Пересказ как инструмент из арсенала сказителя: герой-паспорт, герой-спонсор в эпосе пострижения волос (яттука, Филиппины)
Рассматривается проблема исследования жанровых особенностей метатекстов, функционирующих внутри народной традиции. Пересказы и комментарии эпических сказаний - неотъемлемая часть жизни эпоса в культуре. Они уже привлекали внимание исследователей, однако не было попыток взглянуть на пересказы в разных, сильно отличающихся друг от друга традициях как на явления одного порядка. Автор дает краткий обзор выводов, сделанных коллегами-эпосоведами на материале Сибири и Новой Гвинеи, и представляет свои полевые материалы по теме, собранные в ходе 30-летней полевой работы со сказителями горных народов Филиппин. В центре повествования - краткий пересказ худхуда ни колот, сказания пострижения волос, сделанный молодым сказителем. Сказание исполняется во время обряда перехода - посвящения в высокий ранг мальчика. Данная публикация является первым изложением сюжета этого эпического жанра. В архиве автора семь аудиозаписей этого сказания на языках яттука и тували ифугао, сделанных в 1995-2025 гг. в трех муниципалитетах горной провинции Ифугао, и множество интервью со сказителями, посвященных соотношению пропеваемого поэтического текста и его пересказа. С точки зрения автора, первые же результаты сравнения столь разнородных материалов дают основание трактовать пересказ как некий феномен, отдельный жанр, который имеет свои структурные, сюжетные и лексические особенности. Он отличается от эпоса и функционально, поскольку выполняет задачи, отличные от исполнения собственно эпоса в его каноническом виде. Для понимания этого феномена важным оказывается именно сравнительно-типологический подход, который позволяет не замыкаться в переделах отдельных традиций, будь то фольклор Сибири или Южных морей, а прослеживать общие жанровые закономерности. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
устный эпос,
пересказ,
метатекст,
худхуд ни колот,
сказание пострижения волос,
яттука,
ифугао,
Филиппины,
обряд перехода,
фольклор,
антропологияАвторы
Станюкович Мария Владимировна | Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН | кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, заведующая отделом Австралии, Океании и Индонезии | mstan@kunstkamera.ru |
Всего: 1
Ссылки
Арбачакова Л.Н. Фольклорные традиции шорцев // Фольклор шорцев: в записях 1911, 1925-1930, 1959-1960, 1974, 1990-2007 годов / сост. Л.Н. Арбачакова. Новосибирск: Наука, 2010. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 29). С. 11-40.
Басангова Т.Г. Вербальный компонент в детской обрядности калмыков // Научная мысль Кавказа. 2008. № 4 (56). С. 54-59.
Грачева Г.Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра (на материале нганасан XIX - начала ХХ в.). Л., 1983.
[Дыренкова 1940] - Шорский фольклор. Записи, перевод, вступительная статья и примечания Н.П. Дыренковой. М.; Л., 1940.
Левинтон Г.А. К проблеме эпического подтекста // Фольклор и этнографическая действительность / отв. ред. А.К. Байбурин. СПб., 1992.
Опись коллекции № 7549 МАЭ РАН. Регистраторы - М.В. Станюкович, А.А. Янковская. ПМА 1995-2025 - полевые материалы автора по Филиппинам: Полевые дневники М.В. Станюкович 1995 г. (в личном архиве автора); Полевой дневник М.В. Станюкович 2011 г (в личном архиве автора); Полевые дневники М.В. Станюкович лета 2012 г. - Архив МАЭ РАН; Полевые дневники М.В. Станюкович декабря 2012 - января 2013 г. - Архив МАЭ РАН; Полевые дневники М.В. Станюкович 2025 г. (в личном архиве автора).
Путилов Б.Н. Об эпическом подтексте // Славянский фольклор. М., 1972 (в переводе на англ. яз.: Культурология. The Petersburg Journal of Cultural Studies. № 1. 1993). Путилов Б.Н. Песни Южных морей. М., 1978.
Путилов Б.Н. Миф - обряд - песня Новой Гвинеи. М., 1980.
Ревуненкова Е.В. Представления о волосах (опыт сравнительно-типологического анализа) // Фольклор и этнографическая действительность / отв. ред. А.К. Байбурин. СПб., 1992. С. 108-113.
Ревуненкова Е.В. Индонезия и Малайзия - перекресток культур: сб. ст. / под ред. М.В. Станюкович, А.К. Касаткиной. СПб.: МАЭ РАН, 2010. (Маклаевский сборник. Вып. 2).
Станюкович М.В. Историческая типология и этнокультурные связи героического эпоса ифугао, Филиппины: дис. ... канд. ист. наук. Л., 1982.
Станюкович М.В. Социализация детей и подростков у ифугао (Филиппины) // Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии / под ред. И.С. Кона и др. М., 1983. С. 205-231.
Станюкович М.В. Охота за головами у ифугао: Практика и ритуал (по материалам начала XX в.) // Этнография, история, культура стран южных морей: Маклаевские чтения, 1995-1997 гг. / отв. ред. Е.В. Ревуненкова, Н.А. Бутинов; РАН. МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера). СПб.: МАЭ РАН, 1997. С. 141-150.
Станюкович М.В. Когда мужчины-жрецы обращаются к духам-помощникам шаманок: эпос, любовная магия и национальные выборы на Филиппинах // Шаманизм и иные традиционные верования и практики: материалы междунар. конгресса, посвящ. памяти А.В. Анохина, Н.П. Дыренковой, С.М. Широкогорова. Москва. Россия. 712 июня 1999 г. Ч. 3 / [сост. В.И. Харитонова, Д.А. Функ]. М., 2001. С. 177-192. (Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам; Т. 5. Ч. 3).
Станюкович М.В. Эпическое сказание ифугао «Алигуён, сын Биненуахена»: сюжет, персонажи и топонимы // Индонезийцы и их соседи. Festschrift, Е.В. Ревуненковой и А.К. Оглоблину / отв. ред. и сост. М.В. Станюкович. М.: Изд-во МАЭ рАн, 2008. С. 223-243.
Станюкович М.В. Современное состояние эпического сказительства и способы получения/передачи сакрального знания на Филиппинах // Шаги/Steps. 2025. Т. 11, № 1. С. 40-67.
Станюкович М.В., Козинцев А.Г. Крестики и нолики = кролики. О некоторых элементах тайного языка похоронных сказаний яттука, Филиппины // Радловский сборник. СПб., 2016. С. 267-275.
Стоянов А.К. Искусство хакасских хайджи // Алтын-Арыг. Хакасский героический эпос. М., 1988. С. 577-590.
Сыченко Г.Б. Музыкально-поэтические традиции шорского фольклора // Фольклор шорцев: в записях 1911, 1925-1930, 1959-1960, 1974, 1990-2007 годов / сост. Л.Н. Арбачакова. Новосибирск: Наука, 2010. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 29). С. 41-68.
Функ Д.А. О чем поет сказитель? Проблемы фиксации и публикации героического эпоса тюрков Южной Сибири // Антропология социальных перемен: сб. ст. / отв. ред. Э. Гучинова, Г. Комарова. М.: Рос. политическая энцикл., 2011. С. 171-179.
Функ Д.А. О чем поет сказитель? Опыт расшифровки поющихся частей эпических сказаний тюрков Южной Сибири // Сибирские исторические исследования. 2021. № 2. С. 162-183.
Чудояков А.И. Шорские героические сказания: Кан Перген. Алтын Сырык / вступ. ст., подгот. поэт, текста, пер., коммент. А.И. Чудоякова; музыковед, ст. и подгот. нот. текста Р.Б. Назаренко. Москва; Новосибирск: Наука, 1998. 463 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 17).
Klimenko S.B., Stanyukovich M.V. Yattuka and Tuwali Ifugao huhdud: Yattuka, Kelei-i, and Tuwali Ifugao Interference // Acta Linguistica Petropolitana, Труды института лингвистических исследований. 2018. Vol .14, № 2, pp. 585-636.
Klimenko S.B., Stanyukovich M. V., Sychenko G.B. Poetic language and music of the hudhud ni nosi, a Yattuka funeral chant, the Philippines // Versification: Metrics in Practice (ed. Frog, Satu Grunthal, Kati Kallio & Jarkko Niemi) 2021, Studia Fennica Litteraria 12. Helsinki: Finnish Literature Society. P. 149-170.
Nelmida P., Nelmida M., Javier D., Tiongson N.G. The Pangasinan // Cultural Centre of the Philippines Encyclopedia. V. 39.
Revel N. Mental Text, Chanted Performance, Written Transcripts and the Notion of Multiple Drafts in Palawan Highland Epics // Acts of the UNESCO Workshop in Turku, Finland, L. Honko ed. Oral Tradition. 1996. V. 2, № 1. Р. 108-132.
Stanyukovich M. V. Peacemaking Ideology in a Headhunting Society: Hudhud, Women’s Epic of the Ifugao // Hunters and Gatherers in the Modem World. Conflict, Resistance and SelfDetermination. N.Y.; Oxford, 2000. P. 399-409.
Stanyukovich M. V. Ifugao ethnographic art and its symbolism in hudhud oral epics (with references to collections of St. Petersburg, Russia and Goteburg, Sweden) // Izabela Kopania, ed. Southeast Asia: Studies in Art, Cultural Heritage and Artistic Relations with Europe’. Polish Institute of Art Studies & Tako Publishing House, Warsaw-Torun, 2012а. P. 77-84.
Stanyukovich M.V. Tops, Beads and the Epic Hero’s Haircut: Hudhud ni Kolot, Ritual Oral Epic Tradition of the Yattuka // ICOpHiL-9: The Philippines and the World. The Ninth International Conference on the Philippines. 2012b. Michigan State University. URL: http://ubcphilippinestudies.ca/2012/10/20/icophil-2012/.
Stanyukovich M. V. Epic as a means to control memory and emotions of gods and humans: Ritual implications of Hudhud among the Yattuka and Tuwali Ifugao // Songs of memory in islands of Southeast Asia / N. Revel (Ed.). Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publ, 2013. Р. 167-197.
Stanyukovich M. V. Anthroponymic Formulas in the Ifugao hudhud and Other Epics of the Philippines // Frog, ed. FORMULA: Units of Speech - ‘Words’ of Verbal Art. Working Papers of the Seminar-Workshop 17th-19th May 2017 Helsinki, Finland. Folkloristiikan toimite 23. Helsinki: Folklore Studies, University of Helsinki. P. 199-207.