Владимир Маяковский как социалистический примитивист | Сибирский филологический журнал. 2014. № 2.

Владимир Маяковский как социалистический примитивист

Послереволюционная поэзия В. Маяковского трактуется как воплощение поэтики примитивизма: жизнеутверждающий пафос, вытеснение рефлексии, упрощённая картина мира, праздничная перспектива истории, «весомая, грубая, зримая» образность и форма стиха. Поворот от футуризма к примитивизму рассматривается как закономерное развитие принципов авангарда - от конструирования экспрессии форм к стратегии жизнестроения. Обращение к теории наивного искусства и примерам живописного примитива, а также к психологической характеристике личности поэта позволяет найти аргументы, подтверждающие статус агитационной, гражданской и эпической поэзии В. Маяковского 1920-х годов как социалистического примитивизма.

Vladimir Mayakovskiy as a socialist primitivist.pdf О применении терминов «наив» и «примитивизм» к высокой литературе Типологическое определение послереволюционной поэзии В. Маяковского всё ещё актуально - как характеристика целостности эстетической системы и пре-емственности этапов развития. Вопрос в том, оставался ли поэт авангардистом в 1920-е годы и в каком эстетическом ключе следует воспринимать поэтику со-ветского периода. Радикальное формотворчество завершилось с переходом к агитационной по-эзии, обязанной быть суггестивной, содержательно простой и внятной по образу высказывания. В антологии «Поэзия русского футуризма» (1999) подборку Мая-ковского венчает «Наш марш» (1918). В. А. Альфонсов во вступительной статье настаивал на исчерпанности сугубо авангардной модели творчества: поскольку изначально «футуризм был не только искусством - он был общественным пове-дением, освобождением от норм в широком масштабе», то и «должен был транс-формироваться во что-то другое, перемешаться с жизнью, предстать в её формах, даже и безотносительных к искусству» [1999, с. 61]. Для самого поэта перемена самоидентификации произошла в 1923 году. Ещё накануне поэму «Пятый Интер-национал» (1922) открывал «Приказ № 3» ко всем художественным силам - пре-тензия на лидерство по праву обладания ясной, безусловной истиной: «Прочесть по всем эскадрильям // футуристов, крепостям классиков… Я // поэзии // одну разрешаю форму: // краткость, // точность математических формул» [Лите-ратурные манифесты, 2001, с. 199-200]. Основание для радикализма - пророчест-во футуриста, прозревшего сияние «ЗеФеКа» - Земной Федерации Коммун - в середине XXI века. Через год установка на творческий прагматизма потребовала организации ЛЕФа: «Футуристы! Ваши заслуги в искусстве велики: но не думай-те прожить на проценты вчерашней революционности. Работой в сегодня покажи-те, что наш взрыв не отчаянный вопль ущемлённой интеллигенции, а борьба - работа плечом к плечу со всеми, с рвущимися к победе коммуны» («Кого предос-терегает Леф?») [Там же, с. 210]. Но можно ли считать социально ангажированное творчество - агитки, сатиру, лироэпос, гражданскую, даже любовную лирику 1920-х годов - авангардной поэзией? Советский авангард перенёс жизнестроительные амбиции в сферу идеоло-гии, но реализованы они были в иной, традиционной поэтике: «сталинская эпоха осуществила основное требование авангарда о переходе искусства от изображе-ния жизни к её преображению методами тотального эстетико-политического про-екта» [Гройс, 2003, с. 56]. По утверждению Б. Гройса, авангард и социалистиче-ский реализм совпадают «и в мотивации, и в целях экспансии искусства в жизнь - восстановить целостность Божьего мира, разрушенную вторжением техники, средствами самой техники, остановить технический и вообще исторический про-гресс, поставив его под тотальный технический контроль, преодолеть время, вый-ти в вечное» [Там же, с. 95]. Технический контроль насаждал и нормативную эстетику, доступную восприятию масс. Но можно ли поэта-рабочего, т. е. демиур-га-пролетария, творца нового чувства жизни, считать сугубо предтечей соцреа-лизма, перелагавшим идеологемы в формулы стихотворной речи? Когда поэт за-являл: «Я себя / советским чувствую / заводом, // вырабатывающим счастье» («Домой!» 1925) [Маяковский, 1969, с. 236], - иррациональная избыточность ме-тафорической экспрессии наивно перекрывала даже стахановские эстетические нормы. Жизнестроительную миссию выполняло в ХХ веке не только идеологизиро-ванное искусство, но и примитив как переживание-выражение онтологического мифа. Архетипы актуализируются в обстоятельствах перенапряжения социальных и духовных процессов, «они всегда были источником защиты и спасения» [Юнг, 1991, с. 123]. Можно предположить, что послереволюционная поэзия Маяковско-го представляет собой литературную версию примитивизма, т. е. актуализацию «наивных» форм и логики мышления для обеспечения органичной новизны твор-чества и витальности самих идей. Для обоснования этой концепции необходимо соотнести миропонимание, духовные импульсы и образ мышления поэта-новатора с безыскусно простодуш-ным мировосприятием художников-самородков, поскольку на этом материале разработана теория преемственности живописного примитива и примитивизма как профессиональной стилизации, эксплуатирующей поэтику наивной простоты в собственных целях. Перенос теории в сферу словесности осложняется тем, что художественный статус примитива как особой, т. е. самобытной в сравнении с фольклором и профессиональным искусством, культуры чрезвычайно высок в живописи, но остаётся неопределенным в словесности, где статус «третьей культуры» [Прокофьев, 1983, с. 8] эстетически сомнителен, ибо всё-таки тождест-вен неграмотности. Живопись, выражающая индивидуальное, нерефлексивное онтологическое миропонимание непосредственно, через собственную систему, помимо школ и в развитии народных изобразительных традиций, определена как «наивное искусство», а самодеятельная «наивная литература - это прозаические и поэтические опусы неумелых людей, подражающих образцам высокой словес-ности; они противостоят не только фольклорным и парафольклорным формам, но и текстам массовой культуры. …главный признак - наивность (следствие невладения навыками литературного мастерства, принимаемого за образец) - определяется и градуируется субъективно границы наивной литературы (как и живописи) всегда спорны» [Рылёва, Балдина, 2011, с. 44]. В профессиональной литературе граница между примитивом и примитивиз-мом проходит между сугубо «сделанными» текстами: это или самовысказывание героя, или воспроизведение речевой модели в повествовании. Пример революци-онного наива - «Стих Марии Басовой» из повести Б. Лавренёва «Сорок первый» (1924): «Ленин герой наш пролетарский, // Поставим статуй твой на площаде. // Ты низвергнул дворец тот царский // И стал ногою на труде» [Лавренёв, 1977, с. 201]. Агитационный примитивизм тоже не боится косноязычия: «Мы / новая кровь / городских жил, // тело нив, // ткацкой идей / нить. (выделено мой как пример неопределённости приёма: это или эллипсис («ткацкой идей нить») или анаколуф (грамматическая норма «ткацкой идеи нить»)? - И. П.) // Ленин - / жил, // Ленин - / жив, // Ленин - / будет жить» («Комсомольская» 31 марта 1924) [Маяковский, 1963, с. 339]. Два пафосных выказывания раз- ных субъектов - лирику девушки-бойца и речёвку абстрактных комсомольцев - объединяет родство психологических переживаний: коллективная пролетарская самоидентификация, энергия самосознания избранных историей, отождествление собственной воли с волей вождя, заклинание будущего, эмблематичная метони-мическая образность: «дворец царский» = власть самодержавия, «стал ногою на труде» = пролетариат как опора вождя; «новая кровь» = молодость, «тело нив» = рождающая почва. Действительно, утопичность, или склонность к идеализации, - родовая черта наивного сознания. Оно целостно [Медведева, 2001, с. 277], простодушно, нереф-лексивно, эмоционально и интуитивно, воплощает в творчестве «объекно-субъектную слитность» [Рылёва, Балдина, 2011, с. 86], тяготеет к праздничности [Богемская, 2001а, с. 77], правдиво в отношении к миру, искренне в переживаниях и потому «разрушает опыт лицемерия культуры» [Гиренок, 2001, с. 23]. Наивный автор - визионер, фантазёр [Богемская, 2001а, с. 182], его цель - не мимесис, а жизнеутверждение, «радость, к которой стремится каждый художник-прими- тивист, созидающий не то, что он видит, а то, что знает и чувствует. Ра-дость, открытость миру - один из обязательных признаков наивного искусства. Радость исключает обыденность» [Пименова, 2001, с. 171]. То, что удачно названо «философией наивности», раскрывает суть художественного примитива, скрытую за упрощённой формой: знаковым рисунком, отсутствием перспективы, когда цвет локален, а «предметы и люди на картине не заслоняют друг друга», ибо одинаково важны для художника [Тарабаров, 2001, с. 203]. Принципиально важно, что наивность обусловлена отнюдь не простоватостью и благодушием мастеров, а живым проявлением мифологического демиургического сознания: «через пространство мира и плоскость картины приоткрывается скрытая природа наивного искусства, его культуротворческая сила. Она не столько в способности познавать и отражать, сколько создавать иную, небывалую реальность существо-вания человеческого Духа» [Балдина, 2001, с. 159]. Такова сугубо позитивная трактовка примитивов - наивного искусства XIX-XXI века. Примитивизм как приём отнюдь не обусловлен счастливым сочетанием ду-ховной цельности и спонтанности творчества, а регенерируется авангардом как поиск нового языка онтологической силы и безусловной выразительности. По формулировке искусствоведа, в России начала ХХ века он «использовался как национальное художественное арго. Обращаясь к первоосновам искусства в луб-ке, вывесках, детских рисунках, художники стремились утвердить цельность, не-зыблемость этого мощного праязыка» [Богемская, 2001б, с. 226]. Литературным аналогом признана «душевная простота» заумной поэзии В. Хлебникова, воз/сводящая «язык до первоматерии» [Рабинович, 2001, с. 53]. Идея всеединства в её натурфилософском выражении стала органичным мостом между примитивом и литературным примитивизмом в прозе А. Платонова. Её язык и особенности психологизма - «возможности перехода коллективного в личностное, пересечение границ фундаментального и конкретного» - позволяют культурологу практически идентифицировать литературных персонажей и самобытных художников: «Фак-тически судьбы и сущностные характеристики героев А. Платонова почти полно-стью совпадают с судьбами и философией классиков нашего отечественного наива - Елены Волковой, Павла Леонова, Екатерины Медведевой, Василия Рома-ненкова, соединивших в своей пластике христианские и социалистические уто-пии» [Пацюков, 2001, с. 39]. Но вопрос о степени сближения наива и авторской художественной философии остаётся дискуссионным. По мнению Д. Давыдова, А. Платонов, напротив, «с максимальной резкостью обозначил внутреннюю оппо-зицию примитива и примитивизма в собственном творчестве и культурном пове-дении» [Давыдов, 2004]. Возможность определения автора как примитивиста обусловлена не только абсолютной искренностью, но и внутренними противоре-чиями в сознании художника, их глубиной и степенью их отрефлексированности, тогда как примитив в принципе анти- и надрефлексивен. Исследования русского литературного примитивизма имеют уже достаточно обширную библиографию, история прослеживается со стихов капитана Лебядки-на до московского концептуализма и Андрея Родионова [Там же]. Общая тенден-ция - подчёркнутость приёма, т. е. использование наива как маски, как средства выражения оппозиции господствующей эстетике: «В рамках русской неофици-альной, андеграундной литературы 50-90 гг. примитивизм оказался одним из са-мых востребованных творческих методов (стоит перечислить таких его адептов, как Евгений Кропивицкий, Игорь Холин, Эдуард Лимонов, Владимир Уфлянд, Владлен Гаврильчик, Олег Григорьев, Герман Лукомников)» [Давыдов, 2001, с. 123]. В постмодернистский период приём работает как образ лирического ёрни-чества и игры в «новую искренность». Черты поэтики - игра в графоманство и «безыскусность» стиха, «нарочито “простые” тексты», «плохой» стиль, «“сращивание” маски и авторского голоса», многописание, «сознательная недоде-ланность текстов» [Давыдов, 2000]. Остраняющий абсурд «Столбцов» Н. Забо-лоцкого и обэриутов утратил мистериальное содержание и редуцировался до эк-зистенциального в школе Лианозово и в интеллектуальной деконструкции, т. е. постмодернистской иронии. В. Маяковский не упоминается в ряду литературных примитивистов: ни сре-ди авангардистов, ни в контексте советской культуры - среди тех, кто персони-фицировал «не столько путь личности в массу… а возможности перехода коллек-тивного в личное» [Пацюков, 2001, с. 39]. Очевидно, для исследователей примитивизма поэт не стоит в ряду тех, кто, отрекаясь от личного, реализовал «перспективы архаического художественного мышления» [Там же], как и не при-надлежал к имитаторам наивной веры. Но даже обращение к очевидным приме-рам - агитки «Окон РОСТА» с плакатной образностью и текстом, площадная драма «Мистерия-буфф. Героическое, эпическое и сатирическое изображение на-шей эпохи» (1918, 1921), футуристическая былина «150 000 000. Поэма» (1919 - март 1920) - уже даёт основание для трактовки этой поэзии как советского наива. Маяковский-примитивист - contra et pro Доказательное отнесение Маяковского к примитивистам предполагает не только актуализацию соответствующих признаков поэтики, но и выявление пси-хологической подоплёки именно таких решений: художественный примитивизм, духовно родственный непосредственному наиву, может быть только искренним поступком, деянием, а не искусной имитацией стиля. В данном случае - это без-условное приятие всей революции. Признанию поэта как творца социалистического наива прежде всего мешает канонизированность «лучшего и талантливейшего поэта нашей советской эпохи», бронзовая монументальность рупора государственной идеологии и печать яркой индивидуальности на любом тексте, даже самом мифопоэтическом и «деперсона-лизированном». Таким псевдоотречением от авторства начинается поэма, кото-рую, по замыслу творца нового «эпоса революции», мог продолжить каждый: «150 000 000 мастера этой поэмы имя. // Пуля - ритм. / Рифма - огонь из здания в здание. / 150 000 000 говорят губами моими. // Ротационкой шагов / в булыж-ном верже площадей / напечатано это издание. Кто назовёт земли гениаль-ного автора? // Так / и этой / моей / поэмы / никто не сочинитель. // И идея одна у неё - / сиять в настающее завтра» [Маяковский, 1963, с. 468]. Признать творца генерального стиля эпохи простодушным «наивом» - значит изменить содержа-ние и духовный масштаб самой наивности, вывести вдохновенную идею за преде-лы социальной догмы в саму природу (в естество). Причём это природа все- объемлющая: внутренняя (глубины сознания) и внешняя (универсум). Теория настаивает, что наив остаётся «универсальным свойством каждой личности» [Ры-лёва, 2011, с. 45], в случае Маяковского речь идёт уже о социально-космическом наполнении архетипического первообраза. Так, персонификация революционного народа - как тела первочеловека - отождествляет его с пространством: «Россия / вся / единый Иван, // и рука / у него - / Нева, // а пятки - каспийские степи» [Мая-ковский, 1963, с. 480], а в противоборстве президента Вильсона с Иваном (бур-жуазии с народом) участвует живая природа, техника и весь космос: «К бобрам - / арабский скакун, // к блузам - / тяжёлые туши битюжьи. К бобрам / изящ-ный ушёл лимузин, // к блузам / стал / стосильный грузовоз. К бобрам становитесь, / генералы созвездья, // к блузам - / миллионы Млечного Пути» [Маяковский, 1963, с. 500-501]. Показательна эмблематическая поляризация кон-фликта без описания взаимодействия всех этих сил - так художник-примитивист разворачивает на живописном полотне фантастическую картину вполне матери-ального, узнаваемого, но чудесного мира. Аналог героического эпоса Маяковского - мирные полотна наивного худож-ника П. Леонова (1920-2011). Они написаны в 90-е годы и не могут иллюстриро-вать «чемпионат / всемирной классовой борьбы!» [Маяковский, 1963, с. 501], но демонстрируют тот же принцип целостного видения мира: включённость в социальную жизнь всей природы, когда по народной тропе к памятнику Ленину шествуют не только люди и всадники, но верблюд и медведь, а вертикаль живого космоса представлена птицами. В картине «Спорт» (1998) параллельно празднику с участием животных и машин неожиданно разворачивается батальная тема с жё-стко разделёнными флангами - красочной Красной Армией и чёрной фашистской силой. Мысли П. Леонова об искусстве поразительно созвучны эстетике радост-ного жизнеутверждения и обусловлены не конъюнктурой, а осознанным призва-нием: «Художник должен быть пропагандистом и агитатором, изобретателем и проектировщиком. И находиться во главе передового общества, что и являлось бы гордостью России. Наносить на полотно лучшие идеи и распространять их среди народных масс. Художник не должен рисовать лишь бы рисовать. Его надо спасти от опасного натурализма. Художники наносили быт народа и трудо-вую деятельность. Например, картина Репина “Бурлаки на Волге” или Сурикова “Боярыня Морозова”. Надо рисовать художника на рабочем месте как портрет художника Шишкина в шляпе и в оригинальном костюме. Ведь Ломоносов и то надел парик, а не делал из себя карикатуру. Посмотрите на портреты членов По-литбюро. Черненко, ему 70 лет, а на портрете ему лет 25. Поэтому каждого уче-ника, посещающего художественную школу, надо учить, как рисовать, что надо переделывать, т. е. украшать, переконструировать. И нужно делать в лучшую сто-рону. Деньги можно приобретать разным способом. Но это не подвиг и не героизм. И для народа нет никакой радости» (17 февраля 1996) [Павел Леонов…, 2001, с. 189]. Общий «дискурс» несёт отпечаток идеологии, от которой сам ху-дожник пострадал в полной мере, но установка «украшать и переконструиро-вать», чтобы образ соответствовал мечте, а не реальности, - принцип наива, а не соцреализма. В. И. Ленин. Я памятник себе воздвиг нирукотворный кнему не заростёт народная тропа. Художник Леонов П. П. (Прим. Название и подпись автора). П. Леонов. Спорт. 8/Х 98 г. (на дальнем плане представлена память о войне и надпись «Разгром немцев в Сталинграде») http://koroleni.livejournal.com/205777.html Цель наива - гармония, умиротворение, «возвращение в Эдем»: «солгать не может человек-творящий-впервые-бытие в одном шаге от Рая» [Рылёва, 2011, с. 49]. Маяковский - поэт первотворения, и он венчает все послереволюционные эпические полотна образом феерического великолепия, «о рае сегодняшнем рас-трубливая весть» [Маяковский, 1963, с. 513]. Финал поэмы «Владимир Ильич Ле-нин» (1924) - апофеоз бессмертия вождя, итог «Хорошо!» (1927) не только в том, что «Радость прёт. Жизнь прекрасна / и / удивительна» [Маяковский, 1969, с. 599], это и библейская реминисценция: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1: 31). Присутствие всепримиряющей перспективы прин-ципиально значимо для разрешения одного из главных препятствий при опреде-лении Маяковского как примитивиста - категоричности, воинственности и готов-ности принять насилие. Поэт не уставал заявлять, что «кровожадность» футуристов - только средство экспрессии, художественная условность. Так ги-перболическая беспощадность - «отца - // предложи на старьё меняться, - // мы // и его // обольём керосином // и в улицы пустим - // для иллюминаций» («Той сто-роне» Декабрь 1918) [Маяковский, 1963, с. 253] - лишь перифразированная по-словица «Ради красного словца не пожалеешь и отца». Апофеоз декларации впол-не гуманистический: «Мы смерть зовём рожденья во имя. Когда ж // прорвёмся сквозь заставы // и праздник будет за болью боя, - // мы // все украше-нья // расставить заставим - // любите любое!» [Маяковский, 1963, с. 254-255]. Владей поэтом ярая пролетарская ненависть, вряд ли бы в «Хорошо!» появилась пронзительная картина прощания барона Врангеля с Россией: «И над белым тле-ном, // как от пули падающий, // на оба / колена // упал главнокомандующий. // Трижды / землю / поцеловавши, // трижды / город / перекрестил» [Маяковский, 1969, с. 583]. Наив выше злобы дня. Так, П. Леонов с одинаковым вдохновением писал картины «Божья мать приглашает ангелов на совещание», «Отряд Котов-ского в укрытии» и двойной портрет «Император Николай II Александрович. Им-ператрица Александра Фёдоровна». Наив не эклектичен, а синкретичен и пред-ставляет мифы коллективного, а не классового сознания. Именно так - как «первого в мире поэта масс» («Эпос и лирика современной России» 1932) [Цветаева, 1991, с. 294] - понимала Маяковского М. Цветаева, под-чёркивая его чуткость: «Заказ множества Маяковскому: скажи нас» («Поэт и вре-мя» 1932) [Там же, с. 68]. Голос масс сродни стихии - это следует из ответа Цветаевой на собственный вопрос, «какова же стихия, каков же демон, вселив-шийся в тот час в Маяковского и заставивший его написать Врангеля»: «Не Белое движение, а Чёрное море, в которое, трижды поцеловав русскую землю, ступил Главнокомандующий» («Искусство при свете совести» 1932) [Там же, с. 95]. То, что исследователи называют коллективным подсознанием, рационализируется поэтами как воля природы, и это прямо относится к вопросу об особой экспрессии насилия, свойственной стихам Маяковского, но не истинному примитиву. Непо-средственные отклики самобытных художников на кровь и ужасы Гражданской войны нами не найдены (в фильме «В огне брода нет» (1967) рисунки наивной художницы Тани Тёткиной, героизирующие Красную Армию, выполнены худож-ником Н. Васильевой и созвучны стихам Марютки из повести «Сорок первый»). Плакатная стилистика агиток из «Окон РОСТА» тяготеет к лубку, в котором кар-тинки насилия не страшные, а смешные: «3. Паны красным ткут петлю, // нам мо-гилу роют. // 4. Ссыпь в могилу эту тлю / вместе с Петлюрою!» («Мчит Пилсуд-ский…» Апрель 1920) [Маяковский, 1963, с. 270]. Настоящей яростью дышат строки, обвиняющие всех, кто сыт и не сочувствует голоду 1921 года, от буржуа-зии до всей русской эмиграции, которой приписано злорадство: «Будьте прокля-ты! // Вечное “вон!” им! // Всех отвращая иудьим видом, // французского золота преследуемые звоном, // скитайтесь чужбинами Вечным жидом! // Леса россий-ские, // соберитесь все! // Выберите по самой большой осине, // чтоб образ ихний // вечно висел, // под самым небом качался, синий» («Сволочи!» 1922) [Маяковский, 1963, с. 301]. Инвектива напечатана в «Известиях» в рамках кампании, воз-лагающей всю ответственность за бедствие на внешнего врага; так выразитель-ность и сила искренних строк доверчивого Маяковского служили политике, бук-вальной злобе дня. На примитив принято смотреть с умилением - как на голос божьей просто-ты, но Г. Гачев задался вопросом: «а может ли Зло быть наивным?» [2001, с. 32]. Вопрос решается не онтологически, а психологически - как ограниченность орга-ничного, как следствие самососредоточенности яркой индивидуальности, ибо «наивняк - слепец, нарциссичен, субъективен: монологичен, слышит лишь себя… Так что наивняк, как голос Натуры прямой, может вступать в конфликт с Культу-рой. И Натура = Дура тут - такою оборачивается» [Там же, с. 33]. Начало наивно-го зла - гнев Каина: он убил брата, «тогда как причина - БОГ, кто почему-то не принял его жертвы… Так что субстанция ЗЛА - глупость, незнание» [Там же, с. 34]. Г. Гачев философски оценивал болезненные издержки наивного незнания, ибо оно не только яркое упрощение картины мира, но и неизбежное условие творчества: «Так что каждое существо - тутовый червь-шелкопряд или поэт-гений - тянет в наивности, что это дело имеет со-смысл с Целым, свою нить, - и в итоге создаётся множественная пёстрая ткань бытия» [Там же]. Рассуждения Г. Гачева обеспечивают взвешенное решение парадокса Маяковского - ограни-ченности претендента на роль не просто гения, но творца нового человека, куль-туры, всей жизни. Это парадокс не только личности, доверчивой и категоричной, внушаемой и амбициозной, но и всего авангарда - претензия на насильственную переделку миропонимания, мышления, существования: «А мы // не деревообде-лочники разве? // Голов людских обделываем дубы. Но труд поэтов - поч-тенный паче - // людей живых ловить, а не рыб. Мозги шлифуем рашпилем языка. Пролетарии тела и духа. // Лишь вместе // вселенную мы разукрасим // и маршами пустим ухать. // Отгородимся от бурь словесным молом. // К делу!» («Поэт рабочий» Декабрь 1918) [Маяковский, 1963, с. 252]. Эгоцентричное проти-воречие в самой природе авангарда: присвоив абсолютное право на Творение, он верит в безусловную силу слова, которое - не Логос, а сгусток энергии и инстру-мент в руках мастера. Эта авангардистская идея оставалась стержнем всего твор-чества поэта - до и после революции. Притязания наивного художника тоже не знают границ. П. Леонов настаи-вал: «…Я ведь изобретатель. Ещё в 1944 году я уже изобретал двигатель “перпету мобиля” для угольной промышленности, врубовые машины для асбестовой про-мышленности, сортовки, фильтры, схему комбината. А ведь сюжет составить - это надо видеть» (14 июня 1991 год) [Павел Леонов…, 1991, с. 190]. Так же до-верчиво рисуется перспектива истории - апофеоз оптимизма переживается как раз накануне её крушения: «Три года побудут, а там коммунизм и мы будем жить богато, работать по способности, получать по потребности» (7 августа 1991 год) [Там же]. Суть не только в простоте 70-летнего художника, а в уверенности, что он знает правду жизни и остаётся её выразителем: «…Мои картины являются по-учительной школой для проектировщиков, и книжку можно делать из одних моих картинок» (12 апреля 1994 год) [Там же, с. 191]. Наивность Маяковского поначалу буквально мессианская: знаменитый вызов «Я люблю смотреть, как умирают де-ти» раскрывается как «самолюбование», т. е. добровольное самораспятие поэта - дитя Солнца и заместителя сбежавшего Христа - «на ржавом кресте колокольни!» («Я. 4. Несколько слов обо мне самом» 1913) [Маяковский, 1963, с. 76-77]. Но идеология революции требовала не искупительной, а самоотверженной жерт-вы - вдохновенного смирения собственной песни, которое на деле было отнюдь не смирением поэтической воли, а обретением себя в новой теме, открытием но-вой энергии творчества. Отличие поэта-примитивиста от наивного художника в том, что он пишет не по наитию, а, зная силу слов, сам производит и красоту, и трагизм, и любые смыслы: «Я, // златоустейший, // чьё каждое слово // душу новородит, // именинит тело…» («Облако в штанах» Начало 1914 - июль 1915) [Маяковский, 1963, с. 160]. Нигилизм Маяковского-футуриста, оправданием которого была новая формула красоты - «радуга судорог» («Флейта-позвоночник» 1915) [Там же, с. 180], был исчерпан вместе с отрицанием онтологии во всех дореволюционных поэмах. Жизнестроительная миссия - как переход от дионисийства [Давыдов, 2006] «крикогубого Заратустры» к аполлоническому диалогу с солнцем («Необы-чайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Июнь - июль 1920) - требовала витальной поэтики. Собственная характеристика новой образности: «Мой стих / трудом / громаду лет прорвёт / и явится / весомо, / грубо, / зримо» («Во весь голос. Первое вступление в поэму» Декабрь 1929 г. - январь 1930 г.) [Маяковский, 1969, с. 602] - точное описание принципов примитивизма. Так показано начало революции: «Дул, / как всегда, / октябрь / ветра ми, // как ду-ют / при капитализме. // За Троицкой / дули / авто и трамы, // обычные / рельсы / вызмеив. // Под мостом / Нева-река, // по Неве / плывут кронштадтцы… // От вин-товок говорка // скоро / Зимнему шататься» («Хорошо!» 1927) [Там же, с. 539]. Яркая, но не агрессивная палитра, чёткий, внятный, несмотря на новизну, стих, ясность эмблематических образов, предметность мира, многофигурность, много-плановость, нарративность - общие черты поэтики октябрьских поэм и классики живописного наива. Но, как известно, радикальное опрощение советского Маяковского виделось как творческое самоубийство [Цветаева, 1991, с. 102]. Так понимали миссию аги-татора современники: «А сзади, в зареве легенд, // Идеалист-интеллигент // Печа-тал и писал плакаты // Про радость своего заката» («Высокая болезнь», 1923, 1928) [Пастернак, 1990, с. 241]. Так нетоварищи потомки обвиняли горлана-главаря в уже не художественной примитивности, воспринимая его мир как «ко- нечный , упрощённый , ограниченный внешней стороной явлений, оболочкой предметов и поверхностью слов» (подчёркнуто автором. - И. П.) [Карабчиевский, 1990, с. 20]. Действительно, мажорный финал «Хорошо!» неубедителен для реф-лектирующего сознания: «Радость прёт. / Не для вас / уделить ли нам?! // Жизнь прекрасна / и / удивительна. // Лет до ста / расти // нам / без старости. // Год от года / расти // нашей бодрости. // Славьте, / молот / и стих, // землю молодости» [Маяковский, 1969, с. 539]. Сказано грубо, но ярко, вбито «молотом» ритма и рифмы, акцентирована замена в гербе «стихом» серпа (со всеми его нежела-тельными коннотациями) - энергия витальности обеспечивает идее вечной жизни здешнюю основу. Обе жертвы - самораспятие и самоотречение: «поэт / вылизывал / чахоткины плевки // шершавым языком плаката» («Во весь голос») [Там же, с. 605] - это су-губо риторические поэтические фигуры, призванные подтвердить трагический статус творца, что чуждо природному наиву. Жизнетворчество ценой жертвы соб-ственным «Я» и запечатление жизни как исполнение собственного призвания - самое радикальное расхождение в мироощущении и в поэтике революционного и органического примитива. Но состоялась ли жертва собственной личностью в повороте от футуризма к идее соцстроительства? Советская поэзия Маяковского - продолжение творче-ской экспансии модернизма в жизнь и способ самоутверждения поэта с изначаль-ными мессианскими амбициями: «И чувствую - // “я” // для меня мало . // Кто-то из меня вырывается упрямо» («Облако в штанах») [Маяковский, 1963, с. 155-156]. Самоотречение невозможно по внутренним причинам - это было бы творческим самоубийством: «Как же // себя мне не петь, // если весь я - // сплошная невидаль» («Человек» 1916-1917) [Там же, с. 217]. Но парадокс в том, что сверхдерзкая новизна оттеняется странной интеллектуальной инертностью - открытие эксплуа-тируется, сюжеты дореволюционных поэм повторяются: явление небывалого по-эта - конфликт со всем злом и ложью мира - представление себя искупительной жертвой. Христоподобие подсказано авторитетным образом той культуры, кото-рая отрицается. Для выхода из кризиса самоповторяемости нужно было обновить содержание своего «Я» - и революция случилась как нельзя кстати, предложив мощное чувство жизни, «где каплей / льёшься с массами» («Хорошо!») [Маяков-ский, 1969, с. 580]. Это дало импульс развитию творчества и проявило изначаль-ную склонность к примитиву. Характерологический очерк, составленный нейропсихологами на материале биографическом и творческом, свидетельствует в пользу такой предрасположен-ности: «При всей глубине, интенсивности, безудержности своих эмоций и аффек-тов М. был элементарен и, если можно так выразиться, примитивен во всех своих проявлениях. Его действия, чувствования определённы, непосредственны, носят на себе печать прямоты, искренности. М. совершенно не был способен к лицеме-рию, обману, фальши, хитрости, задним мыслям или хитроумным комбинациям. В полном соответствии с этим мышление М. имеет чрезвычайно конкрет-ный, образный, если можно выразиться, предметный характер. Способность к абстракциям была несвойственна М.» [Спивак, 2001, с. 420]. Объективный ана-лиз личности поэта позволяет заключить, что по существу после 1917 года ничего не изменилось: «М. был ярко выраженным индивидуалистом. Этот индивидуа-лизм у М. берёт начало в сильных эмоционально-аффектных импульсах его личности. Не будучи в состоянии подавлять эти импульсы высшими сознательно-волевыми задерживающими аппаратами, М. не выносил над собой также никако-го постороннего контроля. Как особенно характерный пример можно привести ответ М. на вопрос о том, почему он не в партии: “А вдруг пошлют на хлебозаго-товки?” (Брик)» [Там же, с. 426-427]. Соответственно коллективистская идеоло-гия сама по себе не только не вела к самоотречению, но развивала самосознание избранности, обеспечивая успех реализации: «Основные интересы М., как творче-ские, так и личные, шли по линии социальной. Однако и в своём общении с коллективом М. чувствует свою связь с ним только тогда, когда он противопос-тавляет своё “я” коллективу, как это имеет место, когда он выступает как поэт и трибун. Вне этого противопоставления коллектив как совокупность отдельных человеческих личностей перестаёт существовать для М.» [Там же, с. 424-425]. Отсюда следует, что коллектив, которому служил поэт, был сугубо символиче-ским «мы», отождествление с «мы» переживалось как прорыв к свободе в истории и творчестве, а объективная жизнь виделась как оправдание искренней мечты. И здесь - в порыве к неведомой свободе - поэт резонировал с наивными «чаяния-ми масс». Итак, сущее в совпадении примитивиста Маяковского с наивным мироощу-щением, стоявшим за упрощенной, но яркой поэтикой, - энергия дерзкой отчаян-ной молодости, духовный импульс отождествления себя с жизненным порывом, бесстрашие доверчивой безответственности и убеждённость в оправданности времени, истории, существования. Выводы Не всё творчество Маяковского советского периода можно квалифицировать как примитивизм. Критерий - ясность формы и нерефлексивность авторской по-зиции, социальный жизнеутверждающий пафос. За пределами - поэма-фантасма- гория «Про это» (1923), с трудом увенчанная призывом к новой семейной идил-лии, диалоги как изживание вынужденного отчуждения («Тамара и Демон» 1924, «Разговор с фининспектором о поэзии» 1926, «Сергею Есенину» 1926), драматич-ная интимная лирика - всё, что отмечено самоиронией, надрывом, форсирован-ным трагизмом, суицидальными мотивами. Двойной регистр творческого и лич-ного существования - жизнестроительный и болезненный - свидетельствует, что новая художественная система, разрабатываемая поэтом, была большой игрой, серьёзной и азартной, и правила, по которым она строилась, соответствовали архетипической матрице примитива как представления хода событий в их безуслов-ной правоте. Психологи констатировали, что «М. был страстным игроком», и ви-дели в этом «недостаточность сознательно-волевой задержки»: «М. мог играть в какой угодно обстановке и во что угодно вплоть до того, что играл в чёт и нечет на номера проходящих трамваев» [Спивак, 2001, с. 413-414]. Страсть не могла обойти творчество. Игра поэта с неустойчивой нервной системой в эпическое жизнеутверждение была органичной потребностью и воспринималась как игра на стороне времени. Но мыслимое поэтом пересоздание истории было по существу вечным возвраще-нием в праздник общего бытия праведников нового, очищенного от скверны ми-ра. Логика примитива как образа мышления состоит в приятии и воссоздании не реального, а идеального образа мира. Убеждённость в абсолютной правоте своей мечты освобождала от сомнений, разрушение мечты, напротив, подрывало волю к существованию и поэта, и человека. Наивные художники отличаются творче-ским долголетием, их внутренний мир резонирует с природой, в которую вписан человек и история, но природа сама по себе никогда не интересовала Маяковского [Там же, с. 436], миропорядок заменяла цивилизация, а стихию - революция. Так видится океан: «Вовек / твой грохот / удержит ухо. // В глаза / тебя / опрокинуть рад. // По шири, / по делу, / по крови, / по духу - // моей революции / старший брат» («Атлантический океан» 1925) [Маяковский, 1969, с. 176]. Опора на неус-тойчивую субстанцию, тем более на изменчивый процесс, для человека и худож-ника конкретного, хотя и образного мышления не обеспечивает надёжность и яс-ное будущее. Примитивизм В. Маяковского можно определить как социалистический - в полном соответствии с символом веры поэта: «пускай нам / общим памятником будет // построенный / в боях / социализм» («Во весь голос») [Маяковский, 1969, с. 605]. Он воспроизводил миф социализма, который совпадал в главных своих основаниях с идеологией государства: оправдание классовой борьбы, освещение конфликтов настоящего в свете утопического будущего, ускорение истории, кол-лективизм, строительство молодой республики. Но, в отличие от не принятого ещё в 20-х годах официально социалистического реализма, эстетика Маяковского персонифицирована, он опирался не на догму, а на самость: именно себя поэт ви-дел человеком грядущих лет, всерьёз сопротивляясь «троглодитским» пережит-кам («Про это») и выстраивая образ посредника времён и пророка социализма. Такой же автономностью отмечено сознание наивного художника. «Опрощение» Маяковского было не самоотречением и самообманом - оно было попыткой об-рести позитивную онтологию не в судорожном, как в футуризме, но в радостном слове и маршевом ритме стиха, распорядителем которых оставался сам художник.

Ключевые слова

В. Маяковский, теория художественного примитива, социалистический примитивизм, психология творчества, игра, V. Mayakovskiy, theory of artistic primitivism, socialist primitivism, psychology of creative work, game

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Плеханова Ирина ИннокентьевнаИркутский государственный университетoembox@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Альфонсов В. Н. Поэзия русского футуризма // Поэзия русского футуризма / Сост. В. Н. Альфонсов, С. Р. Красицкий. СПб.: Академ. проект, 1999. С. 5-66.
Балдина О. «Пространство мира и пространство картины» наивного художника (к постановке проблемы) // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 149-160.
Богемская К. Наивное искусство: таланты и поклонники // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001а. С. 222-234.
Богемская К. Г. Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в ХХ веке. СПб.: Алетейя, 2001б. 185 с.
Гачев Г. Плюсы и минусы наивного философствования // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 29-35.
Гиренок Ф. Археография наивности // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 23-28.
Гройс Б. Русский авангард: прыжок через прогресс // Гройс Б. Искусство утопии. М.: Худож. журн., 2003. С. 33-97.
Давыдов Д. От примитива к примитивизму и наоборот (русская наивная поэзия XX в.) // Арион. 2000. № 4. URL: http://magazines.russ.ru/arion/2000/4/davydov-pr.html (дата обращения 10.04.2014).
Давыдов Д. Концептуальный примитивизм и «наивная концептуальность» // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 122-126.
Давыдов Д. М. Русская наивная и примитивистская поэзия: генезис, эволюция, поэтика: Автореф. дис. … канд. филол. наук. 2004. URL: http://www. dissercat.com/content/russkaya-naivnaya-i-primitivistskaya-poeziya-genezis-evolyu-tsiya-poetika (дата обращения 10.04.2014).
Давыдов Т. В. Дионисийское начало в ранней лирике В. В. Маяковского: Автореф. дис. … канд. филол. наук. 2006. URL: http://www.dissercat.com/content/ dionisiiskoe-nachalo-v-rannei-lirike-vv-mayakovskogo (дата обращения 10.04.2014).
Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. М.: Сов. писатель, 1990. 222 с.
Лавренёв Б. Сорок первый. Повести. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1977. 320 с.
Литературные манифесты: от символизма до «Октября» / Сост. Н. Л. Бродский, Н. П. Сидоров. М.: Аграф, 2001. 384 с.
Маяковский В. В. Избр. произведения: В 2 т. Л.: Сов. писатель, 1963. Т. 1. 667 с.
Маяковский В. В. Стихотворения. Поэмы. Пьесы. М.: Худож. лит., 1969. 735 с.
Медведева Л. Гармония мира в наивном искусстве // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 276-280.
Павел Леонов о своей жизни в искусстве // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. С.167-173.
Пастернак Б. Высокая болезнь // Пастернак Б. Стихотворения и поэмы: В 2 т. Л.: Сов. писатель, 1990. Т. 1. С. 238-246.
Пацюков В. Новаторы и архаисты // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 36-41.
Пименова Ж. Наивный танец // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 185-193.
Прокофьев В. Н. О трёх уровня художественной культуры Нового и Новейшего времени (к проблеме примитива в изобразительных искусствах) // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. М.: Наука, 1983. С. 6-28.
Рабинович В. Видеть просто или просто видеть? // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 42-71.
Рылёва А. Н., Балдина О. Д. Два взгляда на наивное искусство. СПб.: Дмитрий Буланин, 2011. 384 с.
Спивак М. Посмертная диагностика гениальности: Эдуард Багрицкий, Андрей Белый, Владимир Маяковский в коллекции Института мозга (материалы из архива Г. И. Полякова). М.: Аграф, 2001. 496 с.
Тарабаров С. К вопросу о термине «наивное искусство» // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 203-206.
Цветаева М. И. Об искусстве. М.: Искусство, 1991. 479 с.
Юнг К. Г. К пониманию психологии архетипа младенца // Самосознание европейской культуры ХХ века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991. С. 119-124.
 Владимир Маяковский как социалистический примитивист | Сибирский филологический журнал. 2014. № 2.

Владимир Маяковский как социалистический примитивист | Сибирский филологический журнал. 2014. № 2.