Пересказ как инструмент из арсенала сказителя: герой-паспорт, герой-спонсор в эпосе пострижения волос (яттука, Филиппины)
Рассматривается проблема исследования жанровых особенностей метатекстов, функционирующих внутри народной традиции. Пересказы и комментарии эпических сказаний - неотъемлемая часть жизни эпоса в культуре. Они уже привлекали внимание исследователей, однако не было попыток взглянуть на пересказы в разных, сильно отличающихся друг от друга традициях как на явления одного порядка. Автор дает краткий обзор выводов, сделанных коллегами-эпосоведами на материале Сибири и Новой Гвинеи, и представляет свои полевые материалы по теме, собранные в ходе 30-летней полевой работы со сказителями горных народов Филиппин. В центре повествования - краткий пересказ худхуда ни колот, сказания пострижения волос, сделанный молодым сказителем. Сказание исполняется во время обряда перехода - посвящения в высокий ранг мальчика. Данная публикация является первым изложением сюжета этого эпического жанра. В архиве автора семь аудиозаписей этого сказания на языках яттука и тували ифугао, сделанных в 1995-2025 гг. в трех муниципалитетах горной провинции Ифугао, и множество интервью со сказителями, посвященных соотношению пропеваемого поэтического текста и его пересказа. С точки зрения автора, первые же результаты сравнения столь разнородных материалов дают основание трактовать пересказ как некий феномен, отдельный жанр, который имеет свои структурные, сюжетные и лексические особенности. Он отличается от эпоса и функционально, поскольку выполняет задачи, отличные от исполнения собственно эпоса в его каноническом виде. Для понимания этого феномена важным оказывается именно сравнительно-типологический подход, который позволяет не замыкаться в переделах отдельных традиций, будь то фольклор Сибири или Южных морей, а прослеживать общие жанровые закономерности. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
устный эпос,
пересказ,
метатекст,
худхуд ни колот,
сказание пострижения волос,
яттука,
ифугао,
Филиппины,
обряд перехода,
фольклор,
антропологияАвторы
| Станюкович Мария Владимировна | Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН | кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, заведующая отделом Австралии, Океании и Индонезии | mstan@kunstkamera.ru |
Всего: 1
Ссылки
Арбачакова Л.Н. Фольклорные традиции шорцев // Фольклор шорцев: в записях 1911, 1925-1930, 1959-1960, 1974, 1990-2007 годов / сост. Л.Н. Арбачакова. Новосибирск: Наука, 2010. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 29). С. 11-40.
Басангова Т.Г. Вербальный компонент в детской обрядности калмыков // Научная мысль Кавказа. 2008. № 4 (56). С. 54-59.
Грачева Г.Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра (на материале нганасан XIX - начала ХХ в.). Л., 1983.
[Дыренкова 1940] - Шорский фольклор. Записи, перевод, вступительная статья и примечания Н.П. Дыренковой. М.; Л., 1940.
Левинтон Г.А. К проблеме эпического подтекста // Фольклор и этнографическая действительность / отв. ред. А.К. Байбурин. СПб., 1992.
Опись коллекции № 7549 МАЭ РАН. Регистраторы - М.В. Станюкович, А.А. Янковская. ПМА 1995-2025 - полевые материалы автора по Филиппинам: Полевые дневники М.В. Станюкович 1995 г. (в личном архиве автора); Полевой дневник М.В. Станюкович 2011 г (в личном архиве автора); Полевые дневники М.В. Станюкович лета 2012 г. - Архив МАЭ РАН; Полевые дневники М.В. Станюкович декабря 2012 - января 2013 г. - Архив МАЭ РАН; Полевые дневники М.В. Станюкович 2025 г. (в личном архиве автора).
Путилов Б.Н. Об эпическом подтексте // Славянский фольклор. М., 1972 (в переводе на англ. яз.: Культурология. The Petersburg Journal of Cultural Studies. № 1. 1993). Путилов Б.Н. Песни Южных морей. М., 1978.
Путилов Б.Н. Миф - обряд - песня Новой Гвинеи. М., 1980.
Ревуненкова Е.В. Представления о волосах (опыт сравнительно-типологического анализа) // Фольклор и этнографическая действительность / отв. ред. А.К. Байбурин. СПб., 1992. С. 108-113.
Ревуненкова Е.В. Индонезия и Малайзия - перекресток культур: сб. ст. / под ред. М.В. Станюкович, А.К. Касаткиной. СПб.: МАЭ РАН, 2010. (Маклаевский сборник. Вып. 2).
Станюкович М.В. Историческая типология и этнокультурные связи героического эпоса ифугао, Филиппины: дис. ... канд. ист. наук. Л., 1982.
Станюкович М.В. Социализация детей и подростков у ифугао (Филиппины) // Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии / под ред. И.С. Кона и др. М., 1983. С. 205-231.
Станюкович М.В. Охота за головами у ифугао: Практика и ритуал (по материалам начала XX в.) // Этнография, история, культура стран южных морей: Маклаевские чтения, 1995-1997 гг. / отв. ред. Е.В. Ревуненкова, Н.А. Бутинов; РАН. МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера). СПб.: МАЭ РАН, 1997. С. 141-150.
Станюкович М.В. Когда мужчины-жрецы обращаются к духам-помощникам шаманок: эпос, любовная магия и национальные выборы на Филиппинах // Шаманизм и иные традиционные верования и практики: материалы междунар. конгресса, посвящ. памяти А.В. Анохина, Н.П. Дыренковой, С.М. Широкогорова. Москва. Россия. 712 июня 1999 г. Ч. 3 / [сост. В.И. Харитонова, Д.А. Функ]. М., 2001. С. 177-192. (Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам; Т. 5. Ч. 3).
Станюкович М.В. Эпическое сказание ифугао «Алигуён, сын Биненуахена»: сюжет, персонажи и топонимы // Индонезийцы и их соседи. Festschrift, Е.В. Ревуненковой и А.К. Оглоблину / отв. ред. и сост. М.В. Станюкович. М.: Изд-во МАЭ рАн, 2008. С. 223-243.
Станюкович М.В. Современное состояние эпического сказительства и способы получения/передачи сакрального знания на Филиппинах // Шаги/Steps. 2025. Т. 11, № 1. С. 40-67.
Станюкович М.В., Козинцев А.Г. Крестики и нолики = кролики. О некоторых элементах тайного языка похоронных сказаний яттука, Филиппины // Радловский сборник. СПб., 2016. С. 267-275.
Стоянов А.К. Искусство хакасских хайджи // Алтын-Арыг. Хакасский героический эпос. М., 1988. С. 577-590.
Сыченко Г.Б. Музыкально-поэтические традиции шорского фольклора // Фольклор шорцев: в записях 1911, 1925-1930, 1959-1960, 1974, 1990-2007 годов / сост. Л.Н. Арбачакова. Новосибирск: Наука, 2010. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 29). С. 41-68.
Функ Д.А. О чем поет сказитель? Проблемы фиксации и публикации героического эпоса тюрков Южной Сибири // Антропология социальных перемен: сб. ст. / отв. ред. Э. Гучинова, Г. Комарова. М.: Рос. политическая энцикл., 2011. С. 171-179.
Функ Д.А. О чем поет сказитель? Опыт расшифровки поющихся частей эпических сказаний тюрков Южной Сибири // Сибирские исторические исследования. 2021. № 2. С. 162-183.
Чудояков А.И. Шорские героические сказания: Кан Перген. Алтын Сырык / вступ. ст., подгот. поэт, текста, пер., коммент. А.И. Чудоякова; музыковед, ст. и подгот. нот. текста Р.Б. Назаренко. Москва; Новосибирск: Наука, 1998. 463 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 17).
Klimenko S.B., Stanyukovich M.V. Yattuka and Tuwali Ifugao huhdud: Yattuka, Kelei-i, and Tuwali Ifugao Interference // Acta Linguistica Petropolitana, Труды института лингвистических исследований. 2018. Vol .14, № 2, pp. 585-636.
Klimenko S.B., Stanyukovich M. V., Sychenko G.B. Poetic language and music of the hudhud ni nosi, a Yattuka funeral chant, the Philippines // Versification: Metrics in Practice (ed. Frog, Satu Grunthal, Kati Kallio & Jarkko Niemi) 2021, Studia Fennica Litteraria 12. Helsinki: Finnish Literature Society. P. 149-170.
Nelmida P., Nelmida M., Javier D., Tiongson N.G. The Pangasinan // Cultural Centre of the Philippines Encyclopedia. V. 39.
Revel N. Mental Text, Chanted Performance, Written Transcripts and the Notion of Multiple Drafts in Palawan Highland Epics // Acts of the UNESCO Workshop in Turku, Finland, L. Honko ed. Oral Tradition. 1996. V. 2, № 1. Р. 108-132.
Stanyukovich M. V. Peacemaking Ideology in a Headhunting Society: Hudhud, Women’s Epic of the Ifugao // Hunters and Gatherers in the Modem World. Conflict, Resistance and SelfDetermination. N.Y.; Oxford, 2000. P. 399-409.
Stanyukovich M. V. Ifugao ethnographic art and its symbolism in hudhud oral epics (with references to collections of St. Petersburg, Russia and Goteburg, Sweden) // Izabela Kopania, ed. Southeast Asia: Studies in Art, Cultural Heritage and Artistic Relations with Europe’. Polish Institute of Art Studies & Tako Publishing House, Warsaw-Torun, 2012а. P. 77-84.
Stanyukovich M.V. Tops, Beads and the Epic Hero’s Haircut: Hudhud ni Kolot, Ritual Oral Epic Tradition of the Yattuka // ICOpHiL-9: The Philippines and the World. The Ninth International Conference on the Philippines. 2012b. Michigan State University. URL: http://ubcphilippinestudies.ca/2012/10/20/icophil-2012/.
Stanyukovich M. V. Epic as a means to control memory and emotions of gods and humans: Ritual implications of Hudhud among the Yattuka and Tuwali Ifugao // Songs of memory in islands of Southeast Asia / N. Revel (Ed.). Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publ, 2013. Р. 167-197.
Stanyukovich M. V. Anthroponymic Formulas in the Ifugao hudhud and Other Epics of the Philippines // Frog, ed. FORMULA: Units of Speech - ‘Words’ of Verbal Art. Working Papers of the Seminar-Workshop 17th-19th May 2017 Helsinki, Finland. Folkloristiikan toimite 23. Helsinki: Folklore Studies, University of Helsinki. P. 199-207.