Неэкспертная рациональность в эпоху постправды: критическое мышление как мышление разумного согласия | Сибирские исторические исследования. 2025. № 1. DOI: 10.17223/2312461X/47/9

Неэкспертная рациональность в эпоху постправды: критическое мышление как мышление разумного согласия

Большую часть интеллектуальной истории человечества вопрос о мышлении обычного человека (не-эксперта) не становился предметом такого интереса, который можно наблюдать сегодня. В современных обществах значение термина «обыватель» существенно изменилось, обычный человек может интересоваться сложными областями и оказываться перед лицом необходимости выносить суждения по темам, выходящим далеко за пределы его повседневного и профессионального опыта. В связи с этим актуальность получили исследования критического мышления, которое сегодня интерпретируется в том числе через идею автономного мышления, устойчивого перед мнениями авторитетов и способного самостоятельно проводить оценку истинности утверждений. В статье поднимается вопрос о том, насколько автономное мышление возможно в рамках «неэкспертной рациональности», способствует ли оно изначально заявленным целям критического мышления. Таким образом, статус автономии неэкспертного мышления является предметом данного исследования. Показано, что концептуальное и действительное значение критического мышления неидентично: на уровне концепций оно практически приравнивает обывателя к эксперту, но в действительности социальные ожидания от критического мыслителя больше связаны с разумно обоснованным согласием. Мышление согласия в XXI в. имеет значительные отличия от более ранних интерпретаций данного понятия, оно перестаёт быть пассивной формой доверия и становится объектом рефлексивного контроля. Одним из основных результатов исследования является определение критического мышления как реакции общества на эпистемические конкуренции: показано, что дискурс о критическом мышлении возникает там, где сталкиваются конкурирующие объяснения, и тогда, когда выбор одного из них становится личным выбором человека. Это позволяет обнаружить новое свойство критического мышления как отражение глубинного стремления человека к эпистемическому согласию в условиях продолжающейся поляризации мнений и конфликтов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

критическое мышление, мышление согласия, автономное мышление, эпистемическое доверие, эпистемическая конкуренция, поляризация мнений, неэкспертная рациональность, эпистемическая оценка

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Голубинская Анастасия ВалерьевнаНижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевскогокандидат философских наук, доцент кафедры киберпсихологии, старший научный сотрудник лаборатории социальной антропологииgolub@unn.ru
Грозов Степан СергеевичНижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевскогоаспирант, младший научный сотрудник лаборатории социальной антропологии, ассистент кафедры социальной безопасности и гуманитарных технологийgrozov@imomi.unn.ru
Всего: 2

Ссылки

Акрамова Г.Р. Развитие критического мышления как условие социализации учащихся // Педагогическое образование и наука. 2016. № 6. С. 144-146.
Гиринский А.А., Лепетюхина А.О., Пащенко Т.В. Концепция критического мышления: генезис понятия и актуальные проблемы применения в образовании // Мир психологии. 2023. № 3. С. 286-300.
Грифцова И.Н., Сорина Г.В. Критическое мышление против псевдонауки // Человек. 2022. Т. 33, № 1. С. 7-30.
Монтень М. Опыты. М.: Изд-во АСТ, 2020.
Осин В.В., Чараева Д.Т. Развитие креативности обучающихся в целях преодоления рисков технологии развития критического мышления // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика. 2021. С. 132-139.
Паскаль Б. Мысли. М.: Изд-во АСТ, 2019.
Петракова И.Н. К вопросу о самодостаточности критического мышления // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2021. № 2. С. 188-197.
Светоносова Л.Г., Корчагина-Мокеева А.Г. Методика организации и проведения семинаров-погружений по педагогике в контексте развития критического мышления обучающихся вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN220.pdf (дата обращения: 22.02.2024).
Свечникова Е.В. Формирование научного мировоззрения у молодёжи // Лженаука в современном мире: медиасфера, высшее образование, школа. СПб., 2017. С. 56-60.
Сеитова Т.Ш., Оспанова Н.Б. Развитие критического мышления будущих учителей математики // Инновационное развитие науки и образования. 2022. С. 61-68.
Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000.
Braun K. Unpacking post-truth // Critical Policy Studies. 2019. Vol. 13, № 4. P. 432-436.
Chirgwin S.K., Huijser H. Cultural variance, critical thinking, and indigenous knowledges: Exploring a both-ways approach // The Palgrave handbook of critical thinking in higher education. New York: Palgrave Macmillan US, 2015. P. 335-350.
Christie M., Asmar C. Indigenous knowers and knowledge in university teaching // University Teaching in Focus. Routledge, 2021. P. 260-284.
Correa Munoz M.E., Saldarriaga Grisales D.C. The Latin American Indian epistemicide: Some thoughts from decolonial critical thinking // Revista CES Derecho. 2014. Vol. 5, № 2. P. 154-164.
Frijda N.H. The Psychologists' Point of View // Handbook of Emotions. New York: Guilford Press, 2008. P. 59-74.
Fuller S. Post-Truth: Knowledge As A Power Game. Anthem Press, 2018.
Garcia Franco A., Ferrara Reyes L., Gomez Galindo A.A. Culturally relevant science education and critical thinking in indigenous people: bridging the gap between community and school science // Critical Thinking in Biology and Environmental Education: Facing Challenges in a Post-Truth World. Cham: Springer International Publishing, 2022. P. 55-72.
Howat A., Bruschke J., Ocampo M. Critical thinking instruction for the post-truth era // Argumentation and Advocacy. 2023. Vol. 59. № 1-4. P. 17-35.
Inoue Y. Critical Thinking and Diversity Experiences: A Connection. American Educational Research Association, 2005.
Jimenez-Aleixandre M.P., Puig B. Educating critical citizens to face post-truth: The time is now // Critical Thinking in Biology and Environmental Education: Facing Challenges in a PostTruth World. Cham: Springer International Publishing, 2022. P. 3-19.
Levitin D. J. Weaponized lies: How to think critically in the post-truth era. Penguin, 2017.
Marchenko O., Kretov P., Kretova O. Post-truth and critical thinking: ideological implications in education. Людинознавчi студii. Серiя: Фiтософiя. 2021. Vol. 43. C. 96-102.
McGuirk J. Embedded rationality and the contextualisation of critical thinking // Journal of Philosophy of Education. 2021. Vol. 55, № 4-5. P. 606-620.
Montesquieu C.L.S. My thoughts. Liberty Fund, 2014.
Negahneewin Research Centre. An Indigenous Knowledge Mobilization Packsack: Utilizing Indigenous Learning Outcomes to Promote and Assess Critical Thinking and Global Citizenship. Toronto: Higher Education Quality Council of Ontario, 2020.
Nyeu M. T. From Indigenous Elders' Stories to a Critical Thinking Curriculum: a Discussion-Based Literacy Intervention Using Indigenous Students' Cultural Narratives. Harvard Graduate School of Education, 2020.
Porter R. Enlightenment: Britain and the Creation of the Modern World. London: Penguin, 2001.
Pukhta I. Critical Thinking in the „Post-Truth" Era // Wschodni Rocznik Humanistyczny. 2019. Vol. 16, № 1. P. 67-76.
Rapple L. Epistemic Trust in Online Higher Education: A Mixed Method Phenomenological Research Study. State University of New York at Albany, 2019.
Sel B. Social media use of prospective teachers in the post-truth era: Confirmation, trust, critical thinking tendency // Participatory Educational Research. 2022. Vol. 9, № 2. P. 463-480.
Sockbeson R. Indigenous research methodology: Gluskabe's encounters with epistemicide // Postcolonial Directions in Education. 2017. Vol. 6 (1). P. 1-27.
Steger M.B. Reflections on "critical thinking" in global studies // ProtoSociology. 2016. Vol. 33. P. 19-40.
Wikforss Л. Critical thinking in the post-truth era // Misinformation and fake news in education. Charlotte, NC, 2019. P. 279-305.
 Неэкспертная рациональность в эпоху постправды: критическое мышление как мышление разумного согласия | Сибирские исторические исследования. 2025. № 1. DOI: 10.17223/2312461X/47/9

Неэкспертная рациональность в эпоху постправды: критическое мышление как мышление разумного согласия | Сибирские исторические исследования. 2025. № 1. DOI: 10.17223/2312461X/47/9