Place in Multicultural Societies. L.: Pluto Press, 2007.
Bull M. Sounding out the City: Personal Stereos and the Management of Everyday Life. Oxford: Berg, 2000.
Byrne D. Heritage as Social Action // The Heritage Reader / G. Fairclough, R. Harrison, J. Jameson Jr., J. Schofield (eds.). L.; N.Y.: Routledge, 2008. P. 149-173.
Carney G.O. Music Geography // Journal of Cultural Geography. 1998. № 18. P. 1-10.
Cloonan M. State of the Nation: “Englishness,” Pop, and Politics in the mid-1990s // Popular Music and Society. 1997. Vol. 21, № 2. P. 47-70.
Cohen S. Live Music and Urban Landscape: Mapping the Beat in Liverpool // Social Semiotics. 2012. Vol. 5, № 22. P. 587-603.
Cohen S., Roberts L. Heritage Rocks! Mapping Spaces of Popular Music Tourism // The Globalization of Musics in Transit: Music Migration and Tourism / S. Kruger, R. Trandafoiu (eds.). N.Y.: Routledge, 2014. P. 35-57.
Cohen S., Schofield J., Lashua B.Introduction to the Special Issue: Music, Characterization and Urban Space // Popular Music History. 2009. Vol. 2, № 4. P. 105-111.
Connell J., Gibson Ch. Sound Tracks: Popular Music, Identity, and Place. L.: Routledge, 2002.
Couldry N., MacDonald R., Stephansen H., Clark W., Dickens L., Fotopoulou A. Constructing a Digital Storycircle: Digital Infrastructure and Mutual Recognition // International Journal of Cultural Studies. 2015. Vol. 18, № 5. P. 501-517.
Couldry N., Stephansen H., Fotopoulou A., MacDonald R., Clark W., Dickens L. Digital Citizenship? Narrative Exchange and the Changing Terms of Civic Culture // Citizenship Studies. 2014. Vol. 18, Is. 6-7. P. 615-629.
Curating Pop: Exhibiting Popular Music in the Museum / S. Baker, L. Istvandity, R. Nowak (eds.). L.: Bloomsbury Academic, 2019.
Dickens L., Couldry N., Fotopoulou A. News in the community? Investigating emerging interlocal spaces of news production/consumption // Journalism Studies. 2015. Vol. 16, № 1. P. 97-114.
Dickens L., MacDonald R.L. “I can do things here that I can't do in my own life”: The Making of a Civic Archive at the Salford Lads Club // ACME: An International E-Journal for Critical Geographies. 2015. Vol. 14, № 2. P. 377-389.
Dickens L., MacDonald R.L. Displaced encounters with the working class city: camping, storytelling and intergenerational relationships at the Salford Lads Club // Intergenerational Space / R. Vanderbeck, N. Worth (eds.). L.: Routledge, 2014. P. 81-95.
Edge K. Music in the Museum: Some Problems in Collecting and Interpreting the Technologies of Pop // Popular Musicology Online. 2000. Is. 3. URL: http://www.popular-musicology-online.com/issues/03/edge.html.
Hesmondhalgh D. British Popular Music and National Identity // British Cultural Studies: Geography, Nationality, and Identity / D. Morley, K. Robbins (eds.). Oxford: Oxford University Press, 2001. P. 279-280.
Imperial War Museum North. URL: http://www.iwm.org.uk/visits/iwm-north.
Johansson O., Thomas L.B. Touring Circuits and the Geography of Rock Music Performance // Popular Music and Society. 2014. Vol. 37, Is. 3. P. 313-337.
Lashua B. Oral Histories of the Vanishing Social Clubs of Liverpool 8: Mapping Black Musical Experience through Collaborative Inter-Generational Documentary Filmmaking // Identities, Cultures and Voices in Leisure and Sport / B. Watson, J. Hatpin (eds.). New Jersey: Leisure Studies Association, 2011. P. 39-60.
Lashua B. Popular Music, Popular Myth and Cultural Heritage in Cleveland: The Moondog, the Buzzard and the Battle for the Rock and Roll Hall of Fame. Bingley: Emerald Group Publishing, 2019.
Leonard M. Constructing Histories Through Material Culture // Popular Music History. 2007. Vol. 2, № 2. P. 147-167.
Leonard M. Exhibiting Popular Music: Museum Audiences, Inclusion and Social History // Journal of New Music Research. 2010. Vol. 39, № 2. P 171-181.
Lowenthal D. The Past is a Foreign Country. Cambridge: Cambridge University Press, 2015.
MacDonald R.L., Couldry N., Dickens L. Digitisation and Materiality: Researching Community Memory Practice Today // The Sociological Review. 2015. Vol. 63. P. 102-120.
Manchester Music Tours. URL: https://manchestermusictours.com.
Montgomery J. Cultural Quarters in Dublin, Sheffield, Manchester and Adelaide // City Edge: Case Studies in Contemporary Urbanism / E. Charlesworth (ed.). L.: The Architectural Press, 2005. P. 84-101.
Music and Heritage: New Perspectives on Place-Making and Sonic Identity / L. Maloney, J. Schofield (eds.). L.; N.Y.: Routledge, 2021.
Music, Space and Place: Popular Music and Cultural Identity / Sh. Whiteley, A. Bennett, S. Hawkins (eds.). Aldershot: Ashgate, 2005.
Popular Music, Cultural Memory, and Heritage / A. Bennett, S. Janssen (eds.). L.; N.Y.: Routledge, 2019.
Preserving Popular Music Heritage: Do-it-Yourself, Do-it-Together / S. Baker (ed.). L.; N.Y.: Routledge, 2015.
Remembering Popular Music’s Past: Memory-Heritage-History / L. Istvandity, S. Baker, Z. Cantillon (eds.). L.: Anthem Press, 2019.
Roberts L., Cohen S. Unauthorising Popular Music Heritage: Outline of a Critical Framework // International Journal of Heritage Studies. 2014. Vol. 20, № 3. P. 241-261.
Salford Lads’ Club // Historic England. URL: https://historicengland.org.uk/listing/the-list/list-entry/1390580.
Salford map // Historypin. URL: https://www.historypin.org/en/salford-local-history-library-s-collection/geo/53.4791,-2.295709,5/bounds/44.720445,-12.117486,60.741078,7.526068/paging/1.
Sites of Popular Music Heritage: Memories, Histories, Places / S. Cohen, R. Knifton, M. Leonard, L. Roberts (eds.). L.; N.Y.: Routledge, 2014.
Smith L. The Uses of Heritage. L.; N.Y.: Routledge, 2006.
Strachan R., Leonard M.Introduction: Creativity, Representation and Place // The Beat Goes on: Liverpool, Popular Music and the Changing City / M. Leonard, R. Strachan (eds.). Liverpool: Liverpool University Press, 2010. P. 1-10.
Tales from Camp // The Salford Lads’ Club YouTube Channel. URL: http://www.youtube.com/user/TheSalfordladsclub/videos.
The Routledge Companion to Popular Music History and Heritage / S. Baker, C. Strong, L. Istvandity, Z. Cantillon (eds.). L.; N.Y.: Routledge, 2018.
The Salford Lads’ Club. URL: http://salfordladsclub.org.uk/.
The Smiths - Stop Me If You Think You've Heard This One Before (Official Music Video) // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=SckD99B51IA.
The Smiths Room // The Salford Lads’ Club. URL: https://salfordladsclub.org.uk/visit/the-smiths-room/.